Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-11-24 | 75 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Туристские походы и путешествия принято подразделять на массовые и спортивные.
К массовым относятся туристские походы выходного дня и многодневные (3–5 дней) некатегорийные походы. Туристские походы I категории сложности по родному краю (при условии достаточно населенной местности) можно квалифицировать как спортивно-массовые. Все остальные походы I–V категории сложности (включая походы I категории сложности по малонаселенной местности) принято относить к спортивным [20, с. 36].
Туристские походы выходного дня, проводимые как массовые мероприятия учреждениеми дополнительного образования, станциями юных туристов, детскими учреждениями, городскими и районными туристскими клубами, имеют своими задачами организацию активного отдыха учащейся молодежи, подготовку новичков к выполнению нормативных требований на значки «Юный турист России» и «Турист России», подготовку руководителей походов выходного дня.
Являясь промежуточным звеном между походами выходного дня и категорийными, многодневные некатегорийные походы – первая ступень к выполнению требований на III спортивный разряд по туризму. Совершение многодневного некатегорийного похода или нескольких походов выходного дня позволяет новичкам в туризме овладеть необходимыми для категорийного похода знаниями и умениями, приобрести определенные навыки в технике движения, ориентирования на местности, организации движения, привалов, бивака, питания [2, с. 112].
В период подготовки к походу туристы должны ознакомиться с «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории России», законами об охране природы и об охране и использовании памятников истории и культуры, с разрядными требованиями и туристскими нормативами, с организацией туризма в стране, организацией работы туристских секций и клубов. Кроме того, туристы должны получить начальные сведения о тактике и технике туризма, о его оздоровительном значении; знать о необходимом наборе туристского снаряжения для походов, продуктов питания; уметь правильно укладывать рюкзак, пользоваться картой и компасом, ориентироваться на местности, выбирать место для ночлега, ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, знать съедобные грибы и ягоды, уметь оказывать первую доврачебную помощь.
|
Туристские походы I категории сложности по родному краю осуществляются туристскими секциями и клубами туристов, детскими учреждениями, городскими и районными туристскими клубами или как учебно-тренировочные походы для слушателей семинаров начальной туристской подготовки (подготовки руководителей многодневных некатегорийных походов, походов I категории сложности и участников походов II категории сложности). Массовые учебные походы I категории сложности со студентами институтов физической культуры осуществляются в соответствии с программой учебной дисциплины «Туризм и методика преподавания» [4, с. 58].
Организация и подготовка походов (массового многодневного, учебного или спортивного) – это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода.
Схема последовательности этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления – подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально-техническое обеспечение похода.
Сетевой график организации и подготовки похода содержит все этапы работы в максимуме, при этом учитывается организация спортивного похода. При организации и подготовке массовых многодневных и учебных походов те или иные этапы выпадают, и сетевой график упрощается. Так, комплектование и подготовка группы к многодневному некатегорийному походу или походу I категории сложности по родному краю, расположенному в равнинном районе с умеренным климатом, – задача существенно более простая, чем подготовка группы к спортивному походу в горном или северном районе: для участников массового похода предыдущий туристский опыт определяется лишь совершением похода выходного дня; не требуется ни специальной технической подготовки, ни специального снаряжения и т. п. Комплектование групп для массовых или учебных походов основано на принципиально других положениях, чем комплектование спортивной группы (команды): если в массовом походе участвуют все желающие (как правило, студенты одного вуза и т. п.), то в учебных – слушатели семинара, студенты одного курса. Маршрутная же работа, имея, конечно, качественные различия, по форме и содержанию едина [13, с. 41; 25, с. 144].
|
Выбор района похода и сроков его проведения. Подготовка туристского похода начинается с выбора района путешествия. Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом.
Выбор района похода и сроков его проведения предполагает решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников, и определяется совокупностью реальных условий успешного осуществления похода. Важными факторами здесь являются освоенность района, наличие необходимого картографического материала, правильное представление руководителя и участников похода о реальных возможностях группы: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района), о материально-технической обеспеченности группы (финансовые возможности, экипировка, включающая соответствующую одежду, обувь, средства передвижения, бивачное и специальное снаряжение).
