Тема: «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России

2021-12-11 163
Тема: «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 73-74 07.05.2020

Тема: «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России

Задание: составить краткий конспект, образы.

 

Сад этот заполонил все столицы,

Его не вырубить и не постичь»

 А.Вознесенский

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Представим Антона Павловича Чехова в последние годы его жизни, обреченного, знающего, что ему предстоит. Ольга Леонардовна Книппер в Москве, Ялта, одиночество. В это время он создает свою последнюю пьесу о жизни, о Родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени.

В ней он передал свои думы о человеке, о смысле земного бытия.

Пьеса «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.

Письмо Чехова Суворину (9 декабря 1890 г. Москва).

«Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас осталось справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний – нахальство и самомнение паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет… Работать надо, а все остальное к черту. Главное – надо быть справедливым…»

Пьеса была написана на переломе веков, Чехов изобразил уходящее дворянство (Раневская, Гаев) – это прошлое России, век девятнадцатый, уходящий; расцвет буржуазии (Лопахин) – начало ХХ века и новые демократические силы, с которыми автор связывал будущее России (Петя Трофимов, Аня). Тема нашего урока – прошлое, настоящее и будущее в пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

 

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой «Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни.

Беседа по вопросам

Узнай героя. Кто это?

«…прожила за границей пять лет, не знаю, какая она стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек»

«Хотелось поглядеть на вас, поговорить. Вы все такая же великолепная»

                                                                      (ответ: Раневская)

Что мы знаем о прошлом Раневской?

Ответ: Когда-то она была богата, ездила на лошадях в
Париж, на балах у нее танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое теперь стоит перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

 

Образ Раневской

Внешняя линия Внутренняя Линия Поступки
Обаятельная, изящная, непосредственная, искренняя, эмоциональная, восторженная    
Добрая, простая. Сочувствует людям В душевных переживаниях нет глубины, эгоистична 1.Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет. 2.В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав ее деньги. 3.Забывает преданного слугу Фирса и оставляет его в заколоченном доме
Любит природу, музыку, свой дом, вишневый сад Неспособность защитить дорогой ей вишневый сад, беспомощность, легкомыслие, мотовство, безделие, непрактичность Отказывается от проекта Лопахина спасти вишневый сад

 

Драматизм

(тяжесть положения)

1. Лишена чувства реальности: время для нее остановилось. Прошлое невозвратно уходит.

2. Неустроенность в настоящем.

3. Душевный кризис, угасающая воля к жизни.

4. Одиночество.

Отношение автора к героине

Ирония неотделима от сочувствия и сожаления

 

Образ Гаева

Положительные черты Отрицательные черты
Как и Раневская, кажется добрым и гуманным Беспомощность, лень, неспособность к труду
Развитое чувство красоты, сентиментализм Барское высокомерие, капризность, бестактность
Любовь к своему дому, вишневому саду, к родным Легкомыслие, пустое философствование, душевная пустота и эгоизм

«Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах»

«От шара направо в угол! Режу в среднюю»

 

«Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет»

«Хам...» (О Лопахине)

 

«Да и сад продадим за долги, как это ни странно»

«И сегодня я речь говорил перед шкафом — так глупо»

«Я сегодня ничего не ел. Сколько я выстрадал» (дверь в бильярдную открыта... слышен стук шаров... он уже не плачет)

 

В чем трагизм Лопахина?

Ответ: У Лопахина есть стремления, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире денег. Но как жить иначе, ему тоже неизвестно. Отсюда его глубочайший трагизм, странное сочетание грубости и мягкости.

 

Работа с текстом

Давайте постараемся услышать голос автора.

Задание: Найдите ключевые слова и объясните их смысловое значение, какой смысл в них вкладывал автор (действие второе. Лопахин: «Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами».

Работа со схемой

Образ Лопахина

 

социальное происхождение

(дед и отец — крепостные крестьяне)

 

 

необразованный,

критическое отношение к этому

 


трудолюбивый, деловитый,

предприимчивый, честный и порядочный

 

 

 


«нежная душа»:                                                «хищный зверь»:

добрый, способный                                         ради наживы

любить и поступаться                                  уничтожает

собственными                                                    прекрасное -

 интересами                                                         вишневый сад

ради любимой

     

 


желание жить иначе,

мечты о будущем

«скорее бы все это прошло,

скорее бы изменилось как-нибудь

наша нескладная, несчастливая жизнь»

 

 

Узнай героя. Кто это?

«мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен… беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня… И все же душа моя всегда… была полна неизъяснимых предчувствий» (Ответ: Петя Трофимов)

 

Урок 73-74 07.05.2020

Тема: «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России

Задание: составить краткий конспект, образы.

 

Сад этот заполонил все столицы,

Его не вырубить и не постичь»

 А.Вознесенский

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Представим Антона Павловича Чехова в последние годы его жизни, обреченного, знающего, что ему предстоит. Ольга Леонардовна Книппер в Москве, Ялта, одиночество. В это время он создает свою последнюю пьесу о жизни, о Родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени.

В ней он передал свои думы о человеке, о смысле земного бытия.

Пьеса «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.

Письмо Чехова Суворину (9 декабря 1890 г. Москва).

«Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас осталось справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний – нахальство и самомнение паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет… Работать надо, а все остальное к черту. Главное – надо быть справедливым…»

Пьеса была написана на переломе веков, Чехов изобразил уходящее дворянство (Раневская, Гаев) – это прошлое России, век девятнадцатый, уходящий; расцвет буржуазии (Лопахин) – начало ХХ века и новые демократические силы, с которыми автор связывал будущее России (Петя Трофимов, Аня). Тема нашего урока – прошлое, настоящее и будущее в пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.