Структура языка. Язык как система. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Структура языка. Язык как система.

2021-12-07 35
Структура языка. Язык как система. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА

1. Языкознание и его черты

Тысячи различных языков, существующих на земном шаре, объединяет главное – это человеческий язык, и при всех громадных различиях между языками, в них много общих черт. Именно поэтому можно дать определение языку «вообще».

Язык – это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

К общим чертам человеческого языка можно отнести следующие:

1. каждый язык – достояние какого-либо коллектива и тем самым явление общественно-историческое;

2. язык – непременное условие развития культуры;

3. каждый язык – членоразделен;

4. каждый язык обладает обширным набором повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Языковедение (языкознание, лингвистика) – наука, изучающая языки (в принципе – все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.

В целом языкознание можно представить так:

Частное языкознание изучает отдельные языки (русский, английский, узбекский и т.п.) или группу родственных языков (скажем, славянские языки). Оно может быть синхроническим и диахроническим. Синхроническое языкознание (греч. syn - совместно + chronos время, т.е. одновременность) описывает факты языка в какой-то момент его истории (чаще факты современного языка), диахроническое же (греч. dia – через, сквозь + chronos время, т.е. разновременность) – прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языкознания является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

Общее языкознание занимается общими особенностями человеческого языка. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, которое осуществляет сопоставление как родственных между собой, так и неродственных. Это сопоставление направлено на выяснение общих закономерностей языка.

Так, учеными выявлены и сформулированы языковые универсалии – положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются:

1. Во всех языках существуют гласные и согласные звуки;

2. Во всех языках люди говорят предложениями;

3. Во всех языках есть имена собственные;

4. Если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу.

Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различаются не менее двух чисел (искл.: древний и современный яванский).

Прикладное языкознание решает как частные задачи, так и общие. К общим относятся: создание и усовершенствование письма, обучение чтению, письму, культуре речи, неродному языку, создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

 

Языкознание и его связь с другими науками.

Свойства языкового знака

1. Произвольность: связь, посредством которой соединяется означающее с означаемым, произвольна, то есть никак и ничем не обусловлена. Так, понятие «сестра» не связано с последовательностью звуков soeur или sister, оно могло бы быть выражено любой другой звуковой оболочкой. Произвольный — то есть немотивированный, логической связи нет. Существуют слова, связанные с понятием (звукоподражательный фактор). Есть языки с большей или меньшей степенью мотивированности.

2. Линейный характер означающего: означающее воспринимается на слух, поэтому обладает протяженностью, одномерностью, то есть оно линейно. «Это весьма существенный признак, и последствия его неисчислимы». Знаки, воспринимаемые на слух, существенно отличаются от зрительных знаков, которые могут иметь несколько измерений.

3. Изменчивость/неизменчивость знака. Говорящие не могут вносить в язык изменения. Знак противится изменениям, так как его характер обусловлен традицией. В частности, обусловлены:

* произвольность знака — защита от попыток изменить его;

* множественность знаков;

* сложный характер системы;

* сопротивление коллективной косности инновациям.

Язык предоставляет мало возможностей для инициативы, революционные изменения в языке невозможны, так как в каждый конкретный момент язык — дело всех и каждого.

Тем не менее, время оказывает влияние на язык, поэтому с этой точки зрения языковой знак изменчив.

Часто изменения означающего приводят к изменениям означаемого.

 

Гласные звуки

Гласные звуки по месту образования характеризуются тем, в какой – передней, средней или задней части рта они образуются, т.е. гласные бывают по этому признаку гласными переднего, среднего и заднего ряда.

Способ образования гласных звуков определяется по степени подъема нижней челюсти, т.е. гласные бывают гласными верхнего, среднего или нижнего подъема. Все это можно представить в таблице:

подъем        ряд      Передний ряд       Средний ряд Задний ряд
Верхний подъем       и       ы       у
Средний подъем       э                  О
Нижний подъем         а  

Для гласных характерна также дополнительная артикуляция – лабиализация. Лабиализация (огубление) (от лат. labium «губа») – произношение звука при округлении губ. Лабиализованные гласные – У, О. 

Согласные звуки

Классификация согласных по месту образования учитывает, движениями каких активных органов (и какого их участка) создается преграда на пути воздушной струи, идущей из гортани, через полость рта и носа.

  Губные

                          Язычные

Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
б, п, м в, ф Зубные: с, з, т, д, ц, н, л, р Небные: ш, ж, т, д, ч, н, л    й г, к, х

К перечисленным нами группам звуков можно добавить те, которые менее характерны для русского языка, но являются элементами других языков. К ним относятся увулярные, фарингальные, гортанные звуки.

