Механизм правового регулирования. Его основные элементы. Способы правового регулирования. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механизм правового регулирования. Его основные элементы. Способы правового регулирования.

2021-10-05 27
Механизм правового регулирования. Его основные элементы. Способы правового регулирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве инструмента социального управления в государственно-организованном обществе правовое регулирование характеризуется не только определенной последовательностью (стадиями), способами, методами воздействия на общественные отношения, но и своеобразными юридическими средствами такого воздействия. Юридические средства правового воздействия представляют собой не простую совокупность случайно подбираемых элементов, а сложную систему неразрывно связанных и обусловливающих друг друга частей единого механизма.

Систему взаимообусловленных и взаимосвязанных юридических средств, способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, в теории права принято называть механизмом правового регулирования (МПР). Использование данного понятия позволяет не только систематизировать многообразные юридические средства правового воздействия на общественные отношения, но и определить мес­то каждого из них в системе правового регулирования. В связи с этим м. сказать, что МПР — это комплекс элементов, различных по своей юридической природе (назначению, функциям), но неразрывно связанных между собой общей целью в единую регулятивную систему. По мнению большинства теоретиков права, к элементам МПР относятся правовые нормы, юридические факты, субъективные права и обязанности, различные формы реализации права, меры правового воздействия на субъектов права, правосознание, режим законности.

Нормы права — это основа, двигатель всего механизма правового регулирования. В них указывается, что дозволено, что разрешено, что необходимо делать, каковы последствия соблюде­ния или несоблюдения содержащихся в них предписаний. Все остальные элементы механизма правового регулирования так или иначе обусловлены нормами права, т.е. носят поднормативный характер. Иногда в качестве элемента механизма правового регулироания наряду с нормами права называют НПА. Но, т.к. нормативно-правовой — это один из источников права, содержащий правовые нормы, нет смысла рассматривать нормы права и нормативные акты в качестве самостоятельных элементов МПР.

Юридические факты — один из важнейших элементов МПР, без которого невозможно преобразование абстрактных статутных правовых положений в конкретные (персональные) возможности субъектов права. Персональные (субъективные) права и обязанности появляются, таким образом, только при наличии предусмотренных правовыми нормами реальных жизненных ситуаций (событий, деяний, составов, состояний).

Субъективные права и обязанности — это возникающие в пределах, предусмотренных правовыми нормами, и вследствие определенных юридических фактов точные меры соответственно возможного и должного поведения конкретных субъектов права. Они служат средствами преобразования общих предписаний, правовых моделей поведения в акты конкретного поведения персонально определенных лиц.

Формы (виды, акты) реализации права — это деяния конкретных субъектов права по претворению в жизнь своих субъективных прав и обязанностей. К ним относится соблюдение, исполнение и использование правовых норм. В качестве особой формы реализации права рассматривается применение правовых норм, представляющее собой индивидуализированное, властное предписание. Такие властные предписания (акты применения правовых норм) направлены в зависимости от опреде­ленных обстоятельств на возникновение у субъектов права конкретных прав, их обеспечение и защиту, а также на возникновение и осуществление субъективных обязанностей, вплоть до юридической ответственности.

Важную роль в механизме правового регулирования играют разнообразные меры правового воздействия на субъектов права, на их сознание и волю. Диапазон этих мер чрезвычайно широк — от правового признания тех или иных возможностей субъектов права до жестких карательных средств. К ним могут быть отнесены меры позитивного признания (регистрация юридического лица, политической партии, брака), меры поощрения (благодарности, награды, повышения по службе), меры негатив­ного признания (результаты служебных расследований, подтверждающие совершение правонарушений), меры предупреждения и профилактики (возмездное изъятие охотничьего оружия у лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы), меры защиты (взыскание алиментов на содержание детей, восстановление на службе неправомерно уволенного лица, принудительный возврат долга, имущества), меры юридической ответственности (возмещение материального ущерба и морального вреда, возложение дисциплинарного и административного взыскания, уголовного наказания).

