Глава 1. Ленд-лиз и северные конвои — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1. Ленд-лиз и северные конвои

2021-05-27 34
Глава 1. Ленд-лиз и северные конвои 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

В разные годы в нашей стране по-разному относились к ленд-лизу. Его значение то принижали, то возвеличивали. Истина же находится где-то посередине.

СССР был не единственным и даже не самым крупным получателем американской помощи. Более половины американских поставок «съедала» Великобритания, которая совершенно точно не выжила бы без помощи из-за океана. СССР получил примерно 20% ленд-лизовских поставок.

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии. Поэтому, допустим, стрелковое оружие и патроны, с производством которых советские заводы справлялись без посторонней помощи, поставлялись в СССР в пренебрежительно малых количествах (150 тыс. «стволов» и полмиллиона патронов) и составляли меньше сотой части потребностей фронта.

Но были и такие предметы снабжения, которые в СССР не производились вовсе или производились в недостаточных количествах (см. таблицу). Надо сказать, что в разные периоды войны СССР нуждался в импорте разных товаров. После катастрофических потерь советских ВВС летом 1941 года упор был сделан на доставку в СССР боевых самолетов (пусть даже не самых лучших). Когда к 1943 году на Северном флоте обозначился явный дефицит боевых кораблей (которые были необходимы для охраны идущих из Англии конвоев с ленд-лизовскими грузами), нам прислали 202 торпедных катера, 140 охотников за подводными лодками, 77 тральщиков, 28 фрегатов. Примерно 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами - подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами в СССР тогда не было. Не было у нас и промышленного производства радиолокаторов, поэтому СССР выписал 1803 РЛС из Англии.

Собственно говоря, основной поток грузов по ленд-лизу составляла вовсе не военная техника. Кроме прочего, с 1941 по 1945 год в Россию доставили 51 503 знаменитых джипа «Виллис»,

млн. тонн продовольствия, включая американскую тушенку (импортной, таким образом, была каждая вторая консервная банка), 15 млн. пар солдатских ботинок, более 1,5 млн. км телефонного кабеля…

Всего же в ценах 1946 года Америка прислала в Россию товаров на 13 с лишним миллиардов долларов, Англия - на 430 миллионов фунтов стерлингов. В течение 15 лет после окончания войны большинство стран, получавших американскую помощь, заключили соглашение с США о частичном погашении долгов по ленд-лизу. Аналогичное соглашение с СССР было заключено лишь в 1972 году. СССР обязался поэтапно выплатить США более 700 млн. долл. После распада СССР долги по ленд-лизу были переоформлены и постепенно погашаются. На сегодняшний день осталось заплатить примерно 100 млн. долларов.

Объект исследования курсовой работы - Великая Отечественная война 1941-1945 годов в Заполярье.

Предмет исследования курсовой работы - ленд-лиз в Мурманской области.

Целью курсовой работы является исследование ленд-лиз в Мурманской области. Взаимоотношение России со странами коалиции. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

анализируется ленд-лиз и северные (арктические конвои)

анализируется ленд-лиз в Мурманской области.

Теоретическую базу курсовой работы составляют учебная, научная литература, статьи периодической печати, справочные материалы, нормативно-правовые акты.

Методологическую базу курсовой работы составляют метод индукции, метод дедукции, метод системного анализа, метод сравнительного анализ, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод.

Структуру курсовой работы составляют введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

В курсовой работе имеются ссылки на используемые при ее написании источники.


Глава 1. Ленд-лиз и северные конвои

Глава 2. Ленд-лиз в Мурманской области

Заключение

Первые союзные конвои прибывали в Архангельск. К декабрю 1941 года, когда Белое море сковало льдом, важнейшее стратегическое значение приобрел Мурманский порт.

Мурманский порт начал разгрузку импорта с 20 декабря 1941 года, когда под разгрузку встал пароход "Декабрист", имея на борту примерно 7000 тонн импортного груза. 11 января 1942 года в Мурманск прибыл первый союзный караван в количестве 9 судов, в их числе пароходы "Рейхкоунд", "Анероид", "Эмпайэр Активитти", "Эмпайэр Рикчанд", "Эмпайэр Ховард", "Эмпайэр Халлей", советский пароход "Чернышевский". В январе Мурманский порт принял еще два каравана, в их составе были суда Мурманского пароходства "Старый большевик" и "Ижора".Порт начал обработку караванов в сложных условиях -большая часть ценного оборудования, портальные и плавучие краны были эвакуированы, не хватало кадровых рабочих, мобилизованных на фронт.

