Запись в журнале: сол 498 (2) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Запись в журнале: сол 498 (2)

2021-05-27 20
Запись в журнале: сол 498 (2) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я провел ВКД, и выяснилось, что все не так плохо. Но и не слишком хорошо.

Три солнечные панели разбиты. Они под марсоходом, все в трещинах. Быть может, смогут выжать из себя пару ватт, но я на это особо не рассчитываю. К счастью, у меня есть с собой одна запасная панель. Мне требовалось двадцать восемь, а я захватил двадцать девять (четырнадцать на крыше марсохода, семь на крыше прицепа и восемь на импровизированных полках по бокам).

Я попытался поставить марсоход на колеса, но мне не хватило сил. Нужно найти какой-то рычаг. Помимо того, что мое транспортное средство лежит на боку, других явных проблем я не вижу.

Ну, не совсем так. Буксировочный крюк безвозвратно уничтожен. Половина просто оторвана. К счастью, прицеп тоже оснащен буксировочным крюком, поэтому у меня есть запасной.

Ситуация с прицепом угрожающая. Он лежит вверх колесами, на надутой крыше. Уж и не знаю, что за бог улыбнулся мне и не дал аэростату лопнуть, но я благодарен. Первым делом нужно перевернуть прицеп — чем дольше он пролежит на аэростате, тем больше шансов, что тот лопнет.

Заодно я собрал двадцать шесть солнечных панелей, которые не попали под марсоход, и поставил их заряжать аккумуляторы. Почему бы и нет?

Итак, в настоящий момент я должен решить несколько проблем. Во-первых, поставить прицеп на колеса. Или хотя бы снять нагрузку с аэростата. Во-вторых, поставить на колеса марсоход. И наконец, заменить крюк марсохода крюком прицепа.

Кроме того, следует отправить сообщение НАСА. Возможно, они тревожатся.

 

Майнди вслух прочла сообщение на азбуке Морзе:

 

«ПЕРЕВЕРНУЛСЯ РЕМОНТИРУЮ».

 

— Что? И все? — спросил по телефону Венкат.

— Это все, что он сказал, — ответила она, прижимая телефон плечом к уху и одновременно набирая имейл группе заинтересованных лиц.

— Всего два слова? Ничего о его физическом состоянии? Оборудовании? Ресурсах?

— Сдаюсь, — сказала Майнди. — Он составил детальный отчет. А я решила соврать, шутки ради.

— Смешно, — фыркнул Венкат. — Давай дерзи человеку, который на семь рангов выше тебя. Посмотришь, что из этого выйдет.

— О нет! — воскликнула она. — Я могу лишиться работы межпланетного вуайериста? Думаю, я найду своей магистерской степени иное применение.

— А раньше ты была застенчивой.

— Теперь я космический папарацци. Положение обязывает.

— Ну да, ну да, — сказал Венкат. — Просто отправь имейл.

— Уже.

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 499

 

Сегодня был насыщенный день, и я потрудился на славу.

Утром у меня все болело, потому что пришлось спать на стене марсохода. Нельзя поставить спальню, если шлюз смотрит вверх. Однако я все же нашел ей применение — свернул и использовал в качестве постели.

Достаточно сказать, что стена марсохода не предназначена для того, чтобы на ней спать. Но после утренней картофелины и викодина я почувствовал себя намного лучше.

Сначала я решил, что первым делом нужно заняться прицепом. Потом передумал, так как после внимательного осмотра понял, что не смогу выправить его самостоятельно. Мне требовался марсоход.

Сегодняшний день я посвятил переворачиванию марсохода.

В это путешествие я захватил с собой все инструменты, полагая, что они потребуются мне для переделки МВА. А вместе с ними захватил кабели. После того как я доберусь до МВА, солнечные панели и аккумуляторы будут стоять на одном месте. Я не хочу двигать марсоход всякий раз, когда мне потребуется воспользоваться дрелью на задней стороне МВА, поэтому захватил все кабели, что смог.

И это хорошо. Потому что кабель можно использовать в качестве веревки.

Я откопал самый длинный, при помощи которого подключал молоток, уничтоживший «Патфайндер». Это мой «счастливый кабель».

Подсоединив один конец к аккумулятору, а другой — к знаменитому бурильному молотку, я вместе с молотком отправился искать плотную почву и, отыскав, продолжил идти, пока не отошел настолько, насколько позволял кабель. Потом загнал метровое сверло на полметра в землю, отсоединил кабель и привязал к основанию сверла.

Затем я вернулся к марсоходу и привязал кабель к багажной стойке на крыше. Получилась туго натянутая длинная веревка, идущая перпендикулярно марсоходу.

Я дошел до середины кабеля и потянул его вбок. Отличный рычаг! Оставалось надеяться, что марсоход встанет на колеса раньше, чем сломается молоток.