Увулярные. При их образовании преграда создается приближением мягкого нёба и маленького язычка с задней частью языка; маленький язычок по латыни uvula, поэтому звуки – увулярные; например, немецкий звук ach - Laut (в словах ach, Buch и др.).

Фарингальные. При их образовании преграда создается в полости глотки (греч. – зев, глотка) ее сужением, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов, находящихся в стенке зева. Фарингальные встречаются в языке чаще, чем это можно предположить. Например, есть такие звуки в английском, аварском, арабском, украинском (h ора, h олова), немецком (Held - герой, haben - иметь) языках.

Гортанные. Эти звуки очень близки к фарингальным (глоточным), они образуются в гортани при работе голосовых связок и представляют собой шум, возникающий при прохождении воздушной струи через голосовую щель. Часто гортанные и фарингальные не различаются (вместе именуются гортанными).

Согласные звуки

Способом образования согласных называется характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. Различают два основных способа образования согласных – смычка и щель; естественно, что по способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые. Смычные согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды, поэтому смычные согласные называют также взрывными и эксплозивными (от фр. explosion – взрыв). Щелевые согласныеобразуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов ротовой полости, поэтому щелевые согласные называют также фрикативными (от лат. frico – тру).

Щелевые Смычные Смычно-проходные Аффрикаты
в, ф, с, з, ш, ж, и, х (и диал.) п, б, т, д, к, г (и их мягкие параллели); Носовые: м, н          Боковые: л                 Дрожащие: р (и их мягкие варианты). ц, ч    

Для согласных также характерна дополнительная артикуляция – палатализация. Палатализация (смягчение) (от лат. palatum «нёбо») – дополнительная артикуляция, заключающаяся в поднятии средней части языка к твердому нёбу. Палатализованными являются смягченные согласные

.

8. Акустические свойства звуков речи.. Акустические свойства звуков речи

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движениеголосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад).   Это создает звуковую волну (акусму).

Можно говорить о следующих акустических составляющих звука речи:

 

 

 

Акустические свойства

Звуков речи

Высота Сила Длительность, или долгота Музыкальный тон Тембр

 

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность, или долгота звука, связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум. Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Фонема и звук. Содержание фонемы.

Термин фонема была предложен Бодуэном де Куртене – фонема – это психическая сущность, которая существует в языковом сознании носителя

Фонема и система фонем

Звуки языка можно охарактеризовать с трех сторон: биологической, физической и собственно лингвистической (или, как говорят иначе, – социальной, функциональной).

Фонема – это минимальная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем.

И фонетика, и фонология неразрывно связаны друг с другом общим объектом – звуком – и взаимно обогащаются своими достижениями в изучении его. В фонеме принято говорить о разных признаках: дифференциальных и интегральных. Дифференциальные признаки – это смыслоразличительные признаки фонем. Интегральные признаки (лат. integral «целый») – это неразличительные признаки фонем (кинемы, акусмы), они только наполняют фонему.

Разные языки имеют разное количество фонем: в русск. – 39 (или 41), в анл. – 40, франц. – 35, финск. – 30, корейск. – 39, абхазск. – 71. Бывает, естественно, и разное количество гласных и согласных фонем: в русск., например, 6 гласных, а в немецк. – 13.

Для выполнения этой роли – складывания и различения значимых единиц языка – фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Отсюда рождается термин оппозиция – противопоставления фонем (от лат. oppositio «противоположение»).

Фонемные противопоставления в разных языках носят специфический характер. Например, в русском долгота и краткость не являются дифференциальными признаками, а в немецком языке они различают слова и смыслы: bieten – предлагать, bitten – просить; Staat – государство, Stadt – город.

Понятие «фонема» и «звук речи» не совпадают, так как:

1. Фонема может состоять из двух звуков (английские дифтонги [ai], [oi] fly [flai]«летать», boy [boi] «мальчик»).

2. Две фонемы могут быть представлены одним звуком, например, слово сшить [шыть], где звук [ш] объединяет фонему префикса [с] и начальную фонему корня [ш]; мыться [мыцъ], где звук [ц] объединяет конечную фонему корня [т] и начальную фонему постфикса [с].

3. Фонема может быть равной нулю звука, например, фонема [т] в слове честный [чэсныи].

