Механизм государства: понятие и признаки. Органы государства и структура государственного аппарата в Республике Беларусь. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механизм государства: понятие и признаки. Органы государства и структура государственного аппарата в Республике Беларусь.

2021-10-05 45
Механизм государства: понятие и признаки. Органы государства и структура государственного аппарата в Республике Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Механизм гос-ва – целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Можно выделить следующие признаки механизма гос-ва: - Это особая группа людей, которая профессионально и обособленно занимается государственным управлением (нормотворчеством, исполнением законов, правоохранительной деятельностью). -Первичными ячейками механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие.- Существует установленная иерархия государственных органов. Отсутствие баланса в деятельности государственных органов, превращение одного из них в доминирующую силу – показатель неблагополучия политической власти.- Каждый орган наделен властными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он, тем не менее, действует как орган государственного властвования.- Для обеспечения государственно-властных предписаний государственный орган может использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи.- Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права граждан. А это значит, что сфера властных полномочий государственных органов строго ограничена правом, которое обеспечивает справедливые отношения между государством и обществом. Механизм современного государства представляет собой сложную систему, в которую входят многие крупные подсистемы.К органам государства примыкают государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями.

Построение и деятельность механизма гос-ва осуществляется на основе ряда принципов, имеющих объективный характер. К таковым относятся:

1. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры и т.д.

2. Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных структур и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата.

4. Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с негосударственными структурами.

5. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных органов.

6. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и недостатки. Первый оперативен, но страдает субъективизмом, второй позволяет более взвешенно подойти к сложным проблемам, но подготовка к обсуждению, сам процесс обсуждения и голосования затягивает время, отведенное для принятия управленческого решения.

7. Принцип планирования и прогнозирования.

8. Принцип сочетания общегосударственных и местных интерес

Орган гос-ва -  это структурно-обособленное звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. К признакам государственного органа можно отнести:

1. Орган – самостоятельный элемент механизма государства. Он образуется в установленном законом порядке.

2. Для осуществления своих задач государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией (совокупностью прав и обязанностей). В соответствии со своей компетенцией орган издает обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, так и конкретные предписания (акты применения норм права).

3. Государственный орган характеризуется определенной структурой, имеет материальную базу и финансовые средства для осуществления деятельности в рамках компетенции.

4. Состоит из государственных служащих, которые находятся в особых отношениях между собой и органом. Правовой статус государственных служащих определяется законом. К числу служащих относятся должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты и проводят их в жизнь. Служащие находятся на содержании общества, поскольку не производят материальных благ, а получают заработную плату согласно занимаемой должности.

Государственные органы можно классифицировать по многим основаниям: По принципу разделения властей они делятся на законодательные, исполнительные и судебные. По характеру формирования различаются первичные и производные. Первичные органы не создаются никакими другими органами. Они возникают в порядке наследования или избираются по установленной процедуре. Производные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями. В зависимости от территориальной сферы органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство), центральные (отраслевые министерства и ведомства) и местные (советы, муниципалитеты, исполкомы). По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (Парламент, Совет Министров, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления и отделы исполнительно-распорядительных органов государства). По характеру компетенции различают государственные органы общей компетенции (Парламент, правительство) и государственные органы специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

