Система и специфика нормативного регулирования — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Система и специфика нормативного регулирования

2021-05-27 90
Система и специфика нормативного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Эффективность правового регулирования — это соотношение между поставленной перед ним целью и достигнутым результатом.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2) совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования реализации законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития. Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.

Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распостроняются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

 

 

Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.

Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.

Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм.

Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

 

В философской и естественнонаучной литературе под нормой не только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению можно сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма - это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее - патология. Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип основанный как на внутренних побуждениях так и на внешних детерминантах.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие).

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это - общепринятая и наиболее распространенная классификация.бъединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в " рафинированном " виде.

Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части в которой они не противоречат воле Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации) Говоря о праве можно обозначить, что право - уникальный высоко значимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

 

Право и мораль

Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с иными социальными нормами у нее (морали) наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованиями. Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя. Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе с тем позитивное право (право, содержащееся в актах правотворческих органов государства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой личности. По этой причине право и мораль сохраняют принципиальные расхождения. Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов: «добрые» и «плохие», «справедливые» и «несправедливые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросовестные» и т.д. Оценочными категориями права выступают «правомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юридически допустимое» и «юридически запрещенное». У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с использованием специальных средств и механизмов. Однако у права нет совести человека. Право может рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не относится к статусным качествам человека. Мораль - универсальный регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточна специфично. От морали право отличается государственной обеспеченностью. В этом, думается, заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому требованию. Право в отличие от морали, религии не терпит конкуренции. Юридическая система (как и система права), поэтому может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных систем может быть несколько: господствующая мораль, корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых. Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения) безнравственных поступков. Моральная ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости. В этом смысле право должно стать выражением «нормативно закрепленной справедливости».




 

 

47.Сущность права содержание права.

К сущности права относят его волевой характер. Волевой характер позволяет более точно отобразить психологический механизм действие права. Для марксизма характерен волевой характер. Ж.Ж. Русо говорил что право заключает в себя волевой характер. Сущность права – обусловленное материальными и социально культурными условиями жизнедеятельности общества, характерам классов, социальных групп населения,отдельных индивидов, общая воля, как результат согласования частных и специальных интересов, выраженное в законе или иным способом, признаваемым государством и выступающего в следствии этого общим (обще социальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. При рассмотрении сущности права нужно учитывать два аспекта 6 1. То что любое право есть регулятор (формальная сторона).2 то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить след. Подходы к сущности права: 1. классовый,в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); 2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Содержание права - составляет сами правила поведения установленные правовыми нормами.Можно рассматривать применения равного масштаба (меры) к неравным людям. Правовое равенство носит формальный характер (потому что применяется к неравным людям)










Понятие права.

Право – регулятивная система общеобязательных,формально определенных юридических норм,выражающая волю народа или экономически господствующего класса призванная с помощью установленных правил поведения (норм) охраняемых государством, воздействовать на общественные отношения с целью установления в общ необходимого право порядка. Существует три подхода к праву: 1. нормативный (право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил исходящих из государства и охраняемым им. Отождествляется право и закон) 2.Нравственный (философский) основывается на естественном праве и признает духовное, идейное, нравственное начало. 3.Социалогический познание права как социальное явление относительно не зависимое от государства. Отдается предпочтение действия и правоотношениям. Представители различают право и закон

ПРИЗНАКИ ПРАВА. 1. Нормативность 2. Интеллектуально волевой характер 3.Возможность государственного принуждения. 4. Общеобязательность 5. Связь с государством – выражается в том что: гос-во официально устанавливает право обеспечивает его исполнение, регулирует общественные отношения в классовых общесоциальных либо иных интересах, право имеет общеобезательный характер,что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, связано с представительно-обязывающим содержанием., 6. Формальная определенность обращают внимание на 2 момента: 1.Связанна со спецификой правой нормы.(в ней говорится о правилах поведения, об условии, говорится о наказании в случае нарушения)2.Закреплены в конкретных нормативных актах.(они имеют соответствующее внешнее выражение в законе, указе) 7. Системность – взаимосвязь правовых элементов здесь говорят о: А.) Естественное человек наделяется правами с момента рождения Б.) Позитивное право это совокупность правовых норм которые содержатся в закон принятых государством. В.) Субъективное - право управа моченой стороны в конкретном правовом отношении, (речь идет не о правах гражданина вообще, а речь идет оправе гражданина в конкретном договоре где он выступает управа моченой стороной) Г.) Объективное право- совокупность прав и обязанностей закрепленные в действующем законодательстве) Системность проявляется – в совокупности правовых норм.













49 Право в объективном и субъективном смысле.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смыслах. Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. объективное право обладает качествами: а)всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок; б)общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на
всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства; в)способностью определять рамки юридической свободы участников общественных отношений, и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом; г)стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Субъективное право возникает на основе объективного права, т.е нормы права закрепленных в законах и других НПА. Для субъективного права характерны: а)совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений; б) определение меры возможного и необходимого поведения
субъекта; в)возникновение в результате правоотношения как его содержания; г) защита и охрана государством. Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.

Объективное право еще называют позитивным, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусственным образованием, так как формируется государством, которое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование. если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.







 

50 Школы теории права: естественно-правовая, психологическая, нормативистская.