Я пятился все дальше, утягивая кабель за собой. Что-то должно было сдаться — а я сдаваться не собирался, ведь со мной плечо к плечу вкалывал сам Архимед. Наконец марсоход наклонился.

Он упал на колеса, подняв большое облако мягкой пыли. Безмолвно. Я находился достаточно далеко, и разреженная атмосфера не могла донести до меня звук.

Отвязав кабель, я высвободил молоток и вернулся к марсоходу, чтобы провести полную проверку систем. Это жутко скучно, но необходимо.

Все системы и подсистемы работали нормально, ЛРД отлично потрудилась над этими машинками. Если вернусь на Землю, куплю Брюсу Ыну пиво. Хотя, наверное, пиво следует купить всем ребятам из ЛРД.

Всем по пиву, если вернусь на Землю.

Ладно, теперь, когда марсоход вновь стоит на колесах, пора разобраться с прицепом. Проблема в том, что у меня кончился свет. Не забывайте, что я в кратере.

Марсоход опрокинулся на Пандусе, который находится на западном краю кратера, то есть с моей точки зрения солнце садится совсем рано. Я в тени западной стены. И это полный отстой.

Марс — не Земля. Здесь нет плотной атмосферы, чтобы искривлять свет, и частиц, чтобы отражать его за углы. Тут почти вакуум. Когда солнце скрывается из виду, наступает полная темнота. Ну, некоторое количество света дает Фобос, однако работать при нем нельзя. А Деймос — вообще мелкая фиговина, ни толку, ни проку.

Мне очень не хочется оставлять прицеп лежащим на аэростате еще на одну ночь, но ничего не поделаешь. Он пережил целый сол. Возможно, все будет хорошо?

И кстати, со стоящим на колесах марсоходом у меня снова появилась спальня! Надо уметь радоваться мелочам.

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 500

 

Когда я проснулся утром, аэростат еще не лопнул. Неплохое начало.

С прицепом дело обстояло сложнее, чем с марсоходом. Марсоход требовалось лишь подтолкнуть, прицеп же — перевернуть полностью. Для этого нужно намного больше силы, чем для вчерашнего фокуса с рычагом.

В первую очередь я подогнал марсоход к прицепу. А потом начал копать.

О Боже, копать…

Прицеп лежал на крыше, носом вниз. Я решил, что лучший способ поднять его — воспользоваться уклоном и перекатить через переднюю часть. Заставить его перекувырнуться и приземлиться на колеса.

Это можно осуществить, привязав кабель к задней части прицепа и дернув его марсоходом. Но если попробовать осуществить сей маневр, не выкопав предварительно яму, прицеп просто заскользит по земле. Я же хотел его опрокинуть, следовательно, мне требовалась дыра, в которую уйдет его нос.

Поэтому я выкопал яму: метр в длину и глубину, три в ширину. На это ушло четыре ужасных часа каторжного труда, но я справился.

Я влез в марсоход и двинулся под горку, таща за собой прицеп. Как я и надеялся, он попал носом в яму и перевернулся, упав на колеса и подняв огромное облако пыли.

Секунду я сидел, пораженный, что мой план сработал.

А день между тем снова закончился. Не могу дождаться, когда выберусь из этой проклятой тени! Нужно лишь сол ехать в сторону МВА, и стена останется позади. Но сегодня ночь опять наступила рано.

Я проведу ее, не включая аппаратуру в прицепе. Возможно, проблем с ней не возникнет, но я понятия не имею, работает ли это дерьмо или нет. Пока мне вполне хватает запасов марсохода.

Остаток вечера я буду наслаждаться картофелиной. Под «наслаждаться» я имею в виду «ненавидеть до такой степени, что хочется кого-нибудь убивать».

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 501

 

Я начал день с пустого чая. Приготовить пустой чай несложно: сначала налейте горячей воды, затем ничего не добавляйте. Пару недель назад я поэкспериментировал с чаем из картофельной кожуры. Лучше не вспоминать об этом.

Сегодня я совершил вылазку в прицеп. Было непросто — там очень тесно, и мне пришлось оставить скафандр в шлюзе.

Первым делом я заметил, что внутри стоит жара. На выяснение причины у меня ушло несколько минут.

Стабилизатор атмосферы отлично работал, но стабилизировать ему было нечего. Лишившись соединения с марсоходом, он также лишился производимого мной CO2. А атмосфера в прицепе и так была идеальной — зачем ее трогать?

Стабилизировать было нечего, а потому воздух не откачивался в ВУСА для криоразделения. И не возвращался обратно в жидком виде, нуждаясь в подогреве.