Фонема как сложное явление состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в ее единстве. Так, в фонеме [д] в русском языке мы можем выделить следующие признаки:

звонкости (ср. [т] дом – том);

твердости (ср. [д] дома – Дёма);

взрывности (ср. фрикативное [з] дал – зал);

отсутствие назальности (ср. [н] дам – нам);

наличие переднеязычности (ср. заднеязычный [г] дам – гам);

отсутствие лабиальности (ср. [б] док – бок).

Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе.

Аллофоны, или варианты фонемы, – ее фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков и находящиеся в отношении дополнительной дистрибуции (окружении).

Гиперфонема – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.

Нейтрализация – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции.

Морфемика. Типы морфем.

Морфе́ма (от греч. μόρφημα) — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем

Корень — основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», хотя в искусственном эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o — вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o — гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Категориальные признаки

Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется следующими категориальными признаками:

1. Лексический признак. Уже по этому признаку в систему частей речи должны быть включены только слова-названия. У слов-выразителей (у служебных слов, вводно-модальных слов и междометий) их единственное значение не вещественно, не предметно, а грамматично. Но одно лексическое значение еще не дифференцирует слова-названия на части речи. Сравн.: бел, белый, бело, белизна – лексическое значение одинаково: «белого цвета».

2. Семантический признак части речи — это его общее грамматическое значение (например, имена существительные имеют значение предметности);

3. Синтаксический — это его обычная, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);

4. Словообразовательный признак — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (для сущ. характерно внутрисубстантивное суф. Словообразование: дом – домИК – домИЩе, старОСТЬ, молодОСТЬ);

5. Морфологический — инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова изменяемые и неизменяемые.

6. Уникальная сочетаемость, то есть единая и относительно постоянная система употребления слова – части речи с другими словами – частями речи. Например, прилагательные никогда не употребляются с местоимениями: веселый я, ты, он; веселые мы, вы, они. Наречия сочетаются главным образом со знаменательными глаголами и с прилагательными.

Лексическое значение слова - часть семантического состава слова, которая в противоположность грамматическому значению целых классов и категорий слов присуща лишь данной лексической единице (одному слову).

Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление. Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных.

Значение имеют все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными: рукав, теплый. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Определить конкретное значение многозначного слова можно только в контексте: звездана небе зажглись звезды; звезда экрана; морская звезда.

Лексическое значение может быть объяснено:

§ описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления;

§ через однокоренное слово;

§ подбором синонимов.

Лексическое значение слова приводится в толковых словарях.

Лексическое значение может быть прямым (каменный забор – из камня) и переносным (каменное сердце – жестокое). Переносное значение - производное от основного (главного) лексического значения слова, относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно, посредством пространственной, временной, логической и других зависимостей. В толковых словарях прямое значение слова даётся пер­вым, а переносные значения идут под номерами 2, 3, 4, 5. Значение, зафиксированное в качестве переносного недав­но, идёт с пометой «перен,».

Основные признаки слова

Признаки слова (из учебного пособия)

Фонемы (звуки речи) и морфемы (части слова: корень, приставка и др.) – употребляются не отдельно, не изолированно, а только во взаимном сочетании друг с другом. Сочетание фонем обусловливает материальную сторону морфем. Сочетание морфем производится для образования структуры более крупной и сложной языковой единицы – слова.

Слово является стержневой единицей языка

· человек в речевом общении различает только слово и реагирует только на его смысл;

· в слове совершаются все фонемные и морфемные процессы;

· слово является самостоятельной языковой единицей – лексемой;

· слово составляет основу и более крупных языковых единиц – словосочетания и предложения;

· слово является частью речи и членом предложения.

Вот поэтому закономерно говорить о фонемном слове, о морфемном слове, о лексическом слове, о слове – части речи, о слове – компоненте словосочетания, о слове – члене предложения и даже о слове – предложении.

В слове концентрируются особенности языковых единиц низших и высших уровней, и поэтому их удобно рассмотреть вокруг слова.

                   Среди слов принято выделять слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова – те, которым в объективном мире соответствуют предметы, явления и их признаки. Знаменательным словам есть что сообщить, в них как раз и закрепляются все знания, добытые людьми в процессе их общественной практики. Знаменательные слова – лексемы соотносятся с предметами, явлениями и их свойствами как названия. В этом их отличие от морфем: морфемы выражают значения, не называя, лексемы выражают значение, называя. Эту способность лексем называют их номинативной функцией (лат. nomina – названия, имена).

