Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

2021-12-11 33
Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3. История и значение праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября / 4 декабря, является смысловым продолжением Рождества Богородицы. Его сюжет тоже основан на «Протоевангелии Иакова». Когда Пречистой Отроковице Марии исполнилось три года, Ее праведные родители Иоаким и Анна решились выполнить обет, который они дали Богу, – отдать свою Дочь в храм Ему на служение. Святые родители собрали в Назарет, где они жили, своих родственников, так как оба они были из непростых родов: Иоаким из царского, а Анна из архиерейского. Они приготовили много свечей, позвали хор девиц и окружили Пресвятую Деву царской красотой, как пишут об этом святые отцы.

Устроив все, как полагалось, для Ее введения во храм, они отправились в путь. Дорога из Назарета в Иерусалим занимала целых три дня.

Наконец они дошли до Иерусалима. Навстречу Отроковице из храма вышли с пением священники.

«Кругом храма, — пишет блаженный Иероним, – сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте». Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени. Свт. Григорий Палама объясняет это следующим образом: «Она же и в этом (раннем) возрасте будучи исполнена божественных благодатей и не лишенная зрелого ума, более чем прочие сознавала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и тем, что было в Ее силах, показала это: так что не столько Она была ведома, сколько Сама по Себе приступает к Богу по Своему почину, как бы естественно окрыляемая к священной и божественной любви и полагающая за вожделенный и за достойный Ее (Девы) вход во Святая Святых и обитание там».

Первосвященник (им по преданию был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя) по внушению Святого Духа предвидел тайну Ее великого будущего. Он произнес такие слова: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление» и ввел трехлетнюю Марию во Святое святых, куда мог входить лишь первосвященник один раз в год. После этого Она была оставлена на воспитание в храме, где проводила время в молитве и чтении Священного Писания. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «Она посвящается священному храму Божию и там пребывает, являя образ жизни лучший и чистейший прочих, удаляясь от всякого общения с неправедными мужами и женами».

Святые праведные Иоаким и Анна, вручив свою Дочь воле Небесного Отца, принесли дары и жертвы Богу. Получив благословение от священников, они возвратились со своими родственниками домой и устроили там пир, веселясь и благодаря Бога.

В «Слове на Вход в храм Пресвятой Богородицы» свт. Герман Константинопольский показывает, что Пресвятая Дева Мария и Ее вхождение во храм есть исполнение ветхозаветных пророчеств: «Ты – Праотец и Богоотец Давид, приятно потрясая музыкальным орудием, издай благогласнейший звук на струнах Духа Боговдохновенными своими устами, ясно изображая сонм отроковиц, как “приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся” (Псал.44:15)… И ты, громогласный Иезекииль, держащий Богоданный свиток животворящаго Духа, возгласи хвалу запечатленной двери, обращенной к востоку и проходимой для Бога!… теперь взываю к Тебе с Давидом: “слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея” (Псал 44:11-12)».

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках.

4. Богослужебные тексты Введения во храм Пресвятой Богородицы

В богослужебных текстах центральное место занимает образ Богородицы как храма Божия. Пречистая Дева еще прежде зачатия была освящена для Бога, а родившись на земле, была принесена в дар Ему. Она была храмом Божиим от рождения и вместе с Собою ввела в ветхий Иерусалимский храм новую благодать:

«Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего, едина в женах Благословенная Чистая, приводится в храм законный жити во святых...»[15];

«Внутрь в храм Божий, боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая...»[16];

«Превышши Пречистая небес бывши храм и палата, в храм Божий возложилася еси, Тому уготоватися в Божественное жилище пришествия Его»[17];

«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное»[18].

Как и в богослужениях других Богородичных праздников, в службе Введения во храм упоминаются основные ветхозаветные прообразы Богоматери (мы перечислили их выше, говоря о празднике Покрова), упоминаются и различные детали празднуемого события. В частности, говорится о том, что, ведя Богородицу в храм, Анна призывает других отроковиц со свечами, чтобы они шли перед Ней:

«Анна Божественная благодать яве, / от благодати данную, чистую Приснодеву / приводит с веселием в храм Божий, / призвавши ити пред Нею oтроковицам, / свещи носящим, и глаголющи: / пойди, Чадо, / Давшему Тя буди возложение и благовонный фимиам. / Вниди в незаходимая, и увеждь тайны, / и уготовися быти Иисусово вместилище, веселое и красное, / подающаго миру велию милость»[19].

Встречая Марию и Ее родителей на пороге храма, Захария вступает с Анной в диалог, спрашивая, сможет ли храм вместить Ту, Которую проповедали пророки:

«Рече, видев, Анне иногда Духом Захария: / Жизни Матерь вводиши истинную, / Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, / и како храм вместит Ю? / Тем чудяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа»[20].