Но не забывайте, что РТГ генерирует тепло постоянно. Его нельзя остановить, поэтому оно накапливается. В какой-то момент была достигнута точка равновесия: тепло утекало через корпус с той же скоростью, с которой РТГ его выделял. Если вам интересно, эта точка пришлась на знойный 41 °C.

Я провел полную диагностику стабилизатора и оксигенатора и счастлив сообщить, что оба прекрасно справляются.

Водяная емкость РТГ опустела, что неудивительно. Она открыта и не предназначена для переворачивания. На полу прицепа образовались лужи, которые я долго пытался вытереть при помощи спортивного костюма. Я наполнил емкость водой из герметичного контейнера, который заранее погрузил в прицеп. Не забывайте, вода требовалась для того, чтобы через нее проходил возвратный воздух. Это моя система отопления.

С учетом всего этого новости были хорошие. Критическая аппаратура работает, оба транспортных средства стоят на колесах.

Конструкция шлангов, соединявших марсоход с прицепом, великолепна: они отсоединились, не порвавшись. Я просто вернул их на место, и система жизнеобеспечения вновь стала единой.

Осталось починить буксирный крюк. Он уничтожен полностью — на него пришлась полная сила удара. Но как я и полагал, крюк прицепа не пострадал, поэтому я переставил его на марсоход и подсоединил прицеп.

В общей сложности эта небольшая авария стоила мне четырех солов. Но теперь я снова рвусь в бой!

В некотором смысле.

Что, если я опять попаду в засыпанную яму? На этот раз мне повезло, но в следующий все может оказаться намного хуже. Я должен знать, безопасна ли почва, по которой я еду. По крайней мере пока нахожусь на Пандусе. Добравшись до дна Скиапарелли, я смогу рассчитывать на нормальную песчаную поверхность, к которой привык.

Если бы я мог загадать желание, попросил бы радио, чтобы НАСА сообщило мне безопасный спуск. Ладно, если бы я действительно мог загадать желание, пожелал бы, чтобы меня спасла зеленокожая, но очаровательная королева Марса, а я научил бы ее тому, что на Земле называют «заниматься любовью».

Кстати, я давно не видел женщин.

Значит, так: чтобы обезопасить себя от новых аварий, я… Нет, правда же, никаких женщин долгие годы. Разве я многого прошу? Конечно, даже на Земле под дверью ботаника/инженера-механика редко выстраивается очередь из милых дам. Но все же!

Как бы то ни было, я поеду медленнее. Ну… потащусь. Это даст мне достаточно времени, чтобы отреагировать, если одно из колес начнет проваливаться. Кроме того, меньшая скорость обеспечит больший вращающий момент, снизив вероятность лишиться сцепления с поверхностью.

До сих пор я ехал на 25 км/ч, поэтому теперь поеду на 5 км/ч. Я все еще в верхней части Пандуса, но его длина составляет всего 45 километров. Можно не торопиться и безопасно добраться до дна за восемь часов.

Займусь этим завтра. Сегодня света почти не осталось. Очередной бонус: съехав с Пандуса, я по прямой двинусь к МВА, то есть буду удаляться от стены кратера и смогу снова наслаждаться полным световым днем, а не его жалкой половиной.

Если вернусь на Землю, стану знаменитым, верно? Бесстрашный астронавт, преодолевший все преграды. Готов спорить, женщины таких любят.

Больше поводов выжить.

 

— Кажется, он все починил, — сказала Майнди. — И его сегодняшнее сообщение было «УЖЕ ЛУЧШЕ», поэтому я думаю, что все работает.

Она посмотрела на улыбающиеся лица собравшихся в конференц-зале.

— Потрясающе, — заметил Митч.

— Отличные новости, — согласился по громкой связи Брюс.

Венкат наклонился к телефону.

— Как продвигаются планы по модификации МВА, Брюс? ЛРД скоро закончит с инструкцией?

— Мы круглосуточно над этим работаем, — ответил тот. — Б о  льшая часть препятствий позади. Теперь прорабатываем детали.

— Хорошо, хорошо, — сказал Венкат. — Сюрпризы, о которых мне следует знать?

— Ну… — протянул Брюс. — Есть парочка. Возможно, сейчас не лучшее время. Через несколько дней я вернусь с инструкцией в Хьюстон, тогда и поговорим.

— Звучит зловеще, — отозвался Венкат. — Ладно, обсудим все позже.

— Я могу распространить информацию? — спросила Энни. — Хотелось бы увидеть в сегодняшних новостях не только место аварии марсохода.

— Конечно, — кивнул Венкат. — Приятно будет для разнообразия услышать хорошие новости. Майнди, сколько ему осталось до МВА?

