Районное методическое объединение — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Районное методическое объединение

2021-12-11 62
Районное методическое объединение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Районное методическое объединение

Музыкальных руководителей

МБДОУ Раздольненского района Республики Крым

Моркус И.В.,

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Красная Шапочка»

Пгт.Новоселовское.

                                                                                      2021г

Консультация: «Упражнения на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии.

 Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания. 

Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается в качестве составной части игр, хороводов, танцев. Приступая к работе с детьми, поступившими в детский сад надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра(от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), позднее ритмического рисунка(от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.  

Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

 Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).                                                                                                                                   Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.                                                                                                                         Сели- посидели.                                                                                                                     Песенку запели.                                                                                                                 Услыхали ложки-                                                                                                               вытянули ножки.                                                                                                               Услыхали калачи-                                                                                                                             Да попрыгали с печи,                                                                                                                   Да давай подпевать,                                                                                                                 Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,                                                                                                                 Ходят ноги не туды.                                                                                                                           А как дудочку почуют,                                                                                                             Сами ноженьки танцуют.                                                                                                       Журавли пошли плясать,                                                                                                           Долги ноги выставлять.                                                                                                                    Бух, бух, бух.

Девочки и мальчики

Топ- хлоп

Веселые ладошки

Дубок

 «Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                     

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Ритмические орнаменты.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.      

              1 группа                                                          2 группа
Жили-были три утенка - хлопки восьмыми    Пик, Пак, Пок - притопы 
Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми    Пик, Пак, Пок - притопы
Как-то утром на рыбалку - хлопки восьмыми                                                                 Пик, Пак, Пок - притопы
Зашагали вперевалку - хлопки восьмыми        Пик, Пак, Пок - притопы
Наловили много рыбы - хлопки восьмыми                                                                     Пик, Пак, Пок - притопы
 И еще поймать могли бы - хлопки                                                                              восьмыми                                                                Пик, Пак, Пок - притопы
Съели дружно все до крошки - хлопки восьмыми                                                           Пик, Пак, Пок - притопы
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы

                                                                                               В.Орлов

 Затем дети меняются ролями.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. 

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки                                                                                Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках                                                                               Будешь козлик ты играть,                                                                                                              А мы станем повторять.                                                                                                          Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!                                                             (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:                                                                                                                        Будешь ты теперь козленком,                                                                                               Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.

Капли, капли, что поете? Хлопки восьмыми нотами
- Кап, кап,кап, хи-хи! Игра на металлофоне
Спать сосулькам не даете! Хлопки восьмыми нотами
- Кап,кап,кап, хи-хи! Игра на металлофоне
Солнышко в небе хохочет Хлопки
Носики нам щекочет Хлопки
Кап, кап-кап, хи, хи-хи! Игра на металлофоне
И апчхи! Глиссандо на металлофоне

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Районное методическое объединение

Музыкальных руководителей


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.