Во время пребывания Богородицы в храме Ей приносит пищу Архангел Гавриил:

«По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, / пришла eси в храм Господень / воспитатися во святая святых, яко освященна; / тогда и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочней, / пищу Тебе принося. / Небесная вся удивишася, / зряще Духа Святаго, в Тя всельшася. / Темже, Пречистая и Нескверная, / яже на Небеси и на земли славима, / Мати Божия, спаси род наш»[21].

Цвет облачений духовенства на Введение во храм Пресвятой Богородицы — голубой.

Тропарь,

Глас 4

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак,

Глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное.

Проверочные вопросы:

1. С каким событием связано установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы?

2. Почему в Русской Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитаем? В чем это отражается?

3. Каково содержание богослужебных текстов Покрова Пресвятой Богородицы? Какие ветхозаветные прообразы в них упоминаются?

4. В каком возрасте Пресвятая Дева была введена во храм? Как это происходило?

5. Что говорит Священное Предание о пребывании Девы Марии в храме?

6. Почему в богослужебных текстах Введения во храм Пресвятая Богородица называется храмом Божиим?

7. Приведите примеры обстоятельств Входа во храм Девы Марии, упоминаемых за богослужением Праздника.

Источники и литература по теме

Источники:

1. Григорий Палама. Омилии. (См.: Омилия 57). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/54/ (дата обращения: 24.03.2016).

2. Герман Константинопольский, свт. Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstantinopolskij/slovo-na-vkhod-v-khram-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).

3. Николай Сербский, свт. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/42057.html (дата обращения: 24.03.2016).

Основная учебная литература:

1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).

2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).

3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/3#note46 (дата обращения: 24.03.2016).

Дополнительная литература:

1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы).

2. Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/vvedenie-vo-hram-presvjatye-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).

Видеоматериалы:

1. КФ "Кино-телекомпания "Православная энциклопедия". Покров Пресвятой Богородицы

 

2. Закон Божий. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. ТК. "Радость моя"

https://youtu.be/geF8d0ruebo

3. Передача "Дорога к храму". Покров Пресвятой Богородицы

4. Студия "Неофит". ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. ПРАЗДНИКИ

https://youtu.be/zp65j5Vyx5Y

5. Рождество Пресвятой Девы Марии. Закон Божий. Телеканал "Радость моя"

https://youtu.be/M1n3HzHAOWQ

6. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. Лето Господне

https://youtu.be/qownPgCVGl8

7. Студия "Неофит". ПОКРОВ. ПРАЗДНИКИ

https://youtu.be/TI2dkQUpmo8

 

[1] По другим данным на Константинополь нападали славяне-язычники.

[2] Покров Пресвятой Богородицы, малая вечерня, 3 стихира на «Господи воззвах».

[3] Покров Пресвятой Богородицы, тропарь Праздника.

[4] Покров Пресвятой Богородицы, кондак Праздника.

[5] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 3, тропарь 3.

[6] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 1, тропарь 2.

[7] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 1, тропарь 3.

[8] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 3, тропарь 4.

[9] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 4, тропарь 1.

[10] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 4, тропарь 2.

[11] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 5, тропарь 1.

[12] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 6, тропарь 3.

[13] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 7, тропарь 2.

[14] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 7, ирмос.

[15] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 1 стихира на «Господи воззвах».

[16] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 3 стихира на стиховне.

[17] Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, песнь 1, тропарь 2.

[18] Введение Пресвятой Богородицы во храм, кондак праздника.

[19] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

[20] Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, песнь 8, тропарь 2.

[21] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».

 

VI.14 Праздники и посты. Посты Православной Церкви. Дни поминовения усопших

1. История постов

2. Великий пост

3. Однодневные посты

4. Родительские, или дни поминовения усопших

1. История постов

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Таин. Постом воздерживаются от скоромной пищи – мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

Пост существовал во времена Ветхого Завета. Первоначальный пост, установленный Богом во время пребывания первых людей в раю, был очень прост: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16,17).

Прародители не смогли понести этот подвиг послушания и самоограничения, что привело ко многим трагическим последствиям. Пост как добровольное послушание Богу в ограничении своих желаний и потребностей стал с тех пор обязательным элементом человеческого делания, направленного на восстановление разорванной связи с Творцом.

 

Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.

В книге Исход находим пример поста пророка Моисея перед великим событием в жизни богоизбранного народа: «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх.34:28).

 

В Ветхом Завете есть подробные указания о том, как провести пост, чтобы это было не формальностью, а настоящим, живым движением человеческого сердца к Богу. Так в Книге пророка Исайи есть удивительные слова: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:2-7).