— С его обычной скоростью девяносто километров в сол он доберется туда на пятьсот четвертый сол, — ответила Майнди. — На пятьсот пятый, если не будет торопиться. Он всегда движется с утра, останавливаясь к полудню. — Она сверилась с ноутбуком. — Полдень пятьсот четвертого сола — это одиннадцать часов сорок одна минута этой среды в Хьюстоне. Полдень пятьсот пятого сола — двенадцать двадцать одна четверга.

— Митч, кто занимается связью МВА «Ареса-четыре»?

— Команда управления миссией «Ареса-три», — ответил Митч. — В диспетчерской номер два.

— Полагаю, ты там будешь?

— Разумеется!

— Я тоже.

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 502

 

На каждый День благодарения моя семья ездила из Чикаго в Сандаски, дорога до которого занимала восемь часов. Там жила мамина сестра. Вел машину всегда отец, и он был самым неторопливым, самым осторожным водителем, когда-либо садившимся за руль.

Честно. Он вел так, словно сдавал экзамен на права. Никогда не превышал скорость, руки держал, как показано в учебнике, поправлял зеркала перед каждой поездкой и тому подобное.

Это здорово бесило. Мы ехали по магистрали, справа и слева проносились машины. Некоторые сигналили, потому что, скажу прямо, соблюдение скоростного режима приравнивается к созданию аварийной ситуации. Мне постоянно хотелось вылезти и подтолкнуть.

Весь сегодняшний день я чувствовал себя точно так же. Пять километров в час — скорость пешехода. И я так ехал восемь часов.

Но низкая скорость гарантировала, что я больше не провалюсь в скрытую яму. И конечно, мне не попалось ни одной. Я мог без проблем лететь на полных парах. Однако, как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть.

Хорошая новость: Пандус кончился. Я разбил лагерь, как только земля выровнялась. На сегодня я свой план по езде уже перевыполнил. Точнее, я мог бы ехать и дальше, в аккумуляторах осталось еще 15 % заряда, но хочу, чтобы солнечные панели использовали как можно больше света.

Наконец-то я в чаше Скиапарелли! И далеко от стены кратера. Теперь каждый световой день будет полным.

Я решил, что особый случай настал, и съел паек с меткой «Пережил что-то, что должно было меня убить». О Боже, я и забыл, как хороша настоящая пища на вкус.

Если повезет, через несколько солов доберусь до «Прибытия».

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 503

 

Вчера мне не удалось подзарядиться на сто процентов. Я слишком долго ехал, и когда стемнело, заряд составил всего 70 %. Поэтому сегодняшний путь был коротким.

Я проехал 63 километра, после чего пришлось снова разбить лагерь. Но я не против. До МВА осталось 148 километров. И это значит, что я доберусь туда послезавтра.

Святые угодники, кажется, у меня получится!

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 504

 

Черт, это потрясающе! Черт! Черт!

Ладно, спокойно.

Сегодня я проехал 90 километров. По моим расчетам, до МВА осталось 50 километров. Я доберусь до него завтра. Конечно, я взволнован, но крышу мне снесло по другой причине: я поймал сигнал МВА!

НАСА заставило МВА транслировать маячковый сигнал жилого модуля «Ареса-3». А почему нет? По мне, так отличная идея. МВА — пижонистая, новенькая машина, готовая исполнить любой приказ. И они заставили его изображать из себя жилой модуль «Ареса-3», чтобы мой марсоход поймал сигнал и сообщил мне, куда ехать.

Это исключительная идея! Мне не придется блуждать по округе в поисках МВА — направляюсь прямиком к нему.

Я поймал одиночный сигнал. Когда подберусь ближе, сигнал станет постоянным. Странно думать о том, что песчаная дюна не дает мне связаться с МВА, хотя он без проблем держит связь с Землей. МВА оснащен тремя резервными системами коммуникации, но все они в высшей степени узконаправленные и предназначены для связи в пределах прямой видимости. Между МВА и Землей нет песчаных дюн, когда они общаются.

Ребята из НАСА как-то заставили МВА транслировать радиальный сигнал, пусть и слабый. И я поймал его!

Мое сегодняшнее сообщение гласило:

 

«ПОЙМАЛ СИГНАЛ МАЯКА».

 

Будь у меня достаточно камней, я бы добавил: «ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ!!!» Но местность здесь действительно песчанистая.

 

МВА стоял в юго-западной части Скиапарелли. Его конический корпус высотой двадцать семь метров сверкал в лучах полуденного солнца.

Марсоход перевалил гребень ближайшей дюны, волоча за собой прицеп. На несколько секунд притормозил, потом рванул к кораблю на максимальной скорости и остановился за двадцать метров до него.

Десять минут ничего не происходило — астронавт в марсоходе надевал скафандр.

Затем Марк Уотни возбужденно вывалился из шлюза, упал на землю, поднялся на ноги. Глядя на МВА, простер к нему обе руки, словно не веря своим глазам.

