Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-12-11 | 46 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В Конституции 1993 г. отсутствует национальный орган ответственный за стратегические интересы страны в отличии от Конституций 1977 и 1936 гг. | Над Председателем Президиума Верховного Совета СССР стоит Генеральный Секретарь ЦК КПСС и политбюро численностью 25 человек | ||
Сравнение должности Президента РФ и Председателя Президиума Верховного Совета СССР | Полномочия Президента РФ | Полномочия Председателем Президиума ВС 1977 г. | Полномочия Председателем Президиума ВС 1936 г. |
Изменить Коституцию | Не имеет права Ст. 134, 135 | Имеет право Ст. 174, 108 | Имеет право Ст. 146 |
Принимать законы | Не имеет права Ст. 105, 107, 108 | Имеет право Ст. 108 | Имеет право Ст. 32 |
Дает толкование законов | Не имеет права Ст. 125 п. 5 | Имеет право Ст. 121 п. 5 | Имеет право Ст. 49 п. в |
Проводит референдум | Не имеет права Ст. 84 п. е | Имеет право Ст. 108 | Имеет право Ст. 49 п. д |
Ратифицирует и денонсирует международные договоры | Не имеет права Ст. 106 п. г | Имеет право Ст. 121 п. 6 | Имеет право Ст. 49 п. п |
Назначает судей Верховного Суда и Генерального прокурора | Не имеет права Ст. 83 п. е, 102 п. ж, з | Имеет право Ст. 152, 1645 | Имеет право Ст. 105, 114 |
Продолжение табл. 1
Сравнение должности Президента РФ и Председателя Президиума Верховного Совета СССР | Полномочия Президента РФ | Полномочия Председателем Президиума ВС 1977 г. | Полномочия Председателем Президиума ВС 1936 г. |
Не подписать закон или внести изменения в него | Не имеет права Ст. 107 п. 3 | Имеет право Ст. 108, 122 п. 1 | Имеет право Ст. 32 |
Формирует и назначает Правительство без согласия других органов власти | Не имеет права Ст. 83 п. г, 103 п. а | Имеет право Ст. 129 | Имеет право Ст. 70 |
Начнем с того, что сравнивать современную должность президента и советских председателей Президиума Верховного Совета СССР некорректно. Да, в теории конституционного права считается, что Верховный Совет и его Президиум выступали в качестве коллективного главы государства. По классификации того времени Верховный Совет являлся органом власти, наряду с органами управления. Сегодня Верховный Совет можно сравнить с парламентом, законодательным органом, но не с президентом. В таблице «Сравнительный анализ Конституций», разработанной НОД, сказано следующее: «Над Председателем Президиума Верховного Совета СССР стоит Генеральный Секретарь ЦК КПСС и полит. бюро численностью 25 человек». В противовес этому «в Конституции 1993 г. отсутствует национальный орган, ответственный за стратегические интересы страны, в отличие от Конституций 1977 и 1936 годов».
|
Первый тезис говорит об иерархии органов, но главное, он совершенно справедливо называет реального главу государства в СССР — Генерального Секретаря партии. Однако такой расклад не был закреплен конституциями (если не считать «руководящей и направляющей» роли партии согласно ст. 6 Конституции СССР 1977 г.), у Генсека не было конституционных полномочий. По факту Генсек, или Первый секретарь, мог занимать различные государственные должности. Например, И.В. Сталин был Председателем Совнаркома СССР, позднее — Совета Министров СССР (то есть правительства), а последние советские генсеки были председателями Президиума Верховного Совета СССР.
Второй тезис о том, что в России нет органа, ответственного за стратегические интересы страны. Это ошибочное мнение. Ст. 80 Конституции РФ говорит, что именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. По существу, в это полномочие и входит контроль всей политики государства на предмет ее соответствия стратегическим интересам. Принятый в прошлом году Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»[11] подтверждает этот тезис. Статья 10 Закона дает Президенту РФ полномочия «осуществлять руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования»; «определять направления достижения стратегических целей и важнейшие задачи, подлежащие решению», «определять цели и задачи стратегического управления в Российской Федерации».
|
Теперь посмотрим, по каким полномочиям проводилось сравнение:
− изменить Конституцию;
− принимать законы;
− давать толкование законов;
− проводить референдум;
− ратифицировать и денонсировать международные договоры;
− назначать судей Верховного Суда и Генерального прокурора;
− не подписать закон или внести изменения в него;
− формировать и назначать Правительство без согласия других органов власти.
В таблице содержится утверждение о том, что председатели Верховного Совета СССР обладали всеми этими полномочиями, а Президент РФ не обладает. Почему так получилось? Ответ прост: Верховный Совет СССР по сути был коллегиальным законодательным органом, который имел право принимать и изменять Конституцию, принимать и толковать законы, ратифицировать и денонсировать международные договоры. Современный российский парламент также обладает этими полномочиями, с оговорками в отношении изменения Конституции РФ, принятой на референдуме, в отличие от советских конституций, принятых законодательными органами. Президент — это единоличный орган, как правило, относящийся к исполнительной власти, с соответствующими полномочиями. Заведомо некорректный формат сравнения приводит к заведомо абсурдному результату.
На основании рассуждений о том, что у Председателя Верховного Совета СССР было больше полномочий, чем у Президента РФ, делается вывод об ограниченных возможностях современного главы государства. Справедливо ли это? Справедливо ли говорить, что «все его (Президента РФ — прим. автора) полномочия увязаны с полномочиями других лиц и проистекают из них. То есть он просто в конце цепочки подписывает предыдущие решения»13? Справедливо ли низводить полномочия Президента РФ, главы государства, верховного главнокомандующего с пальцем на ядерной кнопке до роли подписанта принятых кем-то другим решений? Нет, это совершенно не соотносится с той ролью главы государства, которая предписана ему Конституцией РФ и которая реализуется им на практике. Это минимум ошибочно, а максимум вводит в заблуждение и маскирует действительные проблемы государственного устройства, например такие, когда в стране нет института политической ответственности и тот же президент или депутат, проваливая все свои обязанности, переизбирается вновь раз за разом.
|
Конституция РФ однозначно отвечает на вопрос о президентских полномочиях: они есть и их много (табл. 2). Президент РФ обладает как классическим набором полномочий главы государства, так и полномочиями главы исполнительной власти, а также некоторыми специфическими полномочиями, что позволяет характеризовать Россию как суперпрезидентскую республику.
Таблица 2
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!