Новозаветная Церковь – преемница Ветхозаветной, поэтому Христос неоднократно подчеркивал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). И первое, что сделал Христос перед своим выходом на проповедь, – удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.4:1,2). Несмотря на то, что Христос готовился к Своему служению исполнением заповеди поста, его избранные ученики-апостолы, находясь с Ним, не постились: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф.9:14). Ответ Христа исчерпывающий: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:15). Т.е. пост, целью которого является приближение человека к своему Создателю, не нужен тем, кто находится с Ним рядом.

Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).

Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Кроме того, с самых ранних времен соблюдался пост в среду (в память предания Спасителя в руки первосвященников) и в пятницу (в память Христова Распятия). Эти посты были строгими – с утра до вечера соблюдалось полное неядение. А начинавшийся в Великий Пяток пост продолжался до полуночи Воскресения Христова. В эти дни воздерживались не только от пищи, но и от воды.

Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост – Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался сорок дней. Пост был очень строгим. Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице.

69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или

иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

66-е Апостольское правило и 55-е правило Шестого Вселенского Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Действительно, факт Воскресения Христова занимает центральное место в учении о спасении, а суббота чтится Церковью, начиная с момента ее основания, как день покоя, когда Бог почил от дел Творения. Поэтому вышеперечисленные правила предписывают извергать из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.

56-е правило Шестого Вселенского Собора перечисляет продукты, от которых следует воздерживаться постом: «Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемаго, так от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаются».

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях. Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост перед великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил. Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается, и, наконец, в Сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

Апостольские постановления предписали соблюдать летний пост, получивший позднее название Апостольского (Петрова или Петро-Павловского): «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». К XII веку относятся указания Антиохийского патриарха Феодора Вальсамона, которые говорят об установившихся к тому времени правилах, касающихся Апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Таким образом, начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Он начинается через неделю после Троицы и заканчивается праздником первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста – шесть недель, самая малая – восемь дней.

Постный период августа состоял первоначально из двух постов: Преображенского и Успенского. Эти посты были установлены позже, чем Великий и Рождественский. Разделял их один день – праздник Преображения Господня, когда разрешалось мясоедение. В один, Успенский пост, их объединил император Лев VI Мудрый. Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается две недели – с 14 по 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

Из четырех многодневных постов (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) особо стоит рассмотреть Великий пост.

2. Великий пост

Великий пост состоит из 40 дней (Четыредесятница); двух праздничных дней, Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также Страстной седмицы. Всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в церковной жизни христианина.

Кроме семи недель самого поста, уставом предписываются еще три подготовительные недели к нему. Начинаются они с недели о Мытаре и Фарисее. Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14).

Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, сподобися дарований»[1].

Накануне недели о Мытаре и Фарисее, на всенощном бдении поют особую покаянную молитву «Покаяния отверзи ми двери…». Это начало подготовки к посту. Это пение продолжается на всех воскресных всенощных по 5-ю Неделю поста включительно. На седмице мытаря и фарисея нет поста в среду и пятницу, дабы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием.

Неделя о блудном сыне – вторая подготовительная неделя. За Литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне (Лк.15:11-32), которой Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, и указывает на то, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. Накануне на всенощной звучит новое покаянное песнопение «На реках Вавилонских…» (Пс.136). Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся.

Неделя о Страшном суде – третья подготовительная неделя. За Литургией читается Евангелие о Страшном суде (Мф.25:31-46). Это воскресенье называется еще мясопустным, ибо это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть уже нельзя.

 

 

В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей. В среду и пятницу Сырной седмицы не положено совершать Литургию. Кроме того, Сырная седмица является сплошной – пост среды и пятницы отменяется. Завершается она неделей сыропустной, в которую вспоминается Адамово изгнание. Другое название этой Недели – Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение.

Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие, в знак искренности произносимого. Так же прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников); в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям Литургия свт. Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами (3 земных, 12 поясных, 1 земной). К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб. Основные из них следующие.

На первой седмице читается покаянный канон прп. Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении. В среду утром совершается первая Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после Литургии, служится молебен с освящением колива[2] (в воспоминание чуда вмч. Феодора Тирона[3]). Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия – восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе.

 

В субботу второй седмицы совершается поминовение усопших. Неделя вторая Великого поста посвящена памяти свт. Григория Паламы. В этот день Святая Церковь говорит христианам о тайне Божественного Света и необходимости приближения к Нему. Именно поэтому вторая Неделя Великого поста посвящена памяти свт. Григория Фессалонитского, который принадлежал к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви начала XIV века. Он стоял в центре богословских споров того времени, посвященных природе Божественного Света, и учил, что Свет Преображения есть Свет нетварный, несотворенный и что в нем Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия – поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

В субботу третьей седмицы совершается поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Крест остается в центре храма всю следующую седмицу.

Четвертая седмица - Крестопоклонная. Эта седмица более строгого поста, чем 2-я и 3-я. В среду – преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу совершается поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти прп. Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета, автора «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица».

