Ты, уверена, подружился с тетрадью-тренажёром и хорошо усвоил темы в первой ее части. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ты, уверена, подружился с тетрадью-тренажёром и хорошо усвоил темы в первой ее части.

2021-12-07 48
Ты, уверена, подружился с тетрадью-тренажёром и хорошо усвоил темы в первой ее части. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

Русский язык 5 класс

ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЁР

Часть вторая

 

 

 

 

 

 

Донецк 2020


ББК 74.261.3

Р 89


 

 

Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 2 от 16.04.2020г.)


Составитель:

Плыс Л.Н.,         учитель русского языка и литературы МОО «Зугрэсская средняя школа

№ 17 г. Харцызска», учитель-методист

Общая редакция:

Мельникова Л.В., заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Научно- методическая редакция:

Чернышев А.И., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

Зарицкая В. Г., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент

Рецензенты:

Теркулов В. И., заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей Донецкой Народной Республики, заслуженный учитель Донецкой Народной Республики

Король Г.Н., методист отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Данилова И.Н., учитель  русского  языка   и   литературы  Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей «Спектр» города Тореза»

Технический редактор, корректор:

Мельник М.А.,   редактор отдела издательской деятельности ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

 

 

Р 89 Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой. – В 2-х частях. – Ч. 2. – Донецк: Истоки, 2020. – 42 с.

 

 

Тетрадь-тренажер «Русский язык. 5 класс» представляет учебно-методическое пособие для учащихся. Тематическое распределение учебного материала соответствует Примерной основной образовательной программе: Русский язык. 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 160. (приказ МОН ДНР от 15.08.2019 № 1133).

Целевое назначение данного пособия – помощь пятикласснику в усвоении программного материала, формировании и развитии УУД, личностных, предметных, метапредметных компетентностей, воспитания интереса к предмету, формирование устойчивого навыка к самосовершенствованию через выполнение тренировочных упражнений лингвистического и речеведческого характера. Предназначен для классной и самостоятельной работы учащихся.

Для учащихся, учителей русского языка и литературы, воспитателей ГПЛ, родителей.

 

 

© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2020


 

ДОРОГОЙ ПЯТИКЛАССНИК!

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

     


СОДЕРЖАНИЕ

Часть вторая

ТЕМА. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ........................................................................................... 5

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ............................................................... 13

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ............................................................ 24

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ......... 25

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ

В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.................................................... 31

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ....................................... 35

ПОИГРАЕМ!............................................................................................... 41


                         ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слово дано для того человеку,

чтобы свои понятия сообщать другому.

М.В. Ломоносов

 

Богатство языка состоит прежде всего в его лексике, то есть словарном составе!

 

Лингвистическая задача

Попробуй догадаться, чему посвящен раздел науки о языке – лексикология. Запиши своё мнение и обоснуй его.

 

Лексикология – раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка. Лексикология – от греч. lexis «слово»,

«выражение» + logos «учение», «наука».

     

v Задание 1. Найди в толковом словаре лексическое значение слова лексикон. Составь с ним два предложения.

 

 


Есть различные способы объяснения лексического значения слова

Запомни! Что слово обозначает, это и есть лексическое значение!

СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Сауна – финская баня с горячим сухим воздухом и холодным бассейном

 

Галантны й (мужчина) –

вежливый, учтивый, любезный, деликатный

 

Грубый (человек) – антонимы: вежливый, учтивый, лаковый, нежный

 

 

Сожаление – жалость, жалеть, пожалеть, жалостливый

 

 

автобус                     грузовик                     скейтборд

 

 

v Задание 2. Запишите лексическое значение слов фойе, иней, маргарин, используя толковый словарь. Предложения стройте по модели: тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными

Образец: Легенда – это поэтическое предание об историческом событии.

 

 

 

                                                                                                      _             

 

 

 


ЗАГАДКА-ТОЛКОВАНИЕ:

Модель 1


-ЕВАТ-


Морфемная модель 1 указывает на имена прилагательные со значением

«немного, чуть-чуть» в именительном падеже, мужского рода. Например:

Кислый ® кисл – ОВАТ – ый; Сладкий ® сладк – ОВАТ – ый; Синий ® син – ЕВАТ – ый; Горький ® горьк – ОВАТ – ый.