В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов. Наибольшее количество судов приходило под английским, а также под американским флагами. Были суда под панамским, гондурасским, датским, польским флагами. С прибывших судов выгружали танки, станки, автомашины, военно-стратегическое сырье, продовольствие. За границу отправляли лес, апатит, магнетит, хром, воск, асбест, растительное масло, пушнину.

В апреле 1942 г. немецкая авиация приступила к систематическим бомбардировкам разгружающихся в Мурманске транспортов, к концу июня в результате массированных налетов не только порт, но и город были практически уничтожены. Значительны были потери разгружающихся в порту судов, в том числе и иностранных.

Те суда, которые удавалось отремонтировать, продолжали свою благородную миссию. Судоремонтными предприятиями города только в 1942 г. были отремонтированы 65 судов иностранного флота.

Суровой для мурманских портовиков, моряков, судоремонтников была зимняя навигация 1942-1943 гг.

По распоряжению Наркомморфлота 13 судов Мурманского и Северного пароходств до 16 декабря 1942 г. должны были отправиться в загранрейсы. Однако сроки начала навигации оказались нереальными.

Суда прибыли в Мурманск накануне срока выхода в рейс или даже позже, требовали разгрузки, ремонта, не были обеспечены экспортным грузом, который в основном, составлял лес, не были своевременно обеспечены вооружением, смазочными маслами, продовольствием, обмундированием, теплой одеждой. Так полушубками и валенками экипаж судна "Сорока", первым вышедшим в рейс, был снабжен за счет порта и других судов. Все суда, за исключением "Сороки", вышли в рейс с опозданием, два из них вообще не могли выйти в море из-за повреждений, полученных при авианалетах.

Зимняя навигация 1942-1943 гг. сократилась до 3 месяцев. В эту навигацию через Мурманский порт прошло 45 судов, обработано 214463 тонны импортного и 52243 тонны экспортного груза.

Летом 1943 г. в порту были проведены большие восстановительные работы, восстановлен причальный фронт, что дало возможность одновременной разгрузки 14 пароходов, на всех причалах оборудованы бомбоубежища. Были установлены 5 импортных портальных кранов, транспортер, реконструированы железнодорожные пути, подготовлены складские помещения.

К зимней навигации 1943-1944 гг. в помощь кадровым грузчикам прибыли бойцы Карельского фронта и Северного флота. В навигацию 1943-1944 гг. Мурманский порт принял 92 судна, переработал 624035 тонн импортного и 42118 тонн экспортного груза. В 1944 г. грузооборот порта достиг довоенного уровня.

Через Мурманский порт до самого конца войны, до весны 1945 года шли грузы, необходимые фронту и тылу.

С первых же плаваний в конвоях стали участвовать советские суда. Моряки в условиях полярной ночи, жесточайших штормов, опасностей военного времени водили свои суда к берегам дружественных стран, используя как конвойные, так и одиночные плавания.

Так, в обратный рейс за границу вместе с пятью английскими транспортами первого каравана отправились в сентябре 1941 г. семь советских судов с грузом лесоматериалов. Из них пять - суда Мурманского пароходства: "Севзаплес", "Алма-Ата", "Старый большевик", "Моссовет", "Сухона".

К началу 1942 г. флот Мурманского пароходства состоял из 30 судов, из них 17 участвовали в загранрейсах. Это пароходы "Старый большевик", "Севзаплес", "Клара Цеткин", "Циолковский", "Двинолес", "Кузнец Лесов", "Чернышевский", "Щорс", "Алма-Ата", "Ижора", "Ильмень", "Правда", "Пинега", "Щелонь", "Куйбышев", "Узбекистан", "Моссовет".

год стал для моряков Мурманского пароходства годом серьезных испытаний и крупных потерь. В течение 1942 г. погибли 7 судов пароходства, людские потери на затонувших пароходах составили 124 человека погибшими и пропавшими без вести и 14 человек ранеными. В феврале 1942 г. теплоход "Двинолес", шедший в караване из Галифакса в Мурманск с грузом бензина, столкнулся с норвежским танкером и затонул.

