Что такое GPS, DGPS и в чем их различие? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Что такое GPS, DGPS и в чем их различие?

2021-12-11 62
Что такое GPS, DGPS и в чем их различие? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

GPS - Глобальная система навигации и позиционирования. Сеть спутников, которые постоянно передают закодированную информацию, с помощью которой можно точно определить месторасположение на земле путем измерения расстояния до спутников.

DGPS – это дифференциальный режим GPS, обычно применяемый на водных суднах и в лесной местности. Работа системы DGPS практически ничем не отличается от работы GPS. Однако в работу первой вступает дополнительный стационарный приёмник или базовая станция. Таким образом, происходит коррекция сигнала GPS. В работе участвуют в итоге два приёмника: стационарный и подвижный. Они находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга, если сравнивать с расстоянием до спутников, а также в похожих атмосферных условиях.

Это помогает более правильно определять координаты. От стационарного приёмника к подвижному затем поступает информация, нужная для корректировки.
При такой работе GPS-навигатор может подключаться к программе River Surveyor и работать в ней. Это помогает более точно определять координаты судна, на котором установлена эта программа.
Системы DGPS нашего времени помогают избежать ошибок в определении координат в сложных условиях, отклоняясь всего на несколько сантиметров. Но такие системы имеют свои недостатки: чтобы с ними работать, нужно находиться недалеко от базовых станций.

Какие вы знаете типы лагов?

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛАГИ

Лагами называются приборы, служащие для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Механический лаг работает следующим образом: за кормою судна с помощью лаглиня буксируется вертушка, вращающаяся под действием на ее лопасти встречного потока воды. Частота вращения вертушки зависит от скорости движения судна. Через лаглинь вращение вертушки передается на счетчик, который показывает скорость и число пройденных судном миль.

Отечественные заводы выпускают механические забортные лаги двух типов: лаг ЛЗМ — для измерения скоростей от 5 до 15 уз и лаг ЛЗБ — для измерения скорости до 25 уз. Они отличаются друг от друга устройством вертушек и зубчатых передач счетчика.

Основной частью лага (рис. 22) является вертушка 1, представляющая собой герметичный, латунный, пустотелый цилиндр с конусообразным передним концом, который заканчивается очком для крепления лаглиня. К боковой поверхности цилиндрической части вертушки на равных расстояниях друг от друга припаяны четыре лопасти. У лага ЛЗМ лопасти составляют с осевой линией цилиндра угол 9°, и за одну пройденную милю вертушка совершает 882 оборота. У лага ЛЗБ лопасти составляют с осевой линией цилиндра угол 5°, и вертушка совершает 558 оборотов. В очко, имеющееся в передней части вертушки, вплеснен конец плетеного лаглиня длиной около 60 см, другой конец которого вплеснивается в очко соединительной груши 2, которая, в свою очередь, соединяется с лаглинем 3. Груша служит для надежного соединения вертушки с лаглинем, а также обеспечивает, в случае необходимости, быструю замену одной вертушки другой. Вращение вертушки через лаглинь передается на механический счетчик пройденного расстояния. Лаглинь изготавливают из специального плетеного льняного троса, который не должен закручиваться, диаметром 10 мм. В среднем длина лаглиня бывает в пределах 70— 100 м. Один конец лаглиня соединен с грушей, а другой оканчивается плоским латунным гаком, который соединен со ступицей маховика лага. Маховик 4 предназначен для выравнивания частоты вращения оси счетчика и поглощения рывков и вибрации лаглиня. Состоит маховик из обода и ступицы с шестью спицами. На концах ступицы имеются два очка, в одно из которых запрессовано стальное кольцо, к которому и крепится гак лаглиня. Во второе очко вплеснен конец плетеного лаглиня длиной около 50 см с гаком на конце, которым маховик соединяется с механическим счетчиком.

Механический счетчик 5 помещен в кожух и состоит из счетного механизма и контактного прибора. Вращение вертушки через лаглинь передается на валик хвостовой части счетчика, откуда, в свою очередь, на главную ось счетного механизма, состоящего из системы, червячных передач и шестеренок. Механизм счетчика имеет циферблат с тремя шкалами. На центральной большой шкале отсчитываются целые мили, пройденные судном (от 0 до 100), на правой малой шкале отсчитываются десятые доли мили, а на левой малой шкале — сотни миль (от 100 до 1000). Показания основного механического счетчика лага передаются на репитер (электрический счетчик), устанавливаемый в штурманской рубке. Для этого в механизме основного счетчика имеется контактный прибор, который через каждые 0,1 мили замыкает и размыкает цепь постоянного тока, ведущую к репитеру.

Механизм электрического счетчика репитера состоит из электромагнита и системы шестеренок. Репитер, как и основной счетчик, имеет аналогичные три циферблата, показывающие целые мили, десятые доли и сотни миль.

Выпускают лаг за борт сразу после выхода судна в открытое море. Вертушку лага выбрасывают с подветренного борта, чтобы при дрейфе судна ее не заносило в кильватерную струю.

Работу по выпуску лага выполняют два матроса: проверяют исправность лага; вертушка не должна иметь вмятин, погнутых лопастей, ось хвостовой части счетчика должна вращаться свободно, без заеданий; затем устанавливают счетчик лага в башмак так, чтобы штырь башмака заскочил в отверстие на пятке. В условиях штормовой погоды рекомендуется для надежности дополнительно закрепить счетчик швертом за вертикальную стойку. Потом в ушко хвостовой части счетчика закладывают гак маховика и гак линя — в очко маховика. При штормовой погоде гак тоже закаболивают. Для подключения репитеров штепсельную вилку вставляют в штепсельную коробку и завинчивают крышку вилки. Затем осторожно, чтобы вертушка не ударилась о борт судна, опускают ее до воды и начинают вытравливать лаглинь, перебирая его руками. Перед выпуском лага за борт лаглинь должен быть уложен на палубе длинной бухтой, так чтобы на лаглине не образовались калышки и не перепутались шлаги. Выпуская за борт лаглинь, выводят за борт и маховик, придерживая его руками, чтобы дать небольшую слабину линю, соединяющему маховик со счетчиком. Когда лаглинь будет вытравлен почти полностью, один из матросов, удерживая натянутый лаглинь, плавно передает его натяжение на маховик, а другой — на счетчик. После этого замечают время начала работы лага и егоотсчет.

Сразу после выпуска лага счетчик некоторое время вращается быстрее обычного, потому что с момента падения вертушки в воду и до начала работы счетчика лаглинь успел закрутиться больше, чем при нормальной работе лага.

При подходе к порту или к месту якорной стоянки лаг необходимо убрать. Для уборки лага выделяют также двух матросов. Один из них начинает выбирать лаглинь, а другой, отсоединив гак от маховика, переносит конец лаглиня с гаком на другой борт и стравливает весь лаглинь в воду для раскручивания. При подъеме вертушки из воды надо следить, чтобы она не ударилась о борт судна. Подержав некоторое время лаглинь в воде, чтобы он раскрутился, его быстро выбирают и укладывают длинной бухтой на палубе. Затем отсоединяют маховик от счетчика, выключают ток в цепи лага, вынимают из гнезда штепсельной коробки штепсельную вилку и, приподняв штырь на башмаке, снимают счетчик. Гнездо штепсельной коробки закрывают глухой крышкой.

Во время работы лага необходимо постоянно следить за равномерностью вращения маховика и не реже одного раза за вахту сличать показания механического счетчика и репитеров. Через каждые 12 ч непрерывной работы лага хвостовую часть смазывают специальным маслом. После уборки лага лаглинь укладывают в длинную бухту и подвешивают для просушки, а затем убирают в предназначенное для хранения место. Счетчик и маховик лага насухо вытирают, вертушку промывают пресной водой и смазывают тонким слоем бескислотного вазелина. Хранят лаг в специальном футляре.

 

РУЧНОЙ(СЕКТОРНЫЙ) ЛАГ

Ручной лаг состоит из тяжелого фанерного треугольника (сектора), прикрепленного к линю, на котором завязаны узлы через каждые 7,71 м. Лаг бросают за корму яхты, и число узлов, которые пройдут через руку за 15 с, укажут скорость яхты (1 уз - 7,71 м за 15с).

 

ВЕРТУШЕЧНЫЙ ЛАГ

Вертушечные лаги устанавливают на корпусе яхты ниже уровня ватерлинии. Частота вращения вертушки типа мельничного колеса или турбинки (небольшого винта) передается с помощью электронных средств или механически на дистанционный указатель скорости и пройденного расстояния.

Гидравлические лаги — приборы, которые предназначены для измерения скорости судна и пройденного расстояния относительно воды, почему они и являются не абсолютными, а относительными.

На судах морского флота широкое распространение получили гидравлические лаги ЛГ-2 и МГЛ-25.

Принцип действий гидравлического лага основан на измерении скоростного напора встречного потока, обтекающего судно при его движении.

В движущейся жидкости наблюдаются статическое и динамическое давления. Причиной статического давления является ее сжатие. Динамическое давление зависит от скорости течения жидкости.

Современный гидравлический лаг работает следующим образом (рис. 38). В корпусе судна, ниже ватерлинии, устанавливается герметическая камера, которая разделена на нижнюю и верхнюю полости подвижной диафрагмой. Отверстие, которое передает статическое давление, соединено с верхней камерой, отверстие полного давления — с нижней полостью. Пока судно не имеет хода, давление воды на верхнюю и нижнюю полости мембранного устройства одинаково и равно статическому давлению воды, в результате чего диафрагма будет находиться в нулевом положении. Когда судно получит движение в приемной трубке, кроме статического давления, появится динамическое (скоростной напор), и диафрагма при этом начнет приподниматься.

Разность динамического (полного) давления в приемной трубке и статического, приложенная к диафрагме, заставит двигаться соединенный с ней шток со стрелкой указателя, которая соответственно отклоняется. По величине отклонения стрелки судят о величине скорости судна.

При плавании на мелководье и во льдах выстреливаемые за обшивку корпуса судна трубки часто повреждаются. Это вызвало необходимость создания так называемого штевневого лага.

У штевневого лага полное давление передается через специальное отверстие в форштевне, а статическое — через отверстия в бортах или днище судна.

Указатель скорости и пройденного расстояния размещается в центральном приборе лага, устанавливаемом обычно в машинном отделении.

Показания скорости и пройденного расстояния передаются на репитеры лага, которые помещают в штурманской, рулевой рубках и в других помещениях судна. Лаг МГЛ-25 позволяет измерять скорость до 25 уз.

94. Какие вы знаете типы эхолотов?

РУЧНОЙ ЛОТ

Приборы, которые на судах служат для измерения глубин, называются лотами. Лоты делятся на ручные, механические и гидроакустические, или эхолоты. Ручным лотом (рис. 23) измеряют глубину до 50 м при скорости судна до 5 уз. Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири и прикрепленного к гире лотлиня. Гиря имеет форму пирамиды или конуса высотой 25—30 см и массой 3—5 кг. В верхней части гиря имеет ушко. В него продевается проволочная стропка, обшитая кожей, за которую крепится лотлинь. В нижнем основании гири имеется выемка, заполняемая смесью сала с толченым мелом или размятым мылом. При касании лотом дна частицы грунта прилипают к этой массе и по ним можно судить о характере грунта. Лотлинь имеет длину более 50 м, изготовляется из плетеного линя или несмоленого пенькового троса прямого спуска окружностью около 25 см. Разбивка лотлиня начинается от вершины гири. Высота самой гири в расчет не принимается, так как при определении глубины она обычно ложится на грунт.

Деления лотлиня обозначают марками из кожи, вырезанными в виде зубцов, топориков и матерчатых флагдуков (рис. 24). На советских судах разбивка лотлиня производится в метрических единицах.

Разбивка лотлиня производится по следующей системе. Десятки метров обозначаются флагдуками различных цветов: 10 м — красный флагдук; 20 — синий; 30 — белый, 40 — желтый, 50 — бело-красный.

Число метров, оканчивающихся цифрой «пять», обозначается кожаной маркой с топориками: 5м — марка с одним топориком, 15 — с двумя топориками, 25 — с тремя, 35 — с четырьмя, 45 — с пятью.

В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом, второй—с двумя зубцами, третий— с тремя, четвертый — счетырьмя.

Следовательно, 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46 м обозначены марками с одним зубцом; 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47 -с двумя зубцами; 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48 — с тремя; 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49 — с четырьмя.

Для того чтобы при дрейфе лотлинь не попал под корпус судна, лот бросают всегда с наветренного борта. Матрос, встав на место, набирает в одну руку небольшую бухту лотлиня, ровными шлагами, наблюдая, чтобы они не перепутались, и лотлинь мог свободно вытравливаться. Для удобства бросания лота в лотлинь на расстоянии 2—3 м от вершины гири заделывают клевант из твердой породы дерева. По команде с мостика матрос начинает раскачивать лот над водой и затем делает три-четыре круговых размаха. В тот момент, когда лот, пройдя нижнюю точку, начнет подниматься, лотовый выпускает клевант. Лот летит вперед и падает тем дальше, чем сильнее лотовый раскачал лот перед бросанием. Затем лотовый травит лотлинь до тех пор, пока лот не достигнет дна. Если лотлиня вытравлено больше, чем требуется, лотовый быстро подбирает слабину.

Когда судно подойдет к месту бросания лота, лотовый, заметив, что лотлинь принял вертикальное положение, приподнимает лот, ударяя гирей о грунт, замечает марку у воды и докладывает: «Глубина столько-то метров». Если лотовый не почувствовал удара лота о грунт, значит лот не достал дна. В этом случае замечают марку у воды и докладывают: «Пронесло столько-то метров». Ночью лотовый замечает марку, которая у него в руке, и из этой величины вычитает высоту надводного борта. После окончания измерения глубины лотлинь хорошо просушивают и наматывают на деревянную переносную вьюшку.

Ручной лот до настоящего времени используется на судах. Он прост и безотказен в эксплуатации, уход за ним заключается в тщательной просушке лотлиня после его употребления и в периодической проверке его разбивки. Недостатками ручного лота являются: невозможность измерения больших глубин; необходимость уменьшать ход во время измерения; затраты значительного времени на измерение; возможное изменение длины лотлиня за счет частого намокания и высыхания.

Эхолот измеряет время, за которое звуковой импульс достигает дна и в отраженном виде возвращается назад. Этот сигнал преобразуется в показатель глубины, который высвечивается на специальном табло или дисплее.

Некоторые эхолоты имеют неоновый дисплей, по которому можно определить характер морского дна. Прямая линия на дисплее означает, что поверхность дна твердая, расплывчатая -что грунт илистый.

Эхолот —навигационный гидроакустический лот, которым измеряют глубину до 2 тыс. м. Принцип действия эхолота основан на измерении времени прохождения ультразвукового импульса от вибратора-излучателя до морского дна и обратно до вибратора-приемника. В вибраторах используются ферромагнитные материалы (железо, кобальт, никель), которые обладают свойством магнитострикционного эффекта. Этот эффект заключается в деформации ферромагнитных материалов при их намагничивании.

В вибраторе-приемнике используется обратный магнитострикционный эффект, который состоит в изменении магнитного поля в ферромагнитных намагниченных материалах при их деформации.

Вибраторы эхолотов состоят из' пакета тонких никелевых пластин с намотанной на них электрической обмоткой.

Рассмотрим принципиальную схему действия эхолота (рис. 35). Электродвигатель вращает с равномерной скоростью диск указателя глубин 3 с неоновой лампочкой. В тот момент, когда на диске указателя глубин неоновая лампочка пройдет через нулевое деление шкалы глубин, кулачковый контакт замкнет электроцепь, состоящую из посылочного конденсатора 2, заряженного до напряжения 1500 В и обмоток вибратора-излучателя 1. При этом конденсатор разрядится, и ток разряда, протекая по обмоткам вибратора-излучателя, вызовет появление переменного электромагнитного поля в никелевых пластинах пакета вибратора. Явление магнитострикционного эффекта вызовет колебания излучающей поверхности вибратора и в виде ультразвукового импульса дойдет до морского дна и, частично отразившись, вернется на вибратор-приемник 5. Попав на пакет вибратора-приемника, отраженный импульс вызовет его колебания и, следовательно, изменение остаточного магнитного поля. Изменение магнитного поля создаст в обмотке вибратора незначительную переменную электродвижущую силу. Возникшее таким образом напряжение поступает в усилитель 4, и затем усиленный импульс подается на неоновую лампочку, вызывая ее кратковременное зажигание.

За промежуток времени между посылкой и приемом сигнала диск с неоновой лампочкой повернется на угол, пропорциональный времени прохождения сигнала.

Установленная перед вращающимся диском шкала указателя глубин отградуирована в метрах. Таким образом, деление шкалы, против которого произойдет вспышка неоновой лампочки, покажет глубину под килем судна. Оба вибратора смонтированы в днище судна.

На современных транспортных судах устанавливаются навигационные

магнитострикционные эхолоты НЭЛ-5.

Погрешность при измерении глубин свыше 200 м не более ±2%. Указатель глубин управляет посылкой ультразвуковых импульсов, является визуальным индикатором измеряемых глубин и имеет два диапазона глубин: 0—100 и 0—2000 м. На шкале первого диапазона каждое деление соответствует 0,5 м, а на шкале второго—10 м. При измерении малых глубин эхолот включают на первый диапазон, а при измерении больших глубин — на второй.

На корпусе указателя глубин (рис. 36) расположены рукоятки выключателя 1, переключателя диапазонов 5, регулятора усиления 3, выключателя 4 гашения нулевой вспышки неоновой лампочки и вольтметр 2, контролирующий рабочее напряжение. Помимо указателя глубин, эхолот НЭЛ-5 имеет самописец, который автоматически и непрерывно записывает измеряемые глубины на специальную бумажную ленту.

На лицевой стороне крышки самописца (рис. 37) расположены два предохранителя 1, вольтметр 3, лампочка 2, сигнализирующая о включении в работу указателя, выключатель самописца 10, переключатель диапазонов 9, рукоятка 6 регулятора усиления, выключатель 8 гашения нулевой вспышки, кнопки 7 оперативных обмоток, тумблер 5 и лампа 4 контроля скорости вращения двигателя самописца. Одновременная работа указателя глубин и самописца невозможна.

Пуск эхолота производится следующим образом. При питании от сети переменного тока выключатель фильтра ставят в положение «Включено». Для остановки эхолота требуется вывести регулятор усиления и выключатель указателя глубин самописца или поставить в положение «Выключено».

Измерение глубин производится следующим образом. После пуска эхолота переключатель шкал устанавливают на диапазон измеряемых глубин. Если приблизительная глубина неизвестна, измерение начинают с большего диапазона. При измерении малых глубин включается тумблер гашения нуля. Отсчет глубин на ленте самописца производится по верхней кромке записи.

В последнее время на некоторых судах устанавливают пьезоэлектрические эхолоты НЭЛ-10, у которых в качестве колебательной системы вибраторов используется призма титаната бария.

95. Какие вы знаете типы компасов?

МАГНИТНЫЕ КОМПАСЫ

Морские магнитные компасы — основные навигационные, приборы (несмотря на наличие гирокомпасов), которые служат для определения курса судна и направлений на береговые предметы и небесные светила. По компасу можно также определить приближенное направление ветра и дрейфа судна.

Магнитные компасы просты по устройству и в то же время безотказны в работе. Они не связаны ни с источниками энергии, ни с какими-либо другими приборами, и к тому же их стоимость относительно небольшая. Все морские суда снабжаются магнитными компасами, независимо от наличия на них гирокомпасов.

Магнитный компас работает на основе свойства намагниченной стрелки располагаться своей осью вдоль магнитных силовых линий магнитного поля Земли; следовательно, стрелка компаса должна показывать направление магнитного меридиана в данной точке на поверхности Земли. В связи с тем что на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, действуют магнитные поля Земли и судового железа, ось магнитной стрелки или линия NS картушки магнитного компаса располагается в плоскости компасного меридиана.

По назначению морские магнитные компасы делятся на главные и путевые.

Главный магнитный компас, как об этом говорит само название, является наиболее важным навигационным прибором, который обычно устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна в возможной удаленности от влияния судового железа, что обеспечивает наиболее оптимальные условия работы компаса. По главному компасу судоводитель назначает заданный курс, проверяет показания путевого компаса и гирокомпаса, пеленгует береговые объекты для определения места.

Путевой магнитный компас служит как указатель курса и, как правило, устанавливается в рулевой рубке перед рулевым.

В настоящее время все отечественные суда снабжаются 127-миллиметровым морским магнитным компасом. Он обладает достаточной точностью и надежностью показаний, прост в использовании, обслуживании и ремонте.

Морской магнитный 127-миллиметровый компас (рис. 15) состоит из следующих основных частей: защитного колпака 1, котелка 2 с картушкой, пеленгатора 3, нактоуза 4 и девиационного прибора 5.

Картушка (рис. 16) является главной частью компаса и состоит из системы магнитных стрелок 5, поплавка с латунным ободком 2, агатовой топки 3, винта 4 для крепления топки, диска 1 со шкалой, разбитой на румбы и градусы.

Магнитная система картушки собрана из шести стрелок круглого сечения диаметром, равным 2,5 мм. Стрелки делаются попарно одинаковыми по длине, чтобы концы всех стрелок находились на одной окружности. Для предохранения от ржавчины магнитные стрелки помещают в герметически запаянные медные пенальчики. Поплавок изготавливают из тонкой листовой латуни, он имеет форму полусферы. Обладая запасом плавучести, он значительно уменьшает массу картушки в.компасной жидкости, а следовательно и давление картушки на поддерживающую ее шпильку. Масса картушки в компасной жидкости равна 4±0,5 г, а в воздухе —105 г. Топку изготовляют цилиндрической формы из агата. Снизу в топке делают углубление, которым она надевается на острие компасной шпильки. Топка крепится винтом в сквозном отверстии поплавка. В нижней части отверстие имеет расширение для того, чтобы картушка могла наклоняться при качке судна. Диск изготовляют из тонкой листовой слюды и на него наклеивают бумажную градуированную шкалу.

Котелок (рис. 17) представляет собой латунный цилиндрический резервуар, разделенный внутри горизонтальной переборкой на две камеры и заполненный компасной жидкостью. В верхней основной камере 1 установлена конусовидная латунная колонка 2 с компасной шпилькой 3, на которую надевается своей топкой картушка. На верхний конец шпильки напаивают кусочек очень прочного металла — ирридия или стеллита. Внутри верхней камеры установлены носовая и кормовая курсовая нити 4 из вычерненной латунной проволоки. При установке котелка на судне они должны располагаться в диаметральной плоскости судна. Носовая курсовая нить является индексом для отсчета курса судна.

Нижняя, или дополнительная, камера 5 служит для компенсации объема компасной жидкости при изменении температуры. Верхняя камера соединена с нижним отверстием, через которое перетекает компасная жидкость при ее сжатии или расширении. Дном нижней камеры является гибкая из гофрированной латуни диафрагма 6.

Изменение объема в основной камере компенсируется изменением объема с помощью диафрагмы в дополнительной камере, В среднюю часть диафрагмы вставлено стекло 7, толщиной 5 мм.

Находящаяся в донной части котелка электрическая лампочка 8 освещает в темное время суток через это стекло картушку компаса. Котелок закрыт толстым зеркальным стеклом 9, диаметром 177 мм и толщиной 5,5 мм, установленным на резиновой прокладке. Стекло крепится латунным азимутальным кольцом 10, на котором нанесена шкала (от 0 до 360°) для определения при помощи пеленгатора курсовых углов. Нулевое деление шкалы азимутального круга обращено к корме и сдвинуто относительно диаметральной плоскости судна на угол 30°, по часовой стрелке. Это связано с тем, что индекс пеленгатора также сдвинут на 30° из-за предметной и глазной мишеней, закрывающих деления азимутальной шкалы. Котелок помещен в кардановое кольцо для сохранения горизонтального положения во время качки. Снизу к корпусу котелка крепится латунная чашка со свинцовым грузом-поддоном 11. Груз служит для понижения центра тяжести котелка и уменьшения его колебаний во время качки судна.

Компасная жидкость доливается в котелок через специальное отверстие в его боковой стенке. Для хранения и транспортировки котелка в комплекте компаса имеется специальный ящик.

Нактоуз (см. рис. 15) предназначен для установки котелка компаса и девиационного прибора. Изготовляется из сплава кремния с алюминием (силумина). Состоит нактоуз из корпуса, нижнего и верхнего оснований, амортизирующего подвеса, девиационного прибора и защитного колпака. Корпусом является полый цилиндр, опирающийся на фланцевидное основание с отверстиями для крепления нактоуза к палубе судна. У верхнего основания, которое может поворачиваться (для этого надо отдать гайки болтов, которыми оно крепится к корпусу), имеется цилиндрическая шейка, внутри которой находится амортизирующий подвес (для уменьшения действия вибрации на котелок компаса), состоящий из массивного металлического кольца и двух гнезд для осей карданова кольца котелка. Верхнее основание может поворачиваться на 12° в ту и другую сторону, для чего надо отдать четыре болта, крепящие основание к корпусу, и повернуть его.

Девиационный прибор (см. рис. 15) помещается внутри корпуса нактоуза. Основная часть прибора — вертикальная латунная труба с двумя вертикальными пазами, один из которых расположен в продольной, а другой — в поперечной плоскости компаса. В эти пазы устанавливаются две каретки с магнитами-уничтожителями. В одной каретке размещаются продольные, а в другой поперечные магниты. Подбирая соответствующие по величине магниты и перемещая каретки вверх и вниз по трубе, добиваются, чтобы их воздействие на стрелки компаса было равно и противоположно воздействию магнитного поля судового железа. Таким образом производится уничтожение девиации. Внутри девиационной трубы на тросике подвешивается креповой магнит, предназначенный для уничтожения креновой девиации.

Защитный колпак (см рис. 15) служит для предохранения от механических повреждений котелка компаса, установленного в нактоузе. В колпаке имеется два окна, через которые можно производить отсчет курса, не снимая колпака с нактоуза.

Пеленгатор (рис. 18) служит для определения пеленгов и курсовых углов. Основанием 1 пеленгатора служит латунное кольцо с заплечиками для удержания его на азимутальном кольце компаса. На основании прикреплены глазная мишень 5 с узкой прорезью и светофильтрами 4 (для прямого пеленгования Солнца) и предметная мишень 2 с нитью. В нижней части глазной мишени имеется трехгранная призма, позволяющая снимать отсчеты пеленгов. В центре основания пеленгатора расположена съемная чаша 3 для установки дефлектора — прибора, служащего для измерения магнитных сил, действующих на магнитную систему компаса (при уничтожении девиации).

По магнитному компасу определяют: компасный курс судна, компасный пеленг, курсовые углы, направления ветра и т. д. Для снятия отсчета компасного курса к компасу подходят со стороны кормы и замечают деление картушки, приходящееся против носовой курсовой черты. Точность отсчета курса составляет 0,2°. При плавании в штормовую погоду, когда судно рыскает и отсчет против курсовой черты постоянно меняется, за курс принимается средний из двух крайних отсчетов.

При взятии пеленга какого-либо предмета пеленгатор поворачивают так, чтобы нить предметной мишени проходила посередине пеленгуемого предмета и прорези глазной мишени. В момент совмещения замечают отсчет пеленга под призмой пеленгатора. Снятый отсчет является обратным компасным пеленгом (ОКП), так как он показывает направление от предмета на судно и отличается от компасного пеленга на 180°. Компасный пеленг рассчитывают по формуле

КП = ОКП ± 180°

Если ОКП <180°, то берется знак «плюс» (+), если ОКП >180° — знак «минус» (—).

Для определения курсовых углов так же, как и при пеленговании, пеленгатор наводят на наблюдаемый предмет, а отсчет курсового угла снимают с азимутального круга против индекса у глазной мишени пеленгатора.

Магнитный компас, как и другие навигационные приборы, нуждается в тщательном уходе. Котелок компаса следует оберегать от резких -толчков. Его необходимо протирать мягкой чистой ветошью. Азимутальное кольцо и острия осей карданова подвеса смазывают тонким слоем технического вазелина. Все части компаса необходимо содержать в чистоте. Когда главный компас не используется, он должен быть закрыт защитным колпаком. При стоянке в порту на него надевают парусиновый чехол. Совершенно недопустимо какое-либо передвижение специального девиационного железа и магнитов. Внутри нактоуза нельзя хранить посторонние предметы.

На судне вследствие отсутствия необходимых условий разбирать компас не разрешается. Поэтому в судовых условиях обычно ограничиваются проверкой картушки на застой, и заменой, если потребуется, компасной шпильки, и проверкой пеленгатора.

Морской магнитный 75-миллиметровый (шлюпочный) компас (рис. 19) состоит из картушки, котелка, футляра, осветительного устройства и визира.

Картушка состоит из двух магнитных компасных стрелок в латунных пеналах, поплавка, топки и диска со шкалой.

Котелок по устройству подобен котелку 127-миллиметрового компаса и состоит из двух камер, сообщающихся между собой и заполненных водным раствором этилового спирта. В верхней, основной, камере помещается на шпильке картушка. У носовой и кормовой стенок основной камеры соответственно расположены курсовые нити. Котелок на кардановом подвесе помещен в коробку, закрывающуюся защитным колпаком с застекленным вырезом. С правой боковой стенки колпака имеется прилив, служащий для помещения осветительного масляного фонаря, а к задней стенке приделан угольник для подвешивания компаса в шлюпке.

Компасы с оптической системой передачи показаний являются наиболее простыми среди дистанционных магнитных компасов. Основное их достоинство заключается в том, что чувствительный элемент компаса может быть помещен в любом наиболее благоприятном для его работы месте, а репитеры могут быть вынесены всюду, где они нужны. Устройство компаса КМО-Т (компас магнитный оптический для транспортных судов) аналогично в принципе устройству 127-миллиметрового магнитного компаса. На рис. 20 дан общий вид компаса КМО-Т, где 1 и 2 -верхняя и нижняя крышки нактоуза, 3 —неподвижная часть трубы, 4 — верхняя часть выдвижной трубы и 5 — нижняя часть трубы.

Основное его отличие заключается в оптической системе компаса, называемой оптическим трактом (рис. 21), который служат для дистанционной передачи курса и со стоит из картушки 1, защитного стекла 2, верхней 3 и нижней 4 линз, обогревного устройства (стекла) 5, трубы оптической системы 6, зеркала 7 и нактоуза 8. На зеркало с помощью линз проектируется обратная сторона шкалы картушки и курсовой индекс. Обогревное устройство предназначено для предотвращения отпотевания и обмерзания линз и защитного стекла. Детали оптической системы расположены частично в нактоузе, устанавливаемом на верхнем мостике, частично в специальной трубе компаса, проходящей через палубу в рулевую рубку. Недостатком компасов с оптической передачей является то, что изображение картушки не может быть передано на несколько репитеров.

ПУТЕВОЙ КОМПАС

Выбирая путевой компас, прежде всего необходимо убедиться, что компас в хорошем состоянии. Брать надо такой, у которого самая большая картушка, самая четкая маркировка и есть подсветка, чтобы им можно было пользоваться ночью. Разместить компас лучше всего прямо перед рулевым, а не сбоку от него. Расстояние между двигателем и компасом должно быть не менее 2 м, и все стальные предметы необходимо убрать подальше от компаса. Если яхта со штурвалом, компас обычно устанавливают перед ним на подставке (нактоузе) под колпаком. Если яхта управляется румпелем, лучше иметь два компаса, расположенных на переборке, так чтобы всегда один из них был у рулевого перед глазами, на каком бы борту он ни находился. Удерживать яхту на курсе можно также при помощи компаса с сеткой, добиваясь параллельности линий. В этом случае компас должен быть установлен так, чтобы цифры на его шкале не искажались, даже если рулевой будет смотреть на компас под углом.

Такой компас устанавливают на переборке. Курсовая черта должна быть параллельна ДП яхты

Нактоузный компас

Большая стеклянная купол-линза зрительно увеличивает картушку и облегчает считывание показаний. Обычно его устанавливают на подставке (нактоузе) прямо перед штурвалом. Универсальный компас Его необязательно устанавливать прямо перед рулевым. Добиваясь параллельности линий, нанесенных на картушке и на стекле, яхту удерживают на нужном курсе.

(На фото показан компас фирмы Plastimo "Olimpic-135". К сожалению, со времени издания книги Боба Бонда "Справочник яхтсмена", которую мы использовали в качестве источника материала для многих разделов, прошло много времени. Поэтому мы будем добавлять описание самых современных приборов, а также по возможности, их стоимость и сведения, как их можно приобрести.)

Ручные компасы-пеленгаторы.

Ручной компас-пеленгатор штурман использует, когда нужно взять пеленг на объект. Для облегчения работы ночью у компаса должна быть подсветка.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.