Сокращения и аббревиатуры, используемые в тексте — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сокращения и аббревиатуры, используемые в тексте

2021-12-07 33
Сокращения и аббревиатуры, используемые в тексте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сокращения и аббревиатуры, используемые в тексте

основной образовательной программы дошкольного образования

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка»

Томского района

 

Программа – основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района;

МАДОУ «ЦРР-детский сад д. Кисловка», детский сад – муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района;

ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел  
1.1. Пояснительная записка 4
1.2. Цели и задачи Программы 5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 6
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы 9
1.5. Планируемые результаты освоения Программы 15
1.6. Наблюдение и документация процессов развития детей 21
2. Содержательный раздел  
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 22
  Социально – коммуникативное развитие 22
  Познавательное развитие 26
  Речевое развитие 31
  Художественно – эстетическое развитие 32
  Физическое развитие 33
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. 36
2.3. Содержание коррекционной работы 43
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 48
3. Организационный раздел  
3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка 50
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды    51
3.3.  Кадровые условия 62
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 63
3.5. Финансовые условия Программы 65
3.6. Организация пребывания детей 71
3.7. Дополнительные услуги 75
3.8. Презентация образовательной Программы МАДОУ "ЦРР - детский сад д. Кисловка" 87
Приложение  
Приложение № 1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района  
Приложение № 2. Перспективное планирование по развитию игровой, трудовой деятельности  
Приложение № 3. Программа психологического развития детей «Чувствую, понимаю, действую  
Приложение № 4. Перспективное планирование по направлению «Познавательное развитие»  
Приложение № 5. Перспективное планирование по направлению «Речевое развитие»  
Приложение № 6. Перспективное планирование по направлению «Художественно – эстетическому развитию»  
Приложение № 7. Перспективное планирование по направлению «Физическое развитие»  
Приложение № 8. Программа «Мир здоровья»  
Приложение № 9. Список используемых методических пособий, демонстрационного материала.  

 

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и во всем мире, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько глубоки, что вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в будущем. Однако образование наших детей даёт нам реальный шанс повлиять на общество будущего и помочь каждому ребёнку найти своё место, стать успешным в этом обществе.

Программа ориентирована на ребенка и имеет личностно – индивидуальную направленность, основой Программы является развития личности ребенка дошкольного возраста в группе детского сада.

Приоритетными ценностями образовательной системы МАДОУ «ЦРР–детский сад д. Кисловка» являются такие понятия: «Индивидуальность», «Личность», «Уникальность», «Свобода», «Выбор», «Успех», «Самостоятельность», «Ответственность», «Достоинство».

Данная Программа разработана (спроектирована) в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования  (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), методик дошкольного воспитания и, с учетом принципов и подходов примерной программы «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой расположенной на сайте www.firo.ru для ознакомления и использования.

Программа МАДОУ «ЦРР–детский сад д. Кисловка» разработана  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

▪ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29   декабря 2012 г.;

▪ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. регистрационный номер № 30384 вступил в силу с 01.01.2014 г.);

▪ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);

▪ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г.  № 28564);

▪ Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации, размещены для ознакомления и использования на сайте Федерального Института Развития образования г. Москва в 2015 году (firo. ru).

Программа МАДОУ «ЦРР–детский сад д. Кисловка» реализуется по следующим адресам: д. Кисловка ул. Мира 4-а.

1.2. Цели и задачи Программы

 

Цель программы: является целостное и разностороннее развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, способами, ориентированными на ребенка и позитивным отношением к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.

Данная цель состоит в том, чтобы развить у каждого ребенка:

▪ творческое начало, воображение, изобретательность;

▪ способность к критическому мышлению и умению делать самостоятельный выбор;

▪ способность выявлять проблемы и находить решение;

▪ неравнодушие к проблемам общества, страны окружающей среды.

