Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-12-07 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сокращения и аббревиатуры, используемые в тексте
основной образовательной программы дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка»
Томского района
Программа – основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района;
МАДОУ «ЦРР-детский сад д. Кисловка», детский сад – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района;
ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 4 |
1.2. Цели и задачи Программы | 5 |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы | 9 |
1.5. Планируемые результаты освоения Программы | 15 |
1.6. Наблюдение и документация процессов развития детей | 21 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 22 |
Социально – коммуникативное развитие | 22 |
Познавательное развитие | 26 |
Речевое развитие | 31 |
Художественно – эстетическое развитие | 32 |
Физическое развитие | 33 |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. | 36 |
2.3. Содержание коррекционной работы | 43 |
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников | 48 |
3. Организационный раздел | |
3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка | 50 |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды | 51 |
3.3. Кадровые условия | 62 |
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы | 63 |
3.5. Финансовые условия Программы | 65 |
3.6. Организация пребывания детей | 71 |
3.7. Дополнительные услуги | 75 |
3.8. Презентация образовательной Программы МАДОУ "ЦРР - детский сад д. Кисловка" | 87 |
Приложение | |
Приложение № 1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района | |
Приложение № 2. Перспективное планирование по развитию игровой, трудовой деятельности | |
Приложение № 3. Программа психологического развития детей «Чувствую, понимаю, действую | |
Приложение № 4. Перспективное планирование по направлению «Познавательное развитие» | |
Приложение № 5. Перспективное планирование по направлению «Речевое развитие» | |
Приложение № 6. Перспективное планирование по направлению «Художественно – эстетическому развитию» | |
Приложение № 7. Перспективное планирование по направлению «Физическое развитие» | |
Приложение № 8. Программа «Мир здоровья» | |
Приложение № 9. Список используемых методических пособий, демонстрационного материала. |
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и во всем мире, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько глубоки, что вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в будущем. Однако образование наших детей даёт нам реальный шанс повлиять на общество будущего и помочь каждому ребёнку найти своё место, стать успешным в этом обществе.
Программа ориентирована на ребенка и имеет личностно – индивидуальную направленность, основой Программы является развития личности ребенка дошкольного возраста в группе детского сада.
|
Приоритетными ценностями образовательной системы МАДОУ «ЦРР–детский сад д. Кисловка» являются такие понятия: «Индивидуальность», «Личность», «Уникальность», «Свобода», «Выбор», «Успех», «Самостоятельность», «Ответственность», «Достоинство».
Данная Программа разработана (спроектирована) в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), методик дошкольного воспитания и, с учетом принципов и подходов примерной программы «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой расположенной на сайте www.firo.ru для ознакомления и использования.
Программа МАДОУ «ЦРР–детский сад д. Кисловка» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
▪ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.;
▪ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. регистрационный номер № 30384 вступил в силу с 01.01.2014 г.);
▪ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
▪ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
▪ Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации, размещены для ознакомления и использования на сайте Федерального Института Развития образования г. Москва в 2015 году (firo. ru).
Программа МАДОУ «ЦРР–детский сад д. Кисловка» реализуется по следующим адресам: д. Кисловка ул. Мира 4-а.
|
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы: является целостное и разностороннее развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, способами, ориентированными на ребенка и позитивным отношением к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.
Данная цель состоит в том, чтобы развить у каждого ребенка:
▪ творческое начало, воображение, изобретательность;
▪ способность к критическому мышлению и умению делать самостоятельный выбор;
▪ способность выявлять проблемы и находить решение;
▪ неравнодушие к проблемам общества, страны окружающей среды.
В соответствии с установками Программы, ребёнок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии. Таким образом, в Программе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования создаются условия для постоянного осуществления ребёнком осознанного ответственного выбора, который и лежит в основе развития его инициативы и самостоятельности.
Задачи программы:
▪ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
▪ обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья;
▪ развитие творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
▪ содействие становлению ценностно-смысловых ориентаций детей (формирование здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности);
▪ обеспечение вариативности и разнообразия способов, методов и приемов организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
|
▪ оказание психолого-логопедической помощи в интеграции детей с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство;
▪ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, воспитания детей, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья.
