Концепции происхождения религии в европейской социальной мысли до XIX века. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Концепции происхождения религии в европейской социальной мысли до XIX века.

2021-12-11 71
Концепции происхождения религии в европейской социальной мысли до XIX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Натуралистическая концепция

Натуралистическая концепция связывала происхождение религии с грозными и разрушительными силами природы и сначала выступала в виде их обожествления, затем совершился переход к их почитанию.

Элементы натуралистической концепции мы встречаем еще в античности: у Демокрита (ок. 460 г. до н.э. —?), Эпикура (341 — 270 гг. до н.э.), Лукреция (ок. 99—55 гг. до н.э.). Натуралистическая идея была популярна и в эпоху Возрождения. Дж. Боккаччо (1313—

1375) в своем трактате «Генеалогия языческих богов» истолковывал мифические образы как аллегории звездного неба. Центральным принципом концепции Ш.Ф. Дюпюи (1742—1809) была астральная идея, согласно которой мифы представляют собой образы Божественной эманации в космосе и отражают движение небесных тел. Исходя из своих посылок, Дюпюи доказывал, что именем Христа ' Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. — М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 34-46.

люди обожествили солнце. Христиане, по его мнению, — это почитатели солнца.

Оценивая натуралистическую концепцию, необходимо отметить, что именно в ней подмечена природоморфность религиозномифологических образов, культы различных объектов природы: животных, растений, солнца, гор, рек и т.д., которые были широко распространены на ранних этапах человеческой истории. Однако исключительный акцент на грозных и разрушительных силах природы при объяснении причин появления религии ограничивал эвристическое значение концепции.

Психологическая концепция

Психологическая концепция у одних мыслителей развертывалась в систему взглядов, другие включали ее как элемент в иные теории. Но так или иначе эта концепция существовала еще со времен античности. Чаще всего психологические концепции связывали происхождение религии с эмоциональной сферой человека с чувством страха. Впервые эту идею высказал еще древнеримский поэт и философ Петроний (ум. 66 г.), считавший, что первых богов на земле создал страх. В европейской науке тезис о страхе как источнике религии был развит и обоснован Т. Гоббсом (1588—1679), Б. Спинозой (1632—1677), П.А. Гольбахом (1723—1789) и др. «Страх есть причина, — писал Спиноза, — по которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается»[1]. Предпринимались попытки найти и источники страха, который составляет основу религии. Абсолютное большинство мыслителей и философов указывало на наиболее очевидную связь: страх и трепет в человеческой душе порождаются грозными и разрушительными силами природы.

Концепции, связавшие возникновение и существование религии с чувством страха (особенно связывающего это чувство с какими-то общественными явлениями), содержали ряд интересных и глубоких идей. Однако в целом обоснование этого тезиса не было последовательно научным.

Политико-государственная концепция

Политико-государственная концепция — одна из самых ранних по времени появления. Согласно ей религия появляется не из внутренней потребности духовной природы человека, а навязана людям извне, с помощью обмана. Известны три разновидности этой концепции: религия введена царями и законодателями; жрецами; философами и мудрецами.

Авторство этой концепции приписывается афинскому тирану Критию (ум. 403 г. до н.э.). Он доказывал, что древние законодатели выдумали божественного надзирателя над всеми человеческими добродетелями и пороками, дабы из страха перед этим надзирателем никто не совершал несправедливостей. В Средние века мысль о том, что религия навязана людям извне, сохранилась в виде идеи «о трех обманщиках»: Моисее, Христе, Мухаммеде, которые создали соответствующие религии — иудаизм, христианство и ислам. В Новое время идея обмана энергично поддерживалась французскими просветителями. Вольтер (1694—1778) и Д. Дидро (1773—1784) считали религиозные мифы и чудеса выдумками жрецов, сознательно обманывавших народы в целях укрепления своего авторитета.

Идея обмана не могла убедительно объяснить причины возникновения религии, она вызывала ряд теоретических возражений и противоречила фактам (например, откуда взялись представления о божестве у правителей и законодателей, почему народы поверили обману и т.д.). Больше рационального смысла было в подчеркивании связи религии и политики.

Конвенциональная концепция

Сторонники конвенциональной (на основе договора или соглашения) идеи пытались ответить на вопрос, каким образом вымысел законодателей, жрецов и философов мог стать достоянием всех народов, всего человеческого рода. Они полагали, что возникновение и существование религии является продуктом соглашения или договора законодателей и жрецов с их народами или целых народов друг с другом. Родоначальником этой идеи считается раннехристианский богослов Секст Эмпирик (2-я пол. II в. — начало III в.). Ее энергично пропагандировал известный французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Однако представители конвенциональной концепции также не смогли обоснованно ответить на вопрос, почему появилась религия.

Антропологическая концепция

Эта концепция стремилась найти источник религии в бытии человека и представить религиозные образы как отражение его сил и способностей. Согласно этой идее человек создает богов по своему образу и подобию. Зачатки идей антропоморфизма можно найти в сочинениях древнегреческого философа Ксенофана (VI—V вв. до н.э.). Он подметил, что различные народы создают богов по своему образу и подобию. Позднее была высказана и развивалась мысль о социоморфном характере персонажей античной мифологии, Библии, Корана и т.д.

Принцип аналогии был применен рядом мыслителей Нового времени при анализе прообразов христианских представлений.

Французский философ К.А. Гельвеций (1715—1771) писал, что в христианских образах отражаются явления общественной жизни. Задачу отыскания прообразов религиозных персонажей в отношениях реальной жизни поставил Л. Фейербах (1804—1872). Характеризуя свой метод, он говорил, что суть его состоит в том, чтобы все сверхъестественное свести к человеку.

Мысли о социоморфизме религиозных образов, выдвинутые многими выдающимися мыслителями прошлого, схватывали отражение в религии определенных социальных явлений, но научно объяснить происхождение религиозных верований они не могли.

Накопление теоретических знаний о религии в Европе до XIX в., оформление первых социально-философских концепций создали необходимый базис для создания современных социологических теорий религии.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.