я девочка: (дымковской игрушке – с показом её на фотографии) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

я девочка: (дымковской игрушке – с показом её на фотографии)

2021-12-07 49
я девочка: (дымковской игрушке – с показом её на фотографии) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я среди своих – царица.

И ярка, и белолица.

И среди своих, девицы,

Уважения частицу

Я хотела бы иметь.

Я девочка: (о кожлянской игрушке – с показом её на фотографии)

А я местная, своя,

Знает обо мне Земля.

Я поездила по свету,

Славя и деревню эту,

И старинных мастериц.

Педагог показывает картинки с изображением филимоновской, городецкой игрушек, дети угадывают.

Рефлексия.

Педагог: Для чего создаются игрушки?

Как называется местная чудо-игрушка?

Почему местную глиняную игрушку-свистульку назвали кожлянской?

Чем кожлянская игрушка отличается от глиняных игрушек других областей?

Свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.

- Давайте и мы с вами образуем круг и отпугнем от себя злых духов. (В центр круга встает ребенок, свистит в свистульку)

Дети произносят:

Вихрь, вихрь не на меня,

Крути злого лешака,

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

Педагог: Ребята, пронесите свою любовь к народному промыслу через всю жизнь. Когда вы станете взрослыми, возможно, кто-то из вас создаст что-то необычное, за что вами будут гордиться. И вы прославите Курский край, как прославляли его курские мастера.

 

 

Приложения

 

Картинки с изображением кожлянской игрушки для практической работы.

Кожлянские глиняные игрушки на ярмарке.

В.В. Ковкина

Игрушка-перевертыш. Автор В.В. Ковкина

 

Основные сюжеты росписи кожлянской глиняной игрушки

Авторская роспись В.В. Ковкиной

 

 

 Филимоновская игрушка.

Дымковская игрушка.

 

Кожлянская игрушка.

Информационные материалы.

История кожлянской игрушки.

От шоссе до Кожли, что в Курчатовском районе, полтора километра пешком. Хотя промысел, как утверждают многие исследователи, зародился в деревне Дроняево, именно жители Кожли с успехом переняли его, тем самым «дав» имя игрушке. Легенда гласит, будто деревню назвали от фамилии человека, который впервые обжился здесь, - Козлов. Позже название деревни «Козли» со временем трансформировалось в «Кожли», а игрушку стали звать кожлянской. Символом местной игрушки является глиняный козлик, расписанный в соответствии с видами местной росписи.

Когда возник кожлянский промысел точно сказать нельзя, но уже 70-80 лет назад он был известен. В Кожле большие залежи голубой глины, которая после обжига приобретала белый цвет.

Одна из мастериц Ульяна Ивановна Ковкина вспоминала: «Свистульки у нас лепили всегда, сколько себя помню. Больше занимались этим ремеслом в межсезонье, когда заканчивались полевые работы. Обучались этому ремеслу с раннего детства, мастерство передавалось от матери дочери».

 

Кожлянская игрушка.

В другую группу входят игрушки сложные, они состоят из двух, а нередко из трёх и более фигурок. Например, если это барышня, то непременно с «лисичкой» или «курочкой»-свистком или другой фигуркой подобного типа под мышкой. В наименовании этих игрушек на первом месте стоит название её, то есть «Тройка», «Всадник», «Царевна-лягушка»… Далее следует обязательное дополнение: «Со свистком». Есть игрушки и с двумя свистками.

Кожлянский свисток имеет четыре отверстия. Это одно из твёрдых правил, которому мастера следовали из поколения в поколение. Причём, свист можно извлекать уже при помощи двух основных отверстий, которые, собственно, и составляют свисток. Эту часть игрушки мастера так и называют звуковой. Ещё два аккуратных круглых отверстия по бокам игрушки позволяют извлекать из неё нехитрые мелодии-переливы.

У кожлянской игрушки высокий, лёгкий, протяжный свист. Это одна из особенностей, которая отличает её от всех других.

Поскольку когда-то глиняные фигурки имели значение культовых, то есть выражали определённую религиозную идею, то и свист раздавался в назначенные сроки: во время тех или иных обрядов. Но как рассказывает нам история возникновения кожлянской игрушки, она родилась в конце XVIII века (хотя В.В,Ковкина уверена, что деревня существовала ещё до барина) и уже явно не могла быть культовой. Хотя, бесспорно, она появилась не на пустом месте и несла в себе стародавние традиции. Одна из них – свист. К тому же, игрушка для детей, какой она возникла в Кожле, если бы не звучала, была бы для ребят совершенно не интересной. Так право свиста перешло к детворе. А уж она-то свистит, когда хочет и где только может.

 

Игрушки изображали не просто людей, животных, предметы. Это были образы – символические знаки.

1 слайд – Женская фигура олицетворяла силы плодородия Земли.

2 слайд – Конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать.

3 слайд – Птицы предвещали весну и лето, были вестниками богини Матери-Земли.

4 слайд – Козёл выступает как покровитель урожая: «Где козёл ходит – там жито родит».

В игрушках передавались ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, счастья и красоте.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.