Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств

2021-05-27 19
Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1

1. Сравнительная характеристика финансового, налогового и управленческого учета.

2. Сущность процесса управления затратами. Системы управленческого учета.

3. Традиционная и нетрадиционная классификация затрат в управленческом учете.

 

1. Сравнительная характеристика финансового, налогового и управленческого учета

 

Рассмотрим систему законодательного регулирования бухгалтерского учета в России с точки зрения тех её положений и характеристик, которые влияют на возможность функционирования управленческого учета в России уже сегодня.

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

В настоящее время в России формируется четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

1 уровень – Гражданский кодекс РФ (ч 1 и 2); Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г № 129-ФЗ, Налоговый кодекс.

2 уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 27.07.1996г № 34Н, и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

3 уровень – нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000г №94Н). Общепринятые правила бухгалтерского учета реализуются при разработке им учетной политики.

4 уровень – внутренние рабочие документы предприятия, документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики на основании Положения «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций.

В настоящее время в информационном поле предприятия функционируют три учетные подсистемы, связанные с менеджментом, которые в своей совокупности должны способствовать улучшению финансового состояния предприятия. Предназначение этих подсистем – удовлетворение информационных потребностей своих пользователей; финансовый учет – акционеров, инвесторов, кредитные учреждения, партнеров по бизнесу; налоговый учет – государственную налоговую службу; управленческий учет – менеджеров.

В учетной политике сосредоточен основной механизм управления. В свою очередь она должна разделяться на три части:

1) финансовый (бухгалтерский) учет;

2) налоговый учет;

3) управленческий учет.

В последнее время в российской теории и практике появляется проблема выделения систем финансового, налогового и управленческого учета, которая является актуальной для информационного поля организации. Это произошло в результате субъективных и объективных причин: интеграция России в мировое экономическое пространство потребовало гармонизации языка бизнеса – бухгалтерского учета; разошлись интересы пользователей данных бухгалтерского учета.

Необходимость разделения, объединения либо выделения налогового и финансового бухгалтерского учета раскрывается в различных источниках.

Из-за противоречивости нормативных правовых документов бухгалтеры поставлены в неопределенное состояние, кроме того, из-за принятия организацией разной учетной политики в области финансового и налогового учета проблемой становиться переход от данных бухгалтерской отчетности к налоговым декларациям или ведения двойного параллельного учета. Теория налоговой политики и ее соотношение с учетной финансовой не отработаны.

В настоящее время ни в теории, ни на практике не решены вопросы выделения систем управленческого и финансового учета, а также аспекты их системной взаимосвязи на счетах.

Несмотря на дискуссии и проблемы, связанные с функционированием трех учетных систем, их разделение состоялось. Выделяют следующие виды бухгалтерского учета:

1) управленческий учет;

2) финансовый;

3) налоговый учет.

С течением времени процесс управления предприятием претерпел существенные изменения как с точки зрения постановки задач, так и с точки зрения методов их решения. Производственный учет в современных условиях не является самоцелью. Его информация необходима менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Следовательно, бухгалтерский управленческий учет включает производственный учет. Взаимосвязь видов учета иллюстрируется на рисунке 1.

Управленческий учет «не выпадает» из системы бухгалтерского учета, он остается в его составе и ведется по всем канонам бухгалтерского учета и сохранения принципа двойной записи. Вместе с тем он обогащается тем, что, увязываясь с нормированием и планированием производственных затрат, расширяет круг планируемых и учитываемых видов себестоимости продукции. Система управленческого учета дополняется экономическим анализом и подготовкой проектов управленческих решений.

Управленческий учет пересекается с финансовым в части учета издержек, различие лишь в методах учета затрат: в первом случае речь идет об аналитическом учете, во втором – о синтетическом. На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налогового учета в самостоятельное направление. Однако информация финансового и управленческого учета может использоваться в налоговых расчетах.

Взаимосвязь видов учета показана на рисунке 1.


- Бюджетирование

- Управленческий  анализ

- Принятие

управленческих решений

- Внутренняя отчетность

 

А – производственный учет

Б – финансовый (бухгалтерский) учет

В – управленческий учет

Г – налоговый учет

Рисунок 1 - Взаимосвязь видов учета.

 

Управленческий учет не может подменить или заменить финансового учета. Мнения о необязательности финансового учета, поскольку, есть налоговый и управленческий учет, основаны на недоразумении или незнании задач и функций разных видов учета.