В марте был потоплен немецким линкором "Тирпиц" пароход "Ижора", шедший из Мурманска в Англию с грузом леса и отставший от каравана.

В мае 1942 г. погиб теплоход "Циолковский", груженый лесом и следовавший в составе конвоя в Англию. Список погибших в 1942 г. судов пароходства пополнили пароходы "Субботник", "Куйбышев", "Щорс", "Сухона".

Далеко не всегда торговые суда становились легкой добычей противника. Экипажи пароходов вступали в бой с кораблями и подлодками, отражали атаки самолетов, самоотверженно боролись за спасение судна и груза.


Список используемой литературы

 

1. Бердинских В.А. История России. Учебное пособие для вузов / В.А. Бердинских. - М.: Академический проспект, 2005. - 608 с.

2. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. Отечественная история. / Е.В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. - М.: ЕАОИ, 2008. - 369 с.

.   Лаптева Е.В. История России. Учебное пособие для вузов / Е.В. Лаптева. М.: Академический проспект, 2009. - 350 с.

4. Ларинцев Р. И. Ленд-лизовские поставки на Северный флот и их эффективность // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001. - 290 с.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2006. - 528 с.

6. Платонов А. В. Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001. - 325 с.

7. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т.1. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. - М.: Проспект, 2010.т - 544 с.

8. Смирнов К.Д. Суда конвоев в Россию // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995. - 210 с.

.   Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997; Пузырёв В. П. Боевое содружество на Севере // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. М.: Наука, 1994. Вып.2. - 210 с.

10. Фортунатов В.В. История. / В.В. Фортунатов. - СПб: Питер, 2012. - 464 с.

11. Щедролосев В. В. Боевое взаимодействие кораблей в северных конвоях 1941-1945 гг.// Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4. - 198 с.


Приложение 1

 

Донесение руководства Мурманского государственного морского пароходства первому секретарю областного комитета ВКП (б) М.И. Старостину об обстоятельствах гибели теплохода "Циолковский "

10 июня 1942 г. Секретно

По докладу ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" тов. Остроум0ова и 3 механика тов. Курта о гибели теплохода "Циолковский" доношу:

Теплоход "Циолковский" 28 апреля вышел из Мурманска в составе конвоя, следовавшего в Исландию. Теплоход имел груз 255 стандартов* леса. Переход продолжался благополучно до 1 мая. В районе острова Медвежий 1 мая в 5 часов 35 минут появились четыре вражеских самолета, на судне была сыграна боевая тревога, люди заняли свои места, согласно боевого расписания. Самолеты, сбросив бомбы, улетели, остался один вражеский самолет, видимо, разведчик, который наводил свои надводные и подводные силы.

В 13 часов 35 минут, т.е. через 8 часов появились надводные и подводные силы противника (миноносцы и подлодки).

Команда теплохода "Циолковский" находилась на своих местах по боевой тревоге. Вблизи каравана завязался бой между английскими и немецкими миноносцами, вблизи рвались снаряды противника. Капитан судна тов. Левицкий приказал поставить дымовую завесу для прикрытия каравана.

В 14 часов 25 минут с левого борта судна раздался сильный взрыв, торпеда попала в машинную переборку. Судно получило дифферент** на корму и стало тонуть. Команда судна спокойно начала спускать шлюпки на воду и спасаться. Спустя некоторое время на судне раздался второй взрыв, установить принадлежность взрыва невозможно, но по силе взрыва и действия можно предполагать, что в судно попала вторая торпеда. Вторым взрывом все находящееся на верхней палубе было выброшено за борт, а из трюмов выбросило доски.

Часть людей была выброшена толчком, некоторые выбрасывались за борт сами, имея спасательные пояса. Очутившись в воде, люди спасались на выброшенных из трюма досках и перевернутых шлюпках.

К месту катастрофы подошел английский тральщик и на малом ходу выбросил сетки и концы, за которые хватались люди, и их подбирали на борт тральщика, которых оказалось 14 человек.

