Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога

2021-06-02 19
Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ТЮМЕНЬ

201 8

Доценко Н.И.

Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога.

 Программа 2018, с. 14

 

 

Программа подготовлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специализации

по телесно-ориентированной психотерапии и рабочим учебным планом.

В программе учитываются современные достижения в развитии телесно-ориентированного направления психотерапии, личный педагогический и практический опыт автора.

 

 

Программа рассмотрена на …….. и одобрена …….

Рекомендована в качестве учебной программы.

 

 

Рецензенты:

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа подготовлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специализации по телесно-ориентированной психотерапии и рабочим учебным планом. В программе учитываются современные достижения в развитии телесно-ориентированного направления психотерапии, личный педагогический и практический опыт автора. Учебная программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины “Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога”.

Целью изучения дисциплины является формирования теоретических знаний, а также практических умений и навыков в области телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

Задачи дисциплины:

Формирование знаний методологии телесно-ориентированной психотерапии.

Формирование целостного представления о существующих подходах и методах в современной телесно-ориентированной психотерапии.

Формирование практических умений и навыков работы с телом.

Обучить способам коррекции личностных нарушений с использованием телесно-ориентированной психотерапии.

Ознакомить обучающихся со спецификой клиентской работы в ТОП.

Сформировать систему анализа, осмысления и способов использования техник работы с телом.

Обучить способам коррекции личностных нарушений с использованием телесно-ориентированной психотерапии.

В результате изучения курса “Tелесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога” обучающиеся должны иметь представление о:

- роли и значении ТОП в современной системе психотерапевтической помощи;

- специфике клиентской работы в ТОП;

 - терапевтических подходах и методах в современной ТОП

знать:

- стратегию и тактику практической психотерапии;

- методологическую основу ТОП;

- основные подходы и методы ТОП;

- диагностические системы ТОП;

- механизмы психотерапевтического воздействия в ТОП;

- психотерапевтические средства ТОП;

уметь:

- организовать и осуществлять психотерапевтический процесс в рамках ТОП;

- диагностировать телесную проблематику;

- моделировать и конструировать психотерапевтические средства в соответствии с целями и задачами психотерапевтического процесса в ТОП.

Изучение дисциплины имеет практическую направленность и предусматривает приобретение обучающимися конкретных профессиональных умений и навыков телесно-ориентированной психотерапии.

Основными видами занятий являются:

- лекционные занятия, задача которых ознакомление с теоретическими основами курса;

- практические занятия, на которых предполагается формирование умений и навыков телесно-ориентированной психотерапии.

Для более глубоко изучения курса предусмотрены супервизия индивидуального практического опыта обучаемого, написание контрольной работы по предлагаемым заданиям, а также самостоятельная работа по изучению рекомендуемой учебной и методической литературы.

Изучение курса завершается сдачей зачета. 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса “Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога”

 

п/п

 

Наименование разделов, тем

 

 

Всего часов

 

В том числе

Форма контроля

лекции практич. самостоят.

Модуль 1. Введение в телесно-ориентированную психотерапию

1  История развития европейской школы ТОП 4 1   3   2 Преимущества и особенности ТОП 3 1   2   3 Основные понятия ТОП 3 1   2     ИТОГО: 10 3   7  

Содержание курса

Модуль 1. Введение в телесно-ориентированную психотерапию

Тема 3. Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии

Представление об основополагающих, базовых понятиях и связанных с ними процессов: энергия (накопление, перераспределение, удержание, выброс); мышечный блок (разблокирование, расслабление, освобождение энергии); мышечный панцирь (формирование структуры тела), характерный панцирь (формирование характера), опора (почва под ногами); заземление, центрирование, пульсация, телесный образ-Я, двигательный (телесный) паттерн.

Самостоятельные занятия.

В ходе самостоятельных занятий слушатели более глубоко изучают историю создания телесно-ориентированной психотерапии, её особенности и преимущества в работе с клиентами.

Тема 13. Супервизия.

Тема 17. Супервизия.

