Маленький сирота из приюта Святого Доминика — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Маленький сирота из приюта Святого Доминика

2021-06-02 32
Маленький сирота из приюта Святого Доминика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1854 год, очень важный в жизни дона Боско, закончился трогательным событием. Управление города было вынуждено срочно открыть приют при церкви Св. Доминико для сотни детей, родители которых погибли от холеры. В первые зимние дни синдик Нотта обратился к католическим учреждениям с просьбой о взятии к себе некоторых сирот. Дон Боско принял двадцать ребят. Одного из них звали Пьер Эрниа. Об этом он рассказывал так:

«Однажды к нам пришел дон Боско. Раньше я его никогда не видел. Он спросил мою фамилию и имя, а потом сказал:

– Хочешь пойти со мной? Мы будем добрыми друзьями.

– Да.

– А это твой братик?

– Да.

– Скажи ему, чтобы и он шел с тобой.

Через несколько дней вместе с другими ребятами нас привели в ораторию. Моя мама умерла от холеры, а отец был еще болен этой болезнью. Вспоминаю, как мать дона Боско делала сыну упреки:

– Ты постоянно принимаешь новых детей, а вот как их прокормить и одеть?

Действительно, я сам много ночей спал на куче листьев, укрытый тонким одеялом. Дон Боско и его мать каждый вечер чинили нам одежду, так как каждый из нас имел только по одной смене».

Для этих малых сирот дон Боско приготовил отдельное помещение в новом доме. Более года он обучал их: вначале сам, потом при помощи семинаристов и друзей. Жители оратории называли сирот «низеньким классом», так как все ребята там были очень маленькими.

Пьер Энриа остался с доном Боско на всю жизнь. Это он заботился о нем, как родной сын во время его последней болезни. Он закрыл ему глаза…

Холера – кроме моря несчастья, причиненного городу, принесла оратории и некоторую пользу. Благородная помощь, которую оказывали ребята заболевшим, была отмечена и оценена жителями города. Публичная похвала со стороны синдика увеличила кредит доверия у властей. А тот удивительный факт, что никто из ребят не заболел, несмотря на постоянный контакт с этой страшной болезнью, послужил тому, что с этой поры с большим уважением и верой стали прислушиваться к «безумным» словам дона Боско.

 

 

Один день свободы

 

В 1855 году дошло до новых серьезных конфликтов между государством и Церковью.

Вместо Массима Д'Ацелио премьером стал Камилло Кавур. Беспокойный и очень богатый потомок аристократической семьи с энергией взялся за отсталый Пьемонт. Железная дорога была проложена на 850 км, что составляло сумму всех дорог страны. В Лигурии был введен в строй самый мощный в Италии промышленный комплекс Анзальдо, а также судоверфи в Одеро и Орландо. Было начато строительство канализационной сети в Верчелли и ее окрестностях. После снятия налога на зерно стало развиваться земледельство.

Б конце 1854 года, под видом экономических реформ, министр Урбано Ратацци представил правительству проект закона, «имеющий своей целью – как пишет историк Франческо Транелло – ограничение влияния Церкви».

В этом проекте предусматривалась ликвидация монашеских созерцательных общин, не занимавшихся обучением, провозглашением проповедей и уходом за больными, а также конфискация их материальных благ в пользу государства, «которое благодаря этому могло бы помочь бедным приходам».

Это оказалось явным вмешательством государства в дела Церкви – пишет Транелла – особенно опасным, так как зачеркивало основы раздела государства и Церкви. Тем временем Кавур и раньше подчеркивал, что именно эти принципы и составляют основу его политики.

Предусматривалось, что несмотря на сильное сопротивление католической оппозиции, закон будет утвержден в Сенате. Только король мог запретить его.