Служебные слова – те, которые не имеют предметных соответствий в неязыковом мире, а употребляются только со словами знаменательными, внося в них дополнительные оттенки смысла. Служебные слова названиями не являются, они выражают значения наподобие морфем. В науке о лексеме – лексикологии – подразумеваются всегда слова знаменательные, слова – названия. Служебные слова уместны тогда, когда идет речь о слове – части речи.

Признаков, которые характерны для слова:

1) Фонетическая оформленность

2) Семантическая валентность

3) Недвуударность

4) Лексико-грамматическая отнесённость

5) Непроницаемость

 

Фонет и ческая оф о рмленность. Слово - органическое единство звучания и значения.Слово всегда характеризуется как определенное фонетическое целое – комплекс фонем.

Семант и ческая вал е нтность – всякое слово имеет то или иное значение.

Недвууд а рность. От словосочетаний слово обязательно дифференцируется акцентологически, оно или безударно, или имеет одно основное ударение.

Л е ксико-граммат и ческая отнесённость. От морфем слова отграничиваются прежде всего возможностью отнесения их к определенному грамматическому классу (существительное, глагол и т.п.).

Непрониц а емость. От предложно-падежных сочетаний слова в первую очередь отличаются своей непроницаемостью, т.е. в слово как комплекс фонем невозможно вставить тот или иной звуковой элемент.

Итак, слово – это лингвистическая единица, имеющая в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью (Н.М. Шанский. Лексикология русского языка. – М., 1972. С. 32).

Слово на языковом уровне представляет собой очень сложный агрегат значений, форм и функций. Слово, например, является морфемным объединением, а это значит, что оно выражает все значения составляющих его морфем: вещественные (лексические), деривационные (экспрессивно-эмоциональные) и реляционные (грамматические). Например, в слове под-снеж-нич-к-и префикс под – выражает лексическое значение размещения одного ниже другого; корень - снеж - выражает идею атмосферных осадков в виде белых звездообразных кристалликов; суффикс - нич - с чередующимися к//ч выражает грамматическое значение предмета муж. р. (сравн. - ниц -); суффикс - к - является выразителем деривационного значения ласкательности; флексия - и выражает лексическое значение множественности.

Морфемные значения создают мотивировку значения слова-лексемы и составляют, как говорят, внутреннюю форму слова.

По употреблению

1) общенародные (общеупотребительные, не ограниченные в употреблении): рука об руку, с чужого плеча

2)ограниченные а) диалектные (ограничены территорией) чесать языком, на козе не подъедешь б) жаргонные (ограничены одной социальной группой) воспаление хитрости (школ.) пустить петуха (сфальшивить) (муз) в) профессиональные (мягкая посадка).

По активности-пассивности

1) Устаревшие ФЕ а) Содержащие устаревшие элементы ничтоже сумняшеся, всеми фибрами души б) Полностью устаревшие с исчезновением явления, положенного в основу образа дать берёзовой каши, лить колокола 2) Новые ФЕ – образуются из спортивных терминов второе дыхание, сходить с дистанции, науки и техники выполнить стыковку,

Происхождение ФЕ.

1) Исконно русские            тянуть канитель, бить баклуши, водой не разольёшь, шиворот-навыворот. 2) Заимствованные: старославянские притча во языцех, метать бисер перед свиньями; западноевропейские дамоклов меч, синий чулок, terra incognita 3) Авторские человек в футляре (А.П.Чехов), демьянова уха (И.А.Крылов

Дополнительно.

В лингвистике были выдвинуты две основные концепции сущности сложного предложения.

Согласно первой из них (восходящей к трудам А. М. Пешковского и А. А. Шахматова) сложное предложение понимается как соединение, сочетание, сцепление предложений, каждое из которых сохраняет свою смысловую и структурную самостоятельность. Считая, что простое предложение, входящее в состав сложного, не утрачивает своих существенных признаков, сторонники данной точки зрения приходят к отрицанию существования сложносочинённого предложения как синтаксической единицы

Согласно второй концепции сущности сложного предложения (обоснованной в трудах В. А. Богородицкого, H. С. Поспелова, В. В. Виноградова) его компоненты, составляя единую синтаксическую единицу, теряют свою самостоятельность.

Третьи полагают, что простые предложения становятся компонентами сложного предложения, претерпевая определённые изменения под влиянием синтаксической связи, однако компоненты сложного предложения характеризуются различной степенью подобия простым предложениям. Одни могут отличаться и по структуре, и по функциям, других может отличать только отсутствие коммуникативной самостоятельности.

