Эфиопия. Батра Гиваргис – амулет христиан и язычников — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эфиопия. Батра Гиваргис – амулет христиан и язычников

2021-05-27 28
Эфиопия. Батра Гиваргис – амулет христиан и язычников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эта страна подверглась чужеземному влиянию уже в глубокой древности. В X веке до н. э. вторгшиеся в Эфиопию арабы внедрили там сабеизм, или культ Солнца, Луны, звезд, неба и Земли, а иудейские торговцы, осевшие в Эфиопии за несколько столетий до появления христианства, принесли с собой религию Яхве. В свою очередь, в IV–III веках до н. э. в этой стране обитали люди, знавшие и, вероятно, практиковавшие египетскую черную магию, о чем свидетельствуют черный камень и колонна Гора, завезенная туда из Египта. Кроме того, жители Северной Эфиопии хорошо знали о завоеваниях египтян в Верхней Нубии во II тысячелетии до н. э. Таким образом, до начала IV века н. э. эфиопы были язычниками, их жрецы – магами, а в стране процветали всевозможные виды колдовства.

Эфиопы были людьми суеверными, верившими в магическую силу разного рода талисманов и амулетов. Примечательно, что христианизация не только не уничтожила старые средства магической защиты, но прибавила к ним новые.

Рассмотрим один любопытный амулет, ярко характеризующий религиозные воззрения эфиопов. Он имеет форму книги размером 4,25x3,25 дюйма и состоит из одной длинной полосы пергамента в 14 футов и 4 дюйма, которая представляет собой несколько аккуратно сшитых вместе коротких кусочков. По обеим сторонам этой полосы идут столбцы написанного черными чернилами эфиопского текста, расположенного постранично. Заглавия отдельных разделов, имена святых, Девы Марии и имя владельца амулета выделены красными чернилами. Самые старые части текста были написаны, вероятно, в XVII веке. Первого владельца книги звали Батра Гиваргис, то есть «жезл Георгия», однако по меньшей мере в двух местах встречается имя Вальды Мириам.

Если переворачивать страницу за страницей с одного конца, то следуют тексты из проповедей Севера Антиохийского об архангеле Михаиле и из «Книги Чудес Девы Марии». Но если перевернуть книгу и начать читать тексты с другого конца, то есть на обратной стороне полосы пергамента, то там обнаружится целый ряд заклинаний, заговоров, магических формул и рисунков, которые предпочитали эфиопы–язычники. Таким образом, одна и та же полоска пергамента удовлетворяла как христианские, так и языческие духовные потребности Батры Гиваргиса. Этот амулет иллюстрирует характер религиозных взглядов, явившихся результатом слияния христианства с язычеством и его магией.

Эфиопия – единственная африканская страна, где христианство является государственной религией. Однако христианские воззрения эфиопов весьма своеобразны, о чем свидетельствует амулет Батры Гиваргиса.

Так, дошедшие до нас иудейские, сирийские, арабские и эфиопские предания сходятся в утверждении, что царь Соломон был великим магом и имел власть над зверями и птицами и над всеми демонами ада, которых он ловил, как рыбу, сетью. Эфиопские христиане хотели обладать подобной властью, и на амулете Батры Гиваргиса есть рисунок – «Сети Соломона».

Многие эфиопские легенды, приемля легенду о брачном союзе Соломона с царицей Савской, считали Соломона основателем их государства. Очевидно, владелец амулета Батра Гиваргис тоже хотел заручиться оберегающей магией этого царя, для чего включил его изображение и могущественные заклинания в собственный амулет.

Эфиопы верили, что Моисей, Соломон и Христос вместе с его апостолами и учениками были магами, и потому книги Ветхого и Нового Завета, а также их копии часто считались амулетами. «Книга Чудес Девы Марии» также считалась источником магической силы. Одним из излюбленных амулетов был Псалтирь.

В Абиссинии глубоко почитались и некоторые местные, эфиопские, книги. Одно время полагалось, что на обладании самой известной из них «Kebra Nagast» – «Слава царей» – основывается незыблемость царства. Когда британская армия захватила крепость Мэкделу, где засел со своим войском Теодрос, абиссинский царь, в руки англичан попала большая коллекция манускриптов, в том числе и «Слава царей». В 1868 году их доставили в Британский музей. 10 августа 1872 года принц Касе, впоследствии коронованный как император Йоханнес IV, просил вернуть книгу, «ибо иначе народ моей страны не станет мне повиноваться». Книга была возвращена.

Такова сила веры эфиопов в магические амулеты и магию вообще.

 

ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА

 

Прежде всего это организации культовые, отправляющие свои ритуалы, но вместе с тем нередко преследующие и определенные политические и экономические цели. Долгие годы в Африке существовали и существуют поныне общества людей–оборотней. Те, кто допускается в эти союзы, верят, что они действительно способны к перевоплощению. Столь же распространенным было убеждение и в возможности зверей принимать человеческий облик.