Различия объективны (зависят от взглядов, идеологических установок, важно понять что берется в основу) но можно выделить общие моменты. Два основных подхода: 1. Идиаллестический подход - Фома Аквинский (теологическая, божественная теория) есть определенная перекличка между школами права и происхождением государства. Рассматривал как государство так и право от производной воли господа бога. (каран) 2. Матереалестический подход - Марксистская теория права (подчеркивает объективный характер развития права. Особый акцент делается на обусловленность права экономическим базисом, классовым характером, жесткой зависимостью права от государства, обеспеченность права принудительной силой государством. В зависимости от того что рассматривается в качестве источника право образования: природа человека различают: Естественно правовую теорию права - берут начало в Древней Греции и Рима (Демокрит, Сократ, Цецерона) особое значение приобрело в период просвещения, великая Французская революция. Утверждается что права принадлежат от рождения человека и задача законодателя чтобы в законах были закреплены все права, подчеркивается исключительное значение права (Др.РИМ, велик буурж. Революция, великое просвещение). Сам закон должен быть правовым. Естественно правовая школа различают право и закон, тесно связано с вопросами нравственности. Основные положения нашли закрепления в (Декларации независимости США (1776) Конституции США (1787) декларация прав чел. и граж. Во Франции (1789)

Позитивизкую теорию права - проявляется в подчеркивании роли значении установления правопорядка. Считает что право это совокупность правовых норм установленных государством. Юридический позитивизм – связывает с государств. Это совокупность прав закрепленных в законе (Шершеневич).Подчеркивается роль и значение правопорядка.Уделяется значение догмы (основание юр. Ответственности, структуры правовой нормы). Искусственно ограничивали право от др. социальных регуляторов (от нравственных моментов). Отсутствие нравственной оценки права. Отказываются от исследования содержания самого права и их целей. В зависимости от того в чем усматривается основной элемент права различают: Нормативизкую - современная интерпретация юридического позитивизма (Г. Кельзен Австрия) главный акцент делается на правовой норме, совокупность правовых предписаний. 2. Психологическая – Л. Петрожицки признавал право как конкретные психические эмоции, правовые эмоции человека он разделял на две группы: 1. переживание позитивного права установленного государством 2 переживания интуитивного личного права, как переживает личность, оно рассматривала в качестве регулятора восприятия человеком правовых норм. 3. Социологическа теория - Дюги, Мурамцев,Паунт признавали нормативный характер права, но разделяли как в жизни реальный правовой порядок приводится в действие (отличие от написанного и реализованного). 4. Историческая школа – Гуго, Пухто Совеньи противники естественно договорной теории, считали что право развивается как национальная культура, как язык что право существует в духе, выражает интересы как общества в целом так и конкретного индивида особое значение придавали обычаям, традициям. Антропологическая теория – как шло становление права. Регулятивная теория - основная цель установление правопорядка. Либертарно юридическая теория - право относительно самостоятельное явление которое связано на признание утверждение и защиты свободы.

Дифференционая теория - специализация, согласование индивидуальных интересов людей в поведении людей в сфере права.










 


51 Школы теории права:  историческая,марксиская,психологическая. Историческая школа – Гуго, Пухто Совеньи противники естественно договорной теории, считали что право развивается как национальная культура, как язык что право существует в духе, выражает интересы как общества в целом так и конкретного индивида особое значение придавали обычаям, традициям. Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно, и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя — зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество. Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее — возникновение права неразрывно связано с образованием государства. А поскольку они возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затем и частной собственности привело к расколу общества на антагонистические классы. В результате первобытные обычаи оказались не приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы классовым регулятором общественных отношений. Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право. Марксистская теория выделяет два пути правообразования:1.перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права.При этом государство снабжает обычаи принудительной санкцией; 2.правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Эти нормы были направлены на то, чтобы обеспечить классовое господство, и поддерживаются принудительной силой государства. Согласно марксистской теории право жестко привязано к государству и подчинено ему. Оно служит его инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права — принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти.Психологическая школа – Л. Петрожицки признавал право как конкретные психические эмоции, правовые эмоции человека он разделял на две группы: - переживание позитивного права установленного государством - переживания интуитивного личного права, как переживает личность, оно рассматривала в качестве регулятора восприятия человеком правовых норм





 

Принципы права.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обосновывать судебное решение в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права — это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений. В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суд должен быть справедливым».Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека (1948), осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам ООН (ст. 29).Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Принцип права – это основные исходные начала,положения идеи, выражающие сущность и закономерности права как специфического социального регулятора. в зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые,межотраслевые и отраслевые принципы первые действуют во всех без исключения отраслях права, вторые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, третьи обслуживают только одну отрасль права. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). Виды принципов права: 1. Общеправовые (Справедливость, гуманизм, Демократизм, Юридическое равенство граждан пред законом и судом, единство прав и обязанностей,сочетание принуждения и убеждения). 2. Межотраслевые (В гражданском,уголовном процессуальном праве: гласность и состязательность судопроизводства; В арбитражном процессуальном кодексе сказано о независимости судей эти же принципы закреплены в УК и ГК В уголовном, гражданском,административном праве неотвратимость ответственности; В гражданском и семейном-брачном праве равенство сторон). 3. Отраслевые (В трудовом праве свобода труда,В гражданском праве всеобщность защиты гражданских прав, в уголовном процессе презумпция невиновности)







 

53    Функции права - основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. В юридической науке принято классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права. 2). Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят 2.1 общесоциальные функции. Среди них выделяют функции: культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры; воспитательную — способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения; социального контроля — стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий; информационно-регулирующую — информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению. А так же экономичная и политическая функции. 2.2 Специально юридическая функция к ним относят: - Регулятивную- роль права как социального регулятора, цель установление правопорядка выделяют: а.)Регулятивно статическую (определение статуса гражданина) б.) Регулятивно динамическую (порядок заключение гражданско-правовых сделок, внесение изменения) - Охранительную – связано с наступлением юридических последствий.(связано с государственным принуждением) - Восстановительная (кабальный договор одна из сторон попадает в кабальные у


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.