Теоретический материал 2 часть. Поэма «Двенадцать» (Прочитать поэму) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Теоретический материал 2 часть. Поэма «Двенадцать» (Прочитать поэму)

2021-12-07 66
Теоретический материал 2 часть. Поэма «Двенадцать» (Прочитать поэму) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стоит буржуй, как пес голодный.

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный.

Стоит за ним, поджавши хвост.

А. Блок.

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

– Какая музыка слышится автором?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений. Для Блока революция – это способ переворота, который «расплавит старый мир». Поэма «Двенадцать» - это то, что услышал Блок в революции.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока.

 «Двенадцать» - вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в область поэзии за революцию, - говорил философ Сергей Николаевич Булгаков.

По утверждению Владимира Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Лев Давидович Троцкий.

История создания поэмы "Двенадцать"

Произведение написано после февральской и октябрьской революции в 1918 г. Поэма складывалась у поэта очень быстро, ведь он писал ее, находясь в предвкушении перемен. Сначала он написал отдельные строфы, а потом собрал их в единую композицию. Любопытно, что поэма выросла всего с нескольких слов ("уж я ножичком полосну, полосну"), за которыми мгновенно появились 8 строф. Стояли вьюжные январские дни, и это настроение поэт пронес через все свое произведение. Поэма Блока могла и не сохраниться до наших дней, т.к. автор в предсмертном бреду потребовал, чтобы жена Любовь Менделеевна сожгла ее, но она этого не сделала. А.А.Блок стал врагом народа и поэтов, за что Николай Гумилев вынес ему приговор: служба Антихристу, вторичное распятие Христа и расстрел государя.

Рассматривая события февраля-октября 1917 г., необходимо проанализировать причины кризисов Временного правительства и их последствия, причины стремительного роста влияния большевиков среди населения.

 1. Февральская революция, ее основные события и итоги (23-27 февраля 1917 г.).

Причины революции. Экономический и политический кризис, дестабилизация обстановки из-за затянувшейся Первой мировой войны; падение морального авторитета царизма из-за «распутинщины».

Характерная черта Февральской революции – ее стихийный характер (ни одна партия не была готова к революции).

Итоги революции: свержение монархии, фактическое установление республики (официально провозглашена только 1 сентября1917 г.); провозглашены максимальные демократические права и свободы населения, всеобщее избирательное право. Тем самым Февральскую революцию 1917 г. можно считать законченной буржуазно-демократической революцией.

 Одним из итогов Февральской революции было установление двоевластия (наличие двух альтернативных центров власти: Петросовета и Временного правительства). Это стало одной из причин крайней нестабильности политической обстановки, отразившейся в кризисах Временного правительства.

Итог: катастрофическое ухудшение обстановки в стране.

Вывод: приход большевиков к власти в тех конкретно-исторических условиях логичен и закономерен.

 2.Октябрьская революция.

Ее особенность – это ее почти бескровный характер (минимальное количество жертв при штурме Зимнего Дворца и захвате ключевых объектов в Петрограде).

При описании событий 24-25 октября необходимо проанализировать план Ленина, ответить на вопрос, почему захват власти был приурочен к открытию II Всероссийского съезда Советов.

Один из спорных вопросов – можно ли считать захват власти большевиками революцией? Ответ – можно, так как это привело к коренному изменению социально-экономических и политических отношений в стране.

Итог: рост симпатий к Советской России со стороны колониальных и полуколониальных стран, а также национальных окраин самой России.

Беседа

Для начала поговорим о ее названии.

Число двенадцать, вынесенное в название поэмы не случайно. Почему именно двенадцать?

Ответ: 1)12 красногвардейцев (интересно отметить то, что революционные патрули действительно обычно состояли из 12 человек.

2)12 глав в поэме

3) Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.

Не случайно только двое из них, Андрюха и Петруха, имеют имена апостолов Андрея Первозванного, предсказавшего, по преданию, приход христианства на Русь, и Петра, первого христианского епископа.

4) Выбор времени действия (“чёрный вечер”) вызывает и другой круг ассоциаций, соотносимый со словом “двенадцать”, — обозначение переломного момента времени (конец прошедшего дня и начало дня нового — двенадцать часов ночи).

5)12 месяцев в году, соответственно 12 знаков зодиака

6) В буддизме процесс перерождения живых существ представлял собой «колесо», образуемое 12 ступенями.

Как истинный поэт-символист, Блок умеет находить и читать символическое в окружающей действительности. Его символы настолько многогранны, что в каждом из них, например как у нас в истолковании названия, совмещаются совершенно разные смыслы.