В соответствии с установками Программы, ребёнок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии. Таким образом, в Программе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования создаются условия для постоянного осуществления ребёнком осознанного ответственного выбора, который и лежит в основе развития его инициативы и самостоятельности.

Задачи программы:

▪ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

▪ обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья;

▪ развитие творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

▪ содействие становлению ценностно-смысловых ориентаций детей (формирование здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности);

▪ обеспечение вариативности и разнообразия способов, методов и приемов организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

▪ оказание психолого-логопедической помощи в интеграции детей с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство;

▪ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, воспитания детей, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья.

 

Планируемые результаты освоения Программы

 

Следуя требованиям Стандарта Программой не предусматривается от ребёнка конкретных образовательных достижений. Достижения ребёнка, связаны с возрастом и определяются как «возможные». Педагог в ходе наблюдения за детьми отбирает те материалы, которые свидетельствуют о существенных сдвигах в развитии конкретного ребенка с целью определения перспективы его развития. Процесс мониторинга развития ребенка (детей группы детского сада) основан на целенаправленном систематическом и целенаправленном педагогическом наблюдении, беседах с детьми, на экспертной оценке специалистов, на анализе продуктов детской деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

 

Целевые ориентиры

▪ не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

▪ не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

▪ не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

▪ не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

 

Планируемые результаты в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

▪ ребёнок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

▪ ребёнок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.). Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

▪  владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

▪  слушает стихи, песни, короткие сказки, рассматривает картинки, двигается под музыку. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (лепка, конструирование и др.).

▪  в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

▪ проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания.

Планируемые результаты на этапе завершения Программы

К семи годам ребенок:

▪ ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
▪ ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
▪ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам.
▪ ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
▪ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
▪ ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
▪ ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дети с ОВЗ могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. В связи с этим, целевые ориентиры для детей ОВЗ разработаны в адаптированных образовательных программах МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района.

  В дополнение к вышеуказанным общим целевым ориентирам предлагается перечень отдельных целевых ориентиров на выпуске из детского сада по образовательным областям развития детей.

 

Направление развития Целевые ориентиры
Социально коммуникативное - Ребенок приобретает позитивную самооценку, так называемую положительную «Я-концепцию», выражающуюся в положительной оценке собственной личности относительно определенных способностей и качеств, в чувстве собственного достоинства, уверенности в собственных силах и способностях.
- у ребенка формируется саморегуляция — сознательное и добровольное руководство собственными действиями, например с помощью самостоятельной постановки целей, самостоятельного оценивания результатов действий, коррекции действий и целей и постановки на этой основе новых целей; - ребенок проявляет начальные коммуникативные способности, умение выражать свои мысли связно и понятно для других, а также умение слушать и понимать других.

 

Художественно-творческое

 

- У ребёнка появляются развитии предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), а также восприятия красоты в природе и в окружающем мире в целом; - у ребёнка развиваются творческие способности в различных видах искусства, в изобразительной, конструкторско-модельной, пластической, музыкальной области, в сфере изобразительных и пластических искусств, в игре. - ребёнок способен к сопереживанию персонажам художественных произведений.
Познавательное - ребёнок демонстрирует первичные способности и готовность решать проблемы (анализ разного рода проблем, умение находить альтернативные пути их разрешения, оценивать эти пути, выбирать один из путей, претворять его в жизнь и производить проверку его успешности). - ребёнок обладает логическим мышлением, способен к образованию понятий, формулировке гипотез, культурой «анализа ошибок», состоящей в способности самостоятельно либо совместно с другими детьми обсуждать заблуждения, неверные решения, неправильно понятые смыслы, несоблюдение правил и т.д.
Речевое - происходит обогащение словарного запаса, связной, интонационно и грамматически правильной речи, в том числе овладение словарным запасом связанного с другими образовательными областями. - ребёнок способен следить за сюжетом длинного рассказа; понимать смысл текста. - проявляет интерес к письму и письменной речи, рассказывает истории из жизни в правильной последовательности событий, способен рассказывать об отвлечённых понятиях так, чтобы это было понятно слушателям.
Физическое
- ребенок получает радость и осознает пользу от движения, мотивирован на занятия физкультурой и спортом, на поддержание здорового образа жизни; - осознает собственную ответственность за здоровье и хорошее самочувствие; способность регулировать напряжение и расслабление, справляться со стрессом; - овладевает основами здорового и безопасного образа жизни, личной гигиены.

