II Ватиканский Собор об экуменическом движении — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

II Ватиканский Собор об экуменическом движении

2021-06-02 27
II Ватиканский Собор об экуменическом движении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Постановление «Об экуменизме». В сборнике: «Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации». Брюссель. 1992. С. 119-140.

Римо-католическая церковь не является членом Всемирного Совета Церквей, хотя отчасти участвует в работе его отдельных комиссий. Тем не менее Ватикан не только считает допустимой экуменическую деятельность, но и поощряет ее. Однако понимание экуменизма в католической церкви имеет свои особенности. Общие положения реформированного взгляда Католической церкви на проблему экуменизма были изложены в постановлении II Ватиканского собора «Об экуменизме» (1965 г.).

Этот документ не только положительно оценивает экуменическое движение в целом, но и объявляет его возникшим «по действию споспешествующей благодати Духа Святого». Здесь же отмечается, что «в этом движении к единству, называемом экуменическим, участвуют призыL вающие триединого Бога и исповедующие Иисуса как Господа и Спасителя не только отдельные лица, но и объединенные в Общины, в которых они услышали Евангелие и которые они называют Церковью своей и Божией. При этом почти все, хотя и по-разному, стремятся к единой и видимой Церкви Божией, которая была бы подлинно вселенской...»

В то же время утверждается, что «Христом Господом была основана одна и единая Церковь, хотя многие христианские Общины представляют себя истинным наследием Иисуса Христа...» Этой «единой Церковью» собор считает, естественно, католическую церковь, и исходя из этого определяет, как католикам необходимо относиться к экуменическому движению.

Постановление излагает традиционное католическое представление о примате папы как преемника святого апостола Петра. Церковь мыслится изначально управляемой «апостолами и преемниками их, а именно епископами с преемником Петра во главе».

В постановлении утверждается, что «немалые Общины отделились от полноты общения Католической Церкви, иногда не без вины людей с одной и другой стороны. Рождающихся же ныне в таких Общинах и живущих верою во Христа нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь объемлет их братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем хотя и неполном общении с Католической Церковью. Конечно, различные расхождения между ними и Католической Церковью по вопросам вероучения, иногда и дисциплины, а также строения Церкви, составляют, для полного церковного общения, ряд немалых, иногда очень важных, препятствий, к преодолению которых стремится Экуменическое Движение. Все же оправданные верою в крещении, сращены со Христом и, следовательно, по праву носят имя христиан, и сыны Католической Церкви правильно признают их братьями в Господе».

II Ватиканский собор, вопреки прежним убеждениям католицизма, признает некую частичную «благодатность» иных христианских сообществ: «...из истин и благ, совокупностью которых созидается и оживотворяется сама Церковь, некоторые и даже многие и весьма ценные могут существовать вне видимых пределов Католической Церкви». С некоторыми оговорками признается и наличие благодатных таинств вне католической церкви: «Немало также у наших братьев, разъединенных с нами, совершается священнодействий христианской религии, которые различными образами, согласно различным положениям каждой Церкви или Общины, без всякого сомнения, могут действительно порождать благодатную жизнь и надо признать, что они способны открыть доступ к общению во спасении».

В итоге собором признается спасительное значение иных христианских сообществ. Оно, впрочем, оказывается возможным исключительно в силу их некоей мистической связи с католической церковью как единственно имеющей полноту благодати: «...эти Церкви и разъединенные с нами Общины, хотя мы верим, что они страдают недостатком, не лишены значения и ценности в тайне спасения. Действительно, Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения, сила которых исходит от самой полноты благодати и истины, вверенной Католической Церкви». Но «...только через Католическую Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту спасительных средств. Мы верим, что Господь все богатство Нового Завета вверил только одному Собору апостолов, глава которого Петр, с тем, чтобы создать на земле единое Тело Христово, в Которое надо вполне включиться всем, кто уже некоторым образом принадлежит к народу Божьему».

Поскольку экуменическое движение мыслится II Ватиканским собором как процесс вхождения всех иных христианских «Церквей и Общин» в лоно католической церкви, то «...Собор увещает всех верных католиков различать знамения времен и действенно участвовать в экуменическом делании». При этом собор под экуменическим движением понимает все действия, направленные к объединению христиан, то есть соединению их с католической церковью, а именно: «все, что служит к устранению слов, суждений и дел по справедливости и истине не соответствующих положению разъединенных с нами братьев и таким образом усложняющих взаимные сношения». Углубление диалога и контактов между исповеданиями должно, по мысли участников собора, приводить к совместной молитве.

Завершиться этот процесс должен следующим образом: «Таким путем, постепенно, преодолев препятствия, мешающие совершенному церковному общению, все христиане соберутся единым совершением Евхаристии в единстве одной и единственной Церкви, в том единстве, от начала данном Христом Своей Церкви, которое, мы верим, неотъемлемо пребывает в Католической Церкви...»

В тоже время объединение всех христиан в лоне католической церкви мыслится участниками собора с сохранением всех специфических особенностей каждой конфессии: «Храня единство в необходимом, каждый в Церкви, согласно служению, ему данному, пусть сохраняет надлежащую ему свободу как в различных проявлениях духовной жизни и дисциплины, так и в многообразии литургических обрядов и даже в богословской разработке истины Откровения...» Однако как средство, способствующее тому, чтобы все были сцементированы в единую католическую церковь, собор предлагает «обновление», иначе говоря — модернизацию всех сторон церковной жизни: «...это обновление имеет особое экуменическое значение. Различные же виды жизни Церкви, в которых это обновление уже совершается, каковы библейское и литургическое движение, проповедь Слова Божия, катехизация, апостольское служение мирян, новые виды религиозной жизни, духовная жизнь в браке, учение и деятельность Церкви в социальной области, надо считать залогами и благоприятными признаками, предвещающими успешное развитие экуменизма».

Это объясняет ту роль, которая отводится церковному модернизму в экуменических планах Ватикана. Модернизм закономерно приводит к размыванию и нивелированию церковной традиции, что значительно облегчает экуменический диалог на выработанной католицизмом основе. Модернистские тенденции, активно развивающиеся внутри католической церкви после II Ватиканского собора, сегодня имеют место и в определенных православных кругах. Это естественным образом привлекает к ним внимание католической стороны как к наиболее вероятным партнерам для экуменического диалога в духе II Ватиканского собора.

Постановление «Об экуменизме» разрешает католикам не только совместное участие с другими христианами в экуменической молитве, но даже и совместное совершение таинств: «В некоторых особых случаях, например, при молениях, устраиваемых "об единстве", и в экуменических собраниях разрешается, более того, желательно, чтобы католики соединялись для молитвы с разъединенными с нами братьями».

«...Нельзя считать общение в таинствах средством, неосмотрительно применяемым для восстановления единства христиан». Таким образом, католическая церковь готова допустить как компромисс общение в таинствах с «разделенными братьями», хотя это и нарушает логику католической экклезиологии да и самой ватиканской концепции экуменизма.

Такое общение в таинствах допускается собором в отношении поместных православных и древних дохалкидонских церквей: «Так как эти Церкви, хотя и разъединенные с нами, обладают истинными таинствами, особенно в силу Апостольского преемства, Священством и Евхаристией, которыми они доныне связаны с нами теснейшим образом, некоторое общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно». Данное положение собора также нельзя не признать противоречивым после того, как было продекларировано, что полнота таинств возможна лишь в католической церкви и может быть лишь одна Церковь и одна Евхаристия.

Вообще в отношении к «Церквам Востока» католическая церковь декларирует весьма широкую свободу. В частности, в постановлении «Об экуменизме» говорится: «...Церкви Востока, памятуя о необходимости единства всей Церкви, могут управляться своими собственными уложениями, как более соответствующими благу их душ». Более того, собор допускает также и широкий богословский плюрализм ради возможного воссоединения восточных христиан с католиками: «То же самое, что было выше сказано о законном разнообразии, угодно объявить также о различных богословских способах излагать вероучение. И в самом деле, при исследовании истин откровения на Востоке и на Западе применяются различные методы и подходы к познанию и исповеданию божественных тайн. Поэтому неудивительно, что некоторые стороны откровенной тайны были более соответственно восприняты и изложены в лучшем свете одним, чем другим, так что различные богословские формулы следует нередко назвать скорее дополняющими одни другие, чем противоположными».

Таким образом, католическая церковь допускает и поощряет экуменическое движение, однако понимает его совершенно однозначно как процесс интеграции всех христиан в свое лоно. Именно это является причиной того, что католическая церковь не является членом Всемирного Совета Церквей, ибо диалог на равных с другими христианскими конфессиями католическая церковь не приемлет.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.