В четверг пятой седмицы совершается так называемое «стояние святой Марии Египетской». Мария, бывшая великой блудницей, смогла через искреннее покаяние коренным образом изменить свою жизнь и достичь великой святости. В течение многих веков этот ярчайший пример изменения греховной жизни дается Церковью для подражания всем христианам.

В этот день на утрени (обычно, в среду вечером) канон св. Андрея Критского прочитывается полностью, а также читается канон в память прп. Марии Египетской и ее житие.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. Накануне за вечерним богослужением читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется. Неделя пятая посвящена памяти прп. Марии Египетской.

Шестая седмица. В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу совершается память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на четвертый день после его смерти, – Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением [4].

Страстная седмица – это последние дни земной жизни Спасителя, дни Его смерти и погребения. Это дни, когда Христос был предан Иудой, когда Он был распят, страдал на Кресте, умер как человек, был погребен «во гробе» и находился «в глубине земной» до момента Своего Воскресения. Эта Седмица по величию и важности совершавшихся в ее дни событий, не может быть приравнена ни к какому другому времени церковного года. Именно поэтому каждый из ее дней называют Святым и Великим. Во всю Страстную седмицу не совершаются ни богослужения святым, ни поминовения усопших, ни тем более молебны. Страстная седмица должна проводиться христианами в строжайшем воздержании и сосредоточенной молитве.

В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи…» и «Чертог Твой …». Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, небесным Женихом душ наших, в Его Царствии – прекрасном Чертоге. В эти дни служится Литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий Четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения – Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Таин.

В Великий Четверг вечером служится утреня Великой Пятницы, во время которой читаются Двенадцать Страстных Евангелий – определенные отрывки, специально подобранные из всех евангелистов и сгруппированные в 12 «зачал». В них описывается все, происходившее с Господом Иисусом Христом, начиная от времени последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа. Во время чтения этих Евангелий молящиеся стоят с зажженными свечами, а колокол отбивает при каждом новом зачале то число, которое соответствует звучащему в этот момент Евангелию.

В Великую Пятницу Литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы – вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы, плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую Субботу утром совершаются: часы, вечерня и Литургия свт. Василия Великого. На вечерне читаются 15 паремий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и о Его Воскресении. В начале Литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств – куличей, пасок и яиц. На этом заканчивается богослужения Постной Триоди, таким образом, заканчивается и сам Великий пост.

3. Однодневные посты

К однодневным постам относятся: еженедельные посты в среду и пятницу в память предательства и в память страданий и смерти Спасителя.

Однако в среды и пятницы некоторых недель поста нет. Это Светлая (пасхальная) седмица, которая почитается как бы за один светлый день; Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом); Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно); седмица Мытаря и Фарисея; масленица, хотя во время нее действует запрет на мясо.

Однодневные посты это также: праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября; день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября; Крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения, 18 января.

Многодневные и однодневные посты церковного года являются общими для всех христиан. Но в отдельных случаях они могут дополняться так называемыми частными постами, принимаемыми на себя одним человеком или группой людей по обету. Причиной такого индивидуального поста могут стать тяжкие обстоятельства, в которых оказался христианин – начиная от болезни и заканчивая угрозой смерти. Обязательным в этом случае является благословение духовного отца, поскольку благие по наружности, но самочинные действия могут привести к еще более тяжелым последствиям.

4. Родительские, или дни поминовения усопших

Церковь имеет особую, материнскую, заботу об усопших своих чадах, при этом в равной степени о давно умерших и скончавшихся недавно, о простых мирянах и о царях с патриархами. Эта забота согласуется с учением о бессмертии души, Страшном суде и Царствии Небесном. Повлиять на свою участь душа усопшего уже не в состоянии, только мы, живущие на земле, можем им помочь. Наши молитвы, частные и церковные, милостыня, добрые дела, совершаемые ради того или иного умершего, приносят его душе упокоение и радость в загробном мире.

Для общих церковных молитв установлены особые дни: Мясопустная родительская суббота; 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста; Радоница (вторник второй недели по Пасхе); Троицкая родительская суббота (накануне Дня Святой Пятидесятницы); Димитриевская родительская суббота (ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября)). Кроме Радоницы, которая бывает во вторник, все эти дни – субботние.

Для церковного поминовения прихожане готовят записки с поминовением усопших. Кроме того, готовятся пожертвования. Как правило, это продукты, приносимые в храм на канун. На канун принято приносить хлеб, блины, фрукты, конфеты и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор на Литургию, свечи и масло для лампад. Вечером накануне родительских суббот служится парастас – заупокойная утреня. Все тропари, стихиры, пение и чтение парастаса посвящены молитве за умерших.

Утром в родительские субботы обязательно служится заупокойная Литургия, во время которой поминаются все усопш


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.