 

«Большой траур на королевском дворе»

 

Однажды в морозный декабрьский день 1854 года дон Боско рассказал дону Алязонатти страшный сон. (Свидетели вспоминают, что на руках у него были старые дырявые перчатки. Он держал пачку писем. При этом присутствовали также Руа, Кальеро, Франчезия, Буцетти, Анфасси). Дону Боско снилось, что он находится посреди двора и видит приближающегося королевского лакея в красной ливрее, громко оповещающего: «Большие похороны на королевском дворе! Большие похороны на королевском дворе!»

Проснувшись, дон Боско написал королю о своем сне. Через пять дней сон повторился. Лакей в красном наряде въехал на коне во двор и крикнул: «Большие похороны – и не одни – на королевском дворе!»

На рассвете дон Боско написал второе письмо королю, предлагая ему «урегулирование дела таким образом, чтобы избежать угрозы возмездия». Дон Боско просил его также любой ценой не допускать принятия известного закона.

5 января 1855 года королева – мать Мария – Тереза тяжело заболела. Вскоре она умерла – 12 января в возрасте 54 лет. Гроб ее был перевезен в Суперджи и установлен в крипте Сабаудской семьи 16 января 1855 года.

20 января королева Мария‑Аделаида, жена короля, две недели назад родившая ребенка, приняла последние таинства и в тот же день умерла. Было ей всего 33 года.

11 февраля, после двадцати дней тяжелой болезни скончался князь Фердинанд Сабаудский, правитель Генуи, брат короля, также в возрасте 33 лет.

Семинаристы оратории, знавшие о снах и письмах дона Боско, были потрясены тем, как молниеносно сбылись его предсказания. Даже во время эпидемии не случилось, чтобы на протяжении месяца пришлось три раза открывать королевскую гробницу.

Дон Франчезия утверждал, что король Виктор Эммануил II дважды посетил Вальдокко и встретился с доном Боско, на которого был очень разгневан.

Закон о конфискации монашеского имущества был принят Палатой (94 – за, а 23 – против) и Сенатом (53 за, а 42 – против) и утвержден королем 29 мая. По этому закону было распущено 334 монастыря с 5456 монахами. В Риме было брошено проклятие (которое мог снять только папа) на «авторов, сторонников и исполнителей этого закона».

17 мая умер младший, четырнадцатимесячный сын короля, Виктор Эммануил‑Леопольд.

Дон Боско «святой или визионер» (в зависимости от того, кто как смотрел) точно предвидел все.

 

Наедине с министром

 

Карикатуристы тех времен, рисуя членов правительства, представляли Кавура в образе кота, а Ратацци (министра внутренних дел) в образе могучей крысы. «Котище и крыса» – так звучали их прозвища, известные всему Турину.

Несмотря на совершенно противоположные политические взгляды, дон Боско всегда имел свободный вход к Ратацци. Министр внутренних дел уважал священника, трудившегося на благо людей, а взяв под опеку бедных ребят, освободил правительство от лишних хлопот.

В 1854 году при дороге на Ступингу была открыта новая Туринская тюрьма «Ла Генерала», которая представляла собой исправительную колонию для молодежи. В ней разместили триста человек.

Дон Боско регулярно посещал колонию и старался завязать дружеские отношения с ребятами, осужденными чаще всего за кражу или отданными на перевоспитание по поводу своего поведения.

Ребята делились на три группы. Группу «особого надзора» закрывали на ночь по камерам на ключ. Другие относились к «обыкновенному надзору», их обязывал обыкновенный тюремный режим. Третьи – составляли группу «угрожающих», которых чаще всего помещали в колонию родители, желая отделаться от воспитательских забот. Эти ребята работали в поле или в тюремных мастерских, которые вели Братья Христианских школ.

Во время Великого Поста 1855 года дон Боско организовал всем этим ребятам уроки катехизиса, а потом даже трехдневные реколекции, которые закончились исповедью (чаще всего со всей жизни).

Он был настолько покорен их доброй волей, что обещал им «нечто особое». Дон Боско обратился к директору тюрьмы с просьбой организовать ребятам экскурсию.

– Вы говорите серьезно? – спросил удивленный директор.

– Очень серьезно! – ответил дон Боско.