Литература

 

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. – СПб., 2000.

2. Баскаков В.Ю. Русское тело: К постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера//Психологическая консультация.-1997.-№1.

3. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: Теоретические основы и практическое применение. - М., 2002.

4. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.

5. Блек М. Метафора: Теория метафоры. – М., 1990.

6. Боаделла Д. Моторные поля как основные паттерны потоков движения//Ж-л биосинтеза. – 2000. - №2.

7. Выховски А. Диалоги дыхания: Паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия//Семинар в г. Москве, 1996 г.

8. Гордон Д. Терапевтические метафоры. – СПб., 1995.

9. Кнастер М. Мудрость тела. – М.: Эксмо, 2002.

10. Кодекс этических норм АТОП//Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов. – 2002. – №2.

11. Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии. – М.: Ин-т психотерапии и клинической психологии, 2002.

12. Корнеев А. Анализ энергетических процессов в системе А. Лоуэна//Психология телесности: Между душой и телом. – М.: Аст, 2005.

13. Леоненко Е., Тимошенко Г. Знакомство с собой: О чем говорит наше тело. – М.: Форум – Инфра-М, 2006.

14. Лоуэн А. Биоэнергетика. Терапия, которая работает с телом. – СПб.: Речь, 2000.

15. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. – М.: ИОИ, 1997.

16. Лоуэн А. Любовь и оргазм. – М.: ИОИ, 1997.

17. Лоуэн А. Предательство тела. – М.: ИОИ, 1998.

18. Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

19. Лоуэн А., Лоуэн Л. Сборник биоэнергетических опытов. – М.: Аст, 2003.

20. Марчер Л., Олларс Л., Бернард П.. Травма рождения: Метод ее разрешения//Моск. психотер. ж-л. – 2003. - №1.

21. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: Экспо, 2005.

22. Психология телесности: Между душой и телом. – М.: Аст, 2005.

23. Психосоматические метафоры в русском фольклоре//Свободное тело: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. – М., 2001.

24. Райх В. Анализ характера. – М., 2000.

25. Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах. – М.: ИОИ, 2006.

26. Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб,, 2007.

27. Сандормирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. – М., 2005.

28. Тимошенко Г., Леоненко Е. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006.

29. Федорова Г., Бажурина В. Холистический массаж – СПб., 2001.

30. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психотерапии. – М.: Три Л, 1996.

31. Шостром Э. Терапевтическая психология: Основы консультирования и психотерапии. – М. – СПб.: Эксмо, 2002.

32. Этические правила и кодекс Европейской Ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР) // Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов. – 2002. - №1.

 

Задания для контрольной работы

  1. Описать психотерапевтическую сессию в соответствии со следующей схемой: цель, задачи, инструментарий, содержание работы, возникшие трудности, оценка результата (три случая).

 

  1. Описать психотерапевтический процесс в соответствии со схемой: цели, задачи, этапы, инструментарий, содержание работы, трудности, результативность.

 

Вопросы для зачета

  1. Телесно-ориентированная психотерапия как прикладная наука.
  2. Представление о здоровом личностном функционировании.
  3. Функциональная модель личности в норме и патологии.
  4. Формирование личности на этапах раннего развития человека.
  5. Механизмы возникновения личностных нарушений.
  6. Основные диагностические подходы к категоризации телесной проблематики.
  7. Основные механизмы телесно-ориентированного психотерапевтического воздействия.
  8. Основные телесно-ориентированные средства психотерапевтического воздействия.
  9. Специфика работы психотерапевта в рамках ТОП.
  10. Этические аспекты работы психотерапевта в рамках ТОП.
  11. ВегетотерапияВ.Райха.
  12. Классификация базовых личностных проблем по В.Баскакову.
  13. Метод М.Фельденкрайза.
  14. Метафорический подход к классификации личностных проблем.
  15. Классификация проблемных паттернов дыхания по А. Выховски.
  16. Представление о моторных полях по Д.Боаделла.
  17. Биоэнергетика А. Лоуэна.
  18. Биодинамика Л.Марчер.
  19. Работа с целенаправленным воздействием на мышечные блоки и зажимы.
  20. Работа с дыханием клиента.
  21. Работа, ориентированная на получение нового телесного опыта.
  22. Работа с осознанием личностных паттернов на их телесных моделях.
  23. Работа с изменением личностных паттернов за счет трансформации их телесных моделей.
  24. Предмет психотерепевтической деятельности в ТОП.
  25. Личностные, поведенческие и телесные паттерны
  26. Понятие стратегии и тактики в ТОП.
  27. Этапы психотерапевтической сессии в ТОП.
  28. Этапы психотерапевтического процесса в ТОП.
  29. Специфика взаимодействия «психотерапевт-клиент» в ТОП.
  30. Личностная позиция клиента в ТОП.
  31. Работа с мотивацией клиента.
  32. Пластичность поведения терапевта.
  33. Механизмы, обеспечивающие эффективность ТОП.
  34. Критерии оценки эффективности ТОП.