Самыми известными являются общества людей–леопардов, которые преследуются законом. Они продолжают практиковать кровавые обычаи: их члены, одетые в шкуру пантеры, устраивают ночные походы, во время которых разрывают схваченных ими людей на части при помощи железных когтей. Образцы таких приспособлений представлены в музеях. Люди–леопарды появляются в разных местах на Африканском континенте: в некоторых отдаленных районах Сьерра–Леоне, Гвинеи, Либерии, Берега Слоновой Кости, к югу от озера Чад.

На западе Африки у кру, гере, вобе, данов, кпелле, мано, киси и лома свирепствуют общества змей. Их члены уверяют, что могут превращаться в ядовитых змей и убивать людей.

Закрытые корпорации охотников на дикобразов имеются у бобо и груси, а также у жителей на берегах озера Руква в Кении.

У ваньямвези есть охотничьи общества, которые являются, по существу, религиозными организациями и избрали своими символами дикобраза и кабана.

А в обществах, которые манджа и банда называют Семале, или Самале, во время церемонии посвящения делают надрезы кожи, причем шрамы должны напоминать следы лап леопарда или когтей хищной птицы. Считается, что леопарда и птиц послал дух Нгакола, злой пожиратель людей, черный мохнатый силач.

У сенуфо закрытая ассоциация людей–быков объединяет посвященных, хорошо разбирающихся в лечебных растениях. Другой культ сенуфо использует гадание; при этом во время своих сеансов жрец–прорицатель помимо разнообразного оснащения пользуется и фигуркой, украшенной перьями и иглами дикобраза и имеющей длинные руки, которыми она может ударить намеченную жертву.

Лоби и дагари с берегов Черной Вольты придерживаются культа Багре, в которой опекунскую и карательную роль берут на себя божества земли. Каждый вступающий в организацию должен признаться во всех своих ошибках, в частности заявить, не совершал ли он убийство, не крал ли скот, не уводил ли женщин, а затем совершить очистительный акт. Со своей стороны женщины – члены Багре – должны, когда беременеют, публично рассказать о всех случаях измены мужу, иначе роды будут тяжелыми, станут наказанием, ниспосланным невидимыми руководителями организации.

В Того и Дагомее некоторые группы эве приносят клятвы о взаимопомощи под названием «пакт крови» и создают братства. Нарушение их законов влечет за собой самые тяжелые последствия. Церемония вступления в члены братства происходит на груде священных предметов; кандидаты должны выпить из человеческого черепа особый напиток, куда добавляют несколько капель своей крови. И если впоследствии кто–нибудь нарушит свои обязательства, то он сойдет с ума, будет производить на свет уродов или же умрет в муках от укуса змеи.

В других ассоциациях такого типа невидимыми и самыми могущественными участниками являются предки. Многие тайные общества помимо религиозной деятельности занимаются политическими делами.

Такова, например, организация Оро у нигерийских йоруба. Ее члены считают себя исполнителями воли умерших предков. Они выходят по ночам под звуки священных трещоток, хватают осужденных и ведут в тайные места своих сборищ, где и убивают их. Они действуют согласно приказам–пророчествам, получаемым от коллектива Огбони, своего тайного суда, состоящего из стариков, представляющих различные города страны йоруба. Примечательно, что общество Огбони и по сей день играет важную роль в судьбе миллионов людей.

Самым могущественным «тайным обществом» Сьерра–Леоне было Поро. Сведения о нем восходят к 1479 году. Как орган административной власти Поро следил почти за всеми аспектами общественной жизни, они решали вопросы войны и мира, вершили правосудие, устанавливали рыночную цену на ямс и другие продукты, организовывали народные развлечения, более того, советы Поро контролировали и ограничивали власть вождей и монархов. Помимо этого они занимались расследованием преступлений и вредоносного колдовства. Один европейский наблюдатель, путешествовавший по Сьерра–Леоне в 20–х годах XIX века, писал, что Поро, по–видимому, «обладает полнотой власти в стране».

Примечательно, что в обществе Поро существовала строгая иерархия. Только члены нескольких родов допускались к посвящению в «высочайшие тайны». «Юридическую санкцию» этому обществу придавала концепция о том, что некоторые духи напускают на людей болезни и смерть. Эти духи обитают в небольших, четко ограниченных священных участках буша, откуда они выходят, чтобы наказывать правонарушителей. Когда это случается, духи воплощаются в высокопоставленных членов Поро, лица которых закрывают деревянные маски и которые носят другие символы духовной власти. Приняв такой облик, духи «с гневом обрушиваются на ту общину, которая осмелилась оспаривать приказы Поро». Тем самым буш Поро играл в общественной жизни роль «подлинного средоточия власти сверхъестественных сил». Благодаря Поро общественная структура Сьерра–Леоне оставалась статичной на протяжении многих лет.