Управленческий учет нужен именно для внутреннего управления. Он не может решить задачи корпоративного управления и служить основой публичной бухгалтерской отчетности.

 

Таблица 1 - Варианты и способы, предусмотренные бухгалтерским и налоговым законодательством

Бухгалтерский учет Налоговый учет

Способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств

Линейный способ Способ уменьшающегося остатка Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования Способ списания стоимости пропорционально объему продукции Начисление амортизации производится в течение всего срока полезного использования объектов Линейный метод Нелинейный метод Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления. Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации.  

Источники информации

Это практически только данные учетной системы организации, которая накапливает финансовую информацию, а также элементы системы налогообложения. Кроме данных учетной системы предприятия, служат сведения о нормах расхода материальных ресурсов, технологических отходов, исследования о ситуации на рынке, отчеты о проведении научно-исследовательских работ, возможности использования их результатов в существующих условиях производства, размеры штрафных санкций при невыполнении договоров.

Степень точности информации

Данные должны быть достаточно точными и достоверными, иначе внешние пользователи будут относиться с недоверием к содержанию публикуемых отчетов Приблизительная оперативная информация, достаточная для принятия управленческих решений

Масштабы учета

Деятельность всей организации Объектами учета служат так называемые центры ответственности, центры затрат, центр доходов, центр прибыли. Ими могут быть предприятие в целом, отдельные цехи, участки, подразделения и т.д.

Методика расчетов

Материалы финансовых отчетов основываются преимущественно на первоначальных бухгалтерских данных. Расчеты сосредоточены, прежде всего, на подразделениях внутри организации, основываются на сочетании первоначальных данных, анализа материалов за прошедший период и прогнозных оценок на будущее.

Группировка затрат

Затраты группируются по экономическим элементам Затраты группируются по носителям затрат в разрезе статей калькуляции

Принципы учета

Финансовые отчеты составляются исходя из общепринятых норм учета. Используют принцип двойной записи, принцип обособленности предприятия, сопоставимость и сравнения данных Общепринятых принципов не имеет, главное – простота и удобство в использовании. Выбираются те правила учета, которые считают наиболее полезными для принятия решения.

Связь с другими дисциплинами

Учет основан главным образом на собственном методе  Связан с дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой

Лекция 2

 

1. Затраты используемые для калькулирования себестоимости продукции и планирования затрат.

2. Затраты, данные о которых являются основанием для принятия решений.

3. Затраты используемые для целей контроля и регулирования затрат.

 

1. Затраты используемые для калькулирования себестоимости продукции и планирования затрат

1.1 Входящие, истекшие, периодические и распределяемые затраты

 

Входящие затраты — это затраты по тем ресурсам предприятия, которые показываются в активе бухгалтерского баланса. Т.е. это стоимость тех ресурсов, которые принесут предприятию прибыль только в будущем.

Истекшие — те затраты, которые были включены в себестоимость реализованной продукции, и по тем затратам уже была показана прибыль в балансе.

Периодические — те затраты, которые возникают в данном периоде времени и полностью списываются на результаты финансовой деятельности этого же периода времени.

Распределяемые — те затраты, которые делятся по трем направлениям:

- остатки ГП (готовой продукции) на складе;

- НЗП (незавершенное производство);

- реализованная продукция.


Схема классификации затрат

 

 

 

 


К типичным периодическим затратам относят ОХР (общехозяйственные) и коммерческие расходы, которые в активе баланса никогда не накапливаются, их полностью списывают на реализованную продукцию.

Существует две методики оценки себестоимости остатков: по сокращенной производственной себестоимости и по прямым или переменным затратам.

В первой методике ОПР (общепроизводственные) и РСиЭО (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования) является затратами распределяемыми, а во второй методике – периодическими.

Если технология производства является современной, способной приносить и формировать будущую прибыль предприятия, то ОПР и РСиЭО должны быть распределяемыми и остатки ГП и НЗП нужно оценивать по сокращенной производственной себестоимости.

Если технология производства устаревшая, неспособная формировать будущую прибыль предприятия, то ОПР следует считать периодическими и полностью списывать на реализацию, тем самым уменьшая бухгалтерскую прибыль, а в некоторых случаях показывая убытки.

В некоторых ситуациях часть ОХР может классифицироваться как затраты входящие — например, связанные с подготовкой производства новой продукции на предприятиях с позаказной системой.

