Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ

2021-12-07 21
Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ

 

Педагога-психолога Максимовой И.В.

 

 

г.Зеленогорск, 2017г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.  

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Ккатегории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

· с нарушением слуха (слабослышащие);

· с нарушением зрения (слабовидящие);

· с тяжелыми нарушениями речи;

· с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);

· с задержкой психического развития;

· с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребенком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в общеразвивающих ДОУ.

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, является актуальной.

Особенности развития детей с ОВЗ представлены в основной образовательной программе ДОУ (ООП, АООП)

Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и  обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

 

В МБДОУ воспитываются 26 детей с ОВЗ: 16 детей - с ТНР, из них - 1 ребенок имеют статус «ребенок-инвалид», 10 - с ЗПР.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы. К данной категории относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном образовательном пространстве.

 

 

                                                                                 

Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

 

Задачи коррекции:

  • Своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОУ;
  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей физического и (или) психического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогического комиссии);
  • Разработка и реализация индивидуальных адаптированных программ и планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;
  • Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.

 

Общие принципы (для всех детей с ОВЗ) и частные принципы коррекции  представлены в ООП ДОУ.

Программа коррекциивключает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее содержание.

 

Концептуальный модуль.

Определяет стратегию построения индивидуальной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого- педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум.

 Его главная задача: реализация индивидуального образовательного маршрута и оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи ППк сопровождения:

- установление контакта с родителями;

- коррекция речевых нарушений;

- развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков ребёнка;

- установление психологической защищённости ребёнка;

- подготовка ребёнка к школе;

- выбор оптимальных методов, приёмов.

ППк является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии.

 

В ППк входят:

- заведующий МБДОУ  Ганичева Л.В.

- председатель ППК заместитель заведующего по ВМР Гордеева Н.В.

- учитель-логопед Воронина Л.Н.

- учитель – дефектолог Юркова О.В.

- педагог – психолог Максимова И.В.

                                                                                 

Участниками комплексного сопровождения являются:

- воспитатель

- родитель (законный представитель)

- учитель-логопед

- учитель-дефектолог

- педагог- психолог

Педагогом – психологом.

Виды трудностей Направления работы Содержание работы Ответственные
Тяжелая адаптация детей к условиям ДОУ Диагностический блок   Профилактический блок   Просветительский блок   Коррекционно-развивающий     Консультативный блок Наблюдение за детьми, анкетирование родителей, педагогов, мониторинг адаптации, ведение листов адаптации   Групповое родительское собрание, анкетирование родителей, памятка, консультации в уголке для родителей   Участие в родительских собраниях, инд. консультирование родителей и педагогов, информация на сайте ДОУ, в уголке для родителей Применение адаптационных игр-упражнений, инд. подход к детям разных групп адаптации Аналитический учет работы   Инд. и групповое консультирование родителей и педагогов по запросу и перспективному плану Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность) Участие в ППК Педагог-психолог, воспитатели   Педагог-психолог, воспитатели   Педагог-психолог, воспитатели   Педагог-психолог, воспитатели     Педагог-психолог
ОВЗ (ТНР, ЗПР) и дети-инвалиды Диагностический блок     Профилактический блок   Просветительский блок   Коррекционно-развивающий блок     .   Консультативный блок Наблюдение, диагностика ВПФ, эмоционально-волевой, личностной, социальной, психофизической сферы   Беседы, консультации, выступления на собраниях по вопросу формирования толерантного поведения у родителей, сверстников и педагогов   Инд. консультирование педагогов и родителей   Создание инд. планов и маршрутов работы с детьми, инд. или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия Аналитический учет работы     Инд. консультирование педагогов и родителей Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность) Участие в ППК Педагог-психолог   Педагог-психолог, воспитатели   Педагог-психолог     Педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, медицинский работник   Педагог-психолог  
Гиперактивность, агрессивное поведение, тревожность, нарушения общения, истерические реакции, задержка формирования ВПФ (группа риска) Диагностический блок     Профилактический блок     Просветительский блок   Коррекционно-развивающий блок   Консультативный блок Наблюдение, диагностика ВПФ, эмоционально-волевой, личностной, социальной, психофизической сферы   Беседы, консультации, выступления на собраниях по вопросу формирования толерантного поведения у родителей, сверстников и педагогов, информация в уголке для родителей   Инд. консультирование педагогов и родителей, информация на сайте и в уголке для родителей   Создание инд. планов и маршрутов работы с детьми, инд. или подгрупповые коррекционно-развивающие занятия Аналитический учет работы   Инд. консультирование педагогов и родителей Обсуждение проблем ребенка на консилиуме (экспертная деятельность) Участие в ПМПК Педагог-психолог, воспитатели     Педагог-психолог, воспитатели   Педагог-психолог   Педагог-психолог, воспитатели, специалисты     Педагог-психолог, воспитатели, специалисты

 

Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.