Техника обучения специальным курсам — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Техника обучения специальным курсам

2021-06-02 25
Техника обучения специальным курсам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Защитно‑караульная служба

 

Поиск вещей человека по запаху требует от собаки умения принюхиваться по команде «Нюхай!», дифференцировать запах человека, находить его вещь среди других и подносить ее дрессировщику. При обучении используются команды «Нюхай!» и «Апорт!».

Дрессировщик с помощником выводят собаку на открытое место, лишенное посторонних сильных запахов. Затем помощник раскладывает в один ряд на расстоянии не менее 20 см друг от друга 2‑3 предмета, аналогичных апортируемому. Для того, чтобы не «загрязнить» используемые предметы посторонним запахом, раскладывание проводится с помощью пинцета. Дрессировщик сажает собаку рядом с собой, на расстоянии 3 м от предметов, и дает ей нюхать апортировочный предмет. Если собака не сразу начинает обнюхивать предлагаемую вещь, следует обхватить левой ладонью ее морду, чтобы она не могла открыть пасть, а правой поднести к носу животного источник запаха дрессировщика на расстояние 2–4 см от носа. При этом повторяется команда «Нюхай!». После того, как собака занюхала предмет, ее оставляют сидеть, а апортировочный предмет подкладывают к остальным. После этого дрессировщик дает команду «Нюхай!» и указывает на разложенные на земле предметы.

 

Для защитно‑караульной службы используют собак крупных и выносливых пород

 

После того, как собака совершила правильную выборку, ей отдается команда «Апорт!». За выполнение всего упражнения поощряют.

Данное упражнение не рекомендуется повторять во время одного занятия больше 3 раз. После того, как собака научится выбирать апортировочную палку, вещи можно разнообразить, используя носовые платки, перчатки, носки и старую обувь. Увеличивают и количество посторонних предметов. При прохождении и этого этапа упражнение усложняется использованием посторонних вещей, имеющих запах разных людей.

 

В случае, если собака пытается взять чужой предмет, дрессировщик останавливает ее, произнеся со строгой интонацией команду «Нюхай!». Если пес все же приносит чужой предмет, дрессировщик берет его, отбрасывает в сторону и вновь посылает животное на выборку.

 

После того, как первый период отработки навыка пройден, собаку обучают выбирать и приносить предметы, принадлежащие уже не дрессировщику, а другому человеку. Для отработки этого навыка применяют следующий способ: один из помощников раскладывает несколько своих вещей, а второй подкладывает к ним одну свою. Вторая вещь этого помощника оставляется в 3 м от выборки. Дрессировщик подводит собаку к этой вещи, отдает команду «Нюхай!» и ждет, пока животное занюхает предлагаемый предмет.

В случае, если собака не проявляет активности, ее принуждают занюхать вещь помощника, как в начале отработки упражнения. Когда собака усвоит запах предлагаемой вещи, ее отправляют на выборку.

Помощники при отработке этого этапа должны регулярно меняться. Для усложнения отработки применяют все те же способы: увеличение количества вещей, их разнообразие, увеличение количества посторонних запахов (использование вещей нескольких помощников). Также полезно использовать предметы разного вида, формы, размера и изготовленные из различных материалов. В последнем случае собака приучается чуять запах помощника, смешанный с запахами металла, дерева и т. п.

 

Дрессировщик должен знать, где лежит искомый предмет, чтобы контролировать поиск.

 

В дальнейшем для выработки нюха у собаки используют предметы со слабым запахом. Также можно разнообразить и место выборки, приучая животное к отвлекающим запахам местности, но ни в коем случае не использовать для отработки площадки, приближенные к местам с резкими, особенно химическими, запахами, чтобы не испортить нюх собаки и не отбить у нее охоту к занятиям.

 

Для отработки необходимых навыков место выборки со временем меняют

 

Недопустимы также наводящие действия дрессировщика при выборке, например, восклицание «Хорошо!», когда собака только подошла к выбираемой вещи.