В качестве своеобразных элементов МПР в теории права признается правосознание (реже — правовая культура) и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Правосознание и законность представляют собой как бы ту атмосферу, вне которой механизм правового регулирования не может функционировать. От уровня правосознания (правовой культуры) населения, должностных лиц государственных органов, особенно правоохранительных, от состояния законности прямо зависит эффективность механизма правового регулирования.

Исследование механизма правового регулирования имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Знание механизма правового регулирования, функциональной роли и соотношения всех его элементов позволяет грамотно и продуктивно осуществлять правореализующую деятельность.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

22.Гражданское право как отрасль.

Гражданское право — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные товарно-де­нежные отношения между самостоятельными и равноправными лицами, которые сами распоряжа­ются принадлежащим им имуществом, а также связанные с имущественными личные неимуще­ственные отношения и иные личные неимуще­ственные отношения, не связанные с имуществен­ными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

Предмет гражданского права составляют три группы от­ношений:

1) имущественные отношения двух видов:

• товарно-денежные имущественные отношения, суть которых составляет обмен на основе принципа эквивалент­ности и возмездности;

• иные отношения, основанные на равенстве участни­ков, носящие безвозмездный характер и не обладающие эквивалентностью (например, отношения, возникающие в связи с причинением вреда);

2) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (отношения по поводу авторства на про­изведения науки, литературы и искусства, на объекты про­мышленной собственности и иные результаты интеллек­туальной деятельности);                               

3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями, поскольку иное не вы­текает из существа этих отношений (отношения, связан­ные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ. К таким благам относятся: честь, достоинство, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др.).

Метод гражданско-правового регулирования— это систе­ма юридических приемов, способов, средств, используе­мых для регулирования гражданских отношений. К основным и наиболее важным чертам метода граж­данского права относятся:

• равенство участников гражданских правоотношений (субъекты гражданского права выступают в гражданском обороте как юридически равноправные и самостоятель­ные носители имущественных прав и обязанностей);

• автономия воли (участники гражданских правоотно­шений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе дого­вора и в определении любых не противоречащих законо­дательству условий договора;

• диспозитивность гражданских норм (в гражданском праве большинство норм носят диспозитивный характер), дающих сторонам право урегулировать свои отношения иначе, чем это предусмотрено диспозитивной нормой права;

• особый порядок защиты гражданских прав (граждан­ские права защищаются судом по инициативе лица, право которого нарушено, путем воздействия не на личность, а на имущественную сферу должника).

Принципы гражданского права –это его основополага­ющие, руководящие начала, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование гражданских пра­воотношений. К числу принципов гражданского права относятся принци­пы, присущие всем отраслям права и вытекающие из Кон­ституции Республики Беларусь:

1) принцип верховенства права;

2) принцип социальной направленности регулирова­ния экономической деятельности;

3) принцип приоритета общественных интересов.

Отраслевыми принципами гражданского права явля­ются:

4) принцип равенства участников гражданских отно­шений - субъекты гражданского права участвуют в граж­данских отношениях как лица равноправные, они равны перед законом, им должно быть обеспечено равное право на защиту;

5) принцип неприкосновенности собственности — соб­ственность, приобретенная законным способом, защища­ется государством;

6) принцип свободы договора заключается в том, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно при­нятым обязательством;

7) принцип добросовестности и разумности участников;

8) принцип недопустимости произвольного вмешатель­ства в частные дела;

9) принцип беспрепятственного осуществления граж­данских прав;

10) принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

11) принцип диспозитивности.

23. Гражданское правоотношение.

Гражданское правоотношение — это основанное на нор­мах гражданского права правоотношение, складывающее­ся по поводу материальных и нематериальных благ, участ­ники которого, обладая правовой автономией и имущест­венной обособленностью, выступают в качестве юридиче­ски равных носителей прав и обязанностей. Гражданское правоотношение носит волевой характер, характеризуется равенством участников.

Элементы гражданского правоотношения: субъекты, объект, содержание.

Субъекты правоотношения — это лица, между которыми устанавливаются правоотношения и которые выступают в качестве носителей гражданских прав и обязанностей. Ими в соответствии с ГК являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Респуб­лики Беларусь, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы Республики Беларусь. В гражданских правоотношениях могут участвовать не только граждане и юридические лица Республики Беларусь, но и иностранные граждане, лица без граждан­ства, иностранные юридические лица, международные юридические лица (организации, не являющиеся юридичес­кими лицами), иностранные государства.