Выбор «большого района» (т. е. туристского района в целом) диктуется тактическими и другими соображениями. Но уже выделение в составе туристского района конкретного подрайона, в границах которого будет проложен маршрут, производится прежде всего на основе картографического материала и «Перечня классифицированных туристских маршрутов». Наилучший вариант – наличие хорошей (подробной, точной) обзорной карты масштаба 1: 500 000. «Пятикилометровка» удобна для общего планирования нитки маршрута и выработки общего (генерального) тактического плана (общая схема маршрута, приблизительная оценка его протяженности, предварительная разбивка на дневные переходы, определение мест забросок, ночевок, дневок, оценка продолжительности путешествия).
|
Для разработки маршрута, составления календарного плана путешествия и решения разнообразных задач жизнеобеспечения группы картографический материал – условие необходимое, но недостаточное. Важна не только ландшафтная, но также подробная климатическая, спортивно-техническая характеристика района и многое другое. Источниками сведений о районе служат учебники и учебные пособия, монографии и популярные издания по физической и экономической географии, а также по отдельным отраслям: метеорологии, климатологии, геоморфологии, гляциологии, гидрологии; физико-географические обзоры отдельных районов, статьи и очерки; обзорные статьи и описания маршрутов, фотоочерки и дневники путешествий; путеводители, буклеты и туристские картосхемы; отчеты туристских групп о совершенных путешествиях; прямая информация авторов этих отчетов в форме писем и личных бесед; консультации людей, имеющих отношение к изучаемому району (работавших или работающих в этом районе).
Завершив работу по изучению района похода, следует оценить реальные возможности группы, определить нитку маршрута и приступить к его детальной разработке.
Разработка маршрута – ключевой этап всей работы по организации и подготовке похода – во многом определяет успех его проведения. Так, при организации массового похода особое значение имеет правильный выбор участков дневных переходов с обязательным достижением максимально удобных мест ночлега или населенных пунктов. Для учебных походов характер маршрута, последовательность и особенности естественных препятствий определяют эффективность учебных мероприятий, а для маршрутов спортивных походов важны еще и красота, логичность, полное соответствие опыту участников.
|
К началу работы над маршрутом необходимы предварительные тактические соображения, основанные на оценке технико-тактических характеристик участков маршрута, таких, как: скорость течения реки, заранее планируемое полное прохождение ее или обнос некоторых препятствий; характер снежного покрова, наиболее типичный для данного района; состояние троп, дорог, мостов и т. д. Для планирования маршрута по протяженности и продолжительности его прохождения, по числу и характеру естественных препятствий необходимо, кроме того, ясное представление о «рисунке» маршрута: будет ли он чисто линейным, линейно-кольцевым или кольцевым [11, с. 76].
«Нелинейность» маршрута редко присутствует в водных походах, за исключением походов I и, значительно реже, II категории сложности, поскольку сам характер водного путешествия (спортивный сплав) подразумевает линейность маршрута. Однако и туристам-водникам необходимо определиться в некоторых важнейших технико-тактических вопросах: однозначно выявить точки начала и конца сплава, прохождение или обнос тех или иных препятствий, участок волока, особенно когда этот участок перевальный. В пешеходных, горных и лыжных походах, осуществляемых в среднегорных и высокогорных районах, сложная орография и гидрография этих районов определяют большое разнообразие маршрутных схем, однако всегда следует стремиться к сохранению логики маршрута и целесообразности того набора препятствий, который в этом маршруте заключен.
Не только для начинающих, но и для многоопытных руководителей основным пособием по разработке маршрута служит «Перечень классифицированных туристских маршрутов», который является неотъемлемой составной частью разрядных требований по туризму и, как и разрядные требования Единой всесоюзной спортивной классификации, периодически, каждые четыре года, корректируется, совершенствуется, пополняется новыми эталонами маршрутов.
Подготовка предварительного описания маршрута и составление тактической схемы похода обеспечивают правильное решение спортивно-технических задач и задач по материально-техническому обеспечению похода. Этот раздел работы непосредственно предшествует составлению календарного плана похода, а потому, с одной стороны, создает предпосылки для составления плана обеспечения безопасности, а с другой – обеспечивает разработку наиболее целесообразной и приемлемой тактической схемы похода с последующим составлением его календарного плана и надежным определением контрольных сроков. Кроме того, выполнение этого раздела работы позволяет:
|
1 подготовить информацию для составления раздела заявочной книжки «Сложные участки маршрута и способы их преодоления», что дает возможность маршрутно-квалификационной комиссии оценить готовность группы к походу;
2 получить еще до выхода на маршрут такое его описание, которое достаточно для уверенного ориентирования на маршруте и в районе похода; последнее важно при необходимости исправления ошибки в ориентировке, а также при любых экстремальных ситуациях (заболевание или травма участника, стихийные бедствия);
3 располагать максимально полной информацией об объективных опасностях маршрута (лавинная опасность, камнепады, возможная подвижка ледника, прогнозируемые землетрясения, возможные паводки);
4 иметь основу для корректировки и пополнения имеющихся материалов с целью получения к концу похода завершенного и полного технического описания маршрута [19, с. 140].
