Анкета для выявления трудностей, связанных с голосоведением — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Анкета для выявления трудностей, связанных с голосоведением

2021-12-11 28
Анкета для выявления трудностей, связанных с голосоведением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответьте на вопросы. При ответе оценивайте не сегодняшний день, а Вашу общую ситуацию и настроение.

Утверждения никогда время от времени часто
1 Я не простужен(а), но у меня часто возникает хрипота.     +
2 Я чувствую утомление после длительного разговора.   +  
3 Я ощущаю чувство «Комка в горле».              +
4 У меня возникает необходимость откашляться.        +  
5 Я перестал(а) попадать в ноты при пении.                      +  
6 Я беспокоюсь, не простужен(а) ли я.                      +  
7 У меня возникает чувство сухости во рту и горле.   +  
8 Я не могу говорить громко, как другие.                      +  
9 Из-за трудностей с голосом я становлюсь менее общительным(ой).      +    
10 Мой голос иссякает во время разговора.                      +  
11 Я курю, или длительное время нахожусь в задымленном помещении.                           +
12 Я пью больше чёрный чай, кофе, алкоголь, чем воду, соки, другие чаи.                      +  
13 Мне приходится говорить в холодных, пыльных или шумных помещениях.                      +  
14 Я чувствую себя утомлённым(ой) и вялым(ой).   +  

 

Тема 5: Восстановление голоса при фонастении.

Задание 1. На основе изучения материалов лекции и литературы составить каталог приёмов фонопедической работы при фонастении.

 