 

 

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

▪ педагогическая диагностика развития ребёнка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

▪ внутренняя оценка, самооценка Организации;

▪ внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

   1.6. Наблюдение и документация процессов развития детей

Программой предусмотрена система мониторинга развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- карты развития ребёнка;

- различные шкалы индивидуального развития.

Система мониторинга в детском саду построена с учётом практических методик УМК «Вдохновения» («Карты развития от 0 до 3 лет», «Карты развития от 3 до 7 лет»).

  Карты наблюдения представляют собой таблицы, в которых даны характеристики поведения, деятельности, базовых представлений детей. Диагностические карты по результатам обследования заполняются в течение учебного года на основе данных характеристик развития воспитанников, полученных в процессе анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками в совместной и самостоятельной деятельности, структурированные формы наблюдения или оценивания, то есть анкеты со стандартизированными вариантами вопросов и ответов.

В приложении 1 представлено Положение о системе оценки индивидуального развития детей МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Поскольку в основе программы лежит теория развития, в центр учебного плана помещен ребенок как единое целое. Подбор материалов, методы образования, способы взаимодействия педагогов с детьми в группе организованы в соответствии с принципами позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Работа в каждом из центров активности детей ведет к их комплексному развитию во всех образовательных областях и взаимную их интеграцию, которое обеспечивается в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов.

 Это позволяет, реализуя деятельность, описанную в какой-либо из областей, решать отдельные задачи развития и из других областей.

Подробное содержание образовательных областей представлено в ООП ДО «Вдохновение» (стр.78-177).

 

Образовательная область

«Социально - коммуникативное развитие»

 

Социально –коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением Программы, заключается в осуществлении поддержки инициативы детей путем использования кейс-технологий (создания копилки кейсов), что позволяет каждому ребенку озвучить проблемную для него ситуацию, предложить свои способы ее разрешения, поделиться друг с другом своими мыслями и переживаниями, получить поддержку от членов группы.

Цель:

▪ позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Основными задачами являются создание условий для:

▪ развития коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта дошкольников;

▪ освоения навыков контроля поведения, усвоения социальных норм и правил;

▪ формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

▪ создание условий для формирования позитивной самооценки и Я-концепции;

▪ развития игровой деятельности.

▪ формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;

▪ формирования основ безопасности в быту, социуме, природе.

 

Психологическое развитие

Целью психологического развития дошкольников является создание оптимальных условий для освоения детьми важных социально-психологических навыков, которые обеспечивают успешную социальную адаптацию, становление и развитие личности ребенка, реализацию его потенциальных возможностей.

Задачи психологического развития определяются возрастом ребенка, уровнем его социальной адаптации и социальной ситуацией развития. Для каждой возрастной группы стоят свои задачи психологического развития.

В средней группе приоритетной задачей выступает развитие самостоятельности, начального уровня произвольности психических процессов и поведения. В возрасте 4-5 лет особое внимание уделяется развитию воображения, способностей к организации совместной игры. В этом возрасте ребенок становится способен самостоятельно выбирать форму активности. Данный этап является начальным в развитии социального интеллекта ребенка, его способности к эмпатии.

В старшей возрастной группе ведущей задачей психологического развития становится развитие эмоционального интеллекта, как основной способности, обеспечивающей успешную социальную адаптацию. Ребенок начинает осмысливать мотивы своих поступков и поступков окружающих. Возрастающие способности ребенка к анализу дают возможность активно применять в развивающей работе кейс-технологии. Моделирование ребенком проблемной ситуации, ее анализ и поиск путей разрешения являются средством поддержки личной инициативы ребенка и его самостоятельности.

