Творчество Ф. Кафки: мировидение и магистральные проблемы. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Творчество Ф. Кафки: мировидение и магистральные проблемы.

2021-12-11 31
Творчество Ф. Кафки: мировидение и магистральные проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ф. Кафка вошел в мировую литературу в начале XX века. Как и все его поколение, писатель был проникнут ощущением распада традиционного мира, глубокой враждебности человеку мира нового (близость к экспрессионизму, но нельзя отнести к нему). Аскетизм его стиля свидетельствует о протесте против стилизаторства и эстетизма. «Революция» Кафки состоит в том, что, сохранив всю традиционную структуру языкового сообщения, его грамматико-синтаксическую логичность, правильность языковой формы, он воплотил в этой структуре кричащую, вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания.(Сам факт превращения Замзы в насекомое по сути неправдоподобн., но если принять его за правду, то все остальное описывается очень реально). Эффект: все ясно, но ничего не понятно.

Его творчество еще при жизни отмечалось Т. Манном, Б. Брехтом, в 40-е годы он стал известен на Западе как мэтр современного модернизма.

В своих произведениях К. изображает отчуждение личности, изолированность человека в обществе, его обреченность на страдание как нечто данное. Восприятие мира как «конструкции», изображение человека, находящегося на пределе эмоциональной напряженности (экстатичность героя), отсутствие у персонажа индивидуальных черт (универсализация) позволяют говорить о чертах экспрессионизма в методе писателя. Однако, разрушение логических связей в событиях внешнего мира, воспроизведение его как абсурда и превращение героя в игрушку этого абсурда – черты модернизма.

Несвобода героя К. отличается от реалистического изображения человека в зависимости от соц. действительности тем, что его персонаж принципиально неспособен осознавать формы своей зависимости от действительности. Сила творчества Кафки – в эмоциональном воздействии на читателя. Его произведения носят «сновиденческий» характер, т.е. характер биографический, заключенный не в плане передачи событий, а в плане передачи состояний. Творчество К. как будто не замечает конкретный, реальный мир, но его алогичность, жестокость, абсурдность, двуликость. Герой К. эволюционирует от растерянности перед враждебным ему миром («Америка») через осознание причастности к порочности мира («Процесс») к признанию своей полной связи с ним(«Замок»).

Кафка понимает искусство как шифр, символ, миф (что сближает его с экспрессионизмом и сюрреализмом). Однако он не только не принадлежит к экспрессионистам, он противостоит им, характеризуя их произведения как «шум». С экспрессионистами К. сближают абсолютизация метафоры, указания на их родственность в познании мира. С сюрреалистами – изображение действительности как сна.

Однако несправедливо видеть в его произведениях только воплощение тотального отчуждения человека от мира. У него есть и проблески надежды. Он видел высший смысл своей жизни в творчестве, а творчество-приближение к истине. Он «реалист ирреального». Сущность его творчества – в нераздельном единстве жизни и творчества. Важнейшая примета творческой индивидуальности К., тесно связанная с его мироощущением, - склонность к незаконченности, фрагментарности. Он не доводит до конца ни одного крупного произведения – категорически отвергает закругленность сюжета, разрешающего конфликты, по природе не разрешимые.

Метафизическая сущность замыслов К. не сводится к социально-психологическим мотивировкам. Вина его героя экзистенциальна. Это внутренняя обреченность, которая страшнее внешней несвободы. Его герои поставлены перед дилеммой: не искать выхода из убожества земной жизни – преступление, искать – бессмысленно. Выбора нет, но герой должен понимать, что его страх – лучшее, что в нем есть, т.к. в нем заключена тоска по тому, что превыше всего и надежда на лучшее.

К. – провидец, он видит, что невозможно в окружающем мире «жить по-человечески». Об этом он пишет в своих дневниках, где создает универсальную парадигму бытия, где царит внутренний разлад личности.

Произведения Кафки, отпрыска еврейской мелкобуржуазной семьи, чиновника по страхованию рабочих от несчастных случаев, постоянно болевшего и преждевременно ушедшего из жизни, надломленного ее непосильным грузом, раздвоенного между службой и творчеством, которое он завещал уничтожить, обрели мировую известность. С поразительной чуткостью запечатлевал он усиливающееся отчуждение человека в капиталистическом мире, стремясь пробудить в людях сознание их отчужденности. Пытки духа и плоти, унижения человека, все разновидности страха, страданий, бессилия, духовной неудовлетворенности, одиночества никто до Кафки не изобразил с таким эпическим спокойствием и трезвостью. Человек в его изображении напоминает преследуемое животное, обреченное на гибель.

Фоном произведений Кафки являлась Австро-Венгерская монархия накануне ее краха. Ее зримые контуры возникают в параболе «Как строилась китайская стена». Строилась с надеждой, что «лишь великая стена впервые в истории человечества явится прочным фундаментом для новой вавилонской башни», строилась поэтому с особой тщательностью, с применением строительной премудрости всех известных эпох и народов, ради увековечения идеи бессмертия императорской власти, но «отдельных императоров свергают с престола, даже целые династии в конце концов сходят на нет и, вдруг захрипев, испускают дух. А вот относительно императорской власти как раз и следовало бы, по моему мнению, спросить народ, ибо власть эта имеет в нем свою главную опору», В поле зрения художника объектом изображения оказывался не народ, -а отдельный «маленький» человек, которого писатель рисовал с сочувствием, состраданием, тончайшим юмором, хотя и внешне бесстрастно. В этом он следовал традициям литературы XIX века.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.