Основные методы экономического анализа в организации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные методы экономического анализа в организации

2021-06-02 22
Основные методы экономического анализа в организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ»

                                                                                                                              

 

 

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Профиль «Финансы и кредит»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения заочная

                                                                                               

 

 

Тверь, 2015

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОРГАНИЗАЦИИ                                                        

Цель практического занятия: овладеть методологией расчета экономического анализа в организации.

 

Содержание:

1

РАЗДЕЛ 2. РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

6

ПОКАЗАТЕЛИ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Таблица 1 – Расчет коэффициентов обновления выбытия, прироста, износа и годности основных средств

Коэффициент Формула для расчета Условные обозначения
Коэффициент обновления основных средств коэффициент обновления основных средств; первоначальная стоимость вновь введенных основных средств за анализируемый период; стоимость основных средств на конец того же периода
Коэффициент выбытия основных средств коэффициент выбытия основных средств; стоимость выбывших основных средств за анализируемый период; стоимость основных средств на начало анализируемого периода
Коэффициент прироста основных средств коэффициент прироста основных средств;  первоначальная стоимость вновь введенных основных средств за анализируемый период;  стоимость выбывших основных средств за анализируемый период;  стоимость основных средств на конец того же периода
Коэффициент износа основных средств коэффициент износа основных средств; стоимость износа всех основных средств или их отдельных видов; первоначальная стоимость всех основных средств или их отдельных видов
Коэффициент годности основных средств коэффициент годности основных средств;  первоначальная стоимость всех основных средств или их отдельных видов;  стоимость износа всех основных средств или их отдельных видов

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9.   ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Цель практического занятия: овладеть навыком расчёта показателей эффективности использования основных фондов.

Содержание:

9

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ»

                                                                                                                              

 

 

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Профиль «Финансы и кредит»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения заочная

                                                                                               

 

 

Тверь, 2015

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОРГАНИЗАЦИИ                                                        

Цель практического занятия: овладеть методологией расчета экономического анализа в организации.

 

Содержание:

1

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОРГАНИЗАЦИИ

Цель практического занятия

Содержание практического занятия

1.1 Методологические аспекты экономического анализа 2

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Задача 1. Горизонтальный анализ при оценке выполнения плана

7

Задача 2. Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию производства

9

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Задача 3. Расчет удельного веса персонала по стажу и полу

11

Задача 4. Расчет доли рынка

15

Литература

18

Материалы для самостоятельной работы: ключевые понятия

19

 

 

1.1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности) – метод исследования в экономической теории, является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе, ведь для их обоснования необходимо выявлять проидзводственные и финансовые риски, прогнозировать воздействие принимаемых решений на конечные результаты деятельности предприятия.

Любой квалифицированный экономист (бухгалтер, финансист) должен владеть современными методами экономических исследований для проведения комплексного экономического анализа.

Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам для принятия управленческих стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует развитию предприятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа,[1] связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

 

Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

1) он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом;

2)  он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;[2]

3) управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

В результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов:

1) переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;

2) переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;

3) каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

Выделяются два направления экономического анализа на предприятии:

1) показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;

2) показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.

При управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими организациями, определении места фирмы в системе ранжирования[3] на национальном и международном уровне.

К числу таких показателей обычно относят:

1) активы предприятия;

2) объем продаж;

3) показатель валовой или чистой прибыли;

4) научно-технический потенциал предприятия.

 

 

Финансовый анализ – процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения дальнейшего эффективного развития.

Результаты финансового анализа являются осн о вой принятия управленческих решений, выработки стратегии дальнейшего развития предприятия. Поэтому финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового менеджмента, важнейшей его составляющей.

Различают шесть основных методов финансового анализа:

1) горизонтальный анализ (временн о й) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) вертикальный анализ (структурный) – выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;

3) трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда,[4] т.е. основной тенденции[5] динамики[6] показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

4) анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;

5) сравнительный анализ (пространственный) – с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой – сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;

6) факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.

