Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-12-07 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Природные задатки – основа формирования способностей. Интеллект.
Вопрос 1. Теории происхождения человека (теории антропогенеза):
Религиозная теория.
Теория палеовизита
Теория эволюции Ч.Дарвина
Естественнонаучная (трудовая) теория Ф.Энгельса
Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
Теория Эволюции Чарльза Дарвина. Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
Естественнонаучная теория Ф. Энгельса. Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) - это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Вопрос 2. Сходство человека с животными.
|
Биологические начала в человеке – это те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Сходство человека с животными проявляется в следующем:
а) функционирование внутренних органов и систем (строение клетки, инстинкт самосохранения, ограниченность во времени существования и другие процессы организма человека);
б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме, необходимых условиях обитания, приспособлении к окружающей среде и др.);
в) генотип человека и механизмы наследственности. Так же, как у животных, у человека есть свой набор генов, свой генотип, который влияет на потомство.
Таким образом, Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homosapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Самореализация в процессе деятельности.
Вопрос 4. Социальное в человеке:
1) социальные потребности, н-р, потребности человека находиться в социуме, общаться и выполнять определенную социальную роль, реализовываться в обществе.
2) интересы ( вытекают из потребностей, обладают всеми чертами потребностей, но усилены особенностями индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, психологического состояния, культурного развития и других качеств человека. Пример: общество заинтересовано в нейтрализации террористической группировки ИГИЛ).
3) волевые качества: целеустремленность, инициативность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей.
|
4) Самосознание: это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Мировоззрение и т.д.
Социальное в человеке – это то, что человек приобрел в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность.
Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность, удовлетворение духовных потребностей и др.
Человек как социальное существо может действовать свободно и самостоятельно нести ответственность за них и может совершать действия, определяемые обстоятельствами или предписанные законом или правилами класса, слоя, этноса, к которому он себя причисляет.
Вопрос 5. Единство биологического, психического и социального в человеке:
Итак, Человек – существо био- психо- социальное.:
• биологическая природа — включает строение организма, питание, размножение, выкармливание детей, раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип, инстинкты, эмоции, мышление и членораздельная речь, подражание, разум и самосознание;
• психическая природа — включает внутренний духовный мир, сознательные и бессознательные процессы,
воля, переживания, характер, темперамент, самовоспитание, типы нервной системы.
|
• социальная природа — включает сознание и разум, свободу и ответственность, способность к социальной
и творческой деятельности, способность изготавливать орудия труда и использовать их, способность
преобразовывать окружающую действительность и создавать материальные и духовные ценности. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Единство биологического, психического и социального проявляется также в следующем:
1) Влияние наследственности на физические данные и психические свойства человека. У ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека – это врожденные особенности человека, передаваемые через гены. Гены – это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены - генетика человека. Генотип – это набор генов организма, фенотип – это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. Фенотип – это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент – холерик и так далее). Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки - в мире отношений. Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то - с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями. Гены определяют многие наши черты характера и склонности. У мальчиков - это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д. Согласно современным научным исследованиям генетические факторы играют значительную роль в формировании психологических свойств личности человека. Так, ученые считают, что основные психологические черты человек наследует у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности наследуются на 60-80%. Н-р, доказано, что наследственность влияет на появление у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который часто сочетается с другими психическими нарушениями, например, депрессией, асоциальным поведением, что позволяет делать выводы о наличии общих генетических основ у этих расстройств.
|
2) Осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах. Биологические потребности (в еде, питье, одежде, защищенности) связаны с определенной техникой производства и исторической формацией, которые, в свою очередь, определяют и характер нашей деятельности, и наши мысли, чувства, влечения, чувства и отношения между людьми. Такие качества людей, как доброта или агрессивность, эгоизм, любовь, порядочность и т.п. определяются не на биологическом, а на социальном уровне. Рассмотрим пример с половым инстинктом. Половой инстинкт вызывает ряд физиологических процессов в организме, приводящих к усилению деятельности органов воспроизводительной системы. Под влиянием этой потребности весь организм человека (и животных) превращается в аппарат, направленный на удовлетворение половой потребности. Меняются поступки человека, его внешний вид, нарушается нормальное течение психики путем вытеснения всех других представлений и мыслей. Под влиянием этой потребности человек совершает множество самых разнообразных актов: она побуждает его влюбляться, толкает на подвиги или безрассудные действия. Половой инстинкт, подвергается правовому регулированию. Согласно нормам права, регулируются отношения между полами, супругами, родителями, между родителями и детьми, родственниками. Следствием удовлетворения половой потребности является воспроизводство населения. От роста и количества населения изменяется состав группы и характер ее организации. Степень влияния половой потребности на поведение людей не абсолютна. Например, человек находящийся в опасности, не испытывает потребности в удовлетворении данного инстинкта. Подавляет его и голод. На подавление полового инстинкта оказывают влияние и социально-психологические факторы. Например, под влиянием религии аскеты и многие сектанты подавляют эту потребность. То же можно сказать и о праве, нравственности, влияние которых проявляется и в формах брака. Влияют и экономические условия. Многие люди не вступают в брак до тех пор, пока не сумеют обеспечить семью. Другие, наоборот, вступают в брак из-за денег. Таким образом, биологическое (половой инстинкт) проявляется в социальных формах (половые отношения регулируются законодательством).
|
Таким образом, Человек – биопсихосоциальное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, нравственными качествами, способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Человек является и субъектом, и объектом одновременно. Как субъект человек выступает в процессе научного познания, воспитания и социализации, часто не замечая своего влияния; в процессе трудовой деятельности, когда изготавливает орудия труда; занимаясь различными формами искусства и т.д. как объект человек выступает в процессе обучения и воспитания, в процессе изучения.
Пример: человек может выступать и субъектом, и объектом одновременно, н-р, врач намеренно заражает себя определенной болезнью, чтобы наблюдать симптомы и на себе опробировать систему созданного им лечения.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе биологическое, психическое и социальное начало).
Помни: социогенез – процесс становления и развития общества. Человек – продукт и антропогенеза, и социогенеза, т.е. антропосоциогенеза.
Вопрос 6. Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:
Природные задатки – основа формирования способностей. Интеллект.
Вопрос 1. Теории происхождения человека (теории антропогенеза):
Религиозная теория.
Теория палеовизита
Теория эволюции Ч.Дарвина
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!