Т ехнологические параметры набора — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Т ехнологические параметры набора

2021-06-02 38
Т ехнологические параметры набора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальные исследования показали, что важно правильно подбирать длину строки и размеры пробелов между словами. Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов [11], для взрослого читателя — шрифты 8 –10 пунктов, в справочных изданиях кегль шрифта может быть снижен. Начертание очка также влияет на удобочитаемость текста. Так, текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения и занимает больше места; курсив читать труднее, чем прямое начертание.


Конструкция шрифтовых символов

Важнейшими графическими элементами, из которых построены буквы русского (и латинского) типографского шрифта, являются:

· основные штрихи;

· соединительные (дополнительные) штрихи;

· концевые элементы.

A. Очко литеры (Character). B. Кегельная площадка (Em-Square). C. Кегль (Size). D. Линия шрифта (Baseline). E. Высота (рост) прописного знака (Cap Height). F. Высота (рост) строчного знака (x-height). G. Межбуквенный просвет (Letterspace). H. Полуапрош (Side bearing). I. Интерлиньяж (Linespace). 1. Основной штрих (Stem). 2. Соединительный штрих (Hairline). 3. Засечка, сериф (Serif). 4. Верхний выносной элемент (Ascender). 5. Нижний выносной элемент (Descender). 6. Наплыв (Stress). 7. Внутрибуквенный просвет (Counter). 8. Овал (Oval). 9. Полуовал (Bowl). 10. Концевой элемент (Terminal). 11. Каплевидный элемент (Ball). 12. Точка (Dot). 13. Диакритический знак, акцент (Accent).

Большое значение для удобочитаемости шрифта имеют толщина основных штрихов и ширина очка. По данным некоторых исследователей, оптимальная толщина основных штрихов (для строчных букв кг. 10) равна 0,30–0,35 мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается — внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими и контур букв теряет свою отчетливость.

Наличие засечек, как считают большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, так как благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся более рельефными. Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватывает его. Длинные же засечки придают контуру букв закрытый характер; они почти сливаются в одну горизонтальную линию и мешают глазу охватить этот контур.

Неодинаковая толщина штрихов придает шрифту контрастность, степень которой может быть различной. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов шрифт совершенно теряет контрастность и становится монотонным.

На заметку: Некоторые графические формы символов вызывают у читателя оптические иллюзии, которые создают ощущение неправильной геометрической структуры изображения. Например, средняя линия (соединительный штрих) буквы «Н», расположенная геометрически посередине, но кажется ниже середины. Буквы «А» и «О», равные по высоте букве «Н» будут казаться меньше по размеру. Для компенсации визуального уменьшения округлых и треугольных знаков по сравнению с прямоугольными, их делают выше (и ниже) относительно размера очка прямоугольных знаков не менее чем на 2%. Степень и форма оптических компенсаций в шрифте зависят от гарнитуры шрифта и формы конкретного знака.

 

 


  Классификация шрифтов

Обозначенные требования обусловили появление большо го количества разнообр азных шрифтов, отличающихся рядом признаков.

К основным признакам шрифта, лежащим в основе существующих классификаций, можно отнести рисунок, начертание очка и размер. При классификации шрифтов выделяют и такие параметры, как назначение, область применения и способ набора.

По шрифтовому рисунку шрифты условно можно разбить на следующие группы[12]:

· антиква (шрифты с засечками);

· гротески (рубленные);

· акцидентные (декоративные);

· рукописные

· готические

· старославянские.

· символьные.

В зависимости от начертаний очка шрифты делятся:

· по насыщенности: светлые, полужирные и жирные;

· по наклону основных штрихов (по положению очка): прямые, курсивные и наклонные;

· по ширине очка знаки шрифта делятся на пять групп: нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие);

По характеру заполнения штрихов:

· нормальные;

· контурные;

· выворотные;

· оттеночные;

· штрихованные.