Горизонтальный анализ отчетности (трендовый анализ) – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов.

 

При горизонтальном анализе отчетности (например, баланса), берётся показатель (строка) и прослеживается его изменение в течение двух или более периодов. В качестве периодов могут браться любые одинаковые временные интервалы, но обычно для бухгалтерской отчетности используют поквартальный анализ или анализ данных по годам. Количество анализируемых периодов может варьировать в зависимости от конкретной задачи, однако качественный анализ, как правило, возможен, когда в анализируемом ряду более 3-х периодов.

В части бухгалтерской отчетности наиболее распространен горизонтальный анализ баланса, отчета о прибылях и убытках; реже – отчет о движении денежных средств, изменении капитала.

При анализе баланса прослеживают изменение стоимости отдельных видов имущества и обязательств в течение рассматриваемого периода.

При анализе отчета о прибылях и убытках рассматривают изменение выручки, затрат, финансовых результатов.

При горизонтальном анализе используют два подхода:

1) сравнение изменение в абсолютных величинах (например, рублях):

2) сравнение изменений в относительных величинах (процентах).

Как правило, в отчете экономист использует оба подхода. При этом более наглядным подходом выступает анализ изменения в процентах к предыдущему (или первому) периоду (например, «за последние три месяца выручку выросла на 20%»).

Противоположным по смыслу горизонтальному анализу является вертикальный анализ отчётности, где сравнение идёт не в хронологии (по периодам), а в рамках одного периода в сравнение с другими показателями.

Вертикальный анализ (структурный) – выявление удельного веса отдельных статей баланса в итоговом показателе, принимаемом за 100% и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности. Назначение вертикального анализа заключается в возможности проанализировать целое через отдельные его элементы, то есть определить структуру (удельный вес) – относительную долю составного элемента в общей сумме.

Вертикальный анализ (структурный) – выявление удельного веса отдельных статей баланса в итоговом показателе, принимаемом за 100% и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности. Назначение вертикального анализа заключается в возможности проанализировать целое через отдельные его элементы, то есть определить структуру (удельный вес) – относительную долю составного элемента в общей сумме.

Вертикальный анализ (т.е. анализ показателей отечности по вертикали) направлен на изучение структуры имущества, обязательств, доходов, расходов организации. Например, верительный анализ актива бухгалтерского баланса даёт представление о доли основных средств, нематериальных активов, запасов, дебиторской задолженности и других видов имущества в общих активах предприятия (вертикальный анализ актива баланса). Определив в процентах долю каждого показателя в общем итоге, у экономиста появляется возможность сравнивать предприятие по данным показателям с другими предприятиями, что невыполнимо, если оперировать абсолютными величинами. В части пассива баланса проводят структурный анализ собственных и заемных средств, а также состав заёмных средств по срокам погашения (долгосрочные и краткосрочные обязательства).

Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности между собой. Источником информации является бухгалтерская отчетность предприятия.

Наиболее важные группы финансовых показателей:

1) показатели ликвидности;

2) показатели финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) показатели рентабельности;

4) показатели оборачиваемости (деловой активности);

5) показатели рыночной активности.

При анализе финансовых коэффициентов необходимо иметь в виду следующие моменты:

1) на величину финансовых коэффициентов оказывает большое влияние учётная политика предприятия;

2) диверсификация[7] деятельности затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям, поскольку нормативные значения могут существенно варьироваться для различных отраслей деятельности;

3) нормативные коэффициенты, выбранные в качестве базы для сравнения, могут не быть оптимальными и не соответствовать краткосрочным задачам рассматриваемого периода.

Сравнительный финансовый анализ – анализ, который базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой: показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей; финансовых показателей данного предприятия и показателей предприятий-конкурентов; финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия; сравнительный анализ отчетных и плановых показателей.

Интегральный финансовый анализ (факторный) –анализ, которыйпозволяет получить наиболее углубленную оценку финансового состояния предприятия.

 

 

                                                 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.   ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель практического занятия: овладеть навыком расчета показателей эффективности использования ресурсов организации.

Содержание:

4

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.