Планируемые результаты освоения Программы
Следуя требованиям Стандарта Программой не предусматривается от ребёнка конкретных образовательных достижений. Достижения ребёнка, связаны с возрастом и определяются как «возможные». Педагог в ходе наблюдения за детьми отбирает те материалы, которые свидетельствуют о существенных сдвигах в развитии конкретного ребенка с целью определения перспективы его развития. Процесс мониторинга развития ребенка (детей группы детского сада) основан на целенаправленном систематическом и целенаправленном педагогическом наблюдении, беседах с детьми, на экспертной оценке специалистов, на анализе продуктов детской деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры
▪ не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
▪ не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
▪ не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
▪ не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Планируемые результаты в раннем возрасте
К трем годам ребенок:
▪ ребёнок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
▪ ребёнок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.). Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
▪ владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
|
▪ слушает стихи, песни, короткие сказки, рассматривает картинки, двигается под музыку. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (лепка, конструирование и др.).
▪ в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
▪ проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания.
Планируемые результаты на этапе завершения Программы
К семи годам ребенок:
▪ ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; |
▪ ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; |
▪ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. |
▪ ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; |
▪ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; |
▪ ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
▪ ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Дети с ОВЗ могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. В связи с этим, целевые ориентиры для детей ОВЗ разработаны в адаптированных образовательных программах МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района.
В дополнение к вышеуказанным общим целевым ориентирам предлагается перечень отдельных целевых ориентиров на выпуске из детского сада по образовательным областям развития детей.
Направление развития | Целевые ориентиры | |
Социально коммуникативное | - Ребенок приобретает позитивную самооценку, так называемую положительную «Я-концепцию», выражающуюся в положительной оценке собственной личности относительно определенных способностей и качеств, в чувстве собственного достоинства, уверенности в собственных силах и способностях.
| |
| - У ребёнка появляются развитии предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), а также восприятия красоты в природе и в окружающем мире в целом; - у ребёнка развиваются творческие способности в различных видах искусства, в изобразительной, конструкторско-модельной, пластической, музыкальной области, в сфере изобразительных и пластических искусств, в игре. - ребёнок способен к сопереживанию персонажам художественных произведений. | |
Познавательное | - ребёнок демонстрирует первичные способности и готовность решать проблемы (анализ разного рода проблем, умение находить альтернативные пути их разрешения, оценивать эти пути, выбирать один из путей, претворять его в жизнь и производить проверку его успешности). - ребёнок обладает логическим мышлением, способен к образованию понятий, формулировке гипотез, культурой «анализа ошибок», состоящей в способности самостоятельно либо совместно с другими детьми обсуждать заблуждения, неверные решения, неправильно понятые смыслы, несоблюдение правил и т.д. | |
Речевое | - происходит обогащение словарного запаса, связной, интонационно и грамматически правильной речи, в том числе овладение словарным запасом связанного с другими образовательными областями. - ребёнок способен следить за сюжетом длинного рассказа; понимать смысл текста. - проявляет интерес к письму и письменной речи, рассказывает истории из жизни в правильной последовательности событий, способен рассказывать об отвлечённых понятиях так, чтобы это было понятно слушателям. | |
Физическое |
|
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
▪ педагогическая диагностика развития ребёнка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
▪ внутренняя оценка, самооценка Организации;
▪ внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
1.6. Наблюдение и документация процессов развития детей
Программой предусмотрена система мониторинга развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- карты развития ребёнка;
- различные шкалы индивидуального развития.
Система мониторинга в детском саду построена с учётом практических методик УМК «Вдохновения» («Карты развития от 0 до 3 лет», «Карты развития от 3 до 7 лет»).
Карты наблюдения представляют собой таблицы, в которых даны характеристики поведения, деятельности, базовых представлений детей. Диагностические карты по результатам обследования заполняются в течение учебного года на основе данных характеристик развития воспитанников, полученных в процессе анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками в совместной и самостоятельной деятельности, структурированные формы наблюдения или оценивания, то есть анкеты со стандартизированными вариантами вопросов и ответов.
В приложении 1 представлено Положение о системе оценки индивидуального развития детей МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Поскольку в основе программы лежит теория развития, в центр учебного плана помещен ребенок как единое целое. Подбор материалов, методы образования, способы взаимодействия педагогов с детьми в группе организованы в соответствии с принципами позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Работа в каждом из центров активности детей ведет к их комплексному развитию во всех образовательных областях и взаимную их интеграцию, которое обеспечивается в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов.
Это позволяет, реализуя деятельность, описанную в какой-либо из областей, решать отдельные задачи развития и из других областей.
Подробное содержание образовательных областей представлено в ООП ДО «Вдохновение» (стр.78-177).
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Социально –коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением Программы, заключается в осуществлении поддержки инициативы детей путем использования кейс-технологий (создания копилки кейсов), что позволяет каждому ребенку озвучить проблемную для него ситуацию, предложить свои способы ее разрешения, поделиться друг с другом своими мыслями и переживаниями, получить поддержку от членов группы.