 

При отработке данного упражнения могут возникать следующие ошибки:

• проведение первоначальных упражнений в местах с отвлекающими запахами;

• длительное использование в выборке вещей одного и того же помощника;

применение на начальном этапе предметов с посторонними запахами (металла, слюны собаки, мяса и т. п.);

выбираемая вещь имеет более интенсивный запах, чем вспомогательные.

Приучение собаки к обыску местности вырабатывает у нее навык по команде «Ищи!» обыскивать предлагаемую местность по зигзагообразной траектории, находить предметы помощника и подносить их дрессировщику. При отработке навыка используют команды «Ищи!», «Апорт!», «Дай!».

Занятия проводятся на открытой местности площадью не менее 2400 м2. Начинать работу с собакой лучше всего в маловетреную погоду, причем расположены полигон и место захода на него должны быть так, чтобы ветер дул навстречу животному. Как и в предыдущем упражнении, отвлекающих раздражителей должно быть как можно меньше.

Перед началом отработки упражнения дрессировщик, не заходя на участок, вбрасывает на него 3 апортировочных предмета таким образом, чтобы они расположились треугольником со стороной не менее 20, но не более 28 м. Когда вещи вброшены, собаку берут на поводок, подводят к середине той стороны участка, с которой начинается поиск, дают занюхать «свой» предмет или руку и посылают на поиск командой «Ищи!». Упражнения повторяют по 2–3 раза за занятие, желательно при этом менять полигон для поиска.

 

Обучение собаки к обыску местности

 

Во время приучения собаки к обыску местности животное начинают приучать к самостоятельной работе. Для этой цели дрессировщик идет по полигону не вместе с собакой, а по средней линии участка.

Когда собака освоит это упражнение, его усложняют. Вещи на данном этапе разбрасывает помощник, а их количество увеличивается до 4 штук. Последняя вещь оставляется вблизи от места начала обыска, перед посылом на полигон дрессировщик дает собаке ее занюхать. Если собака проходит мимо искомых предметов, дрессировщик направляет ее жестом, помогая их обнаружить.

Постепенно условия упражнения усложняют еще больше. Размеры участков для обыска увеличивают до квадрата со стороной 150 м, а расстояние между предметами – до 60 м. Также вводят и «пустые» углы. Собаку приучают работать без поводка. На последней стадии обучения посыл на обыск задерживают на 15‑30 мин, чтобы запах предметов помощника «остыл». В завершении закрепления навыка у собаки обыск проводится без предварительного занюхивания.

Из основных ошибок, которые может допустить дрессировщик при отработке обыска на местности, можно назвать следующие:

• поочередная работа с несколькими собаками на одном и том же месте (при этом животные отвлекаются на запах сородичей, особенно если пускать кобеля после суки);

использование однотипных вещей (в дальнейшем это может вызвать заторможенность реакции собаки, когда она столкнется с отличными от привычных предметами);

• проведение занятий на одном и том же полигоне.

Приучение собаки к охране вещей необходимо для того, чтобы выработать у животного навык находиться в состоянии настороженности у охраняемого предмета и не подпускать к нему посторонних. При обучении используются команды «Охраняй!», «Лежать!» и «Место!».

 

Недопустим вброс предметов около одних и тех же внешних ориентиров.

 

Как и в предыдущих упражнениях, место для тренировок выбирается без отвлекающих раздражителей. Лучше всего, если собаку можно будет посадить на цепь. Также необходимо, чтобы на полигоне имелось укрытие для помощников.

При начале отработки навыка используется хорошо знакомая собаке вещь: миска, плащ или сумка дрессировщика, поводок, апортировочная палка. Перед тем как дрессировщик разместит на полигоне охраняемый предмет, выведет и привяжет собаку, помощники скрываются в укрытии. Когда собака привязана и охраняемый предмет размещен перед ней так, чтобы она могла его достать, дрессировщик отдает команду «Лежать!», а вслед за этим, указывая на предмет, «Охраняй!». Помощник покидает укрытие и несколько раз проходит мимо собаки.

