Построение развивающей среды для детей с ОВЗ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Построение развивающей среды для детей с ОВЗ

2021-11-25 63
Построение развивающей среды для детей с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Принципы построения РППС

1. Принцип развития

2. Принцип природосообразности воспитания

3. Принцип психологической комфортности

4. Принцип взаимодействия

5. Принцип доверительного сотрудничества 

6. Принцип обучения в деятельности

7. Принцип здоровьесберегающий

 

Критерии оценки среды для детей с ОВЗ

1. Соответствие среды возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Классификация отклонений в развитии детей (по Семаго)

• Дети с нарушениями слуха

• Дети с нарушениями зрения

• Дети с тяжелыми нарушениями речи

• Дети с НОДА

• Дети с ЗПР

• Дети с нарушениями интеллектуального развития

• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с РДА)

• Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития

 

Особенности среды для детей с ОВЗ

Для детей с нарушениями зрения

• Размер демонстрационного и раздаточного материала в зависимости от остроты зрения

• Преобладание пособий в цветовой гамме красного, оранжевого, зеленого цветов

• Размер предметов достаточно крупный

• Наличие поставок для рассматривания

• Иллюстрации, карточки, картинки в черной окантовкой

• Схемы, алгоритмы действий

• Модели для рассказывания

Для детей с нарушением зрения важна цветовая гамма пособий, интерьера, условных знаков и обозначений, наличие схем и алгоритмов, а также размер пособий и материалов. Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями

Специальная наглядность:

- демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;

- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;

- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;

- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):

- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;

- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;

- посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

Для детей с ЗПР

Для детей с задержкой психического развития важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти.

• Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)

• Схемы и алгоритмы действий

• Модели последовательности рассказывания, описания

• Модели сказок

Для детей с НОДА

Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, помимо организации свободного малоизрезанного пространства и наличия специального оборудования, педагогам необходимо учитывать психологические особенности таких детей: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.

Необходимые условия:

- Свободное малоизрезанное пространство

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

- Разнообразные шнуровки по темам

- Рамки Монтессори

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки.

Оборудование:    

v стеллажи, расположенные на разном уровне (или полки, пеналы. этажерки и т.п.)

v стол, стул

v большое зеркало (или несколько маленьких)

v игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей

 

При подборе материала для речевого уголка необходимо учитывать следующее:

v наполняемость уголка:;

v разнообразие материалов;

v возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;

v доступность;

v системность;

v эстетика оформления;

v ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка);

 

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленные на развитие:

v фонематического слуха;

v дыхания;

v артикуляционной моторики;

v правильного звукопроизношения;

v словаря;

v фразовой речи;

v мелкой моторики пальцев рук;

v звукового анализа и синтеза слогов и слов.

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Принципы построения РППС

1. Принцип развития

2. Принцип природосообразности воспитания

3. Принцип психологической комфортности

4. Принцип взаимодействия

5. Принцип доверительного сотрудничества 

6. Принцип обучения в деятельности

7. Принцип здоровьесберегающий

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.