В стороне шел бой между английскими и немецкими миноносцами. Тральщик получил приказание прекратить подбирать людей и идти на присоединение, что им было и выполнено. Не подобранные члены экипажа, по всей видимости погибли, некоторые члены экипажа, в том числе и капитан Левицкий, потонули с судном, так как на воде их никто из спасшихся не видел.

Судно затонуло в течении 2-3 минут. Действие личного состава было исключительно героическое. Без паники люди спускались в ледяную воду, находясь в последней свыше часа.

Смертью храбрых погиб капитан судна тов. Левицкий, не покинувший судна, желая снять секретные документы, для чего направился в каюту и не успел уже выброситься за борт. В заключении считаем необходимым возбудить ходатайство о пенсии семьям погибших в бою с фашистами при выполнении боевого задания Правительства.

Приложение: 1. Список погибших товарищей.

. Рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода

"Циолковский" тов. Остроумова

. Объяснение 3-го механика тов. Курта ***

И.о. начальника Мурманского

государственного морского пароходства Улицкий

Начальник политотдела Мурманского

государственного морского пароходства Зубов

Зам. начальника Мурманского

государственного морского пароходства

по военной части капитан 1 ранга Дианов

Резолюция: т. Смирнову. Совместно с политотделом пароходства некоторых из погибших товарищей представить к правительственной награде, а что касается пенсий, то на этот счет видимо есть определенный порядок. 15 июня 1942 г. И. Федоров

ГАМО, ф. П-1, оп. 2, д. 79, лл.3-3 об. Машинописный подлинник.

* Стандарт (Ленинградский) - единица измерения объема в плотной массе древесины, равная 4,672 кубическим метрам

** Дифферент - разность между осадкой носа и осадкой кормы судна

*** Список погибших членов команды теплохода "Циолковский", рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" А.С. Остроумова, объяснительная записка 3 механика теплохода "Циолковский" Курта Н.Т. См.: ГАМО, ф.П-1, оп. 2, д. 79, лл.4 - 6 об.


Приложение 2

 

Из письма начальника Мурманского Главного морского агентства "Инфлот" Г.П. Болквадзе заместителю Народного комиссара морского флота СССР Л.Ю. Белахову о работе агентства по обслуживанию иностранных судов в 1 полугодии 1942 года*

июля 1942 г.

Мурманское Главморагенство "Инфлот" приняло первый караван иностранных судов 11 января 1942 года. За это время, т.е. по 4 июля 1942 г., обслужено иностранных судов под ниже перечисленными флагами:

 

№ п/п Флаг Кол-во судов Дедвейт** Импорт Экспорт
1 Английский 45 41614 134658 12700
2 Американский 33 29977 178214 2431
3 Панамский 17 11510 68578 2557
4 Гондурасский 2 10611 3990 -
5 Датский 1 10170 2700 -
6 Польский 1 10200 2500 -

 

ИТОГО: 99 862006 332640 17689

На 4 июля 1942 г. стоят в порту суда, требующие ремонта:

. Пароход "ХАРМАТРИС", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 20 января 1942 г., который был торпедирован 17 января вражеской подводной лодкой, вследствие чего пароход получил повреждение передней половины корпуса в правый борт носовой части, трюм N 1 имеет сквозную пробоину, последний заполнен водой. Пароход сохранил плавучесть, был прибуксирован и разгружен в порту. В процессе стоянки у причала произведен ремонт машинно-котельной и палубной части. 15 июня пароход поставлен в док для заделки указанного повреждения на переход до отечественного порта. Ремонт продлится до 10 июля 1942 г.

. Пароход "ДИР ЛОДЖ", под американским флагом, во время стоянки в порту, от налета вражеских самолетов получил повреждение. Временно с помощью ЭПРОНа повреждения подводной части заделаны, запланирована постановка парохода в док после выхода из дока парохода "Харматрис".

. Пароход "ТОБРУК", под польским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой при налете вражеских самолетов 4 апреля 1942 г. получил повреждение в кормовой части судна, в результате чего судно затонуло. Пароход был разгружен, с помощью ЭПРОНа произведена временная заделка повреждения, судно отведено и поставлено на обсушку, производится мелкий ремонт. После окончания докового ремонта парохода "ДИР ЛОДЖ", пароход "ТОБРУК" будет поставлен в док.