 

1.2 Прямые и косвенные затраты

 

Прямые — те затраты, которые непосредственно можно отнести на объект учета затрат.

Косвенные — те затраты, которые одновременно относятся к нескольким объектам учета, и поэтому не всегда их можно однозначно распределить по объектам учета.

Объекты учета затрат — это:

Виды выпускаемой продукции

2. подразделения предприятия

3. процессы или виды деятельности

В момент зарождения затраты всегда прямые по отношению к тому объекту, где они появились. Далее при продвижении по технологической цепи они могут стать косвенными.

Например, объект: ремонтно-механический цех; затраты: заработная плата ремонтных рабочих. Если составляется смета затрат ремонтного цеха, то заработная плата ремонтников по отношению к своему цеху – затраты прямые. По отношению к основным цехам заработная плата ремонтников – это затраты косвенные и их необходимо распределять по этим цехам.

1.3 Основные и накладные затраты

 

Основные – те, которые непосредственно связаны с технологическим процессом. Накладные – затраты, связанные с общими процессами управления предприятия, исключая технологический процесс.

 

Основные Накладные затраты
1. Сырье и материалы 2. Заработная плата основных рабочих с ЕСН 3. РС и ЭО (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования). 4. ОПР (общепроизводственные) 1. ОХР 2. Коммерческие

 

Необязательно стремиться одновременно уменьшить как основные, так и накладные расходы. Можно увеличивая накладные расходы, существенно снижать основные затраты так, чтобы рентабельность производства продукции в целом повышалась.

Накладные расходы, как правило, являются косвенными по отношению к видам продукции выпускаемым на предприятии. Однако, в составе накладных расходов имеются и те затраты, которые напрямую можно отнести на виды выпускаемой продукции. Например, затраты на рекламу, упаковку, на подготовку производства новых видов продукции.


1.4 Затраты цеха, общехозяйственные и коммерческие расходы

Такая классификация позволяет привязать затраты к территории предприятия. Например, место возникновения ОПР и РСиЭО –цехи предприятия, также как и потребленное сырье, материалы и зарплата основных рабочих. Место возникновения ОХР – заводоуправление. Коммерческие локализованы во внешней среде предприятия.

 

 

 

 


Состав РС и ЭО: амортизация оборудования и транспортных средств; расходы на силовую энергию; стоимость запасных частей для ремонта; зарплата ремонтных рабочих с начислениями; внутризаводское перемещение грузов; износ инструмента.

Состав общепроизводственных расходов: содержание аппарата управления цеха; амортизация, ремонт и содержание здания цеха; затраты на охрану труда; на подготовку производства; износ производственного и инвентаря.

Состав общехозяйственных расходов (ОХР): затраты на административно-управленческие расходы; расходы на амортизацию ремонт и содержание зданий и сооружений общезаводского назначения; содержание военизированной и пожарной охраны; износ хозяйственного инвентаря; налоги и сборы, относимые на затраты; оплата услуг, оказываемых сторонними организациями.

Состав коммерческих расходов: затраты на упаковку; на транспортировку продукции к потребителю; расходы на рекламу; на представительские расходы и т.д.

2. Затраты, данные о которых являются основанием для принятия решений

2.1 Проблема отнесения затрат к переменным постоянным. Цель такой классификации затрат

 

Переменные – те затраты, которые изменяются прямо пропорционально с изменением объемов производства. К ним обычно относят: сырье и материалы, сдельную заработную плату основных рабочих, затраты на упаковку.

Постоянные – те затраты, которые не зависят от объемов производства продукции, и с увеличением объемов производства они уменьшаются на единицу продукции.

Подразделять затраты на переменные и постоянные можно только в том случае, когда производственная мощность фиксирована.

 

Рисунок 2. Линейная схема изменения затрат

 

 

 


Разделить затраты на чисто переменные и постоянные можно только в узком диапазоне объемов производства. Задача служб маркетинга предприятия удержать объем производства или продаж в узком коридоре или диапазоне – рис. 2.

Даже сдельная заработная плата основных рабочих на всем диапазоне объемов производства не является чисто переменной (). Причин этому несколько: предприятие может вводить в эксплуатацию уже установленные производственные линии, увеличивать количество наименований выпускаемой продукции. Таким образом, средняя расценка (Р) будет изменяться. Основные рабочие могут получать премии за качество работ и другие поощрительные вознаграждения. В случае вынужденных простоев не по вине рабочих оплата труда осуществляется в размере 2/3 от их часовой тарифной ставки.