– А Вы знаете, что ответственность за побег буду нести я?

– Никто не сбежит. Я ручаюсь.

– Нам не о чем говорить. Если хотите, можете обратиться за разрешением к министру.

Дон Боско обратился к Ратацци и спокойно представил ему свой проект.

– Хорошо, – согласился министр. Прогулка, конечно, пойдет на пользу ребятам. Я распоряжусь, чтобы вдоль дороги был размещен переодетый отряд карабинеров.

– О, нет! – решительно запротестовал дон Боско. Единственное мое условие – чтобы ни один надзиратель не помогал нам. Вы должны дать мне в этом честное слово. Я весь риск беру на себя. Если кто‑нибудь уйдет, вы меня посадите в тюрьму.

Они оба рассмеялись. Потом Ратацци серьезно сказал:

– Подумайте здраво, дон Боско, ведь без карабинеров Вы не сможете никого привести обратно. – А я утверждаю, что приведу всех. Можем поспорить!

Ратацци немного подумал, потом сказал:

– Хорошо, я согласен. Я доверяю Вам, а также доверяю карабинерам, которые в случае побега, быстро выловят беглецов.

 

Господин министр удивлен

 

Дон Боско вернулся в коломию и объявил прогулку. Юные преступники были вне себя от радости. Когда они несколько притихли, дон Боско сказал:

– Я дал слово, что все вы, от первого до последнего, будете вести себя, как положено, не будете пытаться бежать. Министр в свою очередь тоже дал мне слово, что не вышлет с нами ни одного стража ни в мундире, ни в гражданском. А теперь вы тоже должны дать мне честное слово. Если хоть один из вас убежит, я буду скомпрометирован. Наверное, мне больше не разрешат сюда приходить. Могу ли я доверять вам?

Ребята пошептались между собой. Потом самые старшие обещали:

– Мы Вам даем наше честное слово. Будем вести себя хорошо и вернемся все.

Следующий день выдался по‑весеннему теплым. Ребята шли до Ступинги полевыми тропинками. Они прыгали, бегали, кричали от радости. Дон Боско шутил с ними, рассказывал интересные истории. Впереди группы семенил ослик, нагруженный продуктами.

В Ступинги дон Боско отслужил Св. Мессу, потом все позавтракали на траве. После этого начались игры на берегу речки Сайгоне. Нашлось время на посещение парка и королевского дворца. Потом был полдник, а к вечеру – обратный путь. Ослик бежал теперь весело, а дон Боско выглядел немного усталым. Ребята усадили его на спину ослика, и так с песнями все возвратились в город. Директор быстро посчитал их. Вернулись все.

После этого перед воротами тюрьмы наступило печальное прощание. Дон Боско с каждым попрощался лично. Вернулся домой со сжавшимся сердцем. Он освободил их только на один день!

Получив рапорт о проведении прогулки, министр очень обрадовался, как будто этот успех был его.

– Почему Вам удается достичь таких результатов, а нам нет? – спросил он как‑то дона Боско.

– Потому, что государственные власти только приказывают и наказывают. Большего они не могут сделать. Я же люблю этих ребят. Кроме того, как священник, я располагаю моральной силой, которой Вы не можете понять.

 

Девять страниц о воспитании

 

К дону Боско неоднократно обращались с просьбой написать книгу о системе своего воспитания. Однако недостаток времени и условий для более глубокого анализа основных направлений своей системы воспитания не позволили дону Боско на разработку научного труда. В 1876 году он только смог отработать схему системы воспитания, применяемую в салезианских учреждениях. В сумме оказалось всего девять страниц. Вот некоторые отрывки из них:

«Система опирается прежде всего на разуме, религии и сердечности. Исключаются все суровые наказания, исключаются даже легкие наказания.

Директор и ассистенты являются любящими отцами: они беседуют, руководят, советуют и сердечным способом исправляют.