Несколько раз подпрыгнул, подняв руки со стиснутыми кулаками, потом опустился на одно колено и заколотил себя в грудь.

Он подбежал к космическому кораблю и обнял посадочную опору B. Разомкнул объятия и повторил Тарзанью пляску.

Утомившись, астронавт замер, раскинув руки, глядя на стройное инженерное чудо.

Вскарабкавшись по лестнице на посадочную ступень, он добрался до взлетной ступени и вошел в шлюз, закрыв за собой дверь.

 

Глава 25

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 505

 

Я сделал это! Я в МВА!

Точнее, в настоящий момент я в марсоходе. Я зашел в МВА, чтобы проверить и загрузить системы. Пришлось проделать все это в скафандре, потому что там пока нет жизнеобеспечения.

Сейчас МВА занимается самопроверкой, а я подаю в него кислород и азот по шлангам из марсохода. Так уж он устроен — воздуха в нем нет. А зачем? Это лишний вес, когда по соседству стоит надутый жилой модуль.

Полагаю, сейчас ребята из НАСА открывают шампанское и шлют мне кучу писем. Я прочту их, но позже. Сначала самое главное: жизнеобеспечение МВА. И я смогу с комфортом работать внутри.

А потом меня ждут утомительные беседы с НАСА. Возможно, на интересные темы, но четырнадцатиминутная задержка сигнала между Марсом и Землей нагоняет скуку.

 

[13.07] ХЬЮСТОН: Поздравления от всех нас из ЦУП! Отличная работа! Сообщи свой статус.

[13.21] МВА: Спасибо! Физических проблем нет. Марсоход и прицеп сильно поизносились, но пока работают. Оксигенатор и стабилизатор в порядке. Регенератор воды я не взял, одну только воду. Осталась куча картошки. До 549-го сола продержусь.

[13.36] ХЬЮСТОН: Рады это слышать. «Гермес» на курсе, облет состоится на 549-й сол. Как тебе известно, нужно облегчить МВА, чтобы он смог перехватить «Гермес». В течение дня мы пришлем тебе инструкции. Сколько у тебя воды? Как ты поступаешь с мочой?

[13.50] МВА: У меня осталось 550 литров воды. В дороге я выливал мочу за борт.

[14.05] ХЬЮСТОН: Сохраняй всю воду. Мочу не выливай. Запасай ее в чем-нибудь. Включи радио в марсоходе и не выключай. Мы можем установить с ним связь через МВА.

 

Брюс ввалился в кабинет Венката и бесцеремонно упал в кресло. Уронил портфель на пол и устало свесил руки с подлокотников.

— Хорошо долетел? — поинтересовался Венкат.

— Я уже забыл, что такое сон, — пожаловался Брюс.

— Все готово? — спросил Венкат.

— Готово. Но тебе это не понравится.

— Выкладывай.

Брюс решительно встал и подобрал портфель. Вытащил из него брошюру.

— Имей в виду, что это конечный результат тысяч часов работы, многочисленных экспериментов и всестороннего подхода лучших умов ЛРД.

— Я понимаю, что трудно облегчить корабль, который и так был задуман максимально легким, — сказал Венкат.

Брюс подтолкнул брошюру через стол к Венкату.

— Проблема в скорости перехвата. МВА создан для выхода на низкую орбиту Марса, для чего требуется всего четыре целых одна десятая километра в секунду. Но «Гермес» совершит облет на пяти целых восьми десятых.

Венкат пролистал брошюру.

— Резюме?

— Прежде всего нужно добавить топливо. МВА производит собственное топливо из марсианской атмосферы, но его количество ограничено количеством водорода. Существующий запас водорода позволяет получить девятнадцать тысяч триста девяносто семь килограмм топлива, как и было задумано. Если дать ему больше водорода, он сделает больше топлива.

— Насколько больше?

— На каждый килограмм водорода МВА может произвести тринадцать килограмм топлива. У Уотни есть пятьсот пятьдесят литров воды. Мы попросим его электролизовать воду, чтобы получить шестьдесят килограмм водорода. — Брюс протянул руку через стол и перевернул несколько страниц, открыв диаграмму. — Из этого топливная установка сможет произвести семьсот восемьдесят килограмм топлива.

— Если он электризует всю воду, что же ему пить?

— Чтобы продержаться оставшееся время, ему нужно всего пятьдесят литров. И в человеческом теле вода не задерживается. Мы попросим его электролизовать и мочу. Нам нужен весь доступный водород.

— Ясно. И что нам дадут семьсот восемьдесят килограмм топлива? — спросил Венкат.

— Они дадут нам триста килограмм груза. Все вертится вокруг соотношения топлива и груза. Стартовый вес МВА — более двенадцати тысяч шестисот килограмм. Даже с дополнительным топливом придется уменьшить его до семи тысяч трехсот килограмм. Остальная часть брошюры посвящена тому, как облегчить корабль на пять тысяч килограмм.