По области применения шрифты разделяют на:

· книжные;

· газетные;

· плакатно-афишные;

· картографические;

· декоративные;

· рекламные;

· имитационные шрифты (напр., шрифты, рисунок которых близок к каллиграфическому письму).

В зависимости от целевого назначения шрифты можно разделить на:

· текстовые;

· выделительные;

· титульные (заголовочные);

· для акцидентного набора.


Классификация шрифтов по шрифтовому рисунку [13]

А) Антиквенные шрифты

Это шрифты с засечками. Их форма происходит от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV в. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля (конец XV — начало XVIII в.) пришла переходная антиква (начало XVIII — конец XVIII в.), которая сменилась антиквой нового стиля (конец XVIII — начало XIX в.), кроме того, в начале XIX в. появились брусковые шрифты.

На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов:

· Антиква старого стиля (Ренессансная). Форма знаков этого шрифта характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов

· Переходная антиква. Шрифты начала и середины XVIII в., сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу.

· Антиква нового стиля (классицистическая). Эти шрифты появились в конце XVIII — начале XIX в. в связи с развитием техники гравировки по металлу. Одноширинные шрифты с сильным контрастом. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны.

· Шрифты в латинском стиле. Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Изобретены в Англии в первой половине XIX в.

· Брусковая антиква. Первые такие шрифты появились в Англии в начале XIX в. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков.

Рис. 6. Переходная антиква

Рис. 7. Гуманистический курсив. Палатино. 1540 г.

 

Рис. 8. Шрифты, разработанные на основе французской антиквы


Б) Гротески или Рубленые шрифты

Шрифты без засечек. Впервые появились в начале XIX в. в Англии, хотя подобная форма знаков встречалась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ в. стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами.

· Старые гротески. Первый гротеск появился в 1816 г. в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.

· Новые гротески. Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х гг. ХХ в., что было вызвано потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные).

· Геометрические гротески. Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм — окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-е гг. ХХ в. в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ в. были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.

· Гуманистические гротески. Как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30-х гг. ХХ в. в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение и как самостоятельные гарнитуры, и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

· Антиква-гротеск. Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.

Рис. 9. Гарнитура Futura относится к геометрическим гротескам. Гарнитура Optima является гуманистическим гротеском, ее черты четко соответствуют каллиграфическим корням шрифтов с засечками

 

Антиквенные шрифты создают определенную горизонтальную текстуру, которая тянется вдоль линии шрифта и ведет взгляд по строке. Гротескным шрифтам более присуща вертикальность, и набор не обладает той текстурой, которая есть у антиквы. Длинные строки кажутся еще длиннее, когда набраны гротеском.

Гротескные шрифты, которые часто используют для набора текста (гарнитуры Futura, Frutiger и Univers), имеют достаточные ширины и пробелы, не создающие впечатления сжатости. Тонкие и узкие гротески требуют более внимательного отношения.


В) Акцидентные и декоративные шрифты

К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например Модерн, Ар Деко, оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т. д.

· Исторические стили. Акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифты определенного исторического стиля.

· Декоративные. Сюда относятся декоративные шрифты, предназначенные для акциденции, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, форма которых имеет преувеличенные детали или подверглась изменению с целью усиления декоративности. Кроме того, сюда относятся специально спроектированные декоративные начертания текстовых и акцидентных шрифтов, относящихся к другим группам классификации.

· Машинописные и моноширинные шрифты. Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковыми ширинами знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные для имитации машинописного текста и для акциденции.

· Компьютерные и экранные шрифты. Акцидентные шрифты, эксплуатирующие эстетику компьютерных, экранных и других близких по назначению шрифтов.

· Экспериментальные шрифты. Акцидентные шрифты, резко отличающиеся по форме знаков, шрифты с измененным контуром знаков, измененной формой знаков, гибридные, «живые» шрифты и др.

Рис. 10. Акцидентные шрифты

Рис. 11. Акцидентный шрифт Хейно


Г) Рукописные и каллиграфические шрифты


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.