Собранная и обработанная при подготовке предварительного описания маршрута информация должна быть достаточной для решения различных задач, в том числе и по выпуску группы на маршрут: маршрутно-квалификационная комиссия при рассмотрении заявочных документов должна быть уверена, что группа грамотно планирует способы и средства преодоления сложных и объективно опасных участков маршрута.
Составление календарного плана похода. Наметив на нитке маршрута места биваков и дневок, можно переходить к составлению календарного плана похода. Действительно, если маршрут разбит на отрезки дневных переходов и известны сроки начала похода и количество дневок, то, по существу, календарный план похода практически готов. Важно, однако, выбирая место для ночлега, заботиться не только о его безопасности и удобстве, но и о реальной достижимости при планируемых дневных переходах. Важно также, предусматривая наиболее подходящие места для организации дневок, не забывать о разумных и обоснованных промежутках между дневками.
Календарным планом предусматриваются не только сроки начала и конца путешествия, не только протяженность дневных переходов, но также запасные дни и контрольные сроки.
Точное соблюдение календарного плана на маршруте зависит прежде всего от максимально предусмотрительного планирования. Намеченные точки для организации ночлегов достижимы при условии правильного планирования дневных переходов по их протяженности и продолжительности движения; для этого необходимо с достаточной точностью прогнозировать скорость движения группы в реальных условиях маршрута с учетом рельефа и ситуаций, возможных изменений метеорологических условий, скоростных и технических возможностей группы.
Запасные дни планируются, прежде всего, для компенсации потерь времени, связанных с меньшей, чем предусматривалось, реальной скоростью движения группы, а также на случай резкого ухудшения метеорологических условий до уровня, когда безопасность движения не может быть обеспечена [16, с. 105].
Периодичность дневок определяется рядом взаимозависимых факторов. Прежде всего, их общее количество должно укладываться в пределах 20% от общей продолжительности похода. Большее число неходовых дней, не обусловленное серьезными причинами (очень сложные метеорологические условия: пурга, туман, незначительная видимость при необходимости пройти перевал или другой сложный участок маршрута), расценивается как снижение спортивности маршрута. Не следует забывать и того, что неоправданно большое число дневок приводит к естественному увеличению «непроизводительного» расхода продуктов питания и топлива, к дополнительному увеличению веса рюкзаков, а следовательно, к снижению скорости движения группы и опять-таки к дополнительному расходу продуктов питания и бензина. Необходимы учет этих факторов, тщательные расчеты и оптимальные варианты в определении числа дневок. Определив число ходовых дней, число дневок и количество запасных дней, группа тем самым определяет и срок окончания маршрута. Остается наметить контрольные сроки: выхода на маршрут, прохождения промежуточных пунктов (если таковые имеются) и завершения похода [13, с. 5].
Разработка календарного плана похода обеспечивает и детальную проработку плана обеспечения безопасности. Этим разделом работы завершается подготовка всех необходимых материалов для оформления заявочных и маршрутных документов.
Маршрутная работа едина по форме и содержанию, но в зависимости от цели и задач похода (массового, учебного, спортивного, туристской экспедиции), категории сложности маршрута в целом или категории трудности отдельных (локальных) естественных препятствий, включенных в маршрут учебного похода или туристской экспедиции, вида туризма, района похода, времени года имеет много качественных различий. Эти различия требуют при разработке маршрута, составлении календарного плана похода и плана материально-технического обеспечения творческого подхода во всех без исключения случаях, тщательного изучения района похода с использованием всех доступных источников информации, максимально предусмотрительного планирования дневных переходов.
Календарный план составляется для всех туристских походов, начиная от двухдневного похода выходного дня. При этом определяются участки дневных переходов и места ночлегов. В массовых походах с новичками и учебных походах со студентами протяженность участков дневных переходов требует особо тщательного планирования при разработке маршрутов лыжных походов с организацией ночлегов в населенных пунктах: при коротком световом дне необходима высокая точность в определении возможной скорости движения группы, с тем чтобы всегда была полная уверенность в своевременном достижении населенного пункта засветло [6, с. 17].
Безупречное выполнение комплексного плана организации и подготовки похода в значительной мере определяет его успех и безаварийность. В полной же мере достижение цели и выполнение задач похода зависят от действий группы на маршруте.
Комплексный план организации и подготовки похода, включающий такие разделы, как комплектование и подготовка группы, маршрутная работа, материально-техническое обеспечение похода, должен быть обеспечен выполнением ряда организационных мероприятий.
Организационные разделы работы включают: подготовку исходной документации, организацию финансирования, согласование вопросов о прохождении группой маршрута (или его участка) по территории с режимом заповедника (заказника), погранзоны. К этим разделам относятся также: оформление проездных документов, отправка группой сообщения в контрольно-спасательную службу района похода, планирование общественно полезной работы.