. Пароход "ОУШЕН ВОИС", под английским флагом, при налете вражеских самолетов получил повреждение в носовой части корпуса правого борта. Докование не требуется, ремонт производится.

. Пароход "ЭМПАИР БАРД" под английским флагом, имеет вооружение стрелами для выгрузки тяжеловесов, ввиду отсутствия в порту как портального, так и плавучего кранов, временно оставлен в Мурманском порту для выполнения грузовых операций по тяжеловесным грузам.

. Пароход "ЛАНКАСТЕР КАСТЛ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 13 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 24 марта 1942 г. при налете вражеских самолетов получил прямое попадание авиабомбы в машинное отделение, причинившей повреждение и человеческие жертвы (8 человек убитых, не считая раненых). С помощью Инфлота была быстро оказана медицинская помощь пострадавшим, за что капитан выразил свою благодарность. По окончании разгрузки пароход был отведен на место якорной стоянки на рейде, где при налете 15 апреля получил вторично попадание 4 авиабомб, в результате судно затонуло на глубине 8 метров. Пострадавших во время вторичного налета на судне не было. Экипаж во главе с капитаном выехали за границу.

. Пароход "НЬЮ ВЕСТМИНСТЕР СИТИ", под английским флагом, прибыл в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки в порту под разгрузкой у причала рыбного порта 4 апреля получил повреждение от прямого попадания 4 авиабомб, вследствие чего на пароходе возник пожар. Жертв из состава команды не было, благодаря срочно оказанной помощи и принятым мерам. Пароход затонул в бухте. Экипаж во главе с капитаном выехал за границу.

. Пароход "ЭМПАИР СТАРЛЯЙТ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 4 апреля при налете вражеских самолетов получил от прямого попадания авиабомбы повреждение передней части судна в районе трюма № 1 и пробоину в надводной части между трюмами №№ 1 и 2. Были деформированы бортовая обшивка и палуба. Пароход был отремонтирован и поставлен под разгрузку. Во время вторичного налета вражеских самолетов 15 апреля вновь был поврежден от попадания нескольких бомб. При помощи ЭПРОНа пароходу была оказана немедленная помощь. Погрузка была отменена и пароход отведен на рейд для производства ремонта, где и был затоплен при последующем налете вражеской авиации.

. Пароход "СТИЛ ВОРКЕР", под английским флагом, имея на борту около 7000 тонн груза, в порту на глубине около 40 метров от взрыва в подводной части судна затонул в заливе в начале июня месяца 1942 г.

. Пароход "АЛКОА КАДЕТ", под английским флагом, после окончания разгрузки в конце июня месяца, стоя на рейде, получил повреждение и затонул,

В процессе обслуживания вышеперечисленных судов, как Вам известно, Инфлот не располагал квалифицированным аппаратом и средствами передвижения. Сильно отразилось на работе Инфлота и то обстоятельство, что при налете вражеской авиации помещение конторы Инфлот несколько раз подвергалось бомбардировке и прямым попаданием авиабомбы было разрушено, когда погиб весь имевшийся инвентарь за исключением двух пишущих машинок, находившихся в ремонте после одной из бомбардировок, во время которой часть работников Инфлота получила легкие ранения (тов. Безгребельный и тов. Болквадзе). Все инвалютные документы, касающиеся расчетов с иностранными судами, были спасены. Временно контора заняла помещение в городе без наличия убежища, в связи с чем, сотрудники все время подвергаются опасности, находясь в деревянном здании (ближайшее убежище от конторы находится на расстоянии 300-400 метров), которое при налете вражеской авиации загоралось, но пожар был своевременно ликвидирован, документы были спасены.

Высылка Вам требуемых информации затрудняется ежедневными налетами вражеской авиации (тревоги от 5 до 7 раз в день, которые длятся продолжительное время, парализуя нормальную работу Инфлота как в конторе, так и по оперативному обслуживанию иностранных судов).

Начальник Мурманского

Главморагенства Инфлот Болквадзе

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 46, лл.104-104 об. Заверенная копия.

* Опущено о трудностях с ремонтом иностранных судов, материальным обеспечением, снабжением.

