ГЛАВА 22 Перечень элементов материального творения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ГЛАВА 22 Перечень элементов материального творения

2021-11-25 28
ГЛАВА 22 Перечень элементов материального творения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В этой главе Господь Кришна перечисляет и классифицирует материальные элементы, объясняет разницу между мужской и женской природой, а также описывает рождение и смерть.

Есть множество мнений о количестве материальных элементов. Однако в каждом из этих мнений, возникших под влиянием иллюзорной энергии Господа, присутствует своя логика. Все элементы природы существуют повсюду, и потому ученые, находясь под воздействием иллюзорной энергии Верховной Личности, выдвигают самые разнообразные теории. Таким образом, первопричина их противоречащих друг другу мнений — неодолимая иллюзорная энергия Бога.

Между истинным наслаждающимся и верховным повелителем нет разницы. Допускать какие бы то ни было различия между ними глупо. Обычное знание — это свойство материальной природы, но никак не души. Первичная материя в разных фазах своего существования проявляется по-разному. В гуне благости она становится знанием, в гуне страсти — деятельностью, а в гуне тьмы — невежеством. Время — это одно из имен Верховной Личности Бога, а материальную природу иначе называют сутрой или махат-таттвой. Двадцать пять элементов природы — это Господь, природа, махат, ложное эго, эфир, воздух, огонь, вода, земля, глаза, уши, нос, язык, кожа, речь, руки, ноги, гениталии, анус, ум, звук, тактильное ощущение, форма, вкус и запах.

Непроявленная Верховная Личность лишь бросает взгляд на природу. После этого материальная природа, которая подчинена Верховному Господу, принимает форму причин и следствий и берет на себя функцию сотворения, поддержания и разрушения материального мира. Несмотря на то что пуруша и пракрити на первый взгляд кажутся неотличными друг от друга, между ними есть одно кардинальное различие. Материальный мир создается из гун пракрити, и его отличительным свойством является переменчивость. Живые существа, которые с враждебностью относятся к Верховной Личности Бога, получают и покидают различные материальные тела в силу собственной материальной деятельности. Те, кто сбит с толку иллюзией и не знает о своей истинной сущности, не понимают этого. Ум, переполненный мыслями о кармической деятельности, просто переносит чувства вместе с собой из одного тела в другое, а душа следует за ним. Тем не менее, полностью погруженное в чувственные наслаждения, живое существо не в состоянии помнить свои прошлые жизни.

Тело проходит через девять стадий проявления, которые возникают от соприкосновения с качествами материальной природы. Это зачатие, созревание во чреве, рождение, детство, юность, взросление, средний возраст, старость и смерть. Глядя, как умирает отец и рождается сын, человек может без труда понять, как родилось и как умрет его собственное тело. Душа, наблюдатель, отлична от тела. Однако, если живое существо не обладает достоверным знанием, оно, сбитое с толку объектами чувственных наслаждений, продолжает оставаться в круговороте материального бытия. Таким образом, душа постоянно странствует, околдованная материальной деятельностью. Когда на душу влияет преимущественно гуна благости, она рождается мудрецом или полубогом; когда на нее влияет гуна страсти, она получает тело демона или человека, а когда преобладает влияние гуны невежества, она становится привидением или животным. Душа не участвует в наслаждении объектами чувств; ими наслаждаются только сами чувства. Поэтому живому существу вовсе не нужны чувственные наслаждения. Всемогущая материальная природа неизбежно подчиняет себе всех, включая так называемых ученых. Ей неподвластны лишь умиротворенные люди, обретшие прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога и посвятившие свою жизнь исполнению священного долга — служению Господу.

 

 

Стихи 11.22.1-3

श्रीउद्धव उवाच

कति तत्त्वानि विश्वेश सङ्ख्यतान्यृषिभिः प्रभो ।
नवैकादश पञ्च त्रीण्यात्थ त्वमिह शुश्रुम ॥१॥

केचित्षड्विंशतिं प्राहुरपरे पञ्चविंशतिं ।
सप्तैके नव षट्केचिच्चत्वार्येकादशापरे ।
केचित्सप्तदश प्राहुः षोडशैके त्रयोदश ॥२॥

एतावत्त्वं हि सङ्ख्यानामृषयो यद्विवक्षया ।
गायन्ति पृथगायुष्मन्निदं नो वक्तुमर्हसि ॥३॥

ш́р ӣ - уддхава ува̄ча

кати таттва̄ни виш́веш́а
сан̇кхйа̄та̄нй р̣шибхих̣ прабхо
наваика̄даш́а пан̃ча тр ӣ н ̣ й
а̄ттха твам иха ш́уш́рума