В подготовительной в школе группе ключевыми задачами психологического развития детей являются освоение навыков командной работы, навыков эффективной самопрезентации и инициирования социального взаимодействия, расширение социально-ролевого репертуара ребенка, развитие и поддержка учебной мотивации, развитие любознательности и воображения. Одной из важных задач на данном возрастном этапе выступает развитие универсальных учебных действий.

Помимо основных принципов, на которых базируется данная Программа, работа педагога-психолога с детьми основывается на следующих принципах:

▪ единство диагностики и развития. Развивающей работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению возможных психологических трудностей и позволяет оценить эффективность развивающей работы.

▪ деятельностный принцип развития. Развитие осуществляется в процессе взаимодействия ребенка (детей) и взрослого.

▪ ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

▪ принцип нормативности – ориентация при проведении и оценке работы ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.

▪ учет системного характера психического развития – невозможно изолированное развитие одного психического процесса, необходим комплексный подход, как в системе диагностики, так и в развивающей работе.

▪ принцип «замещающего онтогенеза» – работа должна начинаться с той «точки», с которой отмечается несоответствие возрастным нормативам.

▪ принцип преемственности – каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем.

▪ учет особенностей ребенка, его темперамента, поведенческих особенностей, личной инициативы, интересов, социальной ситуации развития.

▪ эмоциональная насыщенность занятий – ребенку необходимо получать положительные эмоции от взаимодействия с психологом.

Основные направления психологического развития:

1. Социальная адаптация в группе включает в себя:

▪ психологическое сопровождение периода адаптации ребенка в детском саду и развитие необходимых психолого-педагогических компетенций у родителей;

▪ создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группах через организацию совместной деятельности;

▪ снижение уровня психологического и физического напряжения у ребенка в случае затрудненной социальной адаптации;

▪ развитие лидерских качеств ребенка и освоение навыков работы в команде.

2. Эмоциональное развитие (развитие эмоционального интеллекта ) заключается в развитии следующих способностей:

▪ определять и адекватно выражать свои чувства и переживания;

▪ распознавать и адекватно реагировать на эмоции окружающих;

▪ определять объективные причины тех или иных эмоциональных реакций

3. Развитие коммуникативных навыков предполагает

▪ развитие способности четко формулировать свои мысли, ожидания, мотивы;

▪ развитие «активного слушания» как способности воспринимать максимальный объем информации по аудиальному каналу восприятия;

▪ развитие способности формулировать уточняющие вопросы;

▪ развитие навыком самопрезентации и инициирования взаимодействия (снижение уровня тревожности и неуверенности в себе).

4. Развитие универсальных учебных действий предполагает

▪ становление ценностно-смысловых ориентаций (учебная мотивация)

▪ развитие целеполагания

▪ освоение навыков работы с информацией (умение формулировать вопросы)

▪ освоение навыков планирования деятельности

▪ развитие критического отношения к результатам своей деятельности (сравнение предполагаемого результата с полученным)

Формы организации работы педагога психолога: индивидуальная; групповая (группы по 8-10 детей)

Методы используемые в развивающей работе: психологические развивающее игры и упражнения; психогимнастика; кейс-технологии; психодрама; кинезиологические упражнения; графические задания и упражнения; игра с песком

Оценка эффективности работы педагога-психолога проводится с использованием надежных и валидных психодиагностических методик через определенный временной интервал, в зависимости от содержания работы. На основе анализа эффективности, в план развивающей работы вносятся коррективы.

Особенности оценки эффективности развивающей работы:

▪ динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, так же как и  результативность одного и того же приема или метода;

▪ эффективность работы зависит от степени соответствия развивающей работы индивидуальным особенностям психического развития ребенка.