** Дедвейт - полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно, включая перевозимый груз, топливо, воду, провизию, экипаж. См.: Справочник капитана дальнего плавания. Под ред. Б.П. Хабура. - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1964. - С. 27


Приложение 3

 

Из докладной записки инструктора отдела кадров Мурманского областного комитета ВКП(б) В.Я. Воробьева секретарю областного комитета ВКП(б) С.А. Смирнову о работе отдела кадров Мурманского государственного морского пароходства по оказанию помощи семьям моряков, погибших или пропавших без вести*

ноября 1942 г.

Секретно

В течение 1942 г. Мурманское государственное морское пароходство при перевозке грузов из иностранных портов в районах военных действий Баренцева и других морей потеряло 7 пароходов. Людские потери на затонувших пароходах составляют 124 чел. погибшими или пропавшими без вести и 14 чел. ранеными.

Пропали без вести или затонули в результате торпедирования и бомбардировок вражескими кораблями и самолетами следующие пароходы:

пароход "Циолковский", человеческих жертв было 20 чел.,

"Ижора" - 33 чел.,

"Куйбышев" - 36 чел.,

"Сухона" - 1 чел. и 2 чел. ранены,

"Субботник" - 1 чел. погиб и 8 чел. раненых.

На ордена Ленина пароходе "Старый Большевик" в результате бомбардировки его вражескими самолетами погибло 4 чел. и ранено 4 чел. и на пароходе "Тов. Сталин" погибли два человека, сами же пароходы остались целыми. На затонувших пароходах "Двинолес" и "Щорс" человеческих жертв не было.

Таким образом, гражданских моряков погибло - 97 чел., ранено 14 чел. и из военных команд, охранявших корабли (пограничников), погибло - 27 чел.

Отдел кадров Мурманского госморпароходства за время с июня месяца и по ноябрь установил связь с 70 семьями погибших моряков. Этим семьям пароходства выслало официальные извещения о гибели главы семьи или члена семьи, имеющего иждивенцев. Высланные извещения дают право семье погибшего моряка на получение государственного пособия через местный районный отдел социального обеспечения.

Примечание: Вопрос о работе отдела кадров Мурманского пароходства обсуждался на бюро обкома ВКП(б), где наряду со всеми вопросами поднимался и вопрос об оказании помощи семьям моряков, погибших или пропавших без вести.**

Инструктор отдела кадров

обкома ВКП(б) Воробьев

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 79, л. 1. Машинописный подлинник.

* Опущено о порядке выплат семьям погибших.

**Примечание документа. Вопрос о работе отдела кадров Мурманского государственного морского пароходства рассматривался... См.: ГАМО, ф. П-1, on..., д...., лл.


Приложение 4

 

Из докладной записки секретаря Мурманского обкома ВКП(б) по транспорту В.А. Прокофьева и заведующего транспортным отделом И.К. Высокова секретарю обкома ВКП(б) М.И. Старостину о работе транспорта и транспортных предприятий в 1942 году *

апреля 1943 г.

Совершенно секретно

За 1942 г. транспорт Мурманской области, работая в условиях Великой Отечественной войны, обеспечивал снабжение и оперативные перевозки для 14 и 19 армий и Северного военно-морского флота. Основная же работа транспорта за этот год заключалась в осуществлении перевозок импортно-экспортных грузов из союзных с нами стран, шедших через Мурманский торговый порт в глубь страны. Невзирая на налеты вражеской авиации и бомбежку транспорта, за 1942 год обработано 163 парохода. Мурманский порт переработал 536300 тыс. тонн различных грузов, из них 416,7 тонн импорта и 66,3 тыс. тонн экспорта. Импортный груз состоял из военных продовольственных товаров, машин, станков и военно-стратегического сырья. За границу отправлено: магнетит, апатит, хром руда, пропс,** доски, сульфиктан, хлор, калий, воск, солодковый корень, сантонин, канифоль, разные масла растительные и эфирные, шалфей, мышьяк, асбест, семя подсолнечное, пушнина, щетина, конский волос, пух и перо, кишки бараньи, кинофильмы.