Воспитанник, которого не унижают, становится другом ассистента. Он видит в нем своего благодателя, желающего сделать своего воспитанника лучшим, избавить от неприятностей, наказаний, позора. Когда воспитатель покорит его сердце, может продолжать контакт с ним и в будущем, может оставаться его советчиком во взрослой жизни и помогать ему.

Осуществление этой системы основано на словах Св. Павла, который говорил: «Любовь терпеливая и ласковая. Она все стерпит, всему верит, на все уповает, все выдержит». Поэтому только христианин может применять предупредительную (профилактическую, исключающую наказание) систему с полной эффективностью. Разум и религия – являются теми инструментами, которыми должен пользоваться постоянно воспитатель.

Директор должен целиком посвятить себя своим воспитанникам, Он должен проводить с ними все их свободное время».

 

 

Две разлуки

 

В первое воскресенье апреля 1855 года дон Боско прочитал своим ребятам проповедь на тему святости. Некоторые из них морщили носы. Зато Доминико Савио слушал очень внимательно. По мере того, как дон Боско своим теплым и убедительным тоном развивал тему, Доминико казалось, что проповедь посвящена только ему одному. Если бы достичь таких вершин святости, как Алоиз Гонзага, как великий миссионер Францисск Ксаверии, как мученики Церкви!

С этого момента Доминик стал мечтать о святости.

24 июня, день именин дона Боско, оратория, как и ежегодно отмечала очень торжественно. Желая отплатить ребятам взаимностью за их любовь и добрую волю, дон Боско сказал:

– Пусть каждый из вас напишет на листке бумаги, какой подарок хотел бы от меня получить. Я уверяю, что сделаю все, что смогу, чтобы удовлетворить вас.

 

«Прошу помочь мне стать святым»

 

Когда дон Боско внимательно изучил все листочки с пожеланиями, он нашел среди них просьбы серьезные и умные, а также чудачные и смешные. Кто‑то из ребят, например, просил приобрести сто килограммов сладостей, «чтобы хватило на год!»

На листочке Доминико Савио он нашел пять слов: «Прошу помочь мне стать святым». Дон Боско серьезно воспринял эти слова. Он позвал Доминико и сказал ему:

– Я хочу подарить тебе рецепт святости. Он звучит так:

Во‑первых: радость. То, что тревожит и отнимает душевное спокойствие, не от Бога приходит.

Во‑вторых: обязанности, связанные с учебой и набожностью. Внимание в школе, усердность в учебе и молитве. Все делай во имя любви к Богу, а не из честолюбия.

В‑третьих: делай добро другим. Всегда помогай своим товарищам, даже если это будет стоить большого труда.

Святость как раз к этому и сводится. Доминико серьезно взялся за работу. В книжечке, озаглавленной «Жизнь Доминико Савио», которую написал дон Боско после его смерти, помещено много эпизодов из жизни этого юноши в оратории, простых и трогательных. Вот один из них.

Однажды кто‑то принес в ораторию газету с неприличными иллюстрациями. Несколько ребят сразу же окружили его и стали разглядывать картинки, значительно улыбаясь. Подошел к ним и Доминико. Он взял из рук товарища газету и порвал ее. На выраженный протест, Доминико поднял голос:

– Хорошие вещи ты приносишь в ораторию! – сказал он. Дон Боско трудится целый день, чтобы воспитать из нас честных граждан и хороших христиан, а ты приносишь такие картинки!. Они оскорбляют Господа Бога, поэтому для них вход сюда воспрещен!

Подошли и мгновенно пролетели школьные каникулы. Когда в октябре 1855 года ребята вернулись в ораторию, дон Боско был обеспокоен видом Доминико Савио.

– Ты плохо отдохнул во время летних каникул?

– спросил он его.

– Отдохнул, дон Боско, хорошо. Почему Вы меня об этом спрашиваете?

– Ты выглядишь бледнее, чем обычно, что с тобой?

– Может быть, я устал в дороге, – сказал Доминико и улыбнулся.

Но это была не усталость. Запавшиеся блестящие глаза, бледное, исхудалое лицо говорили о том, что Доминико болен. Дон Боско решил им заняться повнимательней.