Поэтому в действительности на всем диапазоне объемов производства затраты изменяются не линейно – рис. 3. Можно выделить три характерных диапазона. В I и III диапазонах – затраты растут прогрессивно, т.е. темп их роста опережает темп роста объемов производства; во II диапазоне – затраты дигрессивные, т.е. темп роста затрат отстает от темпов роста объемов производства.

 

 


Рисунок 3. Нелинейная схема изменения затрат

 

Поскольку затраты изменяются нелинейно, оптимальные объемы производства продукции будут достигнуты необязательно при полном использовании производственных мощностей предприятия.

В промежуточном подходе (между линейным и нелинейным) затраты делятся на условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные – это затраты как бы состоящие из двух частей: переменных и постоянных затрат. Например, в составе РС и ЭО выделяют: постоянные – амортизация; переменные – на силовую энергию.

Условно-постоянные или дискретные изменяются ступенчато. Например, заработная плата основных рабочих, если она повременная; затраты на рекламу.

 

 

 

 


Рисунок 4. Условно-постоянные затраты.

 

Граница между условно-постоянными и условно-переменными затратами условная – рис. 5

 

 

 

 


Рисунок 5. Затраты близкие к переменным и постоянным

 

Деление на постоянные и переменные затраты нужно для того, чтобы рассчитать безубыточные объемы производства.

2.2 Релевантные и нерелевантные затраты (т.е. принимаемые и не принимаемые во внимание при принятии решений)

 

Принимать во внимание следует только будущие доходы и расходы предприятия. Если принимать во внимание затраты прошедшего периода, можно принять ошибочное решение.

Например, предприятие в прошлом году закупило материалы для производства продукции на 40 тыс.руб. Однако, необходимость в производстве этой продукции отпала, а возможностей продать эти материалы на сторону не имеется.

На предприятие поступает предложение на производство продукции, в которой эти материалы могут быть использованы. Затраты на производство составят 30 тыс.руб., а предполагаемая выручка 60 тыс.руб. Производить ли продукцию?

Если принимать во внимание затраты прошедшего периода:

40+30=70 тыс.руб. > 60 тыс.руб. => Производство продукции убыточно и принимается решение эту продукцию не производить. Это решение ошибочно.

Принимая во внимание только будущие доходы и расходы:

60-30=30 тыс.руб. дохода => Продукцию необходимо производить. Этот доход пойдет либо на увеличение прибыли прошедшего года, либо на покрытие убытков.

40-10=10 тыс.руб. необратимых затрат.

Принимать во внимание следует только те затраты, которые изменяются с изменением варианта решения. Например, на предприятии устанавливается новая производственная линия. Для расчета ее эффективности нужно рассчитать только соответствующий прирост выручки и соответствующий прирост затрат, связанный с функционированием этой линии.


 

 


× Если доходы от решения принятого в настоящее время не полностью покрывают затраты прошедшего периода, то такие убытки называют необратимыми затратами или безвозвратными потерями.

В предыдущем примере безвозвратные потери составили 10 тыс.руб.

Вмененные затраты – это доходы по тому варианту решения, от которого мы отказались принимая данное решение.

Решение можно принимать как с учетом величины вмененных затрат, так и без.

Пример, предприятие производит кефир. Появляется возможность перейти на производство йогурта.

Прибыль от кефира = 100 тыс.руб./год;

Выручка от йогурта = 320 тыс.руб./год;

Себестоимость йогурта = 200 тыс.руб./год;

Капитальных затрат не требуется.

Решение:

1) без использования понятия "вмененные затраты":

Прибыль по йогурту:

ПЙ = 320-200 = 120 тыс.руб./год;

Дополнительная прибыль от перехода с кефира на йогурт:

ПДОПОЛН = ПЙ - ПК = 20 тыс.руб./год;

2) с использованием понятия "вмененные затраты":

ПIЙ = (320-200)-100 = 20 тыс.руб./год;

где 100 тыс.руб./год – вмененные затраты (прибыль) по кефиру;

ПIК = 100-120 = -20 тыс.руб./год;

Результат оказался таким же, что и с учетом вмененных затрат. Принимаем решение производить йогурт.

Предельные и приростные затраты

Приростные – это те затраты, которые приходятся на объем производства больше одной единицы.

