Цель, объект, субъект референдума — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Цель, объект, субъект референдума

2021-12-07 86
Цель, объект, субъект референдума 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Референдум

1. Понятие и виды референдумов. Плебисцит;

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органоми вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям.

В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно –правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения. Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум РФ, референдум субъекта и местный референдум.

В Российской Федерации законодательство о референдуме состоит из Конституции РФ, ФКЗ от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», ФЗ от 19 сентября 1997 г «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательства субъектов Российской Федерации.

 В ст. 3 Конституции РФ закрепляется, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Статья 32 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32). Конституция РФ разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования и защиты прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении Российской Федерации, а защита - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Плебисцит - всенародное обсуждение, вид всенародного голосования, референдум. С юридической точки зрения отсутствуют различия между референдумом и плебисцитом. Однако Плебисцит называют референдум по вопросам, имеющим судьбоносный характер для страны или региона: о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, доверии лидеру страны. Плебисцит используется политиками для достижения не только юридических, но и политических целей, поскольку победа позиции инициатора Плебисцит увеличивает многократно его политические шансы. Во Франции Плебисцит считается синонимом референдума. Процедуры проведения Плебисцит а и референдум а не отличаются друг от друга.

 

Статья 5. Вопросы областного референдума

1. На областной референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Калининградской области или в совместном ведении Российской Федерации и Калининградской области, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

2. Уставом (Основным Законом) Калининградской области и законами Калининградской области могут быть установлены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на областной референдум.

3. На областной референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

о персональном составе органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления;

об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Калининградской области;

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.

5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

6. Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на областной референдум, за исключением указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 7. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о референдумах

Порядок исчисления сроков, установленных федеральным законодательством о референдумах, настоящим Законом применительно к областному референдуму определяется в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 13. Образование участков областного референдума

1. Участки областного референдума образуются для голосования и подсчета голосов участников областного референдума. Участки областного референдума по согласованию с избирательной комиссией Калининградской области образуют глава местной администрации муниципального района, городского округа, лица, указанные в пункте 4 настоящей статьи, территориальная избирательная комиссия в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума, не позднее чем за 45 дней до дня голосования с учетом местных и других условий, в целях создания максимальных удобств для участников областного референдума.

2. Участки областного референдума образуются из расчета не более чем три тысячи участников областного референдума на каждом участке.

3. Участки областного референдума могут быть образованы в местах временного пребывания участников областного референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, в порядке и срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. На судах, находящихся в день голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем.

4. Военнослужащие голосуют на общих участках областного референдума. В порядке исключения допускается образование участков областного референдума в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях участки областного референдума могут образовываться командирами воинских частей в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях, по согласованию с территориальной избирательной комиссией, - не позднее чем за три дня до дня голосования. Членам избирательной комиссии Калининградской области, членам или уполномоченным представителям инициативной группы по проведению областного референдума, наблюдателям, а также представителям средств массовой информации должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования на участках областного референдума, образованных в воинских частях, и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим Законом по предъявлении ими соответствующих удостоверений.

5. Глава местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования публикует списки участков областного референдума с указанием границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования.

6. Информация об участках областного референдума, образованных позднее срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, должна быть опубликована главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем через один день после их образования.

Референдум

1. Понятие и виды референдумов. Плебисцит;

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органоми вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям.

В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно –правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения. Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум РФ, референдум субъекта и местный референдум.

В Российской Федерации законодательство о референдуме состоит из Конституции РФ, ФКЗ от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», ФЗ от 19 сентября 1997 г «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательства субъектов Российской Федерации.

 В ст. 3 Конституции РФ закрепляется, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Статья 32 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32). Конституция РФ разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования и защиты прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении Российской Федерации, а защита - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Плебисцит - всенародное обсуждение, вид всенародного голосования, референдум. С юридической точки зрения отсутствуют различия между референдумом и плебисцитом. Однако Плебисцит называют референдум по вопросам, имеющим судьбоносный характер для страны или региона: о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, доверии лидеру страны. Плебисцит используется политиками для достижения не только юридических, но и политических целей, поскольку победа позиции инициатора Плебисцит увеличивает многократно его политические шансы. Во Франции Плебисцит считается синонимом референдума. Процедуры проведения Плебисцит а и референдум а не отличаются друг от друга.

 

Цель, объект, субъект референдума

Цель референдума – принятие гражданами решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Объекты референдума по ФКЗ «О референдуме РФ»:

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.     2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум котоого предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Субъекты референдума:

- граждане РФ, достигшие 18 лет

- иностранных граждане

- лица без гражданства

- иностранные юр лица

- международне организации и международные общественные движения. По:

Статья 13. Участие в референдуме иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.