Сравнительный анализ конституций РФ 1993 г., СССР 1977 г. и 1936 г. по полномочиям главы государства — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сравнительный анализ конституций РФ 1993 г., СССР 1977 г. и 1936 г. по полномочиям главы государства

2021-12-11 46
Сравнительный анализ конституций РФ 1993 г., СССР 1977 г. и 1936 г. по полномочиям главы государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Конституции 1993 г. отсутствует национальный орган ответственный за стратегические интересы страны в отличии от Конституций 1977 и 1936 гг.

Над Председателем Президиума

Верховного Совета СССР стоит

Генеральный Секретарь ЦК КПСС и политбюро численностью 25

человек

Сравнение должности Президента РФ и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Полномочия Президента РФ Полномочия Председателем Президиума ВС 1977 г. Полномочия Председателем Президиума ВС 1936 г.
Изменить Коституцию Не имеет права Ст. 134, 135 Имеет право Ст. 174, 108 Имеет право Ст. 146
Принимать законы Не имеет права Ст. 105, 107, 108 Имеет право Ст. 108 Имеет право Ст. 32
Дает толкование законов Не имеет права Ст. 125 п. 5 Имеет право Ст. 121 п. 5 Имеет право Ст. 49 п. в
Проводит референдум Не имеет права Ст. 84 п. е Имеет право Ст. 108 Имеет право Ст. 49 п. д
Ратифицирует и денонсирует международные договоры Не имеет права Ст. 106 п. г Имеет право Ст. 121 п. 6 Имеет право Ст. 49 п. п
Назначает судей Верховного Суда и Генерального прокурора Не имеет права Ст. 83 п. е, 102 п. ж, з Имеет право Ст. 152, 1645 Имеет право Ст. 105, 114

Продолжение табл. 1

Сравнение должности Президента РФ и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Полномочия Президента РФ Полномочия Председателем Президиума ВС 1977 г. Полномочия Председателем Президиума ВС 1936 г.
Не подписать закон или внести изменения в него Не имеет права Ст. 107 п. 3 Имеет право Ст. 108, 122 п. 1 Имеет право Ст. 32
Формирует и назначает Правительство без согласия других органов власти Не имеет права Ст. 83 п. г, 103 п. а Имеет право Ст. 129 Имеет право Ст. 70

Начнем с того, что сравнивать современную должность президента и советских председателей Президиума Верховного Совета СССР некорректно. Да, в теории конституционного права считается, что Верховный Совет и его Президиум выступали в качестве коллективного главы государства. По классификации того времени Верховный Совет являлся органом власти, наряду с органами управления. Сегодня Верховный Совет можно сравнить с парламентом, законодательным органом, но не с президентом. В таблице «Сравнительный анализ Конституций», разработанной НОД, сказано следующее: «Над Председателем Президиума Верховного Совета СССР стоит Генеральный Секретарь ЦК КПСС и полит. бюро численностью 25 человек». В противовес этому «в Конституции 1993 г. отсутствует национальный орган, ответственный за стратегические интересы страны, в отличие от Конституций 1977 и 1936 годов».

Первый тезис говорит об иерархии органов, но главное, он совершенно справедливо называет реального главу государства в СССР — Генерального Секретаря партии. Однако такой расклад не был закреплен конституциями (если не считать «руководящей и направляющей» роли партии согласно ст. 6 Конституции СССР 1977 г.), у Генсека не было конституционных полномочий. По факту Генсек, или Первый секретарь, мог занимать различные государственные должности. Например, И.В. Сталин был Председателем Совнаркома СССР, позднее — Совета Министров СССР (то есть правительства), а последние советские генсеки были председателями Президиума Верховного Совета СССР.

Второй тезис о том, что в России нет органа, ответственного за стратегические интересы страны. Это ошибочное мнение. Ст. 80 Конституции РФ говорит, что именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. По существу, в это полномочие и входит контроль всей политики государства на предмет ее соответствия стратегическим интересам. Принятый в прошлом году Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»[11] подтверждает этот тезис. Статья 10 Закона дает Президенту РФ полномочия «осуществлять руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования»; «определять направления достижения стратегических целей и важнейшие задачи, подлежащие решению», «определять цели и задачи стратегического управления в Российской Федерации».

Теперь посмотрим, по каким полномочиям проводилось сравнение:

− изменить Конституцию;

− принимать законы;

− давать толкование законов;

− проводить референдум;

− ратифицировать и денонсировать международные договоры;

− назначать судей Верховного Суда и Генерального прокурора;

− не подписать закон или внести изменения в него;

− формировать и назначать Правительство без согласия других органов власти.

В таблице содержится утверждение о том, что председатели Верховного Совета СССР обладали всеми этими полномочиями, а Президент РФ не обладает. Почему так получилось? Ответ прост: Верховный Совет СССР по сути был коллегиальным законодательным органом, который имел право принимать и изменять Конституцию, принимать и толковать законы, ратифицировать и денонсировать международные договоры. Современный российский парламент также обладает этими полномочиями, с оговорками в отношении изменения Конституции РФ, принятой на референдуме, в отличие от советских конституций, принятых законодательными органами. Президент — это единоличный орган, как правило, относящийся к исполнительной власти, с соответствующими полномочиями. Заведомо некорректный формат сравнения приводит к заведомо абсурдному результату.

На основании рассуждений о том, что у Председателя Верховного Совета СССР было больше полномочий, чем у Президента РФ, делается вывод об ограниченных возможностях современного главы государства. Справедливо ли это? Справедливо ли говорить, что «все его (Президента РФ — прим. автора) полномочия увязаны с полномочиями других лиц и проистекают из них. То есть он просто в конце цепочки подписывает предыдущие решения»13? Справедливо ли низводить полномочия Президента РФ, главы государства, верховного главнокомандующего с пальцем на ядерной кнопке до роли подписанта принятых кем-то другим решений? Нет, это совершенно не соотносится с той ролью главы государства, которая предписана ему Конституцией РФ и которая реализуется им на практике. Это минимум ошибочно, а максимум вводит в заблуждение и маскирует действительные проблемы государственного устройства, например такие, когда в стране нет института политической ответственности и тот же президент или депутат, проваливая все свои обязанности, переизбирается вновь раз за разом.

Конституция РФ однозначно отвечает на вопрос о президентских полномочиях: они есть и их много (табл. 2). Президент РФ обладает как классическим набором полномочий главы государства, так и полномочиями главы исполнительной власти, а также некоторыми специфическими полномочиями, что позволяет характеризовать Россию как суперпрезидентскую республику.

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.