Очень важно, чтобы во время отработки упражнения дрессировщик находился рядом с собакой и наблюдал за ее реакцией. В случае, если собака сразу же реагирует на приближение помощника, ее следует уложить командами «Место!» и «Лежать!». Если пес относится к появлению помощника спокойно, тот приближается и палкой или проволокой шевелит охраняемый предмет, привлекая к нему внимание собаки. Вслед за этим вещь слегка подтягивается к помощнику с помощью все той же проволоки, и он пытается ее взять. Дрессировщик при этом должен отдать собаке команду «Охраняй!». Нападение на помощника поощряется.

 

Приучение собаки к охране вещей

 

В случае, если собака не проявляет злобы при охране, помощник может нанести ей несколько легких ударов жгутом вдоль туловища одновременно с попыткой забрать охраняемый предмет.

 

Когда животное будет хорошо выполнять команду «Охраняй!», его необходимо приучить к охране в отсутствие дрессировщика и длительной охране.

Для отрабатывания второго навыка дрессировщик берет собаку на длинный поводок, отходит в сторону и дает команду охранять вещь. При попытках собаки отойти от охраняемого предмета ее возвращают командами «Место!» и «Лежать!». Теми же командами следует воспользоваться и при попытке преследовать помощника. Команды подкрепляют рывком поводка.

Постепенно дрессировщик отходит от собаки все дальше, а затем прячется в укрытие, оставляя ее одну с охраняемым предметом на 15–20 мин. В случае если животное пытается следовать за дрессировщиком, его возвращают командой «Место!».

Последним этапом отрабатывания навыка охраны предмета является отвлекающее поведение помощника. Пытаясь забрать вещь, он начинает ласково говорить с собакой, называть ее по кличке, предлагать лакомства. Если она отвлекается от охраняемого предмета, помощник хватает его, легко ударяет им собаку, роняет взятый предмет и убегает. При попытках животного принять лакомство или подобрать его с земли дрессировщик из укрытия отдает команду «Фу!». Если попытки продолжаются и собака берет еду из рук помощника, тот неожиданно наносит ей легкий удар жгутом, а дрессировщик из укрытия отдает команду «Фас!».

 

Также полезно использовать на последних стадиях обучения 2 помощников, один из которых отвлекает собаку на себя, а второй пытается взять охраняемую вещь. В случае, если собака излишне реагирует на отвлекающего помощника, второй привлекает к себе ее внимание.

 

Когда животное освоит все навыки охраны, предметы стоит менять, используя различные по форме, размеру, а также незнакомые собаке и не принадлежащие дрессировщику вещи.

При обучении собаки охране предметов дрессировщик не должен допускать следующих ошибок:

развития чрезмерной злобы при охране и обучения охране после развития злобности у животного;

частого применения команды «Фу!», когда собаке предлагается лакомство помощником;

преждевременных занятий с уходом дрессировщика от собаки.

Развитие злобности, задержание, охрана и конвоирование человека, защита дрессировщика – довольно сложные навыки, отрабатывание которых проводится в самом конце обучения собаки для защитно‑караульной службы. Целью этих занятий является приучение животного не доверять посторонним людям, нападать по команде «Фас!», защищать дрессировщика от нападений и сохранять бдительность при охране задержанного человека как на месте, так и в движении. При обучении используют команды «Фас!», «Охраняй!» и «Рядом!».

 

Еще до прихода дрессировщика с собакой помощник облачается в дрессировочный костюм и прячется в укрытие.

 

Первым этапом данной программы является развитие у собаки злобности. Для того чтобы приучить собаку не доверять чужим людям, ее выводят на участок без отвлекающих раздражителей, где нет посторонних людей, кроме дрессировщика и помощника, а также других домашних животных.

Приведя собаку на полигон, дрессировщик крепко привязывает ее и встает рядом. По условному знаку помощник привлекает к себе внимание животного, издавая легкие шорохи. Затем он выходит из укрытия и приближается к собаке. Дрессировщик отдает команду «Фас!». Проявление собакой агрессивности поощряется. Вне зависимости от того, начала ли собака проявлять агрессию, помощник подходит к ней и наносит несколько несильных ударов жгутом вдоль туловища.