– В этом году не пойдешь в городскую школу, – сказал он Доминико. Дожди и снег могут ухудшить твое здоровье. Будешь учиться здесь, дома, в классе у дона Франчезиа. Утром сможешь дольше поспать и отдохнуть. Не перегружай себя учебой, так как здоровье – дар Бога и его нельзя губить.

Доминико послушал. Через несколько дней, как бы предчувствуя что‑то важное, сказал дону Боско:

– Помогите мне, пожалуйста, быстрее стать святым!

 

Братство Непорочной

 

Доминико сердечно подружился с Микеле Руа и Джованни Кальеро, хотя они были старше его на 4–5 лет. К его друзьям принадлежали также лучшие ребята оратории: Бонджованни, Дурандо, Черрути, Кавио, Массалья.

В начале 1856 года в интернате оратории проживало 153 юношей: 63 студента и 90 ремесленников.

Весной этого же года Доминико решил основать тайное «братство» среди лучших ребят. Он хотел, чтобы это братство было группой малых апостолов, работающих среди других ребят. Поговорил об этом со своими друзьями. Идея понравилась. Решили назвать группу «Братство Непорочной». Дон Боско только предупредил ребят, чтобы не очень спешили.

Он посоветовал сначала испытать идею, придумать маленький устав, а потом серьезно взяться за дело.

Ребята попробовали. На первом собрании решили, кому можно вступить в члены «Братства»: немногим доверенным ребятам, на которых можно было положиться. Спорили насчет кандидатуры Франчезия, молодого учителя, очень честного, который дружил со всеми. Однако решили не посвящать его в тайну, так как он очень любил поговорить, и сохранить тайну было бы ему трудно.

Собравшиеся обязали троих ребят выработать устав. В эту тройку вошли: Микеле Руа (19 лет), Джузеппе Бонджиованни (18 лет) и Доминико Савио (14 лет). Дон Боско подтверждает, что устав был написан Доминико, другие его только дополнили. Малый устав состоял из 21 пункта. Члены братства обязывались под опекой Божьей Матери и с помощью Иисуса в Евхаристии стремиться к совершенству. Обязывались также помогать дону Боско быть малыми апостолами среди своих товарищей, поступать обдуманно и деликатно. Обязывались распространять вокруг себя радость и сердечность.

В 21 пункте было выражено духовное содержание братства: «искреннее, сыновье, безграничное доверие к Марии, особая к Ней нежность, постоянное преклонение помогут нам преодолеть все препятствия, научат нас быть стойкими в своих постановлениях, требовательными к себе, любви к ближнему и совершенства во всем».

Братство начало свою деятельность 8 декабря 1856 года перед алтарем Матери Божьей в церкви Св. Францисска. Каждый из членов обещал, что будет стараться верно выполнять свои обязанности. В этот день Доминик о осуществил свое дело. Ему оставалось всего девять месяцев жизни, а его «Братство Непорочной» просуществовало 100 лет (вплоть до 1967 года). Во всех салезианских домах и ораториях члены братства всегда составляли группу самых усердных ребят, из которых в будущем многие становились священниками.

Ребята, принадлежащие к братству, подбирали себе друзей, которые на тайном языке именовались «клиентаки». Обычно это были недисциплинированные, грубые, охотные к драке ребята. Каждый член опекал одного такого «клиента», становился его «ангелом‑хранителем» до той поры, пока «клиент» не выходил на праведный путь.

Другую группу «клиентов» составляли вновь прибывшие. Им помогали в первые дни после прибытия в ораторию, когда те еще никого не знали, не могли сами заняться игрой, разговаривали на родном диалекте и грустили по прежнему окружению.

 

Смерть мамы Маргариты

 

15 ноября 1856 года мама Маргарита заболела воспалением легких. Оно оказалось смертельным для 68‑летней женщины, истощенной изнурительным трудом.