 

 

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ТЮМЕНЬ

201 8

Доценко Н.И.

Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога.

 Программа 2018, с. 14

 

 

Программа подготовлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специализации

по телесно-ориентированной психотерапии и рабочим учебным планом.

В программе учитываются современные достижения в развитии телесно-ориентированного направления психотерапии, личный педагогический и практический опыт автора.

 

 

Программа рассмотрена на …….. и одобрена …….

Рекомендована в качестве учебной программы.

 

 

Рецензенты:

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа подготовлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специализации по телесно-ориентированной психотерапии и рабочим учебным планом. В программе учитываются современные достижения в развитии телесно-ориентированного направления психотерапии, личный педагогический и практический опыт автора. Учебная программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины “Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога”.

Целью изучения дисциплины является формирования теоретических знаний, а также практических умений и навыков в области телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

Задачи дисциплины:

Формирование знаний методологии телесно-ориентированной психотерапии.

Формирование целостного представления о существующих подходах и методах в современной телесно-ориентированной психотерапии.

Формирование практических умений и навыков работы с телом.

Обучить способам коррекции личностных нарушений с использованием телесно-ориентированной психотерапии.

Ознакомить обучающихся со спецификой клиентской работы в ТОП.

Сформировать систему анализа, осмысления и способов использования техник работы с телом.

Обучить способам коррекции личностных нарушений с использованием телесно-ориентированной психотерапии.

В результате изучения курса “Tелесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога” обучающиеся должны иметь представление о:

- роли и значении ТОП в современной системе психотерапевтической помощи;

- специфике клиентской работы в ТОП;

 - терапевтических подходах и методах в современной ТОП

знать:

- стратегию и тактику практической психотерапии;

- методологическую основу ТОП;

- основные подходы и методы ТОП;

- диагностические системы ТОП;

- механизмы психотерапевтического воздействия в ТОП;

- психотерапевтические средства ТОП;

уметь:

- организовать и осуществлять психотерапевтический процесс в рамках ТОП;

- диагностировать телесную проблематику;

- моделировать и конструировать психотерапевтические средства в соответствии с целями и задачами психотерапевтического процесса в ТОП.

Изучение дисциплины имеет практическую направленность и предусматривает приобретение обучающимися конкретных профессиональных умений и навыков телесно-ориентированной психотерапии.

Основными видами занятий являются:

- лекционные занятия, задача которых ознакомление с теоретическими основами курса;

- практические занятия, на которых предполагается формирование умений и навыков телесно-ориентированной психотерапии.

Для более глубоко изучения курса предусмотрены супервизия индивидуального практического опыта обучаемого, написание контрольной работы по предлагаемым заданиям, а также самостоятельная работа по изучению рекомендуемой учебной и методической литературы.

Изучение курса завершается сдачей зачета. 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса “Телесно-ориентированная психотерапия в практической деятельности психолога”

 

п/п

 

Наименование разделов, тем

 

 

Всего часов

 

В том числе

Форма контроля

лекции практич. самостоят.

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.