Институты власти и нормативного регулирования в первобытном обществе . — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Институты власти и нормативного регулирования в первобытном обществе .

2021-05-27 66
Институты власти и нормативного регулирования в первобытном обществе . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Власть в первобытном обществе[править | править вики-текст]

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться[1]. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).

Социальные нормы в первобытном обществе[править | править вики-текст]

Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях[1].

Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного)[1].

Российские учёные не считают, что эти традиции и правила образуют какую-либо правовую систему; учёные других стран рассматривают эту нормативную систему как право или протоправо[1].

 

2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени -несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:

^ Ранний - период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;

^ Средний - период зрелости первобытного общества, родовая община;

^ Поздний - период распада родовой общины или эпоха классообразования.

Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация - первобытное общество проходит два этапа или периода:

Первый – период присваивающей экономики;

Второй – период производящей экономики.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, еѐ разложение

пришел к формированию государства.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать

сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную

организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это

семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде,

совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были

сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную

собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и

общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не

отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку.

Власть в первобытном обществе принято называть потестарной. Такая власть не знала каких-либо

имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана

от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе

по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала

особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в

производственной деятельности.

Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей.

Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками

обычаев, ритуалов. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей.

Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы

племен. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система

половозрастного разделения труда.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного

управления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню человека. Власть носила общественный

характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом

была источником власти, и еѐ члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

Лидер;

Совет старейшин;

Общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся

по наследству.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е.

лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем

общины.

Совет старейшин формировался также путем выборов из числа более уважаемых членов общины по их

личным качествам.

Т.к. первобытном обществе власть основывалась на авторитете какого-либо члена общины, она называется

потестарной. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием или советом старейшин. Его

власть не была наследственной

Для власти первобытного общества на первом этапе его существования были характерны следующие особенности:

1.верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равным правом голоса;

2.внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3.власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4.род выступал органом защиты своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.