Венкат откинулся на спинку кресла.

— Введи меня в курс дела.

Брюс вытащил из портфеля еще один экземпляр брошюры.

— Некоторые вещи были очевидны. Исходная конструкция подразумевает пятьсот килограмм образцов марсианской почвы и камней. Они нам точно не нужны. Кроме того, у нас один пассажир вместо шестерых. Это экономит пятьсот килограмм, если учесть их вес вместе со скафандрами и снаряжением. Кроме того, мы можем убрать пять акселерационных кресел. И конечно, все ненужное — аптечку, набор инструментов, внутренний инвентарь, ремни и все прочее, что не прикручено. А также кое-что из того, что прикручено. Следующим делом, — продолжил он, — мы избавимся от всего жизнеобеспечения. Баллоны, насосы, обогреватели, воздуховоды, система абсорбции CO2, даже изоляция с внутренней стороны корпуса — все это нам не понадобится, потому что весь полет Уотни проведет в скафандре.

— А разве в нем удобно управлять кораблем? — поинтересовался Венкат.

— Он не будет им управлять, — возразил Брюс. — Майор Мартинез будет дистанционно вести МВА с «Гермеса». МВА предназначен для удаленного пилотирования. В конце концов, его посадка тоже была удаленной.

— А если что-то пойдет не так? — спросил Венкат.

— Мартинез — наш лучший пилот, — сказал Брюс. — В чрезвычайной ситуации доверить управление кораблем следует именно ему.

— Хм-м-м, — задумчиво хмыкнул Венкат. — Мы никогда раньше не управляли дистанционно кораблем с экипажем. Но продолжай.

— Поскольку Уотни не будет управлять кораблем, ему не нужны панели управления, — продолжил Брюс. — Мы снимем все панели и всю идущую к ним проводку и линии передачи данных.

— Ничего себе, — сказал Венкат. — Мы действительно выпотрошим эту штуку!

— Я только начал, — сказал Брюс. — Без жизнеобеспечения энергопотребление значительно снизится, поэтому мы выкинем три батареи из пяти и вспомогательный источник энергии. Система орбитального маневрирования оснащена тремя резервными двигателями малой тяги. От них мы тоже избавимся. Кроме того, нам не нужны вторичная и третичная системы коммуникации.

— Погоди-ка! — прервал его шокированный Венкат. — Ты собираешься провести дистанционно управляемый взлет без резервных систем связи?

— А какой в них смысл? — ответил Брюс. — Если система связи вырубится при взлете, на то, чтобы снова отыскать сигнал, уйдет куча времени. Резерв нам не поможет.

— Брюс, это действительно опасно.

Брюс вздохнул:

— Знаю. Но другого пути нет. И я еще не добрался до самой неприятной части доклада.

Венкат потер лоб.

— Ради Бога, не томи.

— Мы снимем носовой шлюз, окна и девятнадцатую панель оболочки.

Венкат моргнул.

— Ты хочешь снять всю переднюю часть корабля?

— Ну да, — кивнул Брюс. — Один носовой шлюз весит четыре сотни килограмм. Окна тоже чертовски тяжелые. А девятнадцатая панель расположена между ними, так что ее вполне можно убрать.

— То есть он стартует с огромной дырой в передней части корабля?

— Мы закроем ее брезентом от жилого модуля.

— Брезентом? Для запуска на орбиту?!

Брюс пожал плечами.

— Основная функция оболочки — удерживать воздух. Марсианская атмосфера сильно разрежена, и хорошая обтекаемость ни к чему. К тому времени, когда корабль разгонится настолько, что сопротивление воздуха будет иметь значение, он поднимется достаточно высоко, туда, где почти нет воздуха. Мы сделали симуляцию. Все должно получиться.

— Ты хочешь отправить его в космос под брезентом?

— Типа того.

— Словно второпях забитый ящиками грузовик?

— Ну да. Я могу продолжать?

— Сгораю от нетерпения.

— Мы также попросим его снять заднюю панель герметичного отсека. Это единственная панель, которую он сможет снять доступными ему инструментами. Кроме того, мы выкинем вспомогательный топливный насос. Жаль, конечно, но он слишком много весит. И еще избавимся от двигателя первой ступени.

— От двигателя?

— Да. Носитель первой ступени прекрасно справится без одного двигателя. Это избавит нас от колоссального веса. Только на первой ступени, но хоть так. Отличная экономия топлива.

Брюс умолк.

— Ты закончил? — поинтересовался Венкат.

— Ага.

Венкат вздохнул:

— Ты убрал почти все резервные системы. Какова вероятность провала?

— Около четырех процентов.

