Социальный институт – это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социальный институт – это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

2021-12-07 94
Социальный институт – это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальный институт можно представить как пространство, в котором индивид приучается к согласованному поведению, жизни «по правилам». В рамках социального института поведение каждого члена общества становится достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Даже в случае нарушения или значительных вариаций ролевого поведения основной ценностью института остаются как раз нормативные рамки. Как заметил П. Бергер, институты побуждают людей идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

 Институциональный анализ социальной жизни выступает как изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. Соответственно, неинституционализированные или внеинституциональные формы социального поведения характеризуются в большей степени случайностью, спонтанностью, меньшей управляемостью.

Процесс институционализации, т.е. образование социального института, предполагает несколько последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих идей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры

Процесс институционализации можно считать завершенным, если пройдены все перечисленные этапы. Если правила социального взаимодействия в какой-либо сфере деятельности не отработаны, подвержены изменениям, если не окончательно сложилась субкультура возникающего института с присущей только ему идеологией, особой системой знаков и действий, то в этом случае говорят, что этот социальный институт не полностью развился или находится в процессе отмирания.

Современное общество – общество с высокой степенью институционализации. Любая сфера деятельности – экономика, искусство, спорт и т.д. – организована по определенным правилам, следование которым более или менее жестко контролируется. Разнообразие институтов соответствует множеству человеческих потребностей, среди которых можно назвать потребности в производстве продуктов и услуг; в распределении благ и привилегий; в безопасности, защите жизни и благополучия; в социальном контроле за поведением членов общества; в коммуникации и др.

Если суммировать все множество подходов, то можно констатировать, что социальный институт представляет собой:

– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

 – совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

– формальную и неформальную организацию;

– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ столь отличаются друг от друга, как и их культуры.

Скажем, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды и т.д.

Институты одновременно выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Все социальные институты носят исторический характер. Их появление можно сравнить с появлением новых положительных наследственно передаваемых признаков у биологических организмов. Из множества случайных мутаций в генотипе закрепляются и передаются по наследству только носящие позитивный характер, обеспечивающие более высокий уровень адаптации организмов к среде. При решении той или иной проблемы удовлетворения определенной потребности используются различные формы человеческой деятельности. Наиболее удачные, оптимальные из них приобретают устойчивый характер и находят повсеместное распространение, т.е. происходит институционализация этой формы деятельности.

Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Постепенно они были ограничены запретами, первым из которых был запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, между матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, этот запрет, воспрепятствовавший генетическому вырождению человеческого рода, являлся первой в истории человечества социальной нормой. Позже появились и другие нормы. Люди не смогли бы выжить, не организовав свои отношения с помощью норм. Так зародился самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.

 Передаваемые из поколения в поколение нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились безусловным обычаем, переходя в традицию, направляя образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителям (на языке социологии – девиантам) грозило суровое наказание (санкции).

С развитием общества возникают новые потребности, а также способы их удовлетворения, некоторые из них становятся социальными институтами. Другие же институты, не отвечающие более требованиям времени, отмирают. В качестве примера можно назвать такой социальный институт, как дуэль. Дуэль была устойчивой формой разрешения спора между мужчинами дворянского происхождения до начала ХХ в. Как известно, русские поэты А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов погибли на дуэли. Дуэль была социальным институтом, ибо это была нормативно упорядоченная форма деятельности, где было строго указано, в каких случаях можно и нужно назначать поединок, характер протекания поединка, кто участвует в поединке, роль секунданта, а также нормированными были и действия участников поединка после дуэли.

В настоящее время мы можем говорить о таких новых институтах, как брокерство, дилерство, президентство. Нужно отметить, что меняется содержание институтов общих для ряда исторических эпох. Так, меняется институт семьи, меняется институт собственности, содержание социального института суда и т.д.

Таким образом, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

 Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей, спонтанные состязания в силе (драки) превращаются в высокоформализованные спортивные соревнования, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, стихийные движения протеста – в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

 Институционализация – развитие, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

 Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования – учить детей, медицины – лечить людей, семьи – укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса – перераспределение функций. Например, в середине 1980-х гг. в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу. Сразу же появились репетиторы – институт посредников.

Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан политическим партиям как гражданским институтам вообще. Около 60 % россиян в начале XXI в. не доверяли практически ни одному институту. Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института.

В социологии различают два процесса – институцию норм и их институционализацию. Нормы не считаются институционализированными до тех пор, пока они не признаны большинством населения, пока они не являются общепринятыми, само собой разумеющимися. Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм, независимо от того, как к ним относится население.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.