При попытке собаки схватить жгут помощник подставляет ей рукав дрессировочного костюма, причем, когда она схватит его, некоторое время вырывается. Во время борьбы с помощником дрессировщик поощряет собаку возгласами «Хорошо!» и повторением команды «Фас!». Через некоторое время следует остановить и отозвать животное.

 

В процессе воспитания злобности у собаки важно не переусердствовать. Излишне напористое, агрессивное поведение помощника и слишком сильные удары могут отбить у собаки охоту нападать на более сильного противника, проявление же робости вызовет привычку атаковать слабых, и позже, в работе, собака может отказаться нападать на более активного противника.

 

 

Отработка задержания

 

Флегматичные собаки, не отличающиеся особой злобностью, могут быть приучены к активному нападению с помощью резких, но не угрожающих движений помощника. Также инстинкт нападения у них можно развить, вынуждая защищать корм (в таком случае тренироваться следует с голодной собакой). Помощник в таком случае пытается отнять у собаки кость или миску с кормом, а дрессировщик отдает команды «Охраняй!» и «Фас!».

Когда собака приучена нападать на помощника, можно переходить к обучению хватки с перехватом. Для этого помощник, нападая на собаку, наносит ей удары рукавами дрессировочного костюма. Как только животное схватило один рукав, удар наносится вторым и т. д. В дальнейшем упражнение усложняется, постепенно переходя в выработку задержания.

Для отрабатывания задержания собака берется дрессировщиком на короткий поводок. Помощник, разозлив собаку, убегает. Дрессировщиком подается команда «Фас!», после чего он вместе с собакой преследует помощника. Когда собака почти нагонит его, помощник разворачивается к ней и подставляет рукав костюма. Некоторое время после захвата он должен тянуть рукав на себя, а потом сделать шаг навстречу собаке и занести над ее головой для удара другую руку. Как только пес перенесет хватку на второй рукав дрессировочного костюма, помощник повторяет удар освободившейся рукой. Нападение повторяется 3–4 раза, после чего дрессировщик командует помощнику: «Стой!». При попытке собаки продолжить борьбу, ее останавливают командой «Фу!».

После того как «злоумышленник» задержан, дрессировщик сажает рядом с ним собаку и отдает команду «Охраняй!».

Выдержав паузу около 20 сек, дрессировщик командует помощнику: «Шагом марш!» – и конвоирует его. Во время конвоирования собака идет прямо за помощником, а дрессировщик – в 3–4 шагах за ней. Попытки собаки забежать вперед, встать сбоку от помощника или напасть на него пресекаются командами «Фу!» и «Рядом!». Пройдя несколько метров, помощник имитирует побег. Дрессировщик отдает команду «Фас!» и повторяет задержание. Проконвоировав помощника 200 м, дрессировщик сдает его третьему лицу или командует лечь на землю, а собаку отводит в сторону и поощряет выгуливанием.

 

Попытки животного напасть на помощника пресекаются рывком поводка и командой «Сидеть!».

 

Навык конвоирования считается освоенным, когда собака может без дополнительных команд дрессировщика задержать и конвоировать «злоумышленника», а также пресекать его побег.

Чтобы приучить собаку защищать дрессировщика, применяют следующий метод: собака выводится на учебный полигон, где уже ждет в укрытии помощник, одетый в дрессировочный костюм. По сигналу дрессировщика помощник выходит из укрытия и нападает на него, нанося одновременно собаке легкие удары жгутом вдоль туловища. Дрессировщик отдает собаке команду «Фас!». Дальнейшие действия соответствуют задержанию.

После того как весь комплекс упражнений освоен, собаку приучают задерживать убегающего человека, спуская ее с поводка на расстоянии от него. Помощник в данном случае не подходит к собаке близко, а побуждает ее к нападению с расстояния 20 м (позже расстояние увеличивается до 40, 50, 70 и 100 м). Дрессировщик отдает команду «Фас!» и спускает животное с поводка.

 

Когда основные навыки по задержанию, охране и конвоированию человека закреплены, задания могут быть усложнены тем, что нападение производится неожиданно, из укрытия, в процессе конвоирования и обыска.

 

Длительной настороженности от собаки можно добиться тем, что помощник во время охраны «задержанного» и конвоирования внимательно наблюдает за собакой и, как только она отвлекается, наносит ей удар рукавом дрессировочного костюма и убегает. Дрессировщик в таком случае направляет собаку на повторное задержание командой «Фас!».

Приучают собаку к выстрелам уже после того, как она будет правильно выполнять задержание и конвоирование, не отвлекаясь на дрессировщика. Поначалу второй помощник стреляет в воздух в момент нападения собаки на «злоумышленника» на расстоянии 100 м. Постепенно расстояние уменьшается, а выстрел переносится на более поздний период конвоирования или дается незадолго до того, как собака схватит задерживаемого.

Дрессировщик во время этого упражнения внимательно наблюдает за собакой и, если она отвлечется на посторонний звук, понуждает ее к возобновлению атаки командой «Фас!».

В случае если животное пытается напасть на помощника с пистолетом, собаку останавливают рывком поводка и командой «Фу!». Помощник, изображающий злоумышленника, в это время переключает внимание собаки на себя, повторяя нападение на нее.

 

Позже выстрелы производят первый помощник во время нападения на дрессировщика и дрессировщик в момент нападения собаки на «злоумышленника», его преследования, а также когда помощник нападает на дрессировщика.

 

Отрабатывая данные упражнения, неопытный дрессировщик может допустить следующие ошибки:

• использование долгое время одного и того же помощника;

• использование однотипной защитной одежды «злоумышленника»;

нанесение собаке слишком сильных ударов;

• преждевременное использование отвлекающих звуков и выстрелов.

 

Сторожевая служба

 

Кроме основных навыков защитно‑караульной службы, собаки, предназначенные для сторожевой работы, должны уметь своевременно оповещать дрессировщика о приближении постороннего человека, не используя при этом голос, а также разыскивать людей по следу и обыскивать помещения.

Для несения защитно‑караульной службы подходят только средние и крупные животные, имеющие острые зрение, слух, обоняние, но не слишком возбудимые.

 

Главная задача сторожевой собаки – своевременно предупреждать о приближении посторонних

 

Развитие злобности, приучение к конвоированию, задержанию, защите людей и обыску местности проводится так же, как и при обучении защитно‑караульных собак. Однако существует несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание.

Во‑первых, к ним относится приучение собак не использовать голос при нападении. Во‑вторых, при дрессировке обращают внимание на темперамент и характер.

Со злобными собаками почти не занимаются развитием агрессивности, флегматичных же, наоборот, тренируют на развитие злобности как можно чаще.

Дрессировка для обыска помещений ведется по той же методике, что и обыск местности, с той лишь разницей, что помощники и вещи прячутся в комнате, а собака движется по квадратам, предварительно намеченным дрессировщиком.

Поиск человека по следу – один из важнейших навыков для сторожевой собаки. Собака, прошедшая данный курс обучения, должна сама находить по команде след, проложенный человеком, заинтересованно идти по нему, определяя направление, а также задерживать человека, проложившего след. Основные команды в этом упражнении – «Нюхай!» и «След!».

 

Лучшим временем для тренировки собак считается утро, когда еще не сошла роса.

 

Начинают занятия с работы по следу на открытой местности, поросшей невысокой травой, с редкими кустами и деревьями, без посторонних раздражителей и резких запахов.

Весь курс состоит из 2 этапов: приучение собаки находить помощника по его запаховому следу и проработка следа в сложных условиях.

На первых занятиях используют так называемый контрольный след, хорошо известный дрессировщику. Помощник заранее инструктируется, сколько и в каком направлении пройти, где оставить предметы. След прокладывают при попутном ветре.

Существует 2 метода для приучения собак к работе по следу. Первый рассчитан на собак, склонных к пассивно‑оборонительной реакции, второй использует стремление животного найти апортировочный предмет.

1‑й метод. Дрессировщик выводит собаку на место тренировки, крепко привязывает ее и встает позади животного. Заранее проинструктированный помощник выходит из укрытия и подходит к собаке. В случае, если она не проявит сразу же активно‑оборонительной реакции, помощник нападает, несколько раз несильно ударив собаку жгутом вдоль туловища. Дрессировщик отдает команду «Фас!». После этого помощник уходит в заранее заданном направлении прокладывать след.

При прокладывании следа его начало обозначается шаркающими движениями ног, сам след помощник прокладывает волоча ноги. Длина следовой дистанции на данном этапе не должна превышать 150 м. Движение ведется по прямой, а когда «злоумышленник» выйдет из поля зрения собаки, слегка скругляется. В конце прокладки следа помощник прячется за укрытие.

 

Обучение собаки идти по следу

 

Спустя необходимое для прокладки следа время дрессировщик берет собаку на поводок и, держа его в 1–2 м от ошейника, выводит собаку на исходную точку поиска. Отдаются команды «След!» и «Нюхай!». Далее дрессировщик идет вместе с собакой по следу, корректируя ее движение. После того как помощник найден, собаке, продолжая удерживать ее на поводке, дают недолго потрепать его за одежду. Затем «злоумышленник» вырывается и прокладывает новый след, удлиняя его на 50 м.

После 3–4 успешных попыток собаки найти помощника производится задержание и конвоирование.

Во время работы по следу очень важно внимательно следить за собакой и правильно работать с поводком. В то время, когда животное уверенно и правильно идет по следу, поводок должен свободно висеть, пропущенный между передними лапами, но как только собака собьется со следа, поводок укорачивают и, не допуская резких рывков, направляют собаку на след.

2‑й метод. Этот способ приучения идти по следу подходит для собак, которые заинтересованы в апортировке, а также для слишком возбудимых и злобных животных. От 1‑го метода он отличается тем, что во время первых занятий собака приучается идти по следу дрессировщика, и только потом ее переводят на след помощника. Для того чтобы заинтересовать животное в следовой работе, дрессировщик использует апортировочную палку.

Привязав собаку и возбудив ее видом апортировочного предмета, дрессировщик подает команду «Апорт!» и прокладывает след точно так же, как и по 1‑му методу. В конце следа оставляется палка, а дрессировщик возвращается по собственному следу к собаке, берет ее на поводок и, отдав команды «Нюхай!» и «След!», ведет ее по следу. За нахождение предмета животное поощряют лакомством. В течение занятия данное упражнение рекомендуется повторять не более 4 раз.

На 3‑м занятии собака переключается на след, проложенный помощником. После того, как собака начинает хорошо прорабатывать след и находить апортировочные предметы, вводится задержание «злоумышленника».

 

а

 

б

 

в

 

г

 

д

 

е

Типы следов: а – закруглением; б – острыми углами; в – тупыми углами; г – петлями; д – прямыми углами; е – различными углами и петлями

 

Со временем работу необходимо усложнять, удлиняя каждый раз след на 50 м, а начало поиска задерживая на 5 мин.

 

Когда животное привыкнет хорошо отрабатывать упражнение, команда «Нюхай!» используется только если собака сбивается со следа. Посыл на поиск производят исключительно с помощью команды «След!».

На следующем этапе обучения обнаружение и проработка следа начинаются с обыска местности. Собака при этом выводится на местность на расстоянии 40 м от начала следа. Дрессировщик отдает команду «Ищи след!» и внимательно следит за работой животного, направляя его. В этот же период собака приучается находить след по запаху вещи помощника, которую ей дают обнюхать перед выводом на обыск местности.

После того, как животное начинает уверенно обнаруживать след и идти по нему, упражнение усложняют, вводя новые типы следов и прокладывая рядом с ними отвлекающие, принадлежащие другому человеку.

При попытке собаки отвлечься на этот дополнительный след дрессировщик командует: «Фу!» – и направляет собаку на правильный след. Для того чтобы приучить собаку к работе с угловыми следами, перед поворотом ее стоит слегка придержать поводком. Чтобы не возникло нежелательной связи этого действия с поворотом, животное также придерживают и на прямом следу.

 

Обыск местности, совмещенный с пуском собаки на след

 

Пуск собаки на след с использованием вещи

 

К концу данного этапа обучения собака должна прорабатывать след протяженностью 700 м с двумя углами и двумя оставленными на нем предметами, проложенный не менее 40 мин назад. Для того чтобы приучить животное подносить оставленные на следу апортировочные предметы, дрессировщик использует команду «Апорт!» и направляет собаку.

Ближе к концу обучения условия работы по следу приближают к реальным условиям: добавочные следы пересекают искомый под разными углами, некоторое время идут вдоль него, искомый след прокладывают, пересекая дороги и по ним.

Занятия начинают проводить в разное время суток, на разной местности, приучают собаку не отвлекаться на появляющихся в зоне видимости дополнительных помощников, когда она идет по следу. На последних занятиях условия усложняются до предела: следы прокладываются по населенному пункту, прерываются водными преградами. Работа по следу сочетается со сторожевками, задержанием и конвоированием и обысками местности. Также собака должна уметь производить выборку помощника, прокладывавшего след, из группы людей.

 

В случае, когда собака сама подносит предметы и дополнительного побуждения не требуется, собаку только поощряют лакомством.

 

Приучение собаки к выборке прокладчика следа из группы людей начинается с 2 человек, одним из которых является искомый помощник. Затем упражнение усложняется. К концу занятий собака должна правильно выбирать «злоумышленника» из группы, состоящей из 5 человек.

Для приучения к выборке прокладчик следа в 25 м от его конца оставляет свою вещь. Дрессировщик дает собаке обнюхать данный предмет, а затем направляет ее к группе для выборки. Работа производится по командам «Нюхай!» и «Ищи!». В случае если собака не находит прокладчика следа сразу, он может привлечь ее внимание легкими движениями, побуждая животное к хватке. Однако злоупотреблять этим методом не рекомендуется, чтобы у собаки не выработалась привычка реагировать не на запах, а на поведение.

 

Следует также отметить, что во время выборки всех помощников следует одевать одинаково.

 

Полностью готовая к поисковой работе по следу собака должна работать со следом протяженностью до 2 км, давностью 2 ч, пересеченным другими следами под различными углами, а также со следом, проходящим через дороги, населенные пункты, водные преграды. Еще одно требование – выборка прокладывающего след помощника из группы в 5‑6 человек. Во время отработки навыка поиска по следу и выборки человека из группы по запаху дрессировщику необходимо следить, чтобы в работе не были допущены следующие ошибки:

однотипное прокладывание следа на однообразной местности;

частое сдерживание собаки поводком перед поворотами и оставленными на следу предметами;

 

Пересечение под прямым углом

 

Пересечение под острым углом

 

Усложненное пересечение следов

 

прокладывание следа в местах с сырой почвой;

маскировка помощника в конце следа в однотипных укрытиях;

наведение дрессировщиком на выбираемого помощника.

Сторожевка на местности и в движении имеет целью приучить собаку по команде настораживаться и оповещать о приближении посторонних людей, не подавая голоса. Для отработки навыка используются команды «Слушай!» и «Фас!».

Первым этапом является выработка навыка сторожевки на месте. Занятия проводят на полигоне с большим количеством укрытий (кустов, деревьев, оврагов). Лучшим временем считаются поздний вечер и ночь.

Перед началом занятий помощник скрывается на полигоне. Дрессировщик выводит собаку на коротком поводке, сажает ее рядом с собой с левой стороны так, чтобы оказаться в 60 м от затаившегося помощника. Место для поста выбирается также в укрытии: в высокой траве, за кустом, деревом, высоким бугром. После того как собака успокоилась, подается условный сигнал помощнику. Одновременно собаке отдается команда «Слушай!».

 

Можно обойтись и без сигнала, если время выхода оговорено заранее.

Собаке, не проявляющей интереса к шорохам, издаваемым помощником, необходим дополнительный стимул. При работе с таким животным помощник подкрадывается к нему и наносит несколько легких ударов жгутом, после чего собаку пускают на задержание.

 

Помощник спустя 2 мин после сигнала начинает производить легкий шум, а затем крадется в сторону поста, регулярно останавливаясь и повторяя шорохи.

В случае, если собака сразу же настораживается в сторону помощника, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Если же животное отвлекается, повторяется команда «Слушай!», совмещенная с указующим в сторону помощника жестом. Проявление собакой нервозности, попытки уйти с поста навстречу приближающемуся человеку, а также визг и лай прерываются легким рывком поводка и командой «Фу!». В случае упорного лая челюсти животного сжимаются поводком или рукой. Прекращение лая поощряется.

Приученную к сторожевке на месте собаку пускают в сторожевку в движении. Во время этого этапа полигон усложняют наличием на нем дороги или тропинки. Патрулирование ведется по маршруту протяженностью до 300 м. Дрессировщик ведет собаку на коротком поводке по дороге, изредка останавливаясь и отдавая команду «Слушай!». При приближении к укрытию, где заранее спрятался помощник, команда повторяется. Если собака потянет в сторону «злоумышленника», дрессировщик идет за ней и проводит задержание и конвоирование. Постепенно длину маршрута увеличивают до 1 км, а помощник прячется на расстоянии до 25 м от дороги. При задержании производят выстрелы, а патрулирование ведут в различную погоду. На последних занятиях тактика поведения «злоумышленника» изменяется. Он затаивается в 100 м от дороги и, изредка производя шорохи, старается пересечь патрулируемый участок. Как только собака обнаружит присутствие постороннего человека, дрессировщик берет ее на длинный поводок и пускает по следу.

 

Отработка сторожевки в движении

 

Во время дрессировки не стоит также злоупотреблять командой «Слушай!» непосредственно перед выходом помощника.

 

В конце проводят задержание и конвоирование. Также помощник может, произведя шум, затаиться на расстоянии 50 м от дороги. В этом случае задачей собаки будет найти его и задержать.

При отработке сторожевки на месте и патрулирования необходимо избегать следующих распространенных ошибок:

несоблюдения индивидуального подхода к собаке со стороны помощника и дрессировщика (к примеру, частые шорохи при дрессировке возбудимого животного, игнорирование производимого собакой шума);

проведения занятий в однообразных условиях;

помощник скрывается и выходит в одинаковых условиях (из однотипного укрытия, с одной и той же стороны).

 

Разыскная служба

 

В отличие от сторожевых, разыскные собаки предназначены для поиска человека по «остывшим», старым следам. Кроме того, собака, прошедшая этот курс дрессировки, будет лучше производить обыск местности, помещений и выборку людей из группы.

Разыскная собака без труда берет след давностью 10‑12 ч и идет по нему до 30 км.

Все это требует намного более тщательного и трудоемкого процесса дрессировки с большим количеством усложненных занятий.

 

Главная задача разыскных собак – обнаружение пропавшего человека

 

Собака, прошедшая такую подготовку, должна уметь проводить обыск местности и помещений, находить замаскировавшихся там людей и спрятанные ими вещи, задерживать и конвоировать людей, защищать дрессировщика (хозяина).

 

Разыскные собаки обучаются идти по давнему длинному следу, пересеченному другими следами, дорогами, прерывамому водными преградами, предупреждать о приближении посторонних не менее чем за 50 м и производить выборку человека и предмета из группы, в которой не менее 8 предметов или людей.

 

Основные методы дрессировки разыскных собак те же, что и для сторожевых, однако больше внимания уделяется выборке людей и предметов из группы, обыску местности и помещений, а также работе по следу.

Сторожевке разыскных собак обучают точно так же, как и сторожевых.

Развитие злобности, задержание, конвоирование и защита дрессировщика ведутся по курсу для защитно‑караульных собак, однако навыки следует закреплять четче и прочнее, что достигается большим числом занятий.

Поиск человека по следу и выборка со следа тоже ведутся по аналогичной программе. Однако количество занятий увеличивается, на дополнительных тренировках собаку приучают брать давние (свыше 5 ч) следы и идти по ним на дальние расстояния. Дополнительные помощники прокладывают следы, начиная от той же точки, что и искомый «злоумышленник», идут навстречу собаке во время проработки основного следа (при попытке животного наброситься на них дрессировщик отдает команду «Фу!»).

Обыск местно<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.