На какое‑то время жизнь в оратории замерла. Как можно дальше существовать без нее? Вокруг ее кровати дежурили семинаристы интерната и старшие ребята. Сколько раз они вбегали в кухню к ней с вопросами:

– Мама, а мне будет сегодня яблочко?

– Мама, а суп уже сварился?

– Мама, у меня нет носового платочка…

Героизм этой медленно угасающей женщины состоял в том, что она кропотливо чинила порванную одежду, косила сено и рожь, стирала и готовила пищу. Однако в этом скромном труде скрывалась неиссякаемая сила и упование на Божье Провидение. Во время чистки картошки и приготовления мамалыги Она учила ребят вере, практическому подходу к жизни и доброте.

Именно от нее перенял дон Боско основы воспитания. Это он первым был воспитан умно, набожно и с любовью. Салезианское Общество было выпестовано руками мамы Маргариты. А теперь эта добрая Мама угасала, словно свеча.

Из Бекки пришел Джузеппе со старшими внуками. Дон Борель, ее постоянный исповедальник со времен прибытия в Турин, принес Святое Причастие. Маргарита, собравшись с последними силами, обратилась к своему Джованнино:

– Будь внимателен, так как многие вместо славы Божьей ищут себе выгоду. У тебя тоже есть такие, которые любят, чтобы было убого у других, но не у них. То, что требуется от других, надо сначала выполнять самому.

Она не хотела, чтобы Джованни видел ее страдание. До последней минуты думала о других.

Иди уже, Джованни – говорила она сыну. Ты очень страдаешь, глядя на меня. Помни, что наша жизнь заключается в страдании. Настоящее счастье ожидает нас в вечной жизни. Теперь уже иди, я прошу тебя об этом… Молись за меня. Прощай…

Около умирающей старой матери остался сын Джузеппе и дон Алязонатти.

Маргарита уснула вечным сном в три часа утра 25 ноября. Джузеппе пришел в комнату дона Боско. Плача, они бросились друг другу в объятия.

Через два часа дон Боско пригласил Джузеппе Буцетти, верного друга в минутах страдания. Перед ним он не стеснялся своих слез. Потом он отслужил Св. Мессу в подземной часовне храма Матери Божьей Утешения. После Мессы оба стали на колени перед иконой Марии. Дон Боско прошептал: «Теперь у меня и моих сыновей нет земной матери. Ты будь с нами, стань нам Матерью».

Спустя несколько дней Микеле Руа навестил свою мать, Иоанну‑Марию.

– С тех пор, как умерла Мама Маргарита – сказал он, мы не можем сами справиться. Некому сварить обед, заштопать носки. Мама, может ты приедешь к нам?

56‑летняя Иоанна‑Мария Руа приехала вместе с сыном в ораторию. Она стала второй «мамой», оставаясь на этом посту 20 лет.

 

Юноша, общающийся с Богом

 

Наступил декабрь, улицы Турина покрылись первым снегом. Ночь. На улицах горят фонари. Дон Боско, как всегда, сидит, склонившись над столом, на котором лежит пачка писем, ожидающих ответа. Он пишет до полуночи. Вдруг послышался тихий стук в дверь.

– Кто там? Пожалуйста, войдите.

– Это я, – говорит, спешно входя Доминико Савио. Пожалуйста, дон Боско, пойдемте со мной, надо сделать доброе дело.

– Прямо теперь, ночью? Куда ты меня хочешь вести, – спрашивает дон Боско.

– Поспешите, пожалуйста, быстро, быстро!

Дон Боско колеблется. Но, взглянув на Доминико, видит, что его лицо, обычно спокойное, теперь выглядит очень серьезно. Его слова звучат как приказ. Дон Боско встает, надевает шляпу и идет за Доминико.

Мальчик быстро бежит по лестнице вниз, пересекает двор и выходит на улицу, ведущую в город. Сворачивает раз и другой в сторону, ничего не говоря и не задерживаясь. Уверенно чувствует себя в лабиринте улиц и улочек. Входит по лестнице в какой‑то дом, дон Боско следует за ним. Первый, второй, третий этаж. Наконец нужная дверь. Доминико останавливается перед ней и стучит. Пока кто‑нибудь откроет, он говорит дону Боско:

– Вы должны сюда войти.