Модель 2                                   -ИСТ-

Морфемная модель 2 указывает на слова со значением «человек, который…»; существительное в именительном падеже, множественного числа. Например:

Шахматы ® шамат-ИСТ-ы; Волейбол ® волейбол-ИСТ-ы; Пианино ® пиан-ИСТ-ы.


v Задание 8. Запишите слова приёмом поморфемного письма, то есть разделяя чёрточками слова на морфемы.

Образец: магазин-чик, голуб-оват-ый

Репчатый, носатый, волосатый, сероватый, зубчатый, туговатый, кралатый, слабоватый, лимончик, графинчик.

 

                                                                       _                                           

v Задание 9. Узнай и объясни, почему «сбежали» гласные в данных словах. Из какой морфемы они «сбежали? Обозначь морфему:

Пень – пня; день – дня; сон – сна; лоб – лба; рот – рта; вобрать – вбирать; сынок – сынка; украинец – украинца.

 

Правописание гласных и согласных в приставках покажет тебе видеоурок. Смотри внимательно, запоминай и упражнения без ошибок выполняй!

Это ссылка на видеоурок. Смотри его на канле YouTube, плейлист «Орфография в видеоформате»

https://youtu.be/or_uqC_Z3t4

v Задание 10. Спиши первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначь приставки первой группы. Списанный текст прочти выразительно.

Однажды днём в заливных лугах (ко)мне пристала ласточ(?) ка. Она кружилась в..круг меня, з..девала за плечо, п..пискивала жалобно и настойчиво, будто я (у)неё от..брал птенца, и пр..сила о..дать его обратно. Я (не)мог д..гадаться, что ей нужно.


Раскрыл этот секрет мне дед Митрич. Когда человек идёт по некошенному лугу, он отпугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточке незачем выискивать их в густой траве – она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы. (По К. Паустовскому)

 

                                                                                                                    _

 

 

Стишки-запоминалки лучше всякой шпаргалки! Запоминай стишки профессора Приставкина:

ü Пойдёт вам впрок нехитрая наука о тех, кто буквам роли раздаёт! «З» или

«С» зависит всё от звука, который за приставками поёт!

ü У нас в орфографической сторонке и не таких наслышешься чудес!

ü Перед глухим согласным, перед звонким солирует всегда приставка С -.

ü Она сопения и свиста мастерица: сгореть, спросить, сдавать, свести и скрыться.

ü Я вам открою маленький секрет: приставки «З» в природе просто нет!

ü Приставок «ПОТ», и «НАТ», и «ОП», и «ОД» не видывал ещё морфемный род!

ü А если вдруг послышатся они, полученные знания ты сразу примени!

v Задание 11. Найди «лишнее» слово в каждой группе слов. Объясни, почему оно лишнее. Спиши, исключая «лишнее» из группы слов.

Буквы Ё-О после шипящих

Это правописание ты сможешь вспомнить, посмотрев видеоролик «Буквы О.Ё после шипящих» на YouTube в плейлисте

«Орфография в видеоформате» https:// www.youtube.com/watch?v=KBiT8YS-

eYA&list=PLbBdisotBWcAs552AAbshF_bYXws-_Ktt&index=4

v Задание 18. Спиши предложения, вставляя пропущенные гласные после шипящих в корне слова. Рядом в скобках запиши проверочное слово или «искл.», если слово является исключением.

Слышен ш..рох и ш..пот ночи. Никогла не пользуйся чужой расч..ской и зубной щ..ткой. Четыре ч..рненьких, чумазеньких чертёнка чертили ч..рными чернилами чертёж. Мы в поход пошли с ноч..вкой, взяли спички и беч..вку.

 

                                                                                                                        _


 

                                                                                                                    _

v Задание 19. Запиши через тире антонимы, в корнях которых были бы шипящие.

Белый  (хлеб)  –                    ; свежий (хлеб)  –  _                    ; дорогая (ткань) –                        ; мягкий (диван) –                             ; число, которое делится на два без  остатка  –                                       ; лёгкий (рюкзак) –                                      .

После Ц, звука твёрдого и глухого, надо писать

ЦИ ЦЫ
в кор н я х слов в окончаниях и с у ффиксах
цифра цирк (для) падчерицы сестрицын
в словах на -ЦИЯ в корнях слов-исключений
конференция лекция информация иллюминация цыган цыплёнок на цыпочках цыкнуть, цыц

v Задание 20. Запиши образованные слова по образцу. Обозначь орфограмму.

Образец: Корея – кореец – корейцы

Китай, Япония, Индия, Америка, Африка, Австралия, Европа.

 

v Задание 21. Перепиши словосочетания, распределяя их по группам:

1. гласная в окончании; 2. слова на -ция; 3. гласная в суффиксе,

Как определить гласную

в падежном окончании прилагательных?

Подскажет род имени существительного и вопрос падежа!

Смотри, как просто:

Род по сущ. Вопрос падежа к прилаг. Окончание прилаг.
Глубок им озером (с.р.) Как им? (Тв.п.) озером -им
В глубок ом океане (м.р.) В как ом? (П.п.) океане -ом

Вывод: прилагательные в мужском и среднем роде в Тв.п. ед.числа имеют окончание -ИМ/ -ЫМ, а в П.п. – окончание -ОМ/ -ЕМ

Но внимательным будь и вот об этом не забудь!

Не проверяются вопросом прилагательные в форме мужского рода в И.п. и В.п.

И.п. ( что, какой? ) молод ой зелён ый клейк ий листок В.п. ( вижу что, какой ) молод ой зелён ый клейк ий листок

Тетрадь-тренажёр

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс Часть вторая

Корректор, технический редактор:

Мельник М.А.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

Русский язык 5 класс

ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЁР

Часть вторая

 

 

 

 

 

 

Донецк 2020


ББК 74.261.3

Р 89


 

 

Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 2 от 16.04.2020г.)


Составитель:

Плыс Л.Н.,         учитель русского языка и литературы МОО «Зугрэсская средняя школа

№ 17 г. Харцызска», учитель-методист

Общая редакция:

Мельникова Л.В., заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Научно- методическая редакция:

Чернышев А.И., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

Зарицкая В. Г., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент

Рецензенты:

Теркулов В. И., заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей Донецкой Народной Республики, заслуженный учитель Донецкой Народной Республики

Король Г.Н., методист отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Данилова И.Н., учитель  русского  языка   и   литературы  Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей «Спектр» города Тореза»

Технический редактор, корректор:

Мельник М.А.,   редактор отдела издательской деятельности ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

 

 

Р 89 Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой. – В 2-х частях. – Ч. 2. – Донецк: Истоки, 2020. – 42 с.

 

 

Тетрадь-тренажер «Русский язык. 5 класс» представляет учебно-методическое пособие для учащихся. Тематическое распределение учебного материала соответствует Примерной основной образовательной программе: Русский язык. 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 160. (приказ МОН ДНР от 15.08.2019 № 1133).

Целевое назначение данного пособия – помощь пятикласснику в усвоении программного материала, формировании и развитии УУД, личностных, предметных, метапредметных компетентностей, воспитания интереса к предмету, формирование устойчивого навыка к самосовершенствованию через выполнение тренировочных упражнений лингвистического и речеведческого характера. Предназначен для классной и самостоятельной работы учащихся.

Для учащихся, учителей русского языка и литературы, воспитателей ГПЛ, родителей.

 

 

© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2020


 

ДОРОГОЙ ПЯТИКЛАССНИК!

Ты, уверена, подружился с тетрадью-тренажёром и хорошо усвоил темы в первой ее части.

Вторая часть тетради станет твоим надежным помощником в овладении разделами науки о языке: «Лексикой», «Морфемикой» и

«Морфологией».

Знание законов языка поможет тебе легко усваивать сложную грамматику и совершенствовать твою речь.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.