Существуют и другие основания для классификации органов государства. Например: по форме реализации государственной деятельности, по срокам деятельности, по структуре, по правовым формам деятельности и т.д.Согласно Конституции РБ государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на: законодательную, исполнительную и судебную. Особое место в системе гос. Власти занимает Президент, который является главой государства, он обиспечивает в частности, приемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами гос. Власти. Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание РБ. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа. Представительным органам следует относить так же главу государства, местные советы депутатов. На ряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент РБ, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов – декреты, занимающие тот же уровень, что и законы. Законы и декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, т.е. все остальные правовые акты должны им соответствовать. Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Правительство (Совет Министров) РБ является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести: Министерство, государственные комитеты РБ. К местным органам исполнительной власти относят: исполнительные комитеты, местную администрацию. В отличае от представительных органов органы исполнительной власти обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами. По харакиеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы общей компетенции, т.е. ведующие многими отраслями (Правительство, исполнительные комитеты), и специальной компетенции т.е. ведующие отдельными отраслями деятельности (Министерства, государственные комитеты, отдельные ведомства). Органы специальной компетенции в свою очередь подразделяются на: отраслевые (ведуют отдельной отраслью управления) и межотраслевые (осуществляют межотраслевое управление). По форме осуществления своих полномочий органы исполнительной власти подразделяются на: коллегиальные (осуществляют свои полномочия по средствам принятия решений необходимым большинством голосов лиц, входящих в состав этого органа) и единоначальные, когда от имени этого органа выступает одно лица (например, министр). Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предпологает наличие многозвенных соподчиненных между собой органов и внутренную организацию. Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и др. судами предусмотренными законами РБ. К общим судам относятся: Верховный суд РБ, областные, минский городской, районные (городские), а так же военные суды. К хоз. Судам относятся: Высший Хоз. Суд РБ, хоз. Суды областей, г.Минска. В системе общих и хозю судов допускается создание соответствующих специализированных коллегий, а так же специализированных судов (административные, земельные, налоговые и т.д.). Особое место в системе органов гос. Власти занимает прокуратура, ее деятельность направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в деле обеспечения прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть, должны составлять определенную систему, обеспечивающую все потребности реализации государственной власти.

5. Правовое государство.Соотношение гос-ва и права. Гос-во и право такие категории, которые не могут существовать друг без друга. Гос-во также тесно связано с обществом. Существует образное выражение «общество – мать гос-ва». Каково общество, таково и гос-во. По мере развития общества развивается и гос-во. Однако гос-во – автономный социальный институт, который может как проявлять заботу об обществе, так и, наоборот, паразитировать на общ-ом организме. Правовое гос-во в ходе челов-го развития приобретает новые черты и свойства, которые соотв-т условиям сущест-ия данного общества, уровню его матер-го развития. Основными признаками правового гос-ва являются: - превращение гос-ва в выразителя и защитника интересов гражд-го общества; - господство закона во всех сферах общ-ой жизни; - незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всестороннее обеспечение; - четкое разграничение компетенции закон-ой, испол-ой и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону; - обеспечение демократизма правотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и непосредственно им самим; - наличие эффективных форм гос-го контроля и надзора за соотв-ем закону всех иных нормативных актов; - установление в праве и последовательное обеспечение гос-ом юрид-ой ответ-ти за правонарушения (принцип неотвратимости наказания). Правовое гос-во в истории политико-правовой мысли. Античные мыслитель, такие как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий определили важнейший принцип правового гос-ва – господство закона над всеми, в том числе и над правительствами. В период ранних буржуазных революций значительный вклад в разработку теории правовой гос-ти внесли Ж.-Ж.. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон. Так, Ж.-Ж. Руссо выдвинул теорию общ-го договора, согласно которой гос-во и гражданин строят свои отношения на основании неписанного договора: гос-во обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, а гражданин обязуется уважать и защищать державу. Свобода понималась автором как добровольное, сознательное повиновение разумным законом гражданского общества. Таким образом, Руссо сформулировал один из принципов правового гос-ва, суть которого в уважении гос-ом свободы личности, в примате прав граждан над правами гос-ва. Приблизительно в то же время был сформулирован еще один принцип правового гос-ва – принцип разделения властей на несколько самостоятельных ветвей. Наиболее полно и близко к современному пониманию принципа разделения властей подошел Ш. Монтескье, разделив власть на закон-ую, испол-ую и судебную.

Можно выделить следующие принципы и предпосылки правового государства:

1. Основной предпосылкой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество – это «содружество свободных граждан, права которых священны», а первейшая задача правового государства – обеспечение свободы человека всеми возможными средствами. Свободный человек, в свою очередь, является основой гражданского общества.

2. Следующей предпосылкой и одновременно принципом правового государства является верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В законах должна быть выражена воля большинства населения, так как законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы личности, охраняют нравственные ценности общества. Все другие нормативные акты должны соответствовать законам. Подзаконные акты лишь детализируют положения закона.

3. Еще один принцип правового государства – разделение властей. Каждая из ветвей власти имеет свое предназначение и выполняет свои функции. Они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать произвольно, не взаимодействуя с другими ветвями власти, она также не может. Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Компонентами такой системы являются:

· срочность полномочий должностных лиц,

· право вето на законопроекты,

· право роспуска парламента в определенных случаях,

· независимость судей.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.