— Иисус всемогущий, — сказал Венкат. — Обычно столь рискованные предприятия мы даже не рассматриваем.

— Больше у нас ничего нет, Венк, — ответил Брюс. — Мы провели кучу тестов и симуляций. Должно получиться, если все пройдет по плану.

— Ну да. Отлично, — вздохнул Венкат.

 

[08.41] МВА: Это что, шутка?

[08.55] ХЬЮСТОН: Да, модификации обширные, но их нужно сделать. Присланный документ содержит инструкции по выполнению каждой стадии при помощи имеющихся у тебя инструментов. Кроме того, ты должен начать электролизовать воду, чтобы получить водород для топливной установки. Инструкции для этого пришлем чуть позже.

[09.09] МВА: Вы отправляете меня в космос в кабриолете?

[09.24] ХЬЮСТОН: Дыры будет закрывать брезент жилого модуля. Он обеспечит достаточную аэродинамику в марсианской атмосфере.

[09.38] МВА: А-а-а, с матерчатым тентом. Совсем другое дело!

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 506

 

По пути сюда, в свободное время, которого у меня было в избытке, я продумывал «мастерскую». Решил, что мне потребуется место для работы без скафандра, и составил блистательный план, по которому нынешняя спальня превращалась в новый дом для стабилизатора и оксигенатора, а опустевший прицеп — в мастерскую.

Идея была глупая, и я ею не воспользуюсь.

Для работы мне нужен всего лишь герметичный отсек. Почему-то я убедил себя, что спальня для этого не подходит, ведь в нее трудно затаскивать вещи. Но все не так плохо.

Спальня подсоединена к шлюзу марсохода, и заносить туда предметы действительно будет проблематично. Притащи все в марсоход, присоедини спальню к шлюзу изнутри, надуй ее, занеси вещи в спальню. Кроме того, мне придется опустошать и сворачивать спальню всякий раз, когда потребуется ВКД.

Так что да, это долго и нудно, но я теряю только время. А со временем у меня полный порядок. «Гермес» прилетит лишь через сорок три сола. Глядя на планы НАСА по модификации МВА, я понял, что смогу использовать в качестве мастерской сам МВА.

Психи из НАСА хотят, чтобы я всячески надругался над ним, но вскрыть оболочку мне придется только в самом конце. Поэтому первым делом я избавлюсь от мусора — кресел, панелей управления и тому подобного. И тогда у меня будет много места для работы.

Но сегодня я ничего не буду делать с обреченным МВА. Сегодня у меня проверки систем. Теперь, когда снова появилась связь с НАСА, «первоочередной задачей» опять стала безопасность. Странно, но НАСА почему-то не слишком доверяет моему «прокачанному» марсоходу, а также методу сваливания всего барахла в прицеп. Они заставили меня провести полную проверку каждого аппарата.

Все по-прежнему работает нормально, хотя износ чувствуется. Эффективность стабилизатора и оксигенатора далека от идеала (мягко выражаясь), а прицеп пропускает воздух. Не настолько сильно, чтобы возникли проблемы, но герметичность нарушена. НАСА это не нравится, но сделать мы ничего не можем.

Потом они заставили меня провести полную диагностику МВА. Его состояние оказалось намного лучше. Все клево, идеально и полностью функционально. Я почти и забыл, как выглядит новая аппаратура.

Жаль, что придется разнести ее в клочки.

 

— Ты убил Уотни, — сообщила Льюис.

— Точно, — согласился Мартинез, хмуро глядя на монитор, где мигали обвинительные слова «Столкновение с поверхностью».

— Я его подставила, — сказала Йоханссен. — Дала сбой альтиметра и заставила слишком рано отключить третий двигатель. Смертельная комбинация.

— Которая не должна была привести к провалу, — возразил Мартинез. — Мне сразу следовало заметить, что значение ошибочно. Оно слишком выбивалось.

— Расслабься, — сказала Льюис. — Потому мы и тренируемся.

— Да, капитан, — отозвался Мартинез и, наморщив лоб, уставился на экран.

Льюис подождала, пока он возьмет себя в руки. Когда этого не произошло, положила руку ему на плечо.

— Не надо себя винить, — сказала она. — У тебя было всего два дня подготовки к удаленному взлету. На тот маловероятный случай, если миссию придется свернуть до приземления и мы будем вынуждены запустить МВА в качестве спутника. Это не было критичным для миссии, поэтому тренировкам не уделили особого внимания. Теперь, когда от этого зависит жизнь Марка, у тебя есть три недели, чтобы все отработать, и я не сомневаюсь, что ты справишься.

— Да, капитан, — ответил Мартинез, переставая хмуриться.

— Перезапускаю симулятор, — сказала Йоханссен. — Хочешь попробовать что-нибудь особенное?

— Удиви меня, — предложил Мартинез.

