Мероприятия по предупреждению возникновения новых очагов соснового пилильщика — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Мероприятия по предупреждению возникновения новых очагов соснового пилильщика

2021-12-11 30
Мероприятия по предупреждению возникновения новых очагов соснового пилильщика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Государственное управление деятельностью по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Защите от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера подлежат леса, лесные культуры, питомники, постоянные лесосеменные участки, плантации и заготовленные лесоматериалы в соответствии с требованиями Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.01.98 №10 (далее - Санитарные правила).

Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения и представляет собой систему мероприятий, направленную на повышение устойчивости лесов, на предотвращение ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь в лесном хозяйстве от вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.

Защита лесов включает следующие мероприятия:

§ проектирование и проведение профилактических мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней;

§ санитарно-оздоровительные мероприятия;

§ проектирование и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей, болезней леса;

§ мероприятия по защите лесной продукции, в том числе заготовленной

· древесины и лесоматериалов;

·   лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций;

·   специальные экспедиционные лесопатологические обследования;

·   контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.

Деятельность по защите лесов осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации и специализированными подразделениями службы лесозащиты, в состав которой входят: структурное подразделение по защите лесов федерального органа управления лесным хозяйством, структурные подразделения по защите леса органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, специализированные лесозащитные организации, станции защиты лесов, межрайонные инженеры - лесопатологи и старшие летчики-наблюдатели по лесозащите баз авиационной охраны лесов. В структуру службы лесозащиты входят специализированные лесоустроительные организации и специализированные лесоустроительные экспедиции.

Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет общее руководство деятельностью по защите лесов, формирует единую научно-техническую политику и нормативно-методическую базу по лесозащите, обеспечивает контроль за исполнением Санитарных правил, санитарным состоянием лесов, лесопатологической обстановкой на основе данных лесопатологического мониторинга и специальных экспедиционных лесопатологических обследований, анализа текущей ситуации, перспективных прогнозов санитарного состояния и лесопатологической обстановки, определяет порядок планирования и реализации лесозащитных мероприятий, координирует деятельность территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством по лесозащите, заключает, в пределах своей компетенции, международные соглашения в области защиты лесов.

Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют на соответствующей территории лесного фонда защиту лесов, контроль за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой, исполнением требований Санитарных правил, в том числе выявление лесонарушений и привлечение виновных к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ведут учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке на основе лесопатологического мониторинга и надзора за санитарным состоянием лесов, организуют и проводят лесозащитные мероприятия против вредителей и болезней леса.

В целях совершенствования деятельности по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством создает подведомственные специализированные лесозащитные организации, на которые могут быть возложены: методическое обеспечение по защите лесов, организация и ведение лесопатологического мониторинга, проведение специальных экспедиционных лесопатологических обследований, оценка соблюдения требований Санитарных правил, ведение информационных баз данных, прогнозирование санитарного состояния и лесопатологической обстановки, материально-техническое обеспечение и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.

Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной специализированной организации следующую информацию:

отчет о результатах проведения истребительных авиационных и крупных аэрозольных мерах борьбы с вредителями леса, включая сведения по объемам, затратам, эффективности, в течение месяца после завершения истребительных мероприятий против вредителей леса;

до 31 октября - заявки в план экспедиционных лесопатологических обследований, составленные на основе результатов лесопатологического мониторинга и надзора;

до 15 ноября - технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса;

формы учета лесопатологической информации согласно Наставлению по организации и ведению лесопатологического мониторинга:

) площади и запасы погибших насаждений, древостоев с повышенным текущим отпадом, а также причины их ослабления;

) характеристику очагов хвое-, листогрызущих вредителей леса;

) сведения по объемам проведения и эффективности истребительных мероприятий против вредителей леса;

) характеристику очагов прочих вредителей леса (кроме хвое-, листогрызущих вредителей);

) характеристику очагов болезней леса;

) сведения по объемам проведения и эффективности прочих лесозащитных мероприятий (кроме профилактических и истребительных);

до 15 января - Обзор санитарного состояния лесов.

Все лесхозы, государственные природные заповедники, национальные и природные парки ежегодно до 1 ноября направляют в органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:

сведения об исполнении планов (корректировок)

санитарно-оздоровительных мероприятий, сведения о насаждениях, в которых в течение года проводились санитарно-оздоровительные мероприятия, их объемы по площадям и запасам;

характеристику мероприятий по защите лесных культур;

результаты контроля санитарного состояния лесов, в том числе в местах проведения рубок главного пользования, характеристику мероприятий по защите древесины и лесоматериалов.

Специализированные лесозащитные организации в субъектах Российской Федерации, станции защиты леса ежегодно до 15 января представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной организации годовой отчет о работе и план мероприятий на следующий календарный год.

Технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса составляются в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством.

Федеральный орган управления лесным хозяйством на основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, проектов лесозащитных мероприятий, а также государственной и отраслевой отчетности органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации формирует бюджетные заявки на защиту лесов.

Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) - это система оперативного и постоянного слежения за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредными организмами, другими природными и антропогенными факторами и за динамикой этих процессов, обеспечивающая своевременное выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития лесопатологической ситуации для заблаговременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных лесозащитных мероприятий (4).

ЛПМ входит в качестве автономной подсистемы в систему лесного мониторинга, являющегося, в свою очередь, составной частью экологического мониторинга (3).

Лесной и экологические виды мониторинга, имеющие свои цели и задачи, по отношению к ЛПМ являются фоновыми, а сам ЛПМ - специализированным и интегрированным (комплексным), направленным на выявление, учет и оценку всех важнейших факторов воздействия внешней среды природного и антропогенного характера, сказывающихся на жизнеспособности и продуктивности лесных насаждений.

По ряду взаимосвязанных направлений - лесопользование и санитарное состояние насаждений, лесовосстановление и вредители и болезни молодняков и т.п., лесной и лесопатологический виды мониторинга обмениваются информацией; в аналогичных случаях (промышленное загрязнение лесов и их санитарное состояние и т.п.) обмен информацией производится между экологическим мониторингом и ЛПМ.

Целью ЛПМ является своевременное обнаружение участков леса и лесных массивов с нарушенной устойчивостью, поврежденных и усыхающих под влиянием природных и антропогенных факторов, оперативное получение достоверной информации о состоянии лесов, популяций вредных организмов, материалов о характере и степени воздействия на леса природных и антропогенных факторов для обоснования и принятия решений по применению эффективных защитных мероприятий с учетом экологической, экономической целесообразности и целевого назначения конкретных лесных участков или массивов.

Основными задачами ЛПМ являются:

·         постоянное слежение за динамикой состояния и устойчивости лесных насаждений, изменением численности и состоянием популяций вредных насекомых, развитием болезней, появлением иных повреждений лесов;

·         систематическое обобщение и анализ результатов ЛПМ, составление в установленные сроки обзоров лесопатологического состояния лесов по отдельным районам, регионам и Федерации в целом;

·         составление прогнозов развития лесопатологической ситуации;

·         обоснование и принятие рациональных решений по защите лесов от повреждений, сохранению их устойчивости и продуктивности, предотвращению или снижению ущерба с учетом экологической и экономической целесообразности.

В лесах РФ ЛПМ организуется и ведется на трех уровнях: локальном, региональном, федеральном.

Локальный мониторинг организуется и ведется в каждом лесхозе, где при участии специалистов лесного хозяйства и работников лесной охраны в системе организованного ЛПМ осуществляется сбор первичной лесопатологической информации, определяется угроза жизнеспособности лесонасаждений, оценивается экологический и экономический ущерб, принимаются решения о лесозащитных мероприятиях.

Региональный мониторинг организуется при территориальных органах управления лесным хозяйством (в субъектах Российской Федерации) на базе регионального центра или станции лесозащиты, специализированной группы мониторинга и лесозащиты.

Федеральный мониторинг организуется при Федеральном органе управления лесным хозяйством России на базе Российского центра защиты леса (Рослесозащиты). Его задачами являются: общее организационное и методическое руководство ведением ЛПМ в России; участие в ведении ЛПМ в отдельных регионах в форме специальных экспедиционных обследований или экспертиз; сбор от регионов и создание федерального банка данных лесопатологической информации; обобщение и анализ материалов ЛПМ на федеральном уровне и составление обзоров лесопатологической ситуации в стране в целом и по отдельным крупным регионам; принятие решений о лесозащитных мерах, требующих особо значительных затрат - по материалам экспедиционных обследований или экспертиз (обоснование, проектирование, авторский надзор, оценка эффективности).

Объектами ЛПМ являются лесные насаждения естественного и искусственного происхождения, участки земель с естественным и искусственным возобновлением до перевода их в лесопокрытые земли, непокрытые лесной растительностью земли, где намечается лесовосстановление или лесоразведение, лесные склады, лесные питомники, другие категории земель, где может проявляться неблагоприятное и значимое для леса воздействие природных и антропогенных факторов, а также виды и комплексы видов насекомых и возбудителей болезней, способных образовывать очаги массового размножения и повреждения лесов, другие природные и антропогенные факторы, реально или потенциально угрожающие значительным ослаблением, повреждением или гибелью конкретным лесным участкам или лесным массивам.

При определении объектов ЛПМ и мест их контроля учитываются группа, целевое назначение и структура лесов, их породный и возрастной состав, происхождение, лесорастительные условия, биологические и биоценотические особенности вредных организмов, климатические и погодные особенности, наличие источников загрязнения природной среды, других факторов ослабления и нарушения устойчивости лесов.

Первоочередными объектами ЛПМ являются леса особо охраняемых природных территорий, леса в районах техногенного загрязнения, пострадавшие от стихийных бедствий, подвергающиеся интенсивному хозяйственному воздействию, рекреационной нагрузке, поврежденные огнем, вредными организмами и другими факторами неблагоприятного воздействия природного и антропогенного происхождения (4).

В качестве фонового (контрольного) может организовываться мониторинг состояния лесов вне зоны их поражения соответствующими факторами или используются результаты лесного либо экологического мониторинга (п. 1.1.2).

Мониторингу подлежат лесные насаждения, ослабленные или поврежденные пожарами, ветровалом и буреломом, снеголомом и ожеледью, засухой, подтоплением и затоплением, иными природными факторами абиотического характера.

С учетом наличия антропогенных факторов ослабления и повреждения лесов учету подлежат воздействия на них промышленных выбросов, рубок и подсочки леса, рекреацией, радиационным, химическим и иными видами загрязнения.

С учетом наличия эколого-хозяйственных групп и видов вредителей и болезней леса, сложившейся практики лесозащиты программа ЛПМ включает следующие основные направления:

·         мониторинг хвое- и листогрызущих насекомых;

Выбор объектов ЛПМ осуществляется при подготовительных работах путем анализа ведомственных и литературных материалов о повреждении лесов лесхоза (региона); затем для их уточнения и выбора мест ведения мониторинга проводится предварительное лесопатологическое обследование.

Ведение ЛПМ осуществляется выборочным путем с применением наземных и дистанционных методов и средств; их сочетание определяется условиями ведения мониторинга, материальными и иными возможностями.

При ведении ЛПМ используются все современные методы и средства, обеспечивающие необходимую надежность и точность получаемой лесопатологической информации, ее хранение и обработку при минимально возможных и оправданных затратах труда и финансов. С учетом последнего требования выявление очагов вредителей и болезней леса, контроль их динамики должны проводиться с возможно более широким использованием простейших и доступных методов, современных технических средств, оптимизированных способов оценки состояния насаждений, популяций вредных насекомых, распространения болезней.

В качестве дистанционных методов используются космическая и аэрофотосъемка, видеосъемка, аэровизуальное (раздел 3.5).

Дистанционные методы необходимы и наиболее эффективны при ведении мониторинга за состоянием крупных, но достаточно хозяйственно освоенных лесных территорий. В многолесных, удаленных, слабо - или совсем хозяйственно неосвоенных лесных территориях использование авиакосмической съемки является ведущим методом ЛПМ, но с меньшей периодичностью оценок, устанавливаемой в каждом конкретном случае особо.

Результаты дистанционной оценки состояния лесов подлежат обязательной проверке и необходимой детализации наземными методами.

При наземном мониторинге, являющемся ведущим в системе ЛПМ, детальный контроль за состоянием лесов осуществляется с помощью сети пунктов постоянного наблюдения (ППН) в виде постоянных пробных площадей (ППП), постоянных участков (ПУ), либо постоянных маршрутных ходов (ПМХ) с закладкой в необходимых случаях временных пробных площадей (ВПП).

В качестве дополнительного эффективного и доступного метода выявления и контроля очагов размножения вредных лесных насекомых используется феромонный способ.

Метод ППП необходим для долговременных наблюдений за санитарным состоянием и общей устойчивостью лесных насаждений, детального учета популяций вредных лесных насекомых и развития болезней, оценки динамики последствий повреждений лесов абиотическими факторами.

Метод ПУ применим при рекогносцировочном надзоре за вредителями и болезнями леса, а также при феромонном надзоре.

Маршрутный метод в сочетании с ВПП дополняет предыдущие или применяется в качестве самостоятельного.

Конкретные условия, способы закладки и оформления ППП, ПУ, ПМХ и ВПП, их размеры и количество зависят от специфики объектов мониторинга и описаны ниже в разделе 3. Основные способы учета состояния насаждений, численности и состояния популяций вредных насекомых, пораженности болезнями и абиотическими факторами описаны ниже в соответствующих пунктах указанного раздела, а также - более детально, в руководствах и пособиях, приведенных в списке литературы.

Общее количество ППП должно обеспечивать получение достоверного материала, его автоматизированную обработку для анализа, выдачи прогноза, принятия решений. Как минимум, для каждого объекта локального мониторинга должна быть обеспечена трехкратная повторность.

Точность учетных работ на ППП, ВПП по оценке состояния древостоев и численности вредных насекомых - не ниже + 20%.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.