Цель:
▪ позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Основными задачами являются создание условий для:
▪ развития коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта дошкольников;
▪ освоения навыков контроля поведения, усвоения социальных норм и правил;
▪ формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
▪ создание условий для формирования позитивной самооценки и Я-концепции;
▪ развития игровой деятельности.
▪ формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
▪ формирования основ безопасности в быту, социуме, природе.
Психологическое развитие
Целью психологического развития дошкольников является создание оптимальных условий для освоения детьми важных социально-психологических навыков, которые обеспечивают успешную социальную адаптацию, становление и развитие личности ребенка, реализацию его потенциальных возможностей.
Задачи психологического развития определяются возрастом ребенка, уровнем его социальной адаптации и социальной ситуацией развития. Для каждой возрастной группы стоят свои задачи психологического развития.
В средней группе приоритетной задачей выступает развитие самостоятельности, начального уровня произвольности психических процессов и поведения. В возрасте 4-5 лет особое внимание уделяется развитию воображения, способностей к организации совместной игры. В этом возрасте ребенок становится способен самостоятельно выбирать форму активности. Данный этап является начальным в развитии социального интеллекта ребенка, его способности к эмпатии.
В старшей возрастной группе ведущей задачей психологического развития становится развитие эмоционального интеллекта, как основной способности, обеспечивающей успешную социальную адаптацию. Ребенок начинает осмысливать мотивы своих поступков и поступков окружающих. Возрастающие способности ребенка к анализу дают возможность активно применять в развивающей работе кейс-технологии. Моделирование ребенком проблемной ситуации, ее анализ и поиск путей разрешения являются средством поддержки личной инициативы ребенка и его самостоятельности.
В подготовительной в школе группе ключевыми задачами психологического развития детей являются освоение навыков командной работы, навыков эффективной самопрезентации и инициирования социального взаимодействия, расширение социально-ролевого репертуара ребенка, развитие и поддержка учебной мотивации, развитие любознательности и воображения. Одной из важных задач на данном возрастном этапе выступает развитие универсальных учебных действий.
Помимо основных принципов, на которых базируется данная Программа, работа педагога-психолога с детьми основывается на следующих принципах:
▪ единство диагностики и развития. Развивающей работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению возможных психологических трудностей и позволяет оценить эффективность развивающей работы.
▪ деятельностный принцип развития. Развитие осуществляется в процессе взаимодействия ребенка (детей) и взрослого.
▪ ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
▪ принцип нормативности – ориентация при проведении и оценке работы ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.
▪ учет системного характера психического развития – невозможно изолированное развитие одного психического процесса, необходим комплексный подход, как в системе диагностики, так и в развивающей работе.
▪ принцип «замещающего онтогенеза» – работа должна начинаться с той «точки», с которой отмечается несоответствие возрастным нормативам.
▪ принцип преемственности – каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем.
▪ учет особенностей ребенка, его темперамента, поведенческих особенностей, личной инициативы, интересов, социальной ситуации развития.
▪ эмоциональная насыщенность занятий – ребенку необходимо получать положительные эмоции от взаимодействия с психологом.
Основные направления психологического развития:
1. Социальная адаптация в группе включает в себя:
▪ психологическое сопровождение периода адаптации ребенка в детском саду и развитие необходимых психолого-педагогических компетенций у родителей;
▪ создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группах через организацию совместной деятельности;
▪ снижение уровня психологического и физического напряжения у ребенка в случае затрудненной социальной адаптации;
▪ развитие лидерских качеств ребенка и освоение навыков работы в команде.
2. Эмоциональное развитие (развитие эмоционального интеллекта ) заключается в развитии следующих способностей:
▪ определять и адекватно выражать свои чувства и переживания;
▪ распознавать и адекватно реагировать на эмоции окружающих;
▪ определять объективные причины тех или иных эмоциональных реакций
3. Развитие коммуникативных навыков предполагает
▪ развитие способности четко формулировать свои мысли, ожидания, мотивы;
▪ развитие «активного слушания» как способности воспринимать максимальный объем информации по аудиальному каналу восприятия;
▪ развитие способности формулировать уточняющие вопросы;
▪ развитие навыком самопрезентации и инициирования взаимодействия (снижение уровня тревожности и неуверенности в себе).