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения и устранить ее, снизить нагрузку, устранить психотравму, заняться лечением простудного заболевания
Цель фонопедии – вызвать звучный голос и ввести его в звучную речь с соблюдением основных приемов правильного голосоведения. Голос можно вызвать от кашлевого толчка, звуков [к, ж, м, н]. Методика подбирается строго индивидуально для каждого больного. Используется комплесное медико-психолого-фонопедического воздействие.
При дисфонии часто труднее восстановить качества голоса, чем вызвать голос. Для активизации истинных голосовых складок упражняются в стоне, мычании, произнесении [а] на твердой атаке, проводится массаж гортани.
При фонастении постоянно явной охриплости обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м. Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендовать пользоваться камертоном. Его прикладывают к темени человека и задают высоту.
В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нарушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания при гипотонусных расстройствах голоса можно провести активизирующие внутренние мышцы гортани упражнения комплекса Б, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.
При гипертонусных нарушениях используют следующий комплекс упражнений. Исходное положение — сидя на стуле.
1) вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
2) вдох через нос, выдох через рот со звуком а;
3) вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;
4) вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона с усилением в конце;
5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного, слегка оглушенного звука в;
6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация прерывистого стона.
Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. После образования ясного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают.
Восстановление голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную трудность. После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.Для закрепления полученного голоса в дальнейшем проводятся голосовые упражнения.
При различных нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения на некоторых этапах применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2», слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улучшается контроль за тембром и силой голоса.
Таким образом, фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса включает четыре основных этапа:
1 этап –подготовительный: режим молчания, беззвучная артикуляция звуков, можно выполнять вибрационный и гигиенический массаж;
2 этап - постановка физиологического и фонационного дыхания. Можно использовать ЛФК, отрабатывать ритм дыхания, длительность выдоха и вдоха. С 5-7 дня можно включать динамические упражнения.
3 этап – формирование физиологических механизмов фонационного дыхания, подача звука «в маску», на мягкой атаке [м/н]. При гипертонусных нарушениях занятия начинаются с беззвучной артикуляции, иногда используются жевательные упражнения. При выраженном гипотонусе – упражнения на плотное резкое смыкание голосовых складок на звуки [па, пи, пу] и на сочетание гласнх с [j]
4 этап – закрепление навыков голосообразования и голосовеения. Используются вокальные упражнения, тексты с нужными звуками. Обучение гигиене собственного голоса.МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ ГОЛОСА
Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения.
При восстановлении голоса ставится две задачи: 1) выявление и включение компенсаторных возможностей организма; 2) ликвидация патологического способа голосования.
Применяются дифференцированные приемы обучения, но для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:
• рациональная психотерапия;
• коррекция физиологического и фонационного дыхания;
• тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
• автоматизация восстановленной фонации.
Перед началом занятий для установления контакта выясняется, как человек относится к своему дефекту, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы. Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех восстановления.
Восстановлении голоса при пареза и параличах
После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. Для восстановления голоса выбираются такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голосовых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с неподвижной половиной гортани.
Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Первую неделю упражнение выполняют 8—10 раз в день по 45—60 секунд. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох. Через 7—10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Комплексы упражнений можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4—5 раз каждое упражнение.
Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Произносят сначала кратко, затем длительно со включением грудного резонанса. Дале включаем слоги: «мА, мо, му, мы… мам, мом, мум….», слова: «мама, муха, море..», фразы стихи.
Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.
Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2—4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий.
Восстановление голоса при хронических ларингитах
Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы о мерах гигиены голоса, нежелательности говорить шепотом.
Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач — выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Упражнения начинаются с выполнения диафрагмального дыхания лежа с контролем рукой, выдох озвучивается. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков [с, ш], двугубный [в]. После того как обучающийся усвоит это упражнение в положении лежа, его следует выполнять сидя и стоя.
Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Начинать его следует в области корня языка большим и указательным пальцами, круговыми движениями спускать вниз.
Для борьбы с першением можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторяется прием 2—3 раза. В течение дня к нему можно прибегать до 10—12 раз.
Занятие лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7—10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям. Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.
Восстановление голоса после удаления / экстирпации гортания
Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования. Этим органом может быть физиологическое сужение в пищеводе на уровне IV—VI шейных позвонков, называемое псевдоголосовой щелью. При фонации происходит смыкание стенок пищевода протяженностью до 3,5 см. Ниже псевдоголосовой щели находится воздушный пузырь, который и является энергетической базой голосообразования. Образующийся таким способом голос принято называть пищеводным или псевдоголосом.
Клинико-экспериментальные исследования и методика образования пищеводного голоса разработаны С. Л. Таптаповой. Курс восстановления голоса состоит из четырех этапов.
1 этап — подготовительный. Выясняется состояние психики больных, проводится рациональная психотерапия, консультация и лечение психиатра. Для тренировки верхнего и среднего отделов пищевода применяется упражнение «дутье в губную гармошку» по 30 секунд за прием 10—12 раз в день. В этот же период обучающийся приступает к занятиям лечебной физкультурой для адаптации к дыханию через трахеостому — сформированное отверстие в трахее после удаления гортани.
2 этап — формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Специальные упражнения способствуют усилению первого сужения пищевода и образованию компенсаторного механизма:
- Стоя, слегка наклонив корпус вперед, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте, имитировать рвотное движение 3 раза подряд.
- Лежа, задержав дыхание и втянув живот, при открытом рте имитировать рвотное движение 3 раза подряд. После нескольких тренировок появляется пищеводный звук, который нужно использовать, чтобы успеть сказать короткое слово, начинающееся со звуков к или т. Например: как, Катя, каток, Толя, тапки и т. д. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут. Дома самостоятельные тренировки можно проводить 5—8 раз в течение дня.
3 этап — автоматизация пищеводного голоса. Обучающимся предлагаются для произнесения короткие фразы: Кот катает клубок. Кате купили куклу. Там живет Таня. Постепенными тренировками достигается плавность и внятность речи. Одновременно со специальными речевыми упражнениями начинается употребление обиходных слов типа дайте, получите, спасибо. Речевой материал усложняется, включается произнесение скороговорок, коротких стихотворений, гласных звуков и их сочетаний.
4 этап завершает формирование пищеводного голоса. Его упражнение расширяют диапазон, увеличивают модуляцию и улучшают тембр.
Продолжительность занятия по обучению пищеводному голосу 2 — 4 месяца.
Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани
Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.
В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем. Для этого проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, этому уделяется внимание и на логопедических занятиях.
Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приемами параллельно с работой над голосом.
Для получения первого звучного прорыва голоса подбирается любой звонкий согласный звук. Обычно это [м, ж]. Помимо слухового контроля, используется вибрационнотактильный. После устойчивого получения звука его можно вводить в слоговые упражнения, слова, предложения, придерживаясь принципа постепенного увеличения нагрузки. Процесс автоматизации восстановленного голоса ускоряют вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Задание 2. Разработать текст психотерапевтической беседы с лицом с фонастенией.

Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, особенно газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.

Приведем пример.

На прием в фониатрическое отделение пришел человек с жалобами на слабость голоса и невозможность петь, что требовалось ему по работе. Даже на первый взгляд было видно, что пациент крайне истощен. Из беседы выяснилось, что он постоянно держит строгий пост. При осмотре гортани его голосовые складки полностью не смыкались и вид имели дряблый, атоничный. А ведь голосовые складки — это мышечные образования, которым необходимо питание. Недаром среди педагогов-вокалистов существует мнение, что голос «лежит на дне тарелки».

Для людей голосоречевых профессий такой превентивной мерой для формирования и сохранения полноценного голоса является правильная его постановка. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание. Фонопедические занятия формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивидуму и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.

Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования; содействует успешной реализации коммуникативной функции речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса (продолжительность 4—5 мес), свободно справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Качество и устойчивость результатов зависят от регулярности занятий по два-три раза в неделю с логопедом и ежедневных самостоятельных тренировок дома.

Фонопедия, являясь системой функциональных тренировок голосового аппарата, полностью перестраивает его функцию, восстанавливает фоноторную активность голосовых складок и оказывает благотворное влияние на секреторную деятельность слизистой оболочки гортани. В ходе ее проведения восстанавливается не только полноценный, выносливый голос, но и исчезают дискомфортные ощущения в глотке и гортани.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос до старости.

 

 

Задание 3. Разработать конспект занятия по восстановлению голоса при фонастении (этап работы на выбор).

Тема занятия: Постановка голоса.

Цель занятия: формирование головного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков.

Задачи занятия:

Обучающие

  • обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы над произведениями;

Развивающие

  • создать условия для развития у учащихся

голосовых навыков;

активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

эмоционально-образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Воспитательные

  • создать условия для:

воспитания сознательного подхода к обучению;

воспитание патриотизма, доброжелательности;

формирование и развитие коммуникативных качеств учащихся.

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия

Организационный этап

Педагог приглашает детей в класс.

 

Педагог: Здравствуйте ребята!

 

Педагог: Сегодня мы с вами продолжим работу над постановкой вашего голоса. Вы готовы?

Учащиеся входят в музыкальный класс, рассаживаются на стулья полукругом.

Дети отвечают на приветствие педагога.

Педагог: Молодцы! Теперь давайте приступим к выполнению упражнений.

Педагог показывает дыхательные упражнения Стрельниковой А. Н. (приложение № 1)

Педагог: Ну, вот мы с вами подышали и разогрели наш дыхательный аппарат.

Что еще нам помогает хорошо и правильно петь и произносить четко текст песен?

 

Педагог: Правильно, это называется артикуляционным аппаратом. Что мы делаем для его разогрева?

 

Педагог: Все верно. А сейчас назовите мне скороговорки, которые вы уже знаете.

Педагог с детьми отрабатывает четкое произношение скороговорок, проговаривает их.

Педагог показывает артикуляционную гимнастику В. В. Емельянова.

Педагог: Мы разогрели дыхательный и артикуляционный аппараты. А теперь скажите мне, откуда берутся звуки во время пения?

 

Педагог: Совершенно верно! И для того, что бы наш голос звучал уверенно и красиво, мы должны распеться, но перед эти сделаем упражнения.

1.Исходное положение лежа. Вдыхая, следите за тем, чтобы дышал живот. Задержав дыхание сделать медленный выдох произнося букву «С». Упражнение выполняется 5 минут. Далее произносят звуки «З» и «Ш».

2. Далее все-то же самое, дыхание должно быть правильным, нужно тянуть долго согласную «М», стараясь, чтобы голос был низким грудным, а звук ровным.

3. Затем напевать согласную «м», с эффектом «забрасывания» кончика мелодии вверх, как при исполнении колыбельной мелодии.
4. С открытым ртом тянуть согласную «Н», контролировать, чтобы звук не дребезжал.

 

Педагог, играя на фортепиано, пропевает распевки:

1. Закрытым ртом на одной ноте тянуть звук «М»

2. Ма-мэ-ми-мо-му – на одной ноте.

3. На слог «То» движение поступенное вверх, затем вниз.

4. До-ми-соль-ми-до

5. Зи-о-зи-о-зи

Итог занятия.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.