Одной из форм, выбранной педагогом для разработки рабочей программы в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» может стать кружок. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Одной из форм, выбранной педагогом для разработки рабочей программы в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» может стать кружок.

2021-11-25 37
Одной из форм, выбранной педагогом для разработки рабочей программы в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» может стать кружок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пример – рабочая программа кружка для детей подготовительной группы (6-7(8)) лет, разработанная совместно педагогом дополнительного образования Ю. В. Ахтырской (ГБДОУ № 62)[22].

На наш взгляд, данная рабочая программа поддерживает идеи культурологической направленности.

Цель – создание условий для развития эстетических интересов у дошкольников через приобщение к культурному наследию (посредством МПП).

Задачи:

- Развивать эмоционально-эстетический интерес; творческие, сенсорные и познавательные способности дошкольников.

- Расширять у детей представления об окружающем мире для более глубокого понимания художественного образа.

- Формировать у детей основы музейной культуры, целостного отношения к музею в целом.

- Воспитывать у детей любовь и уважительное отношение к отечественным и мировым художественным ценностям.

В организации образовательного процесса предусмотрено использование принципов и подходов, заложенных в курсе «Мы входим в мир прекрасного», а именно:

- приобретение опыта «насмотренности» через «погружение» ребенка в насыщенную эстетически привлекательными объектами окружающую среду (подлинные экспонатов живописи, скульптуры в предметно-развивающей среде; использованием в воспитательном процессе окружающей ребенка природы, среды ДОО, городского пространства);

- широкое использование синтеза искусств (музыкального, речевого, театрального и др.), а также интеграцию видов детской изобразительной деятельности (полихудожественный контекст).

Также рабочая программа ориентирована на активизацию в процессе освоения произведений искусства проявлений инициативы, творчества, самостоятельности, отражения впечатлений в разнообразных видах детской деятельности, что является своеобразным показателям «присвоения» полученного ребенком опыта и проявлением ценностного отношения к искусству, музейным сокровищам, что соответствует требованиях курса «Мы входим в мир прекрасного».

Вариативность в данной программе представлена разнообразием форм реализации образовательных технологий, а именно:

1. Формы реализации: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность, музейно-педагогические занятия;

2. Образовательные технологии:

- здоровьесберегающие;

- элементы ТРИЗ;

- метод проектов;

- информационно-коммуникационные технологии – ИКТ;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- элементы проблемного обучения;

- игровые технологии (обучающие игры);

- развивающее обучение.

Условия реализации, выбранные для данной программы, обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического) развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Основными участниками реализации программы являются: воспитанники, их родители (законные представители), педагоги, в связи с этим в программе большое внимание уделено формам работы с семьями воспитанников. Также большое внимание уделяется взаимодействию с социальными партнерами ГБДОУ (сетевое взаимодействие).

Рабочая программа Ю. В. Ахтырской и Ю. М. Коршуненко дополнена диагностическими материалами, адаптированными из материалов курса «Мы входим в мир прекрасного».

Анализ рабочих программ педагогов ДОО Приморского района позволяет выявить следующие недочеты:

1. Отсутствие индивидуализации (интересных тем), которые могли бы разнообразить содержание рабочих программ и сделать их авторскими.

2. Для программы О. А. Игнатчик (ГБДОУ № 88) – размытость целеполагания (отсутствие конкретизации (по возрастам) в формулировке цели и задач).

3. В программе О. А. Ивановой (ГБДОУ № 33) – отсутствие диагностики.

Методические рекомендации по разработке авторских рабочих программ в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» [23]

Подводя итог выше сказанному, сформулируем методические рекомендации, которые, на наш взгляд, помогут педагогу грамотно разработать рабочую программу и сделать ее по-настоящему авторской.

1. При определении структуры программы следует придерживаться рекомендаций, представленных в Требованиях к разработке Основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). Соотношение структурных частей программы со структурой курса «Мы входим в мир прекрасного» представлено в приложении 1 настоящей методической разработки.

2. При формировании целевого раздела рекомендуется руководствоваться логикой соотношения основных задач курса «Мы входим в мир прекрасного» (Приложение 3). Также при разработке целеполагания к свой рабочей программе следует выбирать ту цель и те задачи, которые будут решаться педагогом непосредственно с группой детей, для которых данная программа создается.

3. Содержательный раздел рабочей программы необходимо соотносить с тематикой блоков курса «Мы входим в мир прекрасного», позволяющих представить окружающий мир во всем его разнообразии (мир природы, искусства, предметов, социальный мир). Учитывая художественно-эстетическую направленность программы «Мы входим в мир прекрасного», тематика блоков должна раскрываться через разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, ДПИ, архитектуру.

4. При разработке авторской рабочей программы педагогу ДОО важно стремиться к индивидуализации программы, подумав над темой для углубленной работы. Она может быть связана со спецификой деятельности ДОО на текущий учебный год. Например:

- Педагогическое сопровождение.