кечит шад̣-вим̇ш́атим̇ пра̄хур
апаре пан̃ча-вим̇ш́атим̇
саптаике нава шат̣ кечич
чатва̄рй эка̄даш́а̄паре
кечит саптадаш́а пра̄хух̣
шод̣аш́аике трайодаш́а

эта̄ваттвам̇ хи сан̇кхйа̄на̄м
р̣шайо йад-вивакшайа̄
га̄йанти пр̣тхаг а̄йушманн
идам̇ но вактум архаси

Пословный перевод

ш́рӣ-уддхавах̣ ува̄ча — Шри Уддхава сказал; кати — сколько; таттва̄ни — основных элементов творения; виш́ва-ӣш́а — о Господь Вселенной; сан̇кхйа̄та̄ни — перечислено; р̣шибхих̣ — великими знатоками; прабхо — о мой господин; нава — девять (Господь, душа, махат-таттва, ложное эго и пять грубых элементов); эка̄каш́а — плюс одиннадцать (десять органов познания и действия, а также ум); пан̃ча — плюс пять (тонкие формы объектов чувств); трӣн̣и — плюс три (гуны благости, страсти и невежества, составляющие вместе с вышеперечисленными двадцать восемь элементов); а̄ттха — утверждал; твам — Ты; иха — во время Своего пребывания в этом мире; ш́уш́рума — так я слышал; кечит — некоторые; шат̣-вим̇ш́атим — двадцать шесть; пра̄хух̣ — говорят; апаре — другие; пан̃ча-вим̇ш́атим — двадцать пять; сапта — семь; эке — некоторые; нава — девять; шат̣ — шесть; кечит — некоторые; чатва̄ри — четыре; эка̄даш́а — одиннадцать; апаре — другие же; кечит — некоторые; саптадаш́а — семнадцать; пра̄хух̣ — говорят; шод̣аш́а — шестнадцать; эке — некоторые; трайодаш́а — тринадцать; эта̄ваттвам — такие мысли; хи — поистине; сан̇кхйа̄на̄м — относительно разных подходов к подсчету элементов; р̣шайах̣ — мудрецы; йат-вивакшайа̄ — с намерением высказать, какие из идей; га̄йанти — они высказали; пр̣тхак — разными способами; а̄йух̣-ман — о верховный и вечный; идам — это; нах̣ — нам; вактум — объяснить; архаси — будь добр.

Перевод

Уддхава спросил: Дорогой Господь, о Владыка Вселенной, сколько элементов творения перечисляют великие мудрецы? Я слышал от Тебя, что всего элементов существует двадцать восемь — Бог, джива, махат-таттва, ложное эго, пять грубых элементов, десять органов тела, ум, пять тонких объектов восприятия и три гуны природы. Однако некоторые ученые говорят, что этих элементов двадцать шесть, другие перечисляют двадцать пять или же семь, девять, шесть, четыре или одиннадцать, а есть и такие, кто считает, что их семнадцать, шестнадцать или тринадцать. Как получается, что мудрецы указывают разное количество элементов творения? Что каждый из них имеет в виду? О вечный Всевышний, пожалуйста, объясни мне это.

Комментарий

Господь Кришна подробно объяснил в предыдущей главе, что ведическое знание предназначено не для удовлетворения чувств, а для того, чтобы помочь душе освободиться из материального плена. Здесь Уддхава задает несколько дополнительных вопросов, ответы на которые помогут расчистить путь к освобождению. На протяжении всей истории человечества философы спорят о точном количестве материальных элементов, о существовании или несуществовании отдельных внешних объектов, а также о существовании самой души. В разделе Вед гьяна-канда объясняется, как получить освобождение с помощью аналитического изучения материального мира и постижения вечной души — трансцендентного элемента, находящегося за пределами материи. Над всеми элементами стоит Сам Верховный Господь, который поддерживает их Своей личной энергией. Уддхава перечисляет различные мнения мудрецов о том, сколько именно элементов следует учитывать при анализе материального творения. Первым он приводит мнение Самого Господа. В связи с этим очень важно слово а̄йушман, «обладающий вечной формой». Поскольку Господь Кришна вечен, Ему известно прошлое, настоящее и будущее, и потому Он — изначальный и лучший философ.

Как пишет Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, разные подходы к подсчету элементов, о которых упоминает Шри Уддхава, на самом деле не противоречат друг другу, поскольку представляют собой разные методы анализа одной и той же реальности. Атеисты, пытаясь описать реальность, не признают существование Бога, а потому их рассуждения суть бесполезные попытки объяснить истину. Господь Сам наделяет разных живых существ способностью размышлять о мире и объяснять его по-разному. Однако истинная реальность — это Сам Господь, который будет сейчас отвечать Шри Уддхаве.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.