Тема 1. Теория спроса и предложения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Теория спроса и предложения

2021-12-07 26
Тема 1. Теория спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Исходные основы микроэкономики

Тема 1. Теория спроса и предложения

Цель: раскрыть основы теории спроса и предложения. Задачи: · понять, под влиянием каких факторов формируется спрос и предложение; · уяснить характер зависимости спроса и предложения от цены; · уметь задавать функции спроса и предложения в аналитическом, графическом и табличном вариантах; · понять, как формируется рыночное равновесие; · понимать смысл общественной выгоды потребителя и производителя от конкурентного равновесия.

Оглавление

1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ
1.2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
1.3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки (выигрыш) производителей и потребителей. Метод сравнительной статики
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература

 

Версия для печати Хрестоматия Практикумы Презентации

Выводы

1. Функциональная зависимость количества покупаемых товаров от цены (price) выражается понятием «спрос». В ее основе лежит закон спроса: понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

2. Объем спроса – количество товара, которое согласны купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

3. Изменение цен на данный товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса.

4. Предложение – характеризует функциональную зависимость предлагаемого количества товаров от цены. В ее основе – закон предложения: объем предложения увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении при прочих равных условиях.

5. Объем предложения – количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или их группа в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов – функция предложения.

6. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

7. Рыночное равновесие характеризуется координатами точки пересечения кривой спроса и кривой предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара, реализованное на рынке по равновесной цене, – равновесное количество товара.

8. Если цена устанавливается выше равновесной, образуется зона избытка предложения. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену. Если же цена ниже равновесной, образуется зона избытка спроса (дефицит).

9. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

10. Сравнение «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют методом сравнительной статики.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляют собой спрос и объем спроса?

2. От чего зависит величина спроса?

3. Как влияет на величину спроса на данный товар его цена?

4. Какие факторы и как влияют на спрос?

5. Чем определяется предложение товара, какие факторы и как на него влияют?

6. Что такое «цена спроса» и «цена предложения?

7. Как формируется рыночное равновесие?

8. Почему возникают избытки предложения и спроса, какие имеют последствия на рынке?

9. Почему в результате формирования рыночной цены выигрывают и потребители, и производители?

10. Как реализуется метод сравнительной статики?

Литература

Основная

· Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231.

· Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.

· Павлова И. П. Микроэкономика: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

· Павлова И. П. Микроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

Дополнительная

· Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: Норма, 2005. – С. 80-95.

· Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1. / Под ред. В. М. Гальперина. – 1998. – С. 39-65.

Закон спроса

Понятие спроса

Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:

· его самого (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяются климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);

· его семьи и близкого окружения (так, потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);

· той социальной, национальной, религиозной и другой общности, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек).

При этом из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует "платежеспособный спрос". Таким образом, спрос - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса - это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

Закон спроса

Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный - к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Возможна и другая формулировка этого закона: закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Спрос и цена

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Но хозяйственная практика убеждает нас в обратном: в рыночной экономике спрос в большой степени определяется ценой. Не случайно, если не принимать в расчет экстремальные ситуации, именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен (вспомним, как мы рассуждаем, например, о такой важнейшей характеристике, как качество: дорогой автомобиль, но он своих денег стоит).

Зависимость между ценой товара и спросом на него можно представить табличным, графическим и функциональным способами. Допустим, нам известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме за неделю при различных уровнях цен. Тогда зависимость между ценой и спросом можно представить в виде таблицы.

Эта же зависимость может быть представлена в виде графика в координатах цен на колбасу (Р - независимая переменная) и количества купленной колбасы (Q - зависимая переменная) (рис. 4.1). Для построения графика используем данные нашего гипотетического примера (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Условный пример связи размера спроса на колбасу с ее ценой

Цена, руб. Объем спроса, кг
10 250
20 200
30 150
40 100
50 50

Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели:

а) при каждом данном уровне цен;
б) в конкретный период времени;
в) при неизменных прочих факторах.

Другими словами, движение вдоль кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменения цены товара.

Функциональная зависимость между объемом спроса () и ценой может быть представлена также в аналитической форме, т.е. в виде формулы


Рис. 4.1. Зависимость спроса от цены

Впрочем, в такой общей форме она не отражает обратной зависимости между спросом и ценой, и при практическом применении формулу необходимо конкретизировать. Например, если зависимость линейная, она примет вид:

где a, b - численные коэффициенты.

В нашем условном примере она будет выглядеть следующим образом:

 

Раздел 1. Исходные основы микроэкономики

Тема 1. Теория спроса и предложения

Цель: раскрыть основы теории спроса и предложения. Задачи: · понять, под влиянием каких факторов формируется спрос и предложение; · уяснить характер зависимости спроса и предложения от цены; · уметь задавать функции спроса и предложения в аналитическом, графическом и табличном вариантах; · понять, как формируется рыночное равновесие; · понимать смысл общественной выгоды потребителя и производителя от конкурентного равновесия.

Оглавление

1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ
1.2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
1.3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки (выигрыш) производителей и потребителей. Метод сравнительной статики
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература

 

Версия для печати Хрестоматия Практикумы Презентации

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.