- Поддержка культурных практик.

- Взаимодействие с семьей в рамках.

- Проектирование открытой образовательной среды.

- Развитие эстетических интересов.

- Приобщение к культурному наследию.

- Технология использования проектов.

- Технология использования ЭОР.

- Поддержка детского творчества.

5. Необходимо также стремиться к индивидуализации педагогического процесса (ориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка).

Приведем в качестве примера перечень тем, которые могут быть добавлены к содержательному блоку:

- Школьный мир.

- Архитектура со всего света.

- Величественные соборы и Храмы.

- Дизайн-секреты (украшение одежды).

- Красота монет и медальонов.

- Музеи мира (музеи нашего города).

- Памятные места города (мемориалы).

- Театральный Петербург.

- Садово-парковое искусство (прогулки по садам, паркам, скверам).

- Искусство книги (переплет и не только…).

- Атрибуты и символы в нашей жизни.

- Витражное чудо и мозаики со всего света.

- Современные книги для современных детей.

- Самые необычные памятники.

- Секреты упаковки (прикладная и промышленная графика).

6. Принцип вариативности может быть решен, например, за счет изменения формы образовательной ситуации (проект – игра – серия образовательных ситуаций), отбора новых объектов восприятия, культурные практики.

7. При составлении планирования для рабочей программы следует сохранять принцип тематико-блокового планирования, предусмотренного курсом «Мы входим в мир прекрасного», руководствуясь также следующими рекомендациями:

- Каждый блок имеет в целом одинаковую продолжительность (1,5 -2

месяца) и связан с «сезонным календарем»:

- Блок «природы» начинается на последних неделях октября и длиться до конца декабря, что позволяет показать сезонные изменения природы;

- Блок «социальной направленности» (январь - начала марта) совпадает с разными праздниками и позволяет активизировать освоение ряда культурных традиций, красота «предметного» мира (март-май). Его тематика выстраивается на основе уже полученного опыта, в процессе прогулок, экскурсий по весеннему городу).

- Необходимо учитывать, что выбор темы блока и формулировка названий образовательных ситуаций ориентированы на интеграцию художественно-эстетического, с социально-нравственным, познавательным и речевым развитием.

- Каждый блок начинается с постановки проблемы: определить секреты художника, обнаружить способы создания самого красивого предмета и т.п. В начале освоения блока предлагается рассуждение о красоте или отправление в «путешествие» («заняться исследованием» и т.п.) и узнать секреты «красоты природы» («сквозная» мотивация к освоению содержания блока). Начальные образовательные ситуациям направлены на формирование

умений художественного восприятия, обогащение опыта, предоставление информации для освоения. Дальнейшие образовательные ситуации предполагают акцент на «творческое присвоение» (обыгрывание, сравнение разных образов).

Образовательные ситуации в конце каждого блока (по тематике и используемым методам) стимулируют обобщение освоенного, творческое отражение («Открываем свой музей» предполагает самостоятельное «оформление» пространства музея и «проведение» экскурсии самими детьми).

8. При конструировании рабочей программы следует придерживаться принципа спиралеобразного освоения - многократного обращения к произведениям разных видов и жанров изобразительного искусства и народных промыслов (для развития художественного восприятия).

9. При составлении рабочей программы в рамках курса «Мы входим в мир прекрасного» необходимо учитывать различные особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие). Например, программа может корректироваться в связи с использованием гендерного подхода (в группе больше мальчиков или больше девочек). В таком случае, для развития программы может быть предложена тема «Увлечения семей и детей». При учете индивидуальных (национальных) особенностей контингента детей, в программе может развиваться тема «Этносы и национальности». При учете географического расположения детского сада – достопримечательности, расположенные рядом.

10. Помня о специфике курса «Мы входим в мир прекрасного», следует также уделять внимание интересным формам работы с родителями и социальными партнерами (музеями, библиотеками и т.д.).

 

Список использованной литературы и источников

1. Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1.

2. Вербенец А. М. Проектирование музейно-педагогической рабочей программы (чем дополнить свою программу?). Презентация к выступлению на семинаре (на базе ГБЛОУ № 88) в рамках Сетевого взаимодействия с ИМЦ Приморского района «Проектирование рабочей музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного».

3. Детский сад: теория и практика. Н/метод. ж-л. – № 4, 2015.– 114 С.

4. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования. (http://минобрнауки.рф.): Документы. Проверено 30.08.2017.

8. Сажина С. Д. Роль рабочих учебных программ в проектировании

содержания дошкольного образования на основе интегративного подхода. – Детский сад: теория и практика. Н/методич. ж-л. – № 4, 2015. – с. 92-99.

 

 


[1] Рабочая программа – это локальный документ внутреннего пользования, позволяющий моделировать образовательную деятельность по реализации ООП ДО, с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников ДОО. См.: Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1. (http://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=445951). Проверено 30.08.2017.

[2] Основная образовательная программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса. См.: Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.