Изначально первые строки произведения звучали так: «Темный вечер, и снег, и пронзительный ветер». Сравните с окончательным вариантом

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

Как вы думаете, почему автор изменил начало? (с первых же строк задается яркая особенность поэмы – контраст; выявляется символика цвета).

Что обозначает белый цвет метели? (Белая метель – холод, чистота, святость. Белый не скрывает в себе другого цвета и потому считается символом невинности, правды и чистоты).

Какова символика черного цвета? (цвет – символ траура, горя, гибели, смерти, несчастья, неудачи, зависти, подавленности, зла и неуверенности).

Какую же символику имеет этот цвет в поэме?(В черную бездну рушится старый мир, черная злоба кипит в душах людей).

Но следующая строфа такова:

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

Что могут выражать эти строки? Ледок? («Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути).

Анализ произведения.

Начинаем с первой главы.

Где разворачивается действие поэмы? («На всем божьем свете», на фоне разбушевавшихся природных стихий. Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме).

Как изображена разбушевавшаяся природная стихия? (Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества).

Каков образ ветра? (Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения. Он завивает, ветер хлесткий, ветер веселый и зол и рад, он гуляет, свищет, рвет, мнет. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре).

Какой конфликт мы можем увидеть в основе произведения уже с первых его строк? (борьба старого и нового, борьба двух «миров»).

Какой еще образ мы видим в первой главе? (старушка)

Представителем какого мира является старушка? (старого мира)

2 и 3 главы. Какие образы мы встречаем? (12 красногвардейцев)

Представителями какого мира являются они? (Нового)

Похожи ли эти 12 человек на окружающих? Есть ли у красногвардейцев цель? Какова она? (Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете»).

Какой образ появляется в поэме? (Катька)

Символом чего обычно является женщина? (Возрождения)

Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность? (Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала»)

Какое событие лежит в основе 6 гл.? (Ответ: Убийство Катьки).

Что может обозначать убийство женщины? (ее принесли в жертву революции; революционная стихия вмешивается в личную жизнь людей).

Какое место в поэме имеет это событие? (Кульминация).

Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки? (Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаяние вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести).

Какой образ встречается в 9 главе? (Пес и буржуй)

ИТОГ

Что они символизируют?

Стихия, ветер - имеет вселенский масштаб.

Старый мир:

Старушка – обывательское сознание

Буржуй – «упрятал нос», растерян, запутан.

Писатель-вития – говорит вполголоса

Поп – «нынче невеселый»

Барыня – упадок, обнищание

Пес – остатки прошлого мира следуют в будущее

Новый мир: 12 красноармейцев – видят высокий революционный долг в борьбе с невидимым врагом.

Представители стихийной «вольницы»

Катька и Петруха

Женщина – символ возрождения

Убийство – полное обесценивание человеческой жизни.

Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный.

Еще одна сторона поэмы – ее музыкальность. В начале своего творчества Александр Блок говорил: «Музыка есть сущность мира». Потом он скажет: «Революция есть музыка». Александру Блоку, как чуткому певцу, необходимо было передать музыку вихря революции, его ритм.

Корней Иванович Чуковский сказал, что поэма Александра Блока это «частушка, сыгранная на грандиозном органе».

Попробуем объяснить это высказывание с помощью текста. Но прежде запомните, что «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы.

Как в строфах отражена музыка, какой это жанр?

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг. - Интонации марша

 

Нe слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового

Гуляй, ребята, без вина! - романс

 

Запирайте етажи!

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

 

Эх, эх, освежи,

Спать с собою положи!

Эх, эх, согреши!

Будет легче для души! - Частушечный мотив

 

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить! - Солдатская Песня

 

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ! - Революционная песня

 

Вся власть Учредительному Собранию!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем… - Лозунги

 

Господи, благослови! - Молитва

12 глава. Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство.

Блок писал в своем дневнике: «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого? Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»

-Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы? (Образ Христа символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель чистоты, святости и очистительного страдания.)

- Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу? (К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы - двенадцать бойцов.)

- Каково отношение к Богу у красноармейцев? (Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки)

- Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома? (Те, кто не верит в Него – не видят. Неверующие – слепы)

- Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами? (Да)

- Почему Блок изобразил Христа идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль?

- Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее)

27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…»

- Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди?

Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключена идея - искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.

Итог

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно согласиться или не согласиться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, потому что революция – это поистине беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу. Поэма «Двенадцать» - честная попытка Александра Блока понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять.

5. Домашнее задание:

1. Устно: прочитать конспект, лирику (в теме урока), выучить 1 на выбор;

Письменно (1 на выбор).

1. Жизненный и творческий путь поэта

2. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. ” (по аналогии с «Незнакомкой»)

3. Система образов поэмы «Двенадцать»


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.