И по сей день в Африке существует немало религиозных обществ, отправляющих магические обряды и вместе с тем занимающихся политическими интригами. И очень редко бывает, чтобы традиционный вождь осмелился отказаться выполнять ее тайные, не подлежащие критике директивы.

 

ПРАЗДНИК СИГИ

 

Это одна из самых старинных традиций народа догонов. около 350 тысяч человек, живущих в основном на плато Бандиагара. Ее смысл – искупление каждым новым поколением вины перед некогда обиженным прародителем, испрошение у него всяческих благ и спокойствия для деревни.

История Сиги такова. Несколько легкомысленных молодых людей совершили аморальный поступок, приведший в ярость самого старого человека в деревне – прародителя Дионгу Серу. Однажды, возвращаясь в деревню, они наткнулись на него, когда он уже перевоплотился в змею. Согласно поверьям, старики тогда могли перевоплощаться в любое священное животное, и это не мешало им вновь становиться людьми. Дионгу Серу не мог сдержать себя при виде их недостойного поведения и в облике змеи обругал их на человеческом языке, тем самым нарушив табу, запрещавшее перевоплотившимся говорить на языке людей. Поначалу прямые виновники его смерти – жители деревни Югу–Догору – не осознали всей глубины происшедшего. Они уразумели это, когда после смерти старейшины в одной из семей родился мальчик с красной кожей, покрытой коричневыми змеиными пятнами. Его кожа обрела нормальный вид лишь через семь лет, когда деревня вымолила прощение у обиженного предка. Именно тогда, в первый праздник Сиги, была вырезана из большого дерева великая маска Имина на, а мальчик стал первым членом тайного традиционного общества масок Ава. С тех пор один раз в 60 лет каждое новое поколение отмечает праздник Сиги и пополняет ряды посвященных – членов Ава.

К празднику готовятся загодя. После сбора урожая, почти за 4 месяца до праздника, лучшие деревенские резчики по дереву удаляются в саванну на поиски тогадо – большого дерева, красный сок которого догоны отождествляют с человеческой кровью. Так как маска как бы продолжает жизнь срезанного дерева, к работе над ней приступают сразу же, как только дерево свалено, пока в нем еще пульсируют «жизненные соки». Вырезанная из тогадо маска после процедуры освящения слывет за одушевленное существо, обладающее магическими свойствами.

Для суеверных догонов маска – своеобразное вместилище духа предка на протяжении 60 лет, охранительница деревни. На вид маска представляет собой ползущую вверх змею с прямоугольной головой и крепким извивающимся туловищем, как бы сложенным из красных и черных треугольников. Для освящения и, возможно, чтобы позволить предку перебраться в новое жилище, новую маску ставят на некоторое время рядом со старой, 60–летней, чудодейственные силы которой иссякают.

 

МАГИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ

 

Нет такого события, по поводу которого в Африке не устраивался бы танец. Танцем приветствуют рождение ребенка, вступление в брак, танцем вспоминают об усопших… Музыка и танец неразрывно связаны с традиционными верованиями. Они не только развлечение, но одно из главных звеньев, соединяющих африканца, согласно его представлениям, с потусторонней жизнью, с духами предков, с тем сверхъестественным миром, который создан воображением и традицией. Музыкальные инструменты, их звуки, движения в танце, танцевальные маски и костюмы – все наделялось магической силой. Так, в Уганде барабаны ассоциировались с членами королевской семьи, которые, как было известно всем, свободно общались с духами. Некоторые народы до сих пор считают, что в звуках флейт живут духи.

Танец в представлении африканцев – это звено между миром живых и миром мертвых, он служит для передачи воли духов предков, зорко следящих за поступками живых. Поэтому танцор, понимающий, что с загробными жителями шутить нельзя, скрывает лицо под маской, а тело разукрашивает краской.

Каждая маска ведет свой танец со сложными фигурами, которые проявляют ее характер и подчеркивают ее доброе или злое начало. Маска племени ньоро надевалась в танце, изображавшем борьбу против духа Каумпули. Маски народа торо показывали людоеда, который охотился за маленькими детьми. Маски и костюмы концентрируют внимание на духовной сущности танца. Личность танцора значения не имеет, его мастерство играет второстепенную роль по сравнению с религиозным смыслом исполняемых движений.

Вера танцоров в силы, которые проявляют себя через маску, порой настолько сильна, что исполнители отождествляют себя с изображаемыми духами и персонажами и на время впадают в транс. Этого момента ждут старшие. Каждый по–своему, они начинают толковать движения танцора, в которого «вселился» дух маски.