[3] Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Культурные практики в ДОО – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта. См.: Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014, 93С.

 

[4] В течение 2016-2017 учебного года проводились практико-ориентированные музейно-педагогические семинары, посвященные специфике проектирования рабочих программ на основе курса «Мы входим в мир прекрасного». Мероприятия были организованы в рамках проекта «Музейно-педагогические мастерские», инициированного ИМЦ Приморского района с целью повышение квалификации педагогов ДОО, реализующих курс «Мы входим в мир прекрасного». Основываясь на полученных рекомендациях, педагоги ДОО Приморского района редактировали свои рабочие программы, разработанные на основе курса «Мы входим в мир прекрасного».

При разработке данных методических материалов были использованы материалы презентаций, подготовленных к.п.н., доцентом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена А.М. Вербенец для проведения с педагогами ДОО тренинга «Проектирование рабочих программ на основе курса «Мы входим в мир прекрасного».

[5] Часто представители органов надзора и контроля в сфере образования требуют от ДОО представить рабочие программы по «школьному» типу, не учитывая, что «…программные документы системы дошкольного образования существенно отличаются от «школьных» аналогов как по структуре, так и по содержанию» См. Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, с.1.

[6] См. публикации по данному вопросу: ж. «Детский сад: теория и практика» – № 4 – 2015, 114 С; Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации. – электронный ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 3 – 2016, 28 С.

[7] Типология детских садов определяет функционал каждого из них. Так, ДОО:

- общеразвивающего типа развивает интеллектуальные, физические и творческие способности ребенка;

- компенсирующего типа подходит для детей с различными патологиями развития: задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха, речи, развития органов зрения, опорно-двигательного аппарата;

- комбинированного типа – включает общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разных сочетаниях;

- центр развития ребенка – сад с углубленным развитием физических и умственных способностей ребенка, где учебные мероприятия совмещаются с оздоровительными.

[8] Комплексный подход к образованию детей дошкольного возраста направлен на: развитие эмоционального, образного, духовного, культурного мира ребенка с помощью установления взаимосвязи знаний из различных областей наук, развития общества, природы и т.д.; формирование оценочного, осмысленного отношения к окружающему миру; формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, науки и человечества; развитие интереса к исследовательской, творческой деятельности.

В Основных общеобразовательных программах дошкольного образования комплексный подход реализуется через принцип интеграции в каждом компоненте педагогического процесса, обеспечивая целостность и системность педагогического процесса.

[9] Например, краеведение является приоритетным направлением деятельности детского сада компенсирующего вида № 81 Приморского района, специализирующийся на работе с детьми с ОВЗ (ОНР). Рабочая программа кружка по петербурговедению, разработанная педагогом-логопедом Пейчевой Н.В., на основе курса «Мы входим в мир прекрасного», в сочетании со специализированными методиками, помогает решать сложные задачи по коррекции общего недоразвития речи (ОНР).

[10] Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками.

[11] Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

[12] Адаптация региональной системы образования к социально-экономическим, этнокультурным и социально-экологическим условия региона, а также процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории, учета этнокультурных, исторических и социально-политических особенностей региона.

[13] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). –ФГОС ДО, раздел 2 с. 5-13 (http://минобрнауки.рф.Документы). Проверено 30.08.2017.

[14] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 88 Приморского района (http://detsad88prim.spb.ru/), «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.

[15] В программе использованы следующие формы организации деятельности: совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей, социальными партнерами.

[16] Формы самостоятельной деятельности детей:

- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

[17] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 88 Приморского района (http://detsad88prim.spb.ru/): «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.

[18] При разработке «Программы» учитывался контингент группы, пожелания родителей воспитанников и педагогов, работающих в группе. В группе 15 детей: 8 мальчиков и 7 девочек, что позволяет сделать программу более разноплановой.

[19] Эмоционально воздействуя на детей с тяжёлыми нарушениями речи, занятия с использованием музейно-педагогических технологий помогают им раскрыться, избавиться от речевого негативизма, расширить некоторые представления об окружающем мире, а походы с родителями в музей становятся для них настоящими праздниками.

[20] Данное планирование входит во вторую часть рабочей программы – часть, формируемую участниками образовательного процесса (Приложение 2).

[21] Это определено в первую очередь спецификой развития детей с ОВЗ (ТНР). Такие дети отстают по развитию от своих ровесников примерно на 1 год. Поэтому преимущество отдается совместным со взрослым формам деятельности.

[22] Подробнее – см. сайт ГБДОУ № 62 Приморского района (http:// /): «Сведения об образовательной организации», раздел «Образование». Проверено 30.08.2017.

[23] Составлены на основе материалов, разработанных А.М. Вербенец, к практическим городским семинарам, проведенным в рамках музейно-педагогической мастерской «Проектирование рабочей музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного». Семинары проводился в рамках Сетевого взаимодействия на базе ДОО Приморского района.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.