Льюис покинула пультовую и направилась к реактору. Пока она «карабкалась» по лестнице к центру корабля, центростремительная сила упала до нуля. Фогель поднял глаза от компьютерной консоли.

— Капитан!

— Как двигатели? — спросила Льюис, хватаясь за настенную ручку, чтобы удержаться в медленно вращающемся помещении.

— Работают в пределах допустимого, — ответил Фогель. — Сейчас я провожу диагностику реактора. Полагаю, Йоханссен занимается тренировкой запуска, поэтому я делаю это за нее.

— Хорошая идея, — одобрила Льюис. — А что с нашим курсом?

— Все в порядке, — сказал Фогель. — Корректировка не требуется. Мы придерживаемся запланированной траектории в пределах четырех метров.

— Сообщи, если что-то изменится.

Ja, капитан.

Подплыв к противоположной стороне центрального отсека корабля, Льюис воспользовалась другой лестницей и, «спускаясь», вновь ощутила действие гравитации. Капитан направилась к дежурному помещению при шлюзе № 2.

Бек держал моток металлической проволоки в одной руке и рабочие перчатки в другой.

— Привет, капитан. Что стряслось?

— Я бы хотела ознакомиться с твоим планом по доставке Марка.

— Ничего сложного, если перехват пройдет успешно, — сказал Бек. — Я только что закончил соединять все имеющиеся у нас тросы в один. Его длина составляет двести четырнадцать метров. Я надену УПК,[39] так что с движением проблем не возникнет, и смогу безопасно перемещаться со скоростью до десяти метров в секунду. При большей скорости возникнет риск порвать трос, если я не успею вовремя затормозить.

— Когда доберешься до Марка, с какой относительной скоростью ты сможешь справиться?

— Я легко смогу схватить МВА на пяти метрах в секунду. На десяти же метрах в секунду — все равно что пытаться запрыгнуть в едущий поезд. На больших скоростях могу промахнуться.

— Значит, учитывая безопасную скорость УПК, скорость корабля должна быть в пределах двадцати метров в секунду от скорости МВА.

— И перехват должен состояться в пределах двухсот четырнадцати метров, — добавил Бек. — Весьма узкая допустимая ошибка.

— У нас большая свобода действий, — сказала Льюис. — Старт состоится за пятьдесят две минуты до перехвата и займет двенадцать минут. Как только двигатели второй ступени МВА отключатся, мы узнаем точку и скорость перехвата. Если они нам не понравятся, у нас будет сорок минут на корректировку. Два миллиметра в секунду, которые дает наш двигатель, выглядят не очень-то надежными, но за сорок минут мы сможем переместиться на пять целых семь десятых километра.

— Хорошо, — отозвался Бек. — И двести четырнадцать метров — тоже не предел.

— Нет, предел, — возразила Льюис.

— Ничего подобного, — сказал Бек. — Знаю, выходить непристегнутым не полагается, но без поводка я смогу отойти дальше…

— Не вариант, — ответила Льюис.

— Но таким образом мы можем удвоить или даже утроить безопасную зону перехвата…

— Разговор закончен! — отрезала Льюис.

— Да, капитан.

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 526

 

Не так уж много людей могут похвастаться тем, что уничтожили космический корабль за три миллиарда долларов. Я — один из них.

Да-да, я выдирал из МВА критическую аппаратуру и раскидывал направо и налево. Приятно знать, что мой запуск на орбиту не будет обременен какими-то дурацкими резервными системами.

Первым делом я избавился от мелких предметов. Затем взялся за предметы, которые мог легко разобрать, — кресла экипажа, некоторые резервные системы и панели управления.

Я не импровизирую, а следую инструкции, присланной НАСА, которая была разработана, чтобы облегчить дело. Иногда я скучаю по дням, когда мог самостоятельно принимать все решения. Потом беру себя в руки и вспоминаю, что намного лучше иметь в запасе кучку гениев, которые все решают за тебя, чем постоянно оказываться в заднице.

Время от времени я надеваю скафандр, заползаю в шлюз, волоча за собой весь мусор, который могу захватить, и выкидываю его наружу. Местность вокруг МВА напоминает декорации для «Сэнфорда и сына».[40]

Я узнал о «Сэнфорде и сыне» из коллекции Льюис. Честное слово, эта женщина с ее проблемой семидесятых должна непременно обратиться к специалисту.

 

 

ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛЕ: СОЛ 529

 

Я превращаю воду в ракетное топливо.

Это проще, чем вы думаете.

Чтобы разделить водород и кислород, требуется лишь пара электродов и электрический ток. Проблема в том, как собрать водород — у меня нет оборудования для извлечения водорода из воздуха, а стабилизатор атмосферы понятия не имеет, как это делается. В последний раз,


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.