Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Осн.понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Осн.понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.

2021-05-27 23
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Осн.понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центральным положением теории Э.Эриксона развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

 Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности.

Развитие процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.

Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.

Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.

   Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго.

 

стадия возраст Психосоц-ый кризис Сильная.сторона
оральная 0-1 год Базовое доверие - недоверие Надежда
анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение сила воли
фаллическая 3-6 лет Инициативность - вина цель
латентная 6-12 лет Трудолюбие - некомпетентность компетентность
Подростк. возраст 12-19 (20) лет Гармоничная идентичность - диффузная идентичность верность
молодость 20-35 лет Близость - изоляция любовь
зрелость 35-60 лет Продуктивность - застой забота
старость 60 и старше Эго-интеграция - отчаяние мудрость

 

 

25. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж.Пиаже.

Теорию детского мышления Пиаже  строил на основе логики и биологии. Он исходил из идей о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основа этой схемы – логическое мышление.

По Пиаже, субъекту свойственны 2 ф-ции: организация – определенная структура поведенческого акта; адаптация – активное взаимодействие организма со средой, в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде.

Процесс развития – чередование ассимиляции и аккомодации. До определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Равновесие означает такое соотношение между ассимиляцией и аккомодацией, при котором наступает адаптация.

Эгоцентризм проявляется в неумении воспринять иную точку зрения. Эгоцентризм — это совокупность докритических, объективных позиций в познании мира.

В речи ребенка очень часто встречается местоимение ‘я’. Не вся спонтанная речь ребенка эгоцентрична. Существует некий коэффициент эгоцентрическойречи — отношение числа эгоцентрических высказываний к числу спонтанных.

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.

·             сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет)

· дооператорный интеллект (2 – 7 лет)

· конкретные операции (7 – 12 лет)

· формальные операции (от 12 лет).

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.