Основные типы письма.

Письмо - одно из самых величайших изображений человеческого разума. Оно рождено насущной потребностью развивающегося общества преодолеть основные препятствия для устно-речевого общения - пространство и время. Письмо зародилось на памяти человечества значительно позже речи и стало главным помощником языка и его коммуникативной функцией.

Письмо - совокупность начертательных знаков, служащая универсальным средством фиксации звуковой речи на каком-либо материале, для передачи её на расстоянии и для сохранения её произведений во времени.

Для классификации видов Письма важна не форма знаков (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т.п.), а характер передачи знаками элементов речи. Существует 4 основные типа идеографический, словесно-слоговой (логографически-силлабический), собственно силлабический и буквенно-звуковой (алфавитный). В конкретных системах Письмо эти типы обычно существуют в не вполне чистом виде.

  1. В идеографическом типе письма каждый знак (изобразительный элемент) может обозначать любое слово в любой грамматической форме в пределе круга понятийных ассоциаций, либо прямо вызываемых изображением, составляющим данный знак, либо условных. Например, знак, изображающий "ногу", может означать "ходить", "стоять", "приносить" и т.п. Возможность передачи информации с помощью чистой идеографии очень ограничена; этот тип существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому. Фоноидеографический — письменный знак привязан и к смыслу, и к звучанию.
  2. Гораздо более живучим оказался словесно-слоговой тип. Основой системы остается прежняя многозначная идеограмма, но конкретная привязка знака каждый раз к определенному слову обеспечивается добавлением знаков, выражающих чисто звуковые элементы слова либо в целом, либо его части (особенно грамматических элементов)
  3. Силлабические системы - часто результат упрощения словесно-слоговых систем. Каждый знак передает только какую-либо последовательность звуков как таковую, а не слово, называются силлабическими.
  4. В алфавитных системах письмо отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Различают консонантный (квазиалфавитный) тип — на письме обозначаются только согласные. Консонантно-вокалическое письмо — буквы обозначают как гласные, так и согласные.

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Изучением Письма занимается грамматология, а также палеография (вс помогательная историческая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. )

Этапы формирования

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

Предметное письмо, первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов

Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пиктографическое письмо Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Для пиктографии характерна незакрепленность за пиктограммой конкретной единицы языка, обладающей определенным значением (знак солнца, например, может быть прочтен и как день, и как на следующий день, завтра, и как солнце), т.е. пиктограмма не может соответствовать слову, словосочетанию, предложению и даже нескольким предложениям, поскольку она не передает языковую структуру (последовательность морфем, слов, их форму, звучание и т.д.).

Иероглифическое письмо В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Иероглифы не имели никакой связи с произношением слова.

 В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Одной из логографических систем было египетское иероглифическое письмо, зародившееся в 4 тысячелетии до н.э.

Слоговое письмо

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (шумерское письмао), западносемитские (финикийская, арабская письм.)  и японские слоговые системы. Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо Отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Оно получило свое развитие из фонографии. Первый этап развития фонографии называется слоговым, когда согласная сочетается вместе с гласным. Слоговой (силлабический) алфавит должен соответствовать количеству слогов с данной гласной, что, как правило, не превышает нескольких десятков. Получается довольно простой алфавит. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

В IX веке выдающиеся славянские просветители братья Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали славянскую азбуку. Они не просто приспособили греческий алфавит к славянским языкам, а существенно переработали его сообразно фонетическим составам этих языков. Кириллица - очень современный алфавит. Постепенно кирилловский алфавит приспособляется к русскому языку.


24. Условия и пути формирования национальных языков.

Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство.

Формирование национального языка идёт в направлении становления и укрепления языковой нормы, приобретения литературным языком. Разговорная форма национального языка, в основу которой кладётся один или несколько диалектов, по мнению некоторых специалистов, формируется уже под влиянием литературного языка.

Национальный язык, язык нации, сложившийся на основе языка народности в процессе развития народности в нацию. Интенсивность этого процесса зависит от темпов и особых условий развития народности в нацию у разных народов. Н. я. — система нескольких форм существования языка: литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорный разновидности языка и диалекты. В процессе формирования Н. я. существенно меняется соотношение между литературным языком и диалектами. Национальный литературный язык — развивающаяся форма, которая занимает ведущее положение, постепенно вытесняя диалекты, доминирующие на ранних этапах развития языка, особенно в сфере устного общения. Важнейшей особенностью национального лит


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.