Любой поход включается в план спортивно-массовых мероприятий, в учебный план (факультета физической культуры, совета по туризму и экскурсиям). Это исходный документ о походе. Если самодеятельная туристская группа турклуба сама организует, проводит и финансирует поход, других документов на его оформление не требуется. Если же поход финансирует проводящая организация, необходимы постановление этой организации и утверждение сметы расходов. Туристские походы со школьниками, студентами, а также туристские мероприятия советов по туризму и экскурсиям осуществляются в соответствии с приказом руководителей проводящих учреждений [11, с. 36].
В случаях, когда туристский поход проводится в соответствии с постановлением (приказом) проводящей организации и финансируется по утвержденной смете, группе выдается командировочное удостоверение.
Последние разделы работы по организации и подготовке похода включают выезд группы в район похода, а в случае проведения похода в районе, обслуживаемом местной контрольно-спасательной службой, – постановку группы на ее учет. Перед выходом группы на маршрут в маршрутной книжке делается отметка, а о выходе руководитель сообщает телеграммами в организации, поименованные в маршрутной книжке.
Проведение похода. В любом туристском походе (массовом, учебном, спортивном, экспедиции), в любом виде туризма и при любой категории сложности маршрута общими будут: организация движения и обеспечение безопасности участников похода; организация отдыха (привалов и ночлегов) и питания; наблюдения, фотографирование и выполнение общественно полезной работы; обеспечение противопожарных и природоохранных мероприятий [29, с. 41].
В зависимости от характера похода, сложности маршрута, вида туризма, цели и задач похода, времени года содержание и сложность перечисленных выше разделов работы, дополняемых в зависимости от задач многими другими разделами, меняются в очень широком диапазоне.
При проведении спортивных походов особое значение имеют вопросы обеспечения безопасности участников. На спортивном маршруте при достаточно напряженном графике движения решаются многочисленные тактические и технические задачи, в том числе: четкий режим движения и отдыха, тщательное ориентирование, выбор оптимального тактического плана преодоления естественных препятствий, а в наиболее сложных случаях – предварительная их разведка и обработка. Обеспечение страховки и самостраховки, организация наблюдения на сложном участке маршрута обязательны на всех сложных, а также простых, но потенциально опасных участках. Особенность спортивных походов средних и высших категорий сложности, отличающих эти походы от других видов туристских мероприятий, – необходимость обязательной предварительной (до выхода на линейную часть маршрута) акклиматизации группы, в большинстве случаев сочетающейся с организацией предварительных забросок на маршрут продуктов питания и топлива [2, с. 122].
Особенность туристских экспедиций – широкий круг задач по изучению слабо освоенного туристского района (его описание, картирование, классифицирование естественных препятствий, а в экспедициях по родному краю – маркирование маршрутов для массовых и учебных походов).
Особенность учебных походов в системе подготовки туристских кадров (инструкторская подготовка) – некатегорийный и незачетный (в соответствии с разрядными требованиями) характер маршрутов. Существенное сокращение продолжительности похода, уменьшение протяженности маршрута и числа естественных препятствий резко изменяют по сравнению со спортивными походами характер деятельности руководителей и участников таких походов: вместо напряженного графика движения на спортивном маршруте – напряженная учебная работа на учебном. Естественные препятствия, в том числе и высоких категорий сложности, становятся учебными полигонами, на которых слушатели семинаров средней и высшей инструкторской подготовки обучаются не только технике и тактике, ориентированию и методам страховки, организации туристского бивака и питания, но и методике обучения.
Особенность учебных походов в системе начальной туристской подготовки, а также со студентами факультетов физической культуры и учащимися – сочетание воспитательных, учебных и спортивных задач на уровне требований, предъявляемых к многодневным некатегорийным походам и походам I категории сложности. При этом график движения для аналогичных по сложности массовых самодеятельных походов уступает место учебному плану похода и плану воспитательной работы.
Подведение итогов похода включает: разбор похода, анализ его результатов (для учебных походов – анализ выполнения учебного плана и плана воспитательной и общественно полезной работы), отчет о походе [1, с. 77].
Отчет о совершенном спортивном походе I–II категорий сложности принимается в устной форме с представлением маршрутной книжки и фотографий. Отчеты о походах III–IV категорий сложности принимаются в письменном виде и содержат: справочные сведения о походе, его маршрут (на обзорной картосхеме района), график движения группы, техническое описание маршрута (основных естественных препятствий) с фотографиями и картосхемами. Подготовка письменного отчета – кропотливая работа, но значение ее трудно переоценить: каждый письменный отчет служит методическим пособием для последующих групп, готовящихся к прохождению этого маршрута или его отдельных участков [20, с. 171].
1.3 Основы подготовки инструкторских кадров,
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!