Например, предприятие производило 100 тыс.ед. продукции. В результате реконструкции основных фондов объемы производства выросли до 120 тыс.ед./год. Те затраты, которые приходятся на дополнительные 20 тыс.ед., называются приростными.

Предельные – это те затраты, которые приходятся на самую последнюю единицу продукции произведенной предприятием.

Этим понятием в основном пользуются в микроэкономике, а не в бухгалтерском учете. С точки зрения микроэкономики трудно выделить чистые переменные расходы. Переменные расходы могут изменяться по сравнению с объемами производства либо прогрессивно, либо дигрессивно, поэтому затраты материалов, заработная плата основных рабочих на единицу продукции с изменением объемов производства могут меняться.

В конкурентной среде предприятие, таким образом формирует свою производственную программу, чтобы предельные затраты равнялись предельным доходам. В этом случае прибыль предприятия будет максимальной.


3.1 Затраты, используемые для целей контроля и регулирования

 

Регулируемые – те затраты, на величину которых руководитель данного подразделения может оказывать непосредственное влияние и несет ответственность за их величину.

Нерегулируемые – те затраты, на величину которых руководитель данного подразделения повлиять не может

Контролируемые – это нерегулируемые затраты данного подразделения, которые представляют интерес для вышестоящего руководства.

Чем выше ступень управления, тем большим набором регулируемых затрат владеет руководитель.

 

 

 

 


Начальник механического цеха затраты, связанные с ремонтом и отоплением цеха, не регулирует, но они являются контролируемыми для него.

Для директора предприятия не все затраты являются регулируемыми. Например, затраты связанные с уплатой налогов по определенным ставкам; потери связанные с инфляцией и т.д.

Центр ответственности – подразделение предприятия, за работу которого руководитель несет полную ответственность.

Центры ответственности подразделяются

² по своему функциональному назначению на:

a) центры ответственности основного производства;

b) центры ответственности вспомогательного производства;

c) центры ответственности администрации (заводоуправления);

²  по экономическому содержанию на:

a) центры затрат;

b) центры прибыли;

c) центры инвестирования.

Центры затрат – те подразделения, в которых результаты работы трудно измерить количественно. Поэтому для таких подразделений разрабатывают сметы или бюджеты расходов. Руководители должны отчитываться о выполнении бюджетов (смет). Например, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.

Процесс разработки бюджетов подразделений с последующим контролем их выполнения называют бюджетированием.

Центры ответственности могут состоять из нескольких центров затрат.

Центр прибыли – подразделение предприятия, по которому можно оценить количественно величину результата и величину затрат. Например, отдел маркетинга, сборочный цех.

Центр инвестирования – те подразделения, в которых осваиваются новые технологии или новые продукты.

Простые рекомендации по определению объема полномочий руководителя центра ответственности:

1) Если руководитель данного подразделения может регулировать объем и цену используемых ресурсов, то он несет ответственность за все затраты подразделения.

2) Если руководитель подразделения может регулировать объем используемых ресурсов, но не может повлиять на их цену, то он отвечает только за отклонения, которые возникают в процессе использования этого ресурса.

3) Если руководитель не может повлиять ни на объем используемых ресурсов, ни на их цену, то все затраты данного подразделения являются контролируемыми.

По центрам ответственности основного производства обычно составляют гибкие сметы затрат, в которых все затраты с одной стороны делятся на переменные и постоянные, а с другой на регулируемые и контролируемые.

Формула гибкой сметы:

 

S = a × N + b, где

 

a – переменные затраты на единицу продукции;

N – объем производства;

b – постоянные затраты.

Пример гибкой сметы для механического цеха. Нормативный уровень производства 9000 ед./мес.

 

тыс. руб./мес.

Затраты

Объемы производства, ед./мес.

Вид затрат

8500 9000 9500
Регулируемые: 1. сырье и материалы (20 руб./ед.) 2. заработная плата основных рабочих (30 руб./ед.) 3. силовая энергия   170 255   80   180 270   82   190 285   84   переменные переменные   условно-постоянные
Контролируемые: 4. прочие ОПР (заработная плата аппарата управления цехом, затраты на ремонт оборудования, освещение, отопление, здания цеха)   200   200   200   постоянные
Итого: 705 732 759  

В отчетах о выполнении сметы указывают отклонения от запланированных расходов с объяснением причин. Если отклонений нет, то просто пишут «нет отклонений» без чисел.