Содержание направлений психологического развития детей описано в рабочей программе «Чувствую, понимаю, действую» педагога-психолога и представлено в Приложении 3 Программе.

Целевые ориентиры и содержание образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию описаны в программе «Вдохновение» стр. 82- 87.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Познавательное развитие направлено на поддержку интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных поисково-практических действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития раскрывается в направлениях «Математика», «Окружающий мир: естествознание и техника», «Окружающий мир: экология, природа как ценность», «Окружающий мир: общество, история и культура», которые реализуются интегрировано с другими направлениями и другими образовательными областями образовательной деятельности.

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Основные направления реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

Математика «Окружающий мир: естествознание и техника» «Окружающий мир: экология, природа как ценность» «Окружающий мир: общество, история и культура»
Формы работы § Обучение в повседневных бытовых ситуациях § Демонстрационные опыты § Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления § Коллективное занятие при условии свободы участия в нем § Самостоятельная деятельность в развивающей среде Формы работы § Конструирование из различных материалов § Экспериментальная деятельность § Знакомство с окружающей техникой, инструментами с возможностью демонстрации и использования в совместной деятельности § Формы работы § Наблюдения § Опыты кратосрочные и долгосрочные § Опыт-доказательство и опыт-исследование § Опыты демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем) § Поисковая деятельность как нахождение способа действия § Игры Познавательные беседы Чтение художественной литературы Изобразительная деятельность Совместные игры

на основе возможностей самостоятельного разрешения проблем, использования различных предметов для классификации, упорядочения, развития логического мышления, выражения собственных суждений.

Задачи:

- создать условия для преподнесения математического материала с учетом возраста детей;

- создать условия, позволяющие организовать познание абстрактного и символичного мира математики для детей раннего возраста, с помощью различных органов чувств (через сенсорное восприятие);

- создать условия, побуждающие детей к активному математическому рассмотрению предметов и взаимосвязей с использованием игровых технологий;

- создать условия для формирования математического мышления детей в тесной взаимосвязи с языковым развитием.

Процесс овладения математическими представлениями в раннем и дошкольном возрасте проходит две стадии — дочисловую и числовую, сопровождается освоением словесного и символического выражения математического материала.

Содержание целевых ориентиров и организация образовательной деятельности по математическому развитию представлены в программе «Вдохновение» стр. 91- 98.

Цель, задачи реализующиеся

Задачи:

- создать условия, поддерживающие и укрепляющие в детях устойчивый интерес к окружающему миру, объектам живой и неживой природы, к их изучению и пониманию;

- создать условия для организованного знакомства с техникой (с учетом возраста детей), которые способствуют позитивному осознанию детьми своих способностей и возможностей, благодаря чему они учатся ответственному, осмысленному обращению с новыми технологиями и техническими приборами.

Целевые ориентиры, организация образовательного процесса в области естествознание, экология и техника представлены в программе «Вдохновение» стр. 102 – 110.

Содержание данной образовательной области представлено в Приложении 4 следующими перспективными планами:

перспективный план по формированию элементарных математических представлений;

перспективный план по формированию целостной картины мира;

С детьми старшего дошкольного возраста в совместной деятельности для исследования окружающего мира используется цифровая лаборатория «Наураша». Организация образовательного пространства с помощью модулей обеспечивает различные виды детской деятельности детей, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи.

Создать условия для:

• овладения ребенком речью: обогащение словаря, развитие связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи;

• решения более специальной задачи по развитию предпосылок формирования грамотности: развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с книжной культурой, детской литературой (понимать связь между текстом и картинкой), понимание им на слух тексты различных жанров детской литературы, формирование речевой активности;

· для развития интереса к письму и письменной речи (написание букв, символов, расшифровывать буквы и символы)., экспериментировать в этой области.

Основные направления реализации образовательной области

«Речевое разви


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.