Принципы построения продуктивного диалога взрослого с ребенком — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Принципы построения продуктивного диалога взрослого с ребенком

2021-12-11 40
Принципы построения продуктивного диалога взрослого с ребенком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восемь принципов построения диалога и их противоположности (К. Хундейде)

 

1. Показывать положительные эмоции. 1. Пренебрегать ребенком и отвергать его.
2. Следовать инициативе ребенка. 2.Доминировать и подчинять своей инициативе.
3. Говорить с ребенком о том, что его интересует. 3. Отсутствие коммуникации с ребенком.
4. Хвалить ребенка и одобрять его действия. 4. Принижать достоинство ребенка и недооценивать его способности.
5. Помогать ребенку сконцентрировать внимание. 5. Отвлекать и путать ребенка противоречивой стимуляцией.
6. Объяснять с энтузиазмом смысл переживаний ребенка. 6. Не разговаривать и быть равнодушным к переживаниям ребенка, не говорить о своих переживаниях.
7. Углублять и обогащать переживания ребенка, показывая связь событий, объясняя и рассказывая истории. 7. Говорить мало, только самое необходимое в данный момент. Не утруждать себя объяснениями.
8. Помогать ребенку контролировать себя, устанавливая ограничения положительным образом, указывая альтернативы. 8. Предоставлять ребенка самому себе. Никакого руководства действиями ребенка.

 

В качестве памятки для мамы можно предложить следующие принципы хорошего диалога (К. Хундейде):

Покажите положительные эмоции - покажите, что вы любите своего ребенка.

Существуют психологические программы развития и коррекции. Программы развития существуют для внедрения в практику воспитания и образования, так называемых нормальных детей, в целом психически здоровых. Программы коррекции имеют иной объект - так называемые трудные дети, характеризующиеся девиантным поведением.

Действительно, принимая во внимание важность коррекции эмоциональной сферы ребенка, специалисты сосредоточили свое внимание главным образом на изучении крайних эмоциональных состояний, иначе говоря, на работе с трудными детьми. Однако четкой границы между трудными и благополучными детьми нет.

Даже, если ребенок не всегда понимает то, что вы ему говорите, он, тем не менее, может понять эмоциональное выражение вашей любви и отвержения, радости и печали. Для развития чувства уверенности у ребенка важно, чтобы вы его любили и понимали. А как указано выше именно родительское непонимание усугубляет протекание кризиса. Ребенку необходимо постоянно демонстрировать свое эмоциональное отношение, состояние, эмоционально реагировать на его поступки, то есть давать полноценную обратную связь о том, что он понят. Помимо содержательного общения (набора родительских инструкций, запретов и т.д.) для ребенка в этот период не утратило актуальность и общение эмоциональное, напротив, оно сейчас очень важно.

Подстраивайтесь под ребенка и следуйте его инициативе.

В диалоге с ребенком важно, чтобы вы обращали внимание на ситуацию, в которой находится ребенок, его намерения, язык жестов, чтобы вы пытались до определенной степени подстраиваться и следовать тому, что занимает ребенка. Тогда ребенок будет чувствовать, что вы заботитесь о нем и отвечаете на его инициативу.

Следовать инициативе ребенка не означает, однако, что его инициатива и его действия должны доминировать в любой ситуации. Говорите с ребенком о том, что его интересует.

Также важно для развития ребенка, чтобы он мог, внутри определенных ситуаций, следовать своей собственной инициативе, чтобы не только другие подталкивали его к действию.

- Говорите с ребенком о том, что его интересует, и попытайтесь завести «разговор эмоциями».

Диалог при помощи взглядов, улыбок и обмена жестами и знаками радости, где взрослый комментирует позитивным образом, что ребенок делает или что его занимает. Это важно и для его будущей привязанности, и для его социального и речевого развития.

Хвалите и поддерживайте ребенка в том, с чем он справился.

Нельзя допустить, чтобы достижения вашего ребенка остались незамеченными. Для нормального развития у ребенка активности и уверенности в себе необходимо, что бы кто-то давал ребенку почувствовать его ценность и его способности, что бы кто-то реагировал позитивно и поддерживал то хорошее, что ребенок делает на пути к своей самостоятельности, и объяснял, почему это хорошо.

Помогите ребенку сконцентрировать внимание.

В этом возрасте детям необходима помощь с концентрацией внимания, вы можете помочь ребенку в этом, привлекая и направляя его внимание к окружающим его предметам и происходящим событиям. Вы можете сказать: «Посмотри сюда…» и показать то, на что ребенок должен обратить внимание. При отсутствии общих впечатлений от окружающих предметов трудно говорить и общаться друг с другом.

Часто происходит так, что ребенок занят одним, взрослый - другим. Взаимное внимание является предпосылкой хорошего контакта и коммуникации, что необходимо для понимания ребенком своего принятия взрослым.

- Позитивно описывайте и называйте то, что вы вместе делали и переживали.

Когда родитель позитивным образом называет то, чем ребенок занят, он усиливает в ребенке уверенность в себе и одновременно помогает ребенку понять и осознать смысл своих впечатлений от окружающего мира. Обе эти стороны важны для позитивного развития.

Дети нередко получают только негативные комментарии со стороны родителей, дети слышат, что они неправильно сделали и что им нельзя делать. Это может вызвать непослушание и отчуждение, что будет являться выражением протеста против угнетения их самостоятельности. К тому же подобные замечания снижают инициативу и сокращают познавательную активность.

При подобном подходе родитель постепенно утратит влияние на ребенка, доверительные отношения нарушатся, и ребенок будет чувствовать, что его больше не ценят. Постепенно уйдет и стремление к сотрудничеству, а вместо этого разовьется агрессия или отчуждение.

Но позитивное называние имеет и еще одну важную функцию, а именно: оно придает смысл и понимание переживаемому ребенком. Когда родитель описывает и с энтузиазмом говорит о том, что он и ребенок вместе переживают, это приводит к тому, что эти стороны впечатления ребенка «выступают», выделяются и осмысливаются. Когда родители дают заинтересованные описания и комментарии тому, что переживается вместе, ребенок постепенно вводится во взрослый понятийный мир. Тем самым родители сами стимулируют рост самостоятельности, к которой так стремится ребенок и родитель в данной ситуации становится не препятствием к самовыражению ребенка, а союзником и спутником на пути самоосознания малыша.

Вдавайтесь в подробности и поясняйте то, что вы переживаете вместе с ребенком.

Это относится, к примеру, к тому, когда вы сравниваете ваши общие впечатления с более ранними впечатлениями ребенка. «Помнишь, когда мы были в гостях… мы тоже видели…».

Когда ребенок становится старше, можно рассказывать истории, указывая на сходство и различие, считать и т.д. Мы выходим за границы того, что ребенок переживает здесь и сейчас. Все это необходимо для интеллектуального развития ребенка.

- Помогите ребенку контролировать себя, устанавливая ограничения позитивным образом: направляя его, показывая позитивные альтернативы и совместно планируя.

Детям необходима помощь в развитии самоконтроля и способности планировать.

Это в большой степени происходит во время диалога со взрослыми, которые позитивным образом направляют ребенка, создают необходимые условия, помогают планировать шаг за шагом и, когда ребенок становится старше, объясняют, почему некоторые вещи нельзя делать. Вместо того чтобы все время запрещать и говорить «нет», следует позитивным образом направлять ребенка и показывать, что ему можно делать.

Ограничения в поведении мамы при направленном взаимодействии с ребенком во время игры (К. Хундейде).

Прежде всего, необходимо помнить о том, чего не следует делать во время игры:

- критиковать ребенка;

-   читать нотации;

    предлагать какую-либо другую деятельность;

Необходимо:

- позволить ребенку вести вас за собой, т. е. следовать инициативе ребенка и всячески ее поощрять;

-   постоянно отражать чувства ребенка.

младенческий психический речь личность


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.