Отрывок из интервью с Ч.Т. Айтматовым — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Отрывок из интервью с Ч.Т. Айтматовым

2021-11-25 455
Отрывок из интервью с Ч.Т. Айтматовым 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Книги, открывающие нас»


(1)Я убеждён, что у слова есть свои недра... (2)Человек по-разному приходит к пониманию этой извечной исти­ны. (3)Многое зависит от того, как сложилась судьба, жизнь человека.
(4)Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, зас­тавляет их возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с настоящим, прошлым и будущим. (5) Книга связывает людей. (6)Объединяет их и телевидение; это понятно, но для того, чтобы одолеть огромное количество литературы, накопленной человечеством за века, творения Гомера, Данте, Вергилия, Толстого, Хемингуэя, Фолкнера и других гениев человечества, хотя бы часть этого богатства, а его можно осваивать без конца, следует от чего-то отказаться... (7)Восемь часов у человека уходит на сон, восемь на работу, если он будет просиживать часами у телевизора, ему некогда будет читать...
(8)К книгам относишься так же, как и к друзьям, — в юношеском возрасте их много, но отношения с ними более поверхностные, некритические, легковесные; нравится, допустим, кому-то же, что и тебе, ты и ето уже считаешь другом, единомышленником, хотя, может, и обще­го-то между вами разве что одна полюбившаяся книжка... (9)С годами круг знакомств сужается, может быть, остаются один-два человека, которых называешь друзьями, но зато уж это подлинные, испытанные друзья. (10)Так и с книгами. (11)К каким-то авторам, которыми увле­кался в юности, уже нет особенного желания возвращаться — эти книги ты навсегда прочитал. (12)С другими писателями наоборот. (13)Вот Достоевский, он не только остается для меня тем же, кем и был, но и день ото дня укрупняется, вырастает в моих глазах. (14)Эпоха его миновала, исчез, канул в Лету мрачный, призрачный Петербург, но творения Достоевского, дух его прозы, слово его — продолжают меня волновать, не дают мне покоя. (15)Достоевский - беспокойный писатель, будоражащий нашу совесть, его читать - нелегкое, а порой и не всегда приятное занятие, но его читаешь, ибо он возвращает тебя к себе самому к сути твоей, к совести; ему невозможно подражать, но учиться у нет нужно. (16)Чему же? (17)Мне думается, в первую очередь, — неподдельной любви к людям, состраданию к униженным и оскорбленным.
(18)Круг друзей неизбежно сужается, но так же неотвратимо углубляется и любовь к ним. (19)Есть тут определённая взаимосвязь...
(20)...Каждая книга требует полной отрешенности от суетных дел, полной погруженности в тему, в систему образов — вся душа должна быть там. (21)Иначе ничего не получится. (22)Не знаю, но, наверное, во мне осталось испытанное некогда, еще в самом раннем детстве, благоговейное отношение к книге, к печатному слову.
(23)Я всегда с трепетом брал в руки книгу, как нечто действительно святое. (24)Для меня в ту пору не было плохих книг, я восхищался каждой буквой, а человек, написавший книгу, мне неизменно представлялся таким, как Пушкин и Толстой. (25)Увы, позднее пришлось узнать, что могут быть и плохие книги, равнодушные, написанные без искорки святости. (26)Пусть это будет несколько наивно, но я и по сей день все же мечтаю, чтобы не было плохих книг, чтобы мы не разрушали то представление о книге и писателе, которое зарождается у человека в детстве.

 

26. «Известный писатель Чингиз Айтматов рассуждает о книгах, о том, какую роль они играют в жизни его собственной и каждого человека вообще. Таким раздумьям соответствует и выбранный автором публици­стический стиль со многими свойственными ему чертами: ____(«духовная связь людей», «возвращаться к своим истокам», «сокровенные глубины духа», «будоражащий нашу совесть» и др.), ____ («недра слова», «представление зарождается», «круг друзей», «дух его прозы»), (предложения 23, 24). ____ («суетные дела », «благоговейное отноше­ние, «будоражащий совесть», «кануть в Лету» и др.) соседствуют в тек­сте с лексикой разговорной («просиживать часами»), которая придают тексту доверительную тональность».
Список терминов:
1) метафоры 2) книжная лексика 3) ряды однородных членов 4) сравнительные обороты
5) фразеологизм 6) парцелляция 7) синтаксический параллелизм 8) антонимы
9) публицистическая лексика

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) Произведение Достоевского учат состраданию к униженным и оскорбленным.
2) Автор благоговейно относится к книгам.
3) В зрелые годы автор перечитывал все книги, которыми увлекался в юности.
4) Книга объединяет поколения.

2. Какой тип речи представлен в тексте?
1) повествование и рассуждение 2) рассуждение 3) рассуждение и описание 4) все типы текста

3. В каком предложении используется фразеологизм? 1) 6  2) 8   3)14  4) 15

 

4. Среди предложений 8-17 найдите предложения, в которых есть вводные слова и вводные сочетания слов, и укажите их номера.

5. Среди предложений 18-26 найдите бессоюзное сложное предло­жение и укажите его номер.

 6. Среди предложений 1-7 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи синонима и личного местоимения. Ука­жите номер этого предложения.

Проблема Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.
Первый пример     Автор искренне убеждён в том, что книга - это «важное звено в духовной связи людей».  
Пояснение к первому примеру   Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.
Второй пример Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».
Пояснение ко второму примеру    Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.
Связь между примерами Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения.
Позиция автора Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.
Выражение согласия, обоснование  

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.