Обладание правовым статусом участника граждан­ских правоотношений обусловлено наличием у лица таких правовых предпосылок, как правоспособность, дееспособ­ность и деликтоспособность.

Гражданская правосубъектность -это социально-пра­вовая способность лица быть участником гражданских правоотношений. Категория правосубъектности включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: гражданскую пра­воспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность - способность субъекта иметь граж­данские права и нести соответствующие обязанности. Пра­воспособность физического лица возникает с рождения, правоспособность юридического лица возникает с момен­та его государственной регистрации.

Дееспособность — способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

Право - и дееспособность граждан является общей, а правоспособность и дееспособность юридических лиц именуется специальной. Содержание дееспособности юри­дического лица определяется в учредительных документах юридического лица.

Деликтоспособность — способность лица нести ответст­венность за совершенное гражданское правонарушение. Деликтоспособность физических лиц возникает с дости­жением ими четырнадцатилетнего возраста, а у юридиче­ских лиц - с момента их создания.

Под объектом правоотношения понимают то, на что на­правлены интересы субъектов правоотношений. Объектом вещных правоотношений признается имущество, вещи, в том числе деньги и ценные бумаги. Объектом обязательст­венных правоотношений считаются работы и услуги. Объ­ектом личных неимущественных прав признаются немате­риальные блага.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и обязанности, т. е. права и обязанности, принадлежащие субъектам в каждом конкретном гражданском пра­воотношении.

Под субъективным правом понимается опре­деленная законом мера дозволенного поведения управомоченного лица. Содержание субъективного права состав­ляют следующие правомочия:

•                       правомочие на совершение определенного действия
самим управомоченным лицом;

•правомочие требования (возможность требовать от обя­занного субъекта исполнения возложенных на него обя­занностей);

•правомочие на защиту в случае нарушения субъектив­ного гражданского права.

Под субъективной гражданской обязанностью понима­ется мера Должного поведения обязанного лица, которая состоит в необходимости:

•совершения определенного положительного действия;

•воздержания от совершения определенных действий, которыми могут быть нарушены права, принадлежащие управомоченному лицу.

Правоприемство — это переход прав и обязанностей от одного лица (правообладателя) к другому (правопреем­нику).

Правопреемство может осуществляться:

• по инициативе самих участников гражданских право­отношений;                                                                                                                   

• по решению суда;

• в соответствии с законодательством. 

Виды:

· имущественные и неимущественные;

· абсолютные (четко определены управомоченные субъекты) и относительные (четко определен не только управомоченный, но и обязанный субъект);

· вещные (правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом) и обязательственные (возникают из дог-ров, в следствии причинения вреда и из др. юр. фактов);

· простые (у одной права, у другой обязанности (займ)) и сложные (купля-продажа).

Средства индивидуализации: ФИО и место жительства

24.Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

Термином физ. лицо определяют положение человекака в гр. Обществе, когда он действует как частное лицо. В любом обществе все люди – физ. Лица (граждане данного государства, иностронные граждане и лица без гражд-ва) выступают как субъекты гражданских прав.

Граждане обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апат­риды) пользуются гражданской правоспособностью нарав­не с гражданами Республики Беларусь. Однако Конститу­цией Республики Беларусь, законами и международными договорами могут быть установлены изъятия из правоспо­собности, установленной для белорусских граждан (например, в состав воздушных и морских судов могут вхо­дить лишь граждане Республики Беларусь).

Гражданская дееспособность — это способность гражда­нина своими действиями приобретать и осуществлять граж­данские права, создавать для себя гражданские обязанно­сти и исполнять их.

В зависимости от объема дееспособности выделяются:

1) Полная дееспособность. Она возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет. В случае, когда законодательством допускается эман­сипация или вступление в брак до достижения 18 лет, граж­данская правоспособность наступает в полном объеме со­ответственно с момента принятия решения об эмансипа­ции или со времени вступления в брак (15 лет).