Некоторые танцы напрямую связаны с колдовством. Таков, например, танец народа ачоли. Он называется по имени очень древнего и сильного духа «джок», который может быть добрым или злым в зависимости от обстоятельств. Бывает, что злой «джок» вселяется в человека, и тогда необходимо вызвать знахаря, чтобы тот помог освободиться от его чар.

Церемония начинается вечером при свете костра. Знахарь появляется в шкурах черного козла, которые, согласно поверьям, обладают магической силой отпугивать зло. Вокруг него собираются помощники с трещотками в руках и один барабанщик. Для этого танца имеется небольшой специальный тамтам, который тоже называется «джок».

Существует несколько «джоков». Например, «джок аньйондо», или «дух рождения». Если он вселяется в молодую девушку, ее сажают на табурет, а талию обертывают шкурой черного козла. Начинается песня, монотонная, с повторяющимися словами, оглушительно звучат трещотки и тамтам. Постепенно ритм ускоряется, девушка в трансе поднимается, тело ее начинает танец. Именно тело, говорят ачоли, ибо сама девушка и не подозревает, что она танцует: это «джок» вынужден показать себя под воздействием волшебной музыки. Чем быстрее стучат трещотки, тем труднее «джоку» удержаться в теле девушки. Наконец наступает долгожданный момент: девушка без чувств падает и тело ее замирает. Это дух покинул ее. Лечение окончено, и знахарь покидает деревню.

Из всех танцев «джок» самым важным считается посвященный рождению близнецов, которые называются подарком «джок аньйондо». Кроме того, близнецы, как верят ачоли, появляются на свет только по воле предков. Танец, называемый «джок рут», устраивается у священного места, где участники благодарят предков и совершают обряд приношений.

У баганда церемониальный танец по случаю рождения близнецов начинается, когда близнецов вносят в родительский дом. С этого момента каждый, кто переступает порог дома, должен все чувства и переживания передавать в песне, даже если гость захотел пить, он обязан спеть свою просьбу. Затем по традиции близнецов выносят во двор на всеобщее обозрение. У дома уже установлены ритуальные барабаны. Родственники счастливых родителей делятся на две группы и, продолжая пение, окружают «свои» барабаны, стремясь не допустить, чтобы кто–то из другой группы прикоснулся к ним. Борьба продолжается до тех пор, пока матери или отцу близнецов не удается это сделать.

Затем начинается угощение, сопровождаемое танцами и ритуальными песнями. Возле новорожденных сидит знахарь, который время от времени окропляет близнецов и танцующих заговоренной водой и бормочет заклинания, отгоняя злых духов.

Сами африканцы приписывают танцам и музыке мистическое происхождение, наделяют их способностью обезвреживать дурные сверхъестественные силы и помогать человеку в обуздании природной среды. И в этом есть немалая доля истины. Как показали исследования, танцы и музыка, а главное – ритм, оказывают на человека мощное психологическое и физиологическое воздействие. Ритм задает темп коллективному труду, снимает усталость; вместе с мелодией он приводит в приподнятое, на грани экстаза, состояние, в котором рассеивается накопленный за день отрицательный эмоциональный заряд, тают озабоченность, страх, переживания.

Примечательно, что музыка и танец – неотделимая часть любого обряда. Чтобы исцелить больных, африканцы поют лечебные песни–заклинания и исполняют предписанные знахарями танцы. По утверждению знахарей, музыка и танец лечат все болезни. Более того, только на слух, по писку ребенка или по голосу взрослого, опытный знахарь может определить, здоров человек или его гложет недуг. И если кому–то нездоровится, знахарь берет тамтам, поет, танцует, и – удивительное дело – нередко больной и в самом деле встает на ноги, подбадриваемый живительным ритмом здоровья.

«Музыка придает африканцу дополнительные физические и душевные силы. У бембе (Конго) есть гитара – нгонфи, бембе под палящим зноем быстро пройдут 30 километров; без гитары им не осилить и километра» (Корочанцев В., с. 213).

Помимо правильных, оздоровительных звуков есть и калечащие, омертвляющие. Они хорошо известны африканцам. Известны они и современным исследователям, подтверждающим «магическую» силу танца, музыки, ритма.

 

* * *

 

Африка удивительно многообразна и разнолика. Кажутся бесконечными разные уклады жизни, танцы и песни, божества, обычаи и обряды. Бывает, что разные века истории сосуществуют рядом на африканской земле, разные верования мирно уживаются, дополняя друг друга. И в то же время Африка полна тайн, которые она приоткрывает крайне неохотно. Этот удивительный Черный континент нет–нет да и преподнесет белому человеку очередной сюрприз–загадку, порой выходящую за рамки самой смелой человеческой фантазии.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.