Структурные компоненты социальной одаренности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Структурные компоненты социальной одаренности.

2021-11-25 66
Структурные компоненты социальной одаренности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дисциплина «Воспитание одаренных детей»

Группа ЗДО-16

Бутвина О.Ю.

Апреля 2020

Время: 16.30 – 18.00 и 18.10 – 19.40

Практическое занятие на тему: « Социальная одаренность и методика ее развития у детей»

дошкольного возраста (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

Понятие о социальной (коммуникативной, лидерской) одаренности.

Проявление социальной одаренности в дошкольном возрасте. Портрет

Игра «Сороконожка»

Бежали сороконожки,

Бежали они по дорожке.

Слишком много ножек

У этих сороконожек.

Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде начинают двигаться вперед, стараясь не разорвать «цепь»

Игра «Все мы рады»(ранний возраст)

Все на ножки становитесь

И в кружочек соберитесь.

Вместе ручками помашем,

Вместе мы споем и спляшем.

Все мы Кате очень рады (при повторении – другое имя)

Нам похлопать Кате надо.

Нас без Кати было мало

Кати очень не хватало.

Игра «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! вытягивают руки вперед, ладошки кверху

Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! пружинки

Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! гладят щечки

Плюх-плюх-плюх. похлопывают по надутым щекам

Здравствуйте, губки! качают головой

Чмок –чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки! качают головой

Щелк-щелк-щелк.

Здравствуй, мой носик! гладят ладошкой

Бип-бип-бип. нажимают указ пальцем

Здравствуйте, гости! протягивают руки

Привет! машут рукой

Игра «Здравствуй»

Дети стоят в кругу и передают мяч, пропевая имя каждого ребенка, например «Здравствуй, Сережа»

Игра«Бабушка Маланья». Дети становятся в круг, мама в центре круга. Она предлагает ребятам поиграть в веселую игру – хоровод. При этом предупреждает, что хоровод дети будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый в центре начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

1. У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.д.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Движения должны быть правильными. Педагог показывает примеры: погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, поклониться, заложить руки за спину.

Учебно-исследовательские задания

Охарактеризуйте портрет социально одаренного ребенка.

· Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

· Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

· Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

· Склонен к рискованным действиям.

· Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

· Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

· Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

· Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

· Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

· Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

 

Подготовьте описания детей (период детства на выбор), имеющих

Дисциплина «Воспитание одаренных детей»

Группа ЗДО-16

Бутвина О.Ю.

Апреля 2020

Время: 16.30 – 18.00 и 18.10 – 19.40

Практическое занятие на тему: « Социальная одаренность и методика ее развития у детей»

дошкольного возраста (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

Понятие о социальной (коммуникативной, лидерской) одаренности.

Структурные компоненты социальной одаренности.

Характеризуя лидерскую одаренность, используют также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности». Попытки определить, выделить компоненты и измерить социальный интеллект имеют почти столетнюю историю. Прообраз социальных способностей можно обнаружить в шкале Бине-Симона 1905 г. Понятие социального интеллекта является новым для современной психологии. Сам термин «социальный интеллект», предложенный Э.Торндайком в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки, так как перешел в разряд измеряемых конструктов. Одна из первых попыток измерения социального интеллекта принадлежит Т.Ханту (1928г.), который разработал тест для «выявления способности иметь дело с людьми». Тест состоял из шести шкал: «Суждения в социальных ситуациях», «Память на имена и лица», «Опознание внутреннего состояния по выражению лица», «Наблюдение за поведением человека» (направленное на понимание мотивов поведения), «Социальная информация», «Узнавание внутреннего состояния, обозначаемого словами». По данным Т.Ханта, социальный интеллект развивается до 17-18 лет и является хорошим предсказателем успехов в обучении. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с вторыми людьми. Такое, целостное, по сути, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любит, сопереживать, ладит с вторыми, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношении. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявят лидерскую одаренность. Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях, это понятие охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего. Некоторыми психологами выделяются характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении (например, их занятость в различных общественных мероприятиях, восприятие их как арбитров или как «определителей политики» в группе, они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям и т.п.). Этих людей можно опознать по чрезвычайной эффективности их социального поведения. Исследователи рассматривают лидерскую одаренность как одно из проявлений социальной одаренности. Так, анализируя понятие «социальная одаренность», К.Эбромс выделяет следующие основные аспекты: − социальное познание; − просоциальное поведение; − моральные суждения; − лидерство. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты: − интеллект выше среднего; − умение принимать решение; − способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; − ощущение цели, направления движения; − гибкость, приспосабливаемость; − чувство ответственности; − уверенность в себе и знание себя; − настойчивость; − энтузиазм; − инициативен в общении со сверстниками; − улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное; − часто руководит играми и занятиями других детей; − склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; − другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; − обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим; − умение ясно выражать мысли [6, с.101]. Почти всеми исследователями отмечается то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения. Лидерство требует наличия таких личностных черт, как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие. Богатый материал по проблеме лидерства накоплен в социальной психологии. Существует три подхода, объясняющих природу лидерства. «Теория черт» (лидеры обладают определенным набором общих для всех личных качеств, предаваемых по наследственности). Ситуационная теория лидерства (решающую роль играют дополнительные ситуационные факторы, которые включают в себя потребности и личные качества окружающих, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у человека информацию) и подход, объясняющий зависимость проявления лидерских качеств от структуры выполняемой деятельности. Существует много вариантов лидерской одаренности: − эмоциональные лидеры («жилетка» для каждого), с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. − лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой. Исследователями отмечается, что проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников и младших школьников. Таким образом, социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Можно сказать, что понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений и есть проявление лидерской одаренности. 1


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.