Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию

2021-11-24 21
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»

Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

«РАДУГА»

Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

«ЧЁРНОЕ_БЕЛОЕ»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«ВЕСЁЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников.

" «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»(ЦВЕТОВОЙ КРУГ)

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«ПОДВОДНЫЙ МИР»

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ»

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

« ПОДБЕРИ ИЗОБРАЖЕНИЕ К ИГРУШКЕ»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

«КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.

«КАКАЯ!,КАКОЕ! КАКОЙ!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«СОБЕРИ УЗОР»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«ПРЕВРАЩАЛОЧКИ»

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«КАМУШКИ НА БЕРЕГУ»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

ПРИЛОЖЭЕНИЕ 3.

ЗАНЯТИЯ

Конспект НОД образовательная область «Познание»для детей среднего возраста.Тема: «Окраска воды»

Цель: Дать детям представление об оттенках цветов (3 градации цвета), показать способ их получения.

 

Дидактическая задача. Учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый.

 

Материал. Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, зеленая, синяя, фиолетовая). Кисточка для размешивания красок в воде.

 

Ход

-Сегодня мы с вами станем королями красок, и будем творить с ними чудеса.

Сейчас я вам покажу, что мы будем делать.

— Ребята, перед вами гуашевые краски разных цветов. Как они называются?

(ответы детей).

— Сегодня вы узнаете, какие оттенки имеет каждая из этих красок. Передо мной стоят три одинаковых стакана, наполненные водой. Я наберу на кисточку красную краску и опущу ее в стакан. Какого цвета стала водичка?

(дети называют цвет).

-А теперь я хорошо промою кисточку в чистой воде и наберу на нее чуть больше краски, чем в первый раз и опущу кисточку в другой стакан. Посмотрите, вода окрашивается в темно-красный цвет (дети отмечают эту разницу в оттенке цвета, с помощью воспитателя называют этот оттенок).

— Сейчас я наберу на кисточку совсем немного краски. Какой получился оттенок? (дети называют оттенок светло-красным).

— Правильно, получился светлый оттенок красного цвета.

Воспитатель ставит стаканы с окрашенной водой рядом.

-Ребята, мы увидели, что из одной краски (красной) можно получить три разных оттенка: темно-красная, чуть светлее и совсем светлая.

-А теперь вы станете королями красок и будете творить чудеса. Перед каждым из вас по три стакана с водой, чистая вода для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски. Выберете любую краску, которая вам нравится, и окрасьте ею воду в стаканах в три оттенка краски – темную, светлую и самую светлую.

— Посмотрите, какие красивые оттенки разных красок у нас получились (дети любуются полученными оттенками).

Тема:Сюжетное рисование с использованием приема рисования

по-сырому «Звездное небо»

Задачи:

В образовательной области «Художественное творчество»

· Учить детей изображать звездное небо.

· Самостоятельно подбирать цветовую гамму для звезд, и фон для ночного неба.

· Совершенствовать технические навыки рисования по- сырому.

· Закреплять навыки работы с акварелью, восковым карандашом

· Формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам.

· Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, при рассматривании фотографий звездного неба.

В образовательной области «Коммуникация»

· Закреплять словарь по теме «Космос»

· Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.

· Формировать умение детей подбирать прилагательные к существительному.

В образовательной области «Социализация»

· Формировать образ «Я», первичные гендерные представления (мальчики мужественные, девочки женственные.)

· Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов.

· Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

В образовательной области «Познание»

· Закрепить знания детей о космосе, космонавтах, звездах.

· Закрепить знания детей о свойствах воскового карандаша.

· Развивать мелкую моторику рук.

В образовательной области «Здоровье»

· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя гимнастику для пальчиков.

В образовательной области «Физическая культура»

· Развивать ловкость, глазомер при игре с мячом

 

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Методы и приёмы: Орг. момент, игра «Знакомство», показ фотографии, анализ и показ образца, вопросы, работа с восковыми мелками и акварелью, выставка, итог.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика (шарики Суджок)

Индивидуальная работа: с Эдиком и Захаром, следить за звуками.

Дифференцированный подход: для 1 подгр. - предложить бумагу большего формата.

Предварительная работа: беседа о космосе, о первом космонавте Земли Ю.А.Гагарине, о женщине-космонавте В. В Терешковой, экспериментирование с восковым карандашом (свойства воскового карандаша).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, подарите хорошее настроение.

Игра “Знакомство”

Воспитатель: - У меня в руках мяч, мы будем его бросать, называя себя и

говорить кем, вы мечтаете стать.
Воспитатель:- Я начну первая.

Воспитатель: - Я – Ирина Александровна, я так мечтала быть воспитателем и я им стала.

Воспитатель: - А ты? (передает мяч рядом стоящему ребенку)

Дети: - Я – Захар, я мечтаю стать……

Дети: - Я – Настя, я мечтаю стать…..и т.д.
2. Основная часть.

Воспитатель:- Да у вас у каждого есть своя мечта.

Воспитатель: - А вы помните, я вам рассказывала историю про маленького мальчика Юру, у которого была необычная мечта?

Воспитатель: - О чем мечтал Юра?

Дети: - Юра мечтал стать космонавтом и увидеть звездное небо.

Воспитатель: - Сбылась его мечта?

Дети: - Его мечта сбылась, он стал космонавтом.

Воспитатель: - Мальчики, а кто из вас хотел бы стать космонавтом, как Ю.А.Гагарин?

Воспитатель: - А каким нужно быть, чтобы стать космонавтом?

Дети: - Сильным, храбрым, смелым, трудолюбивым, умным.

Воспитатель: - Но в космос летали не только мужчины, вспомните, кто еще летал в космос?

Воспитатель: - А хотите узнать? (дети садятся перед мольбертом)

Воспитатель:- Посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них? (Выслушиваются предложения детей, после чего мальчики предлагают присесть девочкам и сами приносят для себя стульчики.)

Воспитатель: - Вы, молодцы, мальчики, вы все правильно сделали!

Воспитатель: - Космос покоряли не только мужчины, но и женщины. Первая женщина-космонавт была Валентина Владимировна Терешкова. Терешкова стала для всех женщин примером для подражания. (Фотография)

Воспитатель: - Девочки, а кто из вас хотел бы стать космонавтом?

Воспитатель: - Почему?

Воспитатель: - А какой нужно быть, чтобы стать космонавтом?

Дети: - Нужно быть сильной, храброй, смелой, умной…

Воспитатель:- Но при этом она осталась нежной, заботливой, ласковой, любящей мамой и женой.

Воспитатель: - Значит не только мальчики, мужчины могут быть сильными, смелыми, храбрыми, но и девочки, женщины тоже могут быть сильными, храбрыми, смелыми…

Воспитатель: - Но мы не сможем побывать с вами в космосе, а вот нарисовать мы его сможем.

Воспитатель: - Вы хотели бы нарисовать звездное небо?

Дети: - Да.

Показ и анализ образца

Воспитатель: - Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Звезды - это огненные шары, одни более горячие, другие – менее. Поэтому и цвет у звезд разный. На ночном небе звезды мерцают разным светом. Вы видели каким? (фотографии звездного неба)

Дети:- Звезды мерцают голубым, белым, желтым, красным цветом.

Воспитатель: - Значит звезды, какие?

Дети: - Звезды разