Лекция 1. Введение. Предмет, цели, задачи курса. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лекция 1. Введение. Предмет, цели, задачи курса.

2021-12-11 24
Лекция 1. Введение. Предмет, цели, задачи курса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Введение. Предмет, цели, задачи курса.

Вопросы музыкально-творческого воспитания с использованием музыкальных инструментов выдвигались уже в 20-х годах советскими учеными Б.В. Асафьевым, Б.Л.Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н.М. Гольденберг, Н.А.Ветлугиной и других российских педагогов.

В формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе игра на простейших музыкальных инструментах давно признана плодотворной, что показала практика игры школьников в детских оркестрах 20-30-х годов. Успешное использование некоторых музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого вида детского музицирования.

Игру на музыкальных инструментах мы рассматриваем как творческий акт, как процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. При игре на элементарных музыкальной деятельности. При игре на элементарных музыкальных инструментах можно выделить следующие направления: усвоение навыков игры, сочинение несложных мелодий и подголосков, сольные и совместные импровизации на инструментах, интерпретации и сочинение аккомпанемента к песням и пьесам.

Надо заметить, что термины «простейшие», «элементарные», «детские» - синонимы определения музыкальных инструментов для младших школьников.

Целью дисциплины «коллективное музицирование» является обучение студентов умениям и навыкам работы с детским оркестром. Эта форма работы с дошкольниками и учащимимся школ в настоящее время приобрела большую популярность, поскольку является эффективным средством музыкального воспитания.

Задачи дисциплины:

· раскрыть эстетико-воспитательную значимость практического музицирования детей;

· раскрыть содержание и формы работы с детским оркестром в условиях современной общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения;

· изучить методику освоения игры на различных инструментах в процессе обучения в начальной школе и дошкольном образовательном учреждении;

· сформировать навыки игры на различных детских музыкальных инструментах;

· освоить методические рекомендации по организации внеклассных занятий с детским оркестром.

 

 

Лекция 2. Вопросы истории и теории детского инструментального музицирования.

Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики. Основной задачей музыкального вочпитания подрастающего поколения является, как говорил Д.Б.Кабалевский, «…воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». (Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. – М., 1973. – С.273)

В начальной школе на уроках музыки дети, как известно, слушают музыку, поют песни, импровизируют, иногда играют на простейших музыкальных инструментах.

Игра на элементарных инструментах формирует музыкальные способности, развивает навыки, умение выразительно исполнить на инструменте мелодию песни, музыкальную фразу, услышать вариант инструментального сопровождения к песне или пьесе, сыграть импровизированную мелодию.

В одной из статей о музыкальном образовании учащихся Б.В.Асафьев писал, что наиболее действенным процессом эволюции в оздоровлении музыкального слуха детей является путь развития музыкально-творческих навыков, «вызывание творческого дара… Воспитывать же музыкально-творческие навыки следует, - писал академик Б.В.Асафьев, - во-первых, потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с еще большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает». (Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей/ Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.; Л., 1965. – С.98.)

Не секрет, что чувство музыкального ритма является основополагающим в комплексе музыкальных способностей и является предметом особой заботы педагогов-музыкантов.

Выдающийся исследователь и педагог Б.Л.Яворский прозорливо увидел в новых формах детского музыкального исполнительства не только возможность действенного музыкального развития подрастающего поколения, но и потенциал активного социального роста.

Принцип творческой активности воплощался, по идее Яворского, во всех видах музыкальной деятельности детей, в том числе в игре на элементарных музыкальных инструментах. Этот вид работы с детьми оказывал большую помощь в закреплении слуховых навыков, в познании средств музыкальной выразительности, в умении раскрыть содержание музыки, в развитии эмоциональной реакции. Игра в ударном оркестре как одна из наиболее интересных форм музыкального воспитания настоятельно рекомендовалась Яворским в работе с детьми.

В состав оркестра, по мнению Яворского, могли входить барабан, бубен, кастаньеты, треугольники и колокольчики разной высоты.

Педагог-музыкант С.М..Бонди так обозначал цели и задачи шумового оркестра: «Шумовой оркестр у дошкольников или в младших группах I ступени скорее всего будет состоять из трещоток, кастаньет, бубнов, барабанов, колокольчиков и тп,, подыгрывающих пианисту. <…> У ребят II ступени оркестр может быть сложным и большим, с чередованием громовых и нежных звуков, с широким применением полумузыкальных и чисто музыкальных инструментов, с тонко разработанным художественным репертуаром, с выдуманными и сделанными самими ребятами инструментами. Эта гибкость работы, необходимость выдумки, творчества, самодеятельности, а рядом с этим не меньшая необходимость строгой организации и крепкой дисциплины делают шумовой оркестр одним из самых ценных видов работы по художественному воспитанию». (Бонди С.М. О шумовых оркестрах в школе// Искусство в школе, 1928, № 6. – С.16.)

Использование детских музыкальных инструментов, нашедшее отражение в капитальном труде Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», представляет несомненный интерес в изучении проблемы формирования музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования. Автор исследования справедливо считала, что игра на музыкальных инструментах открывает перед ребенком новый мир звуков и их отношений. У детей развивается восприимчивость к качеству звуков, осведомленность в ладотональных созвучиях, с приобретением практических навыков вырабатывается выразительность в игре на самых простых инструментах. «Усвоение нотной грамоты в процессе обучения игре на музыкальных инструментах стоит на более реальной почве, - писала Ветлугина. – Музицируя, ребенок неизбежно сталкивается с устройством инструмента, расположением клавиш, струн; манипулируя ими, он отличает различие их звучания и, естественно, входит в новый для него мир музыкальной азбуки» (Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986. – С.135.)

Надо заметить, что в большинстве пособий и разработок, относящихся в целом к теме использования детских музыкальных инструментов, металлофон играет главенствующую роль, однако сенсорика ребенка должна развиваться динамично и устойчиво, и круг изучаемых инструментов, следовательно, должен быть достаточно широк – от ритмической группы инструментов до инструментов с нефиксированной настройкой.

Процесс формирования музыкальных способностей при игре на музыкальных инструментах предполагает, прежде всего, усвоение определенных навыков игры. Усвоение знаний и навыков является, безусловно, ведущим звеном обучения, воспитания и развития. Не имея навыков игры, ученик не сможет, например, одновременно исполнить мелодию на инструменте и спеть ее, воплотить в реальное звучание воображаемую мелодию.

Конструктивный подход к проблеме инструментальной деятельности проявляется в работе Т.В. Дябло, рассматривающей вопросы активизации разносторонней музыкальной деятельности первоклассников и изучающей преемственность между их музыкальным развитием и дошкольным воспитанием. Автор справедливо сетует на то, что с приходом в школу дети в большинстве своем уже не получают возможности разносторонних занятий музыкой, что негативно воздействует на соотношение воспринимающей и воспроизводящей творческой деятельности в процессе познания.

Использование простейших инструментов в музыкальном воспитании и развитии детей находит свое воплощение и в зарубежной педагогике.

Современная японская система начального музыкального обучения предполагает активное использование ритмических инструментов на уроках музыки при пении песен. Постепенно осваиваются навыки игры на металлофоне, фисгармонии и губной клавишной гармонике. Дети выполняют простейшие упражнения, отражая равномерную ритмическую пульсацию в несложных детских песнях.

В американских дошкольных и школьных учреждениях игре на детских музыкальных инструментах уделяется должное внимание, более того, дети сами под руководством педагога изготавливают простейшие инструменты. Так, например, американский педагог Сатис Н. Колеман, подчеркивая «значение восприятия детьми физической вибрации звучащего тела (струны, пластинки)», описывает более пятидесяти способов конструирования детьми музыкальных инструментов – ударных, духовых, струнных.

В Англии учащиеся начальных классов при пении песен аккомпанируют себе на ударных инструментах.

Наиболее полное воплощение игр на музыкальных инструментах нашла в системе детского музыкального воспитания, разработанной немецким композитором, общественным деятелем и педагогом Карлом Орфом.

Девиз Орфа – дети должны «идти в музыку» через коллективное музицирование на инструментах, для овладения которыми не требуется больших усилий и многолетних упражнений. Элементарное музицирование по К.Орфу предполагает синтез импровизаций в игре на детских музыкальных инструментах, ритмике, пении, декламации, движении.

Качественное звучание «орфовских» инструментов дает возможность пропевания хором звуков, сыгранных, например, на ксилофоне. «Такого рода пропевание полезнее, чем повторение звуков, спетых голосом, -утверждал профессор В.Келлер, соратник Орфа, - так как требуют от детей умения преобразовать инструментальный звук в звук вокальный». (Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. –Л.,1970. – С.75.)

В школах Германии начиная с первого класса рекомендуется использовать игры, жесты, движения тела и ударные инструменты. Во втором и третьем классах при исполнении песен вводятся мелодические инструменты, что позволяет решать ряд трудностей интонационного характера.

 

Лекция 1. Введение. Предмет, цели, задачи курса.

Вопросы музыкально-творческого воспитания с использованием музыкальных инструментов выдвигались уже в 20-х годах советскими учеными Б.В. Асафьевым, Б.Л.Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н.М. Гольденберг, Н.А.Ветлугиной и других российских педагогов.

В формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе игра на простейших музыкальных инструментах давно признана плодотворной, что показала практика игры школьников в детских оркестрах 20-30-х годов. Успешное использование некоторых музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого вида детского музицирования.

Игру на музыкальных инструментах мы рассматриваем как творческий акт, как процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. При игре на элементарных музыкальной деятельности. При игре на элементарных музыкальных инструментах можно выделить следующие направления: усвоение навыков игры, сочинение несложных мелодий и подголосков, сольные и совместные импровизации на инструментах, интерпретации и сочинение аккомпанемента к песням и пьесам.

Надо заметить, что термины «простейшие», «элементарные», «детские» - синонимы определения музыкальных инструментов для младших школьников.

Целью дисциплины «коллективное музицирование» является обучение студентов умениям и навыкам работы с детским оркестром. Эта форма работы с дошкольниками и учащимимся школ в настоящее время приобрела большую популярность, поскольку является эффективным средством музыкального воспитания.

Задачи дисциплины:

· раскрыть эстетико-воспитательную значимость практического музицирования детей;

· раскрыть содержание и формы работы с детским оркестром в условиях современной общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения;

· изучить методику освоения игры на различных инструментах в процессе обучения в начальной школе и дошкольном образовательном учреждении;

· сформировать навыки игры на различных детских музыкальных инструментах;

· освоить методические рекомендации по организации внеклассных занятий с детским оркестром.

 

 

Лекция 2. Вопросы истории и теории детского инструментального музицирования.

Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики. Основной задачей музыкального вочпитания подрастающего поколения является, как говорил Д.Б.Кабалевский, «…воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». (Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. – М., 1973. – С.273)

В начальной школе на уроках музыки дети, как известно, слушают музыку, поют песни, импровизируют, иногда играют на простейших музыкальных инструментах.

Игра на элементарных инструментах формирует музыкальные способности, развивает навыки, умение выразительно исполнить на инструменте мелодию песни, музыкальную фразу, услышать вариант инструментального сопровождения к песне или пьесе, сыграть импровизированную мелодию.

В одной из статей о музыкальном образовании учащихся Б.В.Асафьев писал, что наиболее действенным процессом эволюции в оздоровлении музыкального слуха детей является путь развития музыкально-творческих навыков, «вызывание творческого дара… Воспитывать же музыкально-творческие навыки следует, - писал академик Б.В.Асафьев, - во-первых, потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с еще большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает». (Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей/ Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.; Л., 1965. – С.98.)

Не секрет, что чувство музыкального ритма является основополагающим в комплексе музыкальных способностей и является предметом особой заботы педагогов-музыкантов.

Выдающийся исследователь и педагог Б.Л.Яворский прозорливо увидел в новых формах детского музыкального исполнительства не только возможность действенного музыкального развития подрастающего поколения, но и потенциал активного социального роста.

Принцип творческой активности воплощался, по идее Яворского, во всех видах музыкальной деятельности детей, в том числе в игре на элементарных музыкальных инструментах. Этот вид работы с детьми оказывал большую помощь в закреплении слуховых навыков, в познании средств музыкальной выразительности, в умении раскрыть содержание музыки, в развитии эмоциональной реакции. Игра в ударном оркестре как одна из наиболее интересных форм музыкального воспитания настоятельно рекомендовалась Яворским в работе с детьми.

В состав оркестра, по мнению Яворского, могли входить барабан, бубен, кастаньеты, треугольники и колокольчики разной высоты.

Педагог-музыкант С.М..Бонди так обозначал цели и задачи шумового оркестра: «Шумовой оркестр у дошкольников или в младших группах I ступени скорее всего будет состоять из трещоток, кастаньет, бубнов, барабанов, колокольчиков и тп,, подыгрывающих пианисту. <…> У ребят II ступени оркестр может быть сложным и большим, с чередованием громовых и нежных звуков, с широким применением полумузыкальных и чисто музыкальных инструментов, с тонко разработанным художественным репертуаром, с выдуманными и сделанными самими ребятами инструментами. Эта гибкость работы, необходимость выдумки, творчества, самодеятельности, а рядом с этим не меньшая необходимость строгой организации и крепкой дисциплины делают шумовой оркестр одним из самых ценных видов работы по художественному воспитанию». (Бонди С.М. О шумовых оркестрах в школе// Искусство в школе, 1928, № 6. – С.16.)

Использование детских музыкальных инструментов, нашедшее отражение в капитальном труде Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», представляет несомненный интерес в изучении проблемы формирования музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования. Автор исследования справедливо считала, что игра на музыкальных инструментах открывает перед ребенком новый мир звуков и их отношений. У детей развивается восприимчивость к качеству звуков, осведомленность в ладотональных созвучиях, с приобретением практических навыков вырабатывается выразительность в игре на самых простых инструментах. «Усвоение нотной грамоты в процессе обучения игре на музыкальных инструментах стоит на более реальной почве, - писала Ветлугина. – Музицируя, ребенок неизбежно сталкивается с устройством инструмента, расположением клавиш, струн; манипулируя ими, он отличает различие их звучания и, естественно, входит в новый для него мир музыкальной азбуки» (Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986. – С.135.)

Надо заметить, что в большинстве пособий и разработок, относящихся в целом к теме использования детских музыкальных инструментов, металлофон играет главенствующую роль, однако сенсорика ребенка должна развиваться динамично и устойчиво, и круг изучаемых инструментов, следовательно, должен быть достаточно широк – от ритмической группы инструментов до инструментов с нефиксированной настройкой.

Процесс формирования музыкальных способностей при игре на музыкальных инструментах предполагает, прежде всего, усвоение определенных навыков игры. Усвоение знаний и навыков является, безусловно, ведущим звеном обучения, воспитания и развития. Не имея навыков игры, ученик не сможет, например, одновременно исполнить мелодию на инструменте и спеть ее, воплотить в реальное звучание воображаемую мелодию.

Конструктивный подход к проблеме инструментальной деятельности проявляется в работе Т.В. Дябло, рассматривающей вопросы активизации разносторонней музыкальной деятельности первоклассников и изучающей преемственность между их музыкальным развитием и дошкольным воспитанием. Автор справедливо сетует на то, что с приходом в школу дети в большинстве своем уже не получают возможности разносторонних занятий музыкой, что негативно воздействует на соотношение воспринимающей и воспроизводящей творческой деятельности в процессе познания.

Использование простейших инструментов в музыкальном воспитании и развитии детей находит свое воплощение и в зарубежной педагогике.

Современная японская система начального музыкального обучения предполагает активное использование ритмических инструментов на уроках музыки при пении песен. Постепенно осваиваются навыки игры на металлофоне, фисгармонии и губной клавишной гармонике. Дети выполняют простейшие упражнения, отражая равномерную ритмическую пульсацию в несложных детских песнях.

В американских дошкольных и школьных учреждениях игре на детских музыкальных инструментах уделяется должное внимание, более того, дети сами под руководством педагога изготавливают простейшие инструменты. Так, например, американский педагог Сатис Н. Колеман, подчеркивая «значение восприятия детьми физической вибрации звучащего тела (струны, пластинки)», описывает более пятидесяти способов конструирования детьми музыкальных инструментов – ударных, духовых, струнных.

В Англии учащиеся начальных классов при пении песен аккомпанируют себе на ударных инструментах.

Наиболее полное воплощение игр на музыкальных инструментах нашла в системе детского музыкального воспитания, разработанной немецким композитором, общественным деятелем и педагогом Карлом Орфом.

Девиз Орфа – дети должны «идти в музыку» через коллективное музицирование на инструментах, для овладения которыми не требуется больших усилий и многолетних упражнений. Элементарное музицирование по К.Орфу предполагает синтез импровизаций в игре на детских музыкальных инструментах, ритмике, пении, декламации, движении.

Качественное звучание «орфовских» инструментов дает возможность пропевания хором звуков, сыгранных, например, на ксилофоне. «Такого рода пропевание полезнее, чем повторение звуков, спетых голосом, -утверждал профессор В.Келлер, соратник Орфа, - так как требуют от детей умения преобразовать инструментальный звук в звук вокальный». (Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. –Л.,1970. – С.75.)

В школах Германии начиная с первого класса рекомендуется использовать игры, жесты, движения тела и ударные инструменты. Во втором и третьем классах при исполнении песен вводятся мелодические инструменты, что позволяет решать ряд трудностей интонационного характера.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.