4. Развитие универсальных учебных действий предполагает
▪ становление ценностно-смысловых ориентаций (учебная мотивация)
▪ развитие целеполагания
▪ освоение навыков работы с информацией (умение формулировать вопросы)
▪ освоение навыков планирования деятельности
▪ развитие критического отношения к результатам своей деятельности (сравнение предполагаемого результата с полученным)
Формы организации работы педагога психолога: индивидуальная; групповая (группы по 8-10 детей)
Методы используемые в развивающей работе: психологические развивающее игры и упражнения; психогимнастика; кейс-технологии; психодрама; кинезиологические упражнения; графические задания и упражнения; игра с песком
Оценка эффективности работы педагога-психолога проводится с использованием надежных и валидных психодиагностических методик через определенный временной интервал, в зависимости от содержания работы. На основе анализа эффективности, в план развивающей работы вносятся коррективы.
Особенности оценки эффективности развивающей работы:
▪ динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, так же как и результативность одного и того же приема или метода;
▪ эффективность работы зависит от степени соответствия развивающей работы индивидуальным особенностям психического развития ребенка.
Содержание направлений психологического развития детей описано в рабочей программе «Чувствую, понимаю, действую» педагога-психолога и представлено в Приложении 3 Программе.
Целевые ориентиры и содержание образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию описаны в программе «Вдохновение» стр. 82- 87.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Познавательное развитие направлено на поддержку интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных поисково-практических действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития раскрывается в направлениях «Математика», «Окружающий мир: естествознание и техника», «Окружающий мир: экология, природа как ценность», «Окружающий мир: общество, история и культура», которые реализуются интегрировано с другими направлениями и другими образовательными областями образовательной деятельности.
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие» | |||
Математика | «Окружающий мир: естествознание и техника» | «Окружающий мир: экология, природа как ценность» | «Окружающий мир: общество, история и культура» |
Формы работы § Обучение в повседневных бытовых ситуациях § Демонстрационные опыты § Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления § Коллективное занятие при условии свободы участия в нем § Самостоятельная деятельность в развивающей среде | Формы работы § Конструирование из различных материалов § Экспериментальная деятельность § Знакомство с окружающей техникой, инструментами с возможностью демонстрации и использования в совместной деятельности § | Формы работы § Наблюдения § Опыты кратосрочные и долгосрочные § Опыт-доказательство и опыт-исследование § Опыты демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем) § Поисковая деятельность как нахождение способа действия § Игры | Познавательные беседы Чтение художественной литературы Изобразительная деятельность Совместные игры |
на основе возможностей самостоятельного разрешения проблем, использования различных предметов для классификации, упорядочения, развития логического мышления, выражения собственных суждений. |
Задачи:
- создать условия для преподнесения математического материала с учетом возраста детей;
- создать условия, позволяющие организовать познание абстрактного и символичного мира математики для детей раннего возраста, с помощью различных органов чувств (через сенсорное восприятие);
- создать условия, побуждающие детей к активному математическому рассмотрению предметов и взаимосвязей с использованием игровых технологий;
- создать условия для формирования математического мышления детей в тесной взаимосвязи с языковым развитием.
Процесс овладения математическими представлениями в раннем и дошкольном возрасте проходит две стадии — дочисловую и числовую, сопровождается освоением словесного и символического выражения математического материала.
Содержание целевых ориентиров и организация образовательной деятельности по математическому развитию представлены в программе «Вдохновение» стр. 91- 98.
Цель, задачи реализующиеся
Задачи:
- создать условия, поддерживающие и укрепляющие в детях устойчивый интерес к окружающему миру, объектам живой и неживой природы, к их изучению и пониманию;
- создать условия для организованного знакомства с техникой (с учетом возраста детей), которые способствуют позитивному осознанию детьми своих способностей и возможностей, благодаря чему они учатся ответственному, осмысленному обращению с новыми технологиями и техническими приборами.
Целевые ориентиры, организация образовательного процесса в области естествознание, экология и техника представлены в программе «Вдохновение» стр. 102 – 110.
Содержание данной образовательной области представлено в Приложении 4 следующими перспективными планами:
▪ перспективный план по формированию элементарных математических представлений;
▪ перспективный план по формированию целостной картины мира;
С детьми старшего дошкольного возраста в совместной деятельности для исследования окружающего мира используется цифровая лаборатория «Наураша». Организация образовательного пространства с помощью модулей обеспечивает различные виды детской деятельности детей, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи.
Создать условия для:
• овладения ребенком речью: обогащение словаря, развитие связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• решения более специальной задачи по развитию предпосылок формирования грамотности: развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с книжной культурой, детской литературой (понимать связь между текстом и картинкой), понимание им на слух тексты различных жанров детской литературы, формирование речевой активности;
· для развития интереса к письму и письменной речи (написание букв, символов, расшифровывать буквы и символы)., экспериментировать в этой области.
Основные направления реализации образовательной области «Речевое разви |
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!