Различают два вида отклонений:

§ стандартные – те отклонения, по которым разработаны определенные процедуры. Например, для начальников цехов – привлечение работников на сверхурочную работу, использование страховых запасов, внесение изменений в технологическую документацию.

§ нестандартные – те отклонения, по которым нет стандартных процедур, соответствующая информация направляется для обработки и принятия решения узким специалистам. Например, при освоении новой рыночной ниши.


Лекция 1

1. Сравнительная характеристика финансового, налогового и управленческого учета.

2. Сущность процесса управления затратами. Системы управленческого учета.

3. Традиционная и нетрадиционная классификация затрат в управленческом учете.

 

1. Сравнительная характеристика финансового, налогового и управленческого учета

 

Рассмотрим систему законодательного регулирования бухгалтерского учета в России с точки зрения тех её положений и характеристик, которые влияют на возможность функционирования управленческого учета в России уже сегодня.

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

В настоящее время в России формируется четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

1 уровень – Гражданский кодекс РФ (ч 1 и 2); Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г № 129-ФЗ, Налоговый кодекс.

2 уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 27.07.1996г № 34Н, и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

3 уровень – нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000г №94Н). Общепринятые правила бухгалтерского учета реализуются при разработке им учетной политики.

4 уровень – внутренние рабочие документы предприятия, документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики на основании Положения «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций.

В настоящее время в информационном поле предприятия функционируют три учетные подсистемы, связанные с менеджментом, которые в своей совокупности должны способствовать улучшению финансового состояния предприятия. Предназначение этих подсистем – удовлетворение информационных потребностей своих пользователей; финансовый учет – акционеров, инвесторов, кредитные учреждения, партнеров по бизнесу; налоговый учет – государственную налоговую службу; управленческий учет – менеджеров.

В учетной политике сосредоточен основной механизм управления. В свою очередь она должна разделяться на три части:

1) финансовый (бухгалтерский) учет;

2) налоговый учет;

3) управленческий учет.

В последнее время в российской теории и практике появляется проблема выделения систем финансового, налогового и управленческого учета, которая является актуальной для информационного поля организации. Это произошло в результате субъективных и объективных причин: интеграция России в мировое экономическое пространство потребовало гармонизации языка бизнеса – бухгалтерского учета; разошлись интересы пользователей данных бухгалтерского учета.

Необходимость разделения, объединения либо выделения налогового и финансового бухгалтерского учета раскрывается в различных источниках.

Из-за противоречивости нормативных правовых документов бухгалтеры поставлены в неопределенное состояние, кроме того, из-за принятия организацией разной учетной политики в области финансового и налогового учета проблемой становиться переход от данных бухгалтерской отчетности к налоговым декларациям или ведения двойного параллельного учета. Теория налоговой политики и ее соотношение с учетной финансовой не отработаны.

В настоящее время ни в теории, ни на практике не решены вопросы выделения систем управленческого и финансового учета, а также аспекты их системной взаимосвязи на счетах.

Несмотря на дискуссии и проблемы, связанные с функционированием трех учетных систем, их разделение состоялось. Выделяют следующие виды бухгалтерского учета:

1) управленческий учет;

2) финансовый;

3) налоговый учет.

С течением времени процесс управления предприятием претерпел существенные изменения как с точки зрения постановки задач, так и с точки зрения методов их решения. Производственный учет в современных условиях не является самоцелью. Его информация необходима менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Следовательно, бухгалтерский управленческий учет включает производственный учет. Взаимосвязь видов учета иллюстрируется на рисунке 1.

Управленческий учет «не выпадает» из системы бухгалтерского учета, он остается в его составе и ведется по всем канонам бухгалтерского учета и сохранения принципа двойной записи. Вместе с тем он обогащается тем, что, увязываясь с нормированием и планированием производственных затрат, расширяет круг планируемых и учитываемых видов себестоимости продукции. Система управленческого учета дополняется экономическим анализом и подготовкой проектов управленческих решений.

Управленческий учет пересекается с финансовым в части учета издержек, различие лишь в методах учета затрат: в первом случае речь идет об аналитическом учете, во втором – о синтетическом. На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налогового учета в самостоятельное направление. Однако информация финансового и управленческого учета может использоваться в налоговых расчетах.

Взаимосвязь видов учета показана на рисунке 1.


- Бюджетирование

- Управленческий  анализ

- Принятие

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.