Эмансипация предусмотрена возможна, если гражданин (достигший 16 лет):

• работает по трудовому контракту;

• с согласия родителей, попечителей, усыновителя за­нимается предпринимательской деятельностью.

2) Дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних) (неделиктоспособные) состоит в предоставленном им праве самостоятельно совершать:

• мелкие бытовые сделки (направлены на удовлетворе­ние личных нужд, незначительны по сумме, момент за­ключения сделки совпадает с моментом ее исполнения);

• сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации;

• сделки по распоряжению средствами, предоставлен­ными им законными представителями или третьими ли­цами для целевого или свободного использования.

3) Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (деликтоспособны – субсидиарную ответственность несут законные представител, родители).

Самостоятельно без согласия законных представителей такие несовершеннолет­ние могут:

• распоряжаться своим заработком или стипендией;

• вносить денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаться ими в соответствии с законодательством;

• осуществлять права автора произведения науки, ли­тературы или искусства;

• совершать мелкие бытовые сделки;

• по достижении 16 лет быть членом кооператива.

 Гражданин может быть ограничен судом в дееспособнос mu при наличии двух условий:

• злоупотребление им спиртными напитками или нар­котическими средствами либо психотропными вещества­ми (другие злоупотребления не могут повлечь ограниче­ния дееспособности, например азартными играми);

• если это ставит семью гражданина в тяжелое матери­альное положение (если гражданин не имеет семьи, то он не может быть ограничен в дееспособности).

Над гражданином, ограниченным в дееспособности, ус­танавливается попечительство.

Гражданин может быть признан судом недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), не позволяющего ему понимать значение своихдействий или руководить ими.

На основании решения суда устанавливается опека.

Опека устанавливается над малолетними (несовершенно­летними в возрасте до 14 лет), а также гражданами, при­знанными судом недееспособными, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и граждана­ми, ограниченными в дееспособности в судебном порядке.

Патронаж — специфический вид представительства. Его специфика состоит в том, что он устанавливается над со­вершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществ­лять и защищать свои права и исполнять обязанности. Патронаж устанавливается и отменяется по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина и не ограничивает его прав.

Признание безвестно отсутствующим может последо­вать лишь при наличии юридического состава, слагающе­гося из таких фактов, как:

1) отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 1 года;

2)                отсутствие в течение этого срока сведений о месте его нахождения;

3)                невозможность установить место нахождения отсутствующего.

Объявление гражданина умершим может последовать лишь при наличии юридического состава, слагающегося из таких фактов, как:

1) отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 3 лет. Если гражданин пропал без вести при об­стоятельствах, угрожавших смертью или дающих основа­ние предполагать его гибель от определенного несчастно­го случая, такой срок сокращается до 6 месяцев. Если граж­данин пропал без вести в связи с военными действиями, онможет быть объявлен умершим не ранее чем по истече­нии 2 лет со времени окончания военных действий;

2) отсутствие в названные в п. 1 сроки сведений о месте его нахождения;

3) невозможность в течение этих сроков установить место нахождения отсутствующего.

25. Понятие юридического лица и его основные виды.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Способы создания ю/л:1.распорядительныйый порядок(по реш др-го собств-ка);2.разрешительныйый(с разрешения компетентного органа);3.явочно-нормативный(государство проверяет законность си опред-ет нормат-ым актом порядок деят-ти)

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных настоящим законодательством.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления.

При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Размер уставного фонда коммерческой организации должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях - и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

Виды: 2)     В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на имущество юридического лица:

2.1)                             к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся (унитарные предприятия, в том числе дочерние);

2.2)                             к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся (общественные и религиозные организации (объеди­нения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы));

2.3)                             к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся            (хозяйственные товарищества и общества; производственные и потребительские кооперативы). Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада и уставный фонд.

3)                          В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на: коммерческие и некоммерческие.

По составу учредительных документов — юридичес­кие лица, создаваемые и действующие на основании:

• учредительного договора (полные и коммандитные товарищества);

• учредительного договора и устава (ООО, ОДО);


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.