Железнодорожники за год обработали 10664 поезда, переработав 108 тысяч вагонов для обеспечения более лучшей пропускной способности Мурманского отделения была проведена реконструкция путей на некоторых станциях. Так, на станции Кола сделано дополнительно 5 путей. На станции Мурманск в сортировочном парке - 2 пути, на станциях Выходной - Лопарская по одному пути. Большие восстановительные и строительные работы сделаны по порту. Восстановлены пострадавшие от вражеской бомбардировки причалы N 1 и 2. Произведен ремонт железнодорожный путей. Сделана заново электросеть, связь, отремонтированы катучие краны, выполнены дноуглубительные работы. Сделана столовая в здании бывшего клуба моряков. Сделаны 5 бомбоубежищ усиленного типа. Обучено 600 человек рабочих массовым профессиям. Переоборудован для выгрузки тяжеловесов пароход "Кама". Открыто и оборудовано 85 землянок для жилья за городом. Оборудован склад для хранения апатитового концентрата. За успешное выполнение правительственных заданий по железной дороге награждены орденами и медалями 89 человек и по порту 46 человек, всего 135 человек. Среди них машинисты Кирюшкин, Мальков, Афанасьев, Прокопенко, Смоляк, плотник Чумиков, составители Кудряшев, весовщик Сорокопудов, главный диспетчер тов. Торопов, начальник 1 участка тов. Амелин, бригадиры грузчиков Попов, Санаксыров, начальник восстановительного поезда Шитиков, начальник станции Шатилов и другие.

Мурманское пароходство обработало 185,8 тысяч тонн экспортно-импортных грузов и грузов малого каботажа. За выдающиеся заграничные рейсы теплоход "Старший большевик" награжден орденом Ленина и экипаж орденами и медалями Советского Союза. Капитану теплохода тов. Афанасьеву, помполиту тов. Петровскому и матросу тов. Оказенок*** присвоено звание Героев Советского Союза. Судоремонтные предприятия за 1942 год отремонтировали 235 судов Северного Военного Флота, 80 судов гражданского флота, 15 судов рыбного флота и 65 единиц иностранного флота.

Годовую программу выполнили Судоверфь Наркомрыбпрома и завод МГМП, завод же Главного Управления Севморпути выполнил программу только на 88,8 %, согласно бухгалтерских данных. На заводах проделана большая работа по применению заменителей, внедрению новых методов работы. Впервые в Мурманске на судоремонтных заводах получена сталь. За выполнение ремонта боевых кораблей 41 человек рабочих, ИТР и руководителей заводов награждено орденами и медалями Советского Союза.

Секретарь ОК ВКП(б) по транспорту Прокофьев

Зав. транспортным отделом ОК ВКП(б) Высоков

ГАМО, ф. П-1, оп. 2, д.44, лл. 34-34об. Машинописный подлинник.

* Опущен подробный анализ работы торгового порта, морского пароходства, судоремонтных предприятий, областного управления связи.

** Пропс - экспортные рудничные стойки.

*** Так в документе.


Приложение 5

 

Из докладной записки Мурманского обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б) о работе транспортного отдела за период Великой Отечественной войны - об обработке импортных грузов в Мурманском торговом порту *

декабря 1944 г.

Совершенно секретно

За время с 21 декабря 1941 г. по 1 мая 1944 г. торговый порт провел три зимних навигации по приему и разгрузке иностранных кораблей.

Объем выполненных портом работ по разгрузке судов характеризуется следующими показателями: см. приложение № 1.

Из этих данных видно, что объем работ, произведенных портом в навигацию 1943/1944 года, в три раза больше, по сравнению с предыдущей навигацией 1942/1943 года. За пять месяцев работы в навигацию 1943/1944 года порт переработал грузов больше, чем за 12 месяцев 1940 года.

Если в 1940 г. Мурманский порт в среднем перерабатывал 50-60 тысяч тонн груза в месяц, то в период Отечественной войны среднемесячная переработка грузов все время увеличивалась и в 1944 г. была доведена до 150 тысяч тонн.

В условиях полярной ночи, при полном отсутствии освещения, с людьми, не обученными грузовым операциям, и каждый год с новым контингентом рабочих, торговый порт сумел использовать данную ему механизацию и обеспечить быструю выгрузку. Наибольших успехов портовики достигли при обработке апрельского каравана 1944 г.

За успешную работу по разгрузке судов, приходящих в порт, 225 портовиков в дни войны награждены орденами и медалями Советского Союза.

Зам. секретаря Мурманского

ОК ВКП(б) по транспорту Прокофьев

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д.316, лл.2-3. Машинописный отпуск.

* Опущено о работе железнодорожного транспорта, Мурманского морского пароходства, судоремонтных предприятий.


Приложение 6

 

Сведения об объеме работ по разгрузке судов, произведенных Мурманским морским торговым портом в навигации 1940-1944 гг.

Время навигации Количество обработанных судов Переработано импортных грузов Экспорт грузов Балласт Длительность навигации в месяцах
1940г. 308 562100 - - 12
Зима 1941-1942 г. 113 407385 41137 - 5,5
Зима 1942-1943 г. 45 214463 52243 6231 3
Зима 1943-1944 г. 92 624035 42118 72408 5

 

ГАМО, ф. П-1, on. 2, д. 316, л 44. Машинописный отпуск

Введение

В разные годы в нашей стране по-разному относились к ленд-лизу. Его значение то принижали, то возвеличивали. Истина же находится где-то посередине.

СССР был не единственным и даже не самым крупным получателем американской помощи. Более половины американских поставок «съедала» Великобритания, которая совершенно точно не выжила бы без помощи из-за океана. СССР получил примерно 20% ленд-лизовских поставок.

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии. Поэтому, допустим, стрелковое оружие и патроны, с производством которых советские заводы справлялись без посторонней помощи, поставлялись в СССР в пренебрежительно малых количествах (150 тыс. «стволов» и полмиллиона патронов) и составляли меньше сотой части потребностей фронта.

Но были и такие предметы снабжения, которые в СССР не производились вовсе или производились в недостаточных количествах (см. таблицу). Надо сказать, что в разные периоды войны СССР нуждался в импорте разных товаров. После катастрофических потерь советских ВВС летом 1941 года упор был сделан на доставку в СССР боевых самолетов (пусть даже не самых лучших). Когда к 1943 году на Северном флоте обозначился явный дефицит боевых кораблей (которые были необходимы для охраны идущих из Англии конвоев с ленд-лизовскими грузами), нам прислали 202 торпедных катера, 140 охотников за подводными лодками, 77 тральщиков, 28 фрегатов. Примерно 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами - подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами в СССР тогда не было. Не было у нас и промышленного производства радиолокаторов, поэтому СССР выписал 1803 РЛС из Англии.

Собственно говоря, основной поток грузов по ленд-лизу составляла вовсе не военная техника. Кроме прочего, с 1941 по 1945 год в Россию доставили 51 503 знаменитых джипа «Виллис»,

млн. тонн продовольствия, включая американскую тушенку (импортной, таким образом, была каждая вторая консервная банка), 15 млн. пар солдатских ботинок, более 1,5 млн. км телефонного кабеля…

Всего же в ценах 1946 года Америка прислала в Россию товаров на 13 с лишним миллиардов долларов, Англия - на 430 миллионов фунтов стерлингов. В течение 15 лет после окончания войны большинство стран, получавших американскую помощь, заключили соглашение с США о частичном погашении долгов по ленд-лизу. Аналогичное соглашение с СССР было заключено лишь в 1972 году. СССР обязался поэтапно выплатить США более 700 млн. долл. После распада СССР долги по ленд-лизу были переоформлены и постепенно погашаются. На сегодняшний день осталось заплатить примерно 100 млн. долларов.

Объект исследования курсовой работы - Великая Отечественная война 1941-1945 годов в Заполярье.

Предмет исследования курсовой работы - ленд-лиз в Мурманской области.

Целью курсовой работы является исследование ленд-лиз в Мурманской области. Взаимоотношение России со странами коалиции. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

анализируется ленд-лиз и северные (арктические конвои)

анализируется ленд-лиз в Мурманской области.

Теоретическую базу курсовой работы составляют учебная, научная литература, статьи периодической печати, справочные материалы, нормативно-правовые акты.

Методологическую базу курсовой работы составляют метод индукции, метод дедукции, метод системного анализа, метод сравнительного анализ, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод.

Структуру курсовой работы составляют введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

В курсовой работе имеются ссылки на используемые при ее написании источники.


Глава 1. Ленд-лиз и северные конвои


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.