А сам возвращается домой. Дверь открывает какая‑то женщина. Увидев дона Боско, она говорит:

– Это Бог послал мне Вас. Пожалуйста, быстрее, а то не успеете. Мой муж много лет назад потерял веру. Теперь он умирает и хочет исповедоваться.

Дон Боско подходит к кровати больного. Умирающий охвачен ужасом и близок к отчаянию. Священник исповедует его и отпускает грехи. Через несколько минут больной умирает.

Проходит несколько дней, дон Боско находится под впечатлением этого случая. Как Доминико узнал о больном? Улучив момент, когда никого нет поблизости, священник подходит к мальчику и спрашивает:

– Доминико, кто тебе сказал об умирающем человеке в тот вечер, когда ты пришел за мной? Откуда ты о нем узнал?

И тогда случилось то, чего дон Боско никак не ожидал: юноша посмотрел на священника печальными глазами и заплакал. У дона Боско не хватило смелости расспрашивать дальше. Он понял, что в оратории находится юноша, который общается с Богом.

 

«Из неба я смогу увидеть своих друзей?»

 

Февраль 1857 года в Турине был очень холодным. Доминико Савио с каждым днем становился все бледнее. Его мучил кашель, силы иссякали с каждым днем. Обеспокоенный дон Боско пригласил известных врачей. Профессор Валляури, после тщательного осмотра юноши, сказал:

– Нежное телосложение и постоянное внутреннее напряжение подкашивают ему жизнь.

– Что можно для него сделать? – спрашивает дон Боско.

Валляури бессильно разводит руками. В то время не было лекарства при таких болезнях.

– Отошлите его в деревню к родителям и пусть он на некоторое время оставит учебу – посоветовал профессор.

Узнав о таком решении, Доминико с болью согласился. Ему очень жаль оставлять учебу, друзей, и, особенно, дона Боско.

– Почему ты не хочешь немного побыть у родителей?

– Я бы хотел здесь в оратории закончить мою жизнь…

– Не говори так. Ты поедешь домой, поправишься и вернешься.

– К сожалению, нет – улыбнулся печально Доминико. Домой я поеду, но сюда уже больше не вернусь. Дон Боско, это уже наш последний разговор. Пожалуйста, скажите мне, что я еще могу сделать для Бога?

– Посвящай ему часто свои страдания.

– А кроме этого, что?

– Посвяти Ему также свою жизнь.

– Скажите, пожалуйста, а с неба я смогу увидеть моих друзей из оратории, моих родителей?

– Да, – прошептал дон Боско, стараясь сдержать слезы.

– А смогу ли я прийти их навестить?

– Если Бог позволит, ты сможешь это сделать.

Первого марта, в воскресенье, Доминико сердечно простился с друзьями из «братства». Потом приехала повозка отца, которой он должен был возвратиться домой. На повороте дороги он еще раз помахал рукой, прощаясь с ораторией, друзьями, со «своим» доном Боско, который с огромной болью проводил глазами удаляющуюся повозку. Уехал его самый лучший ученик, маленький святой, которого Мадонна подарила оратории на 3 года.

Умер Доминико почти внезапно, 9 марта 1857 года при присутствии отца, прошептав слабым голосом:

– Прощай, папочка… священник говорил мне… но я не помню. Какую красоту я вижу…

Пий XII причислил его к лику Святых 12 июня 1954 года. Он стал первым пятнадцатилетним святым.

 

 

Дело ширится

 

Биографию дона Боско можно было бы продолжать еще на сотнях страниц. Но здесь их уже осталось немного. Поэтому коротко будут рассмотрены последние тридцать лет его жизни.

Март 1857 года глубоко опечалил его смертью Доминико Савио. Но раньше, в 1855 году, тоже март принес ему большую радость.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.