Тема. Основы театральной культуры. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема. Основы театральной культуры.

2021-12-07 33
Тема. Основы театральной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Особенности театральной культуры. Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Театр снаружи изнутри. Виды кукольного театра. Иностранные братья Петрушки. Словесное действие. Бессловесные элементы действия. Актерская и зрительская культура.

Тема. Театральная игра.

l Действия с воображаемыми предметами. Специальные театральные игры. Познакомимся с куклой. Игры на развитие двигательных способностей. Умение создавать выразительные образы при помощи уже имеющегося жизненного опыта, творческого воображения и устойчивой эмоциональности. Анализ мифического, сказочного, реального мира.

Тема. Кукольная мастерская.

  • Изготовление кукол и одежды для них. Создание живого существа при помощи руки и куклы. Поза куклы.

Тема. Декорация.

  • Художественно – декоративное оформление спектакля. Изготовление сменных декораций к спектаклю. Мизансцена и ее основные элементы. Обыгрывание действия в мизансцене.

Тема. Сценическая речь.

l Словесное действие. Культура и техника речи, согласованная с движением руки. Навыки межличностного общения. Упражнения на подражание звуков. Артикуляционная гимнастика. Отработка дикции. Тренинги на создание голосо – речевой выразительности в движении руки и тела. Речевая и песенная пародии.

Тема. Пластика руки и актерское мастерство.

l Пластический тренинг. Техника вождения кукол. Отработка чувства ритма, сознательное управление жестами, эмоциями, куклой. Постановка физического действия – этюда, подражание действий. Ритмичность, пластическая выразительность. Пластическое решение спектакля.

Тема.  Работа над спектаклем.

  • Эскиз спектакля. Специфика работы актера перед зрителем. Спектакль «снаружи и изнутри». Творческий поиск сюжета. Анализ пьесы, осмысление сюжета. Режиссерский замысел спектакля. Постановочный план действий. Планируемый конечный результат. Работа с исполнителями. Спецэффекты.

Тема. Музыкальное сопровождение спектакля.

· Пластические импровизации под музыку. Характер и настроение музыки. Вокал, хор, опера, оркестр. Музыкальный театр. Музыкальное оформление спектакля.

Тема. Афиша.

  • Афиша. Анонс. Реклама. Создание презентации, рекламных роликов, видеофильма.

Тема. Творческий отчет.

  • Выпуск спектакля. Соединение в единое целое эмоций, дикции, пластики и музыки.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Театр кукол – это синтетический вид искусства, поэтому для воспитания интеллектуально – развитой личности с активной жизненной позицией, детям необходимо овладеть знаниями и умениями по всем направлениям. Взаимосвязь этих направлений способствует разностороннему развитию детей младшего школьного возраста. Постепенное овладение навыками актерского мастерства, сценической речью, техникой вождения кукол позволяет детям задумываться над нравственными проблемами, создает благоприятные условия для самоопределения, самореализации ребенка в творческой деятельности. Театр – это культура речи, творчества, духовного мира людей. Занятия в студии театра кукол, и даже просто его посещение закладывают этические нормы, формируют эстетическую культуру школьников.

Для обучения детей вождению кукол в процессе роста организма необходимо учитывать возрастные особенности. Методика разучивания роли тоже не может быть одинаковой для всех детей. Специфические черты каждой пьесы диктуют конкретные приемы разучивания роли. Однако, есть и общие правила. Так, например, роли героя чаще всего разучивается отдельными фрагментами, имеющими смысловую законченность. Разучивая слова, необходимо углублять работу над теми навыками, которые в наибольшей степени позволяют раскрыть художественный образ в том или ином произведении.

Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

Принципы реализуются через:

l установление товарищеских отношений;

l чередование творческих заданий;

l применение разнообразных форм и методов;

l организацию работы в микро коллективах.

Формы и методы работы:

l экскурсии (музей, театры, выставки, походы на природу);

l часы дискуссий;

l упражнения, тренинги, репетиции;

l метод демонстрации;

l этюдный метод репетирования;

l творческие мастерские (создание сценариев, изготовление декораций, кукол, показательные выступления);

l кукольные гостиные(тематические выступления: часы здоровья, интеллектуальные игры...);

l самостоятельная работа (ведение творческих дневников, летописи группы);

l КТД (участие в театральных конкурсах и фестивалях).

Особое внимание уделяется работе над художественными произведениями. Данная программа предполагает тренинг таких форм, которые соединяют в себе мастерство актера и кукольника.

Например, специальные театральные игры, включенные в тренинг на первом году обучения, не только готовят ребенка к художественно – эстетической деятельности, но и способствуют более быстрой и более легкой адаптации детей к школьным условиям и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать непринужденную, веселую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Желательно делить детей на команды: кукловоды – зрители, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их с собственными действиями.

Для многих детей характерна общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность речи, отсутствие логического ударения и смысловых пауз. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без упражнений, развивающих дыхание, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В данном случае тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого выполняем упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Дрессированные собачки»…

Для того, чтобы добиться результатов в художественно – эстетическом воспитании школьников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи и скороговорки. Кроме того развивается память и интеллект.

Создание кукольного спектакля очень увлекательное и полезное занятие, но в ходе подготовки необходимо соблюдать несколько правил:

· не перегружать детей;

· не навязывать своего мнения;

· не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

· предоставлять всем возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих условий, дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Выбирая материал для работы нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время, обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Как правило, материалом для сценического перевоплощения служат сказки, которые дают на редкость «…яркий, широкий, многозначный образ мира», и пробуждают в детях чувство справедливости, стремление делать добро и умение сострадать.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу 1 года обучения

учащиеся должны знать:

· как общаться с людьми в разных ситуациях;

· как сочинять этюды по сказкам;

· как размещаться и двигаться по площадке за ширмой;

· как создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений рукой.

 

учащиеся должны уметь:

  • владеть своим телом:
  • ориентироваться в пространстве:
  • координировать движения;
  • согласовывать свои действия с партнерами;
  • моделировать свое поведение;
  • вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения, чувства;
  • оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.

К концу 2  года обучения

 учащиеся должны знать:

  • виды кукол;
  • как создавать выразительные образы при помощи уже имеющегося жизненного опыта, творческого воображения и устойчивой эмоциональности;
  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • элементарные правила работы с куклой.

Должны уметь:

  • действовать на сценической площадке естественно;
  • оправдывать свои действия нафантазированными причинами;
  • делать анализ мифического, сказочного, реального мира;
  • водить куклу под музыку с небольшими перерывами;
  • сыграть этюд на тему;
  • тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой;
  • расширять диапазон, менять высоту  и силу звучания голоса;
  • пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • произносить скороговорки в разных темпах и разными интонациями;
  • выразительно читать наизусть диалогический стихотворный текст, четко произнося слова с нужными интонациями;
  • строить простейший диалог.

К концу 3  года обучения

учащиеся должны знать:

l театральную терминологию;

l роль куклы и маски в театральном представлении;

  •  мизансцену и ее основные элементы;

l упражнения на преодоление горлового мышечного зажима;

l упражнения на подражание звуков;

l артикуляционную гимнастику.

Должны уметь:

  • выделять голосом ключевые слова в отдельных фразах и предложениях;
  • сочинять этюды с заданными сюжетами и проигрывать их при помощи куклы;
  • импровизировать на темы знакомых сказок;
  • строить диалог между героями разных сказок;
  • подготовить голосо – речевой аппарат к действию;
  • обыгрывать действия в мизансцене при помощи куклы и голоса;

l передавать характер голосом и движениями куклы;

l двигать рукой – куклой под музыку;

l снимать напряжение с отдельных групп мыщц;

l двигаться за ширмой в заданном ритме, по сигналу педагога соединять руки в пары, тройки, четверки;

l адекватно реагировать на действия партнеров по сцене;

l развивать гибкость и выносливость.

 

К концу 4 года обучения

 учащиеся должны знать:

  • язык сценических действий;
  • основные правила поведения в театре;
  • виды кукольного театра;
  • главных создателей спектакля, театральные профессии;
  • устройство зрительного зала и сцены;
  • о художественно – декоративном оформлении спектакля;
  • о специфике работы актера перед зрителем;
  • о культуре поведения в театре.

Должны уметь:

  • обыгрывать действия в мизансцене;
  • определять постановочный план действий и планируемый конечный результат;
  • анализировать свою работу и работу своих товарищей;
  • напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации;
  • водить куклу за ширмой, не сталкиваясь друг с другом и в разных темпах;
  • совершенствовать двигательные способности, гибкость руки и выносливость;
  • менять свое отношение к предметам, месту действия и партнеру, превращать куклу в живое существо и самому превращаться в куклу;
  • сочинять рассказ или стихотворение от имени героя;
  • создавать рекламную презентацию к спектаклю.

 

 

Вводный - самоконтроль.

1.  «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи: создания этюда на тему, вождение куклы, импровизации под музыку).

2.  «Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний и умений).

3. «Многоступенчатый выбор» (уметь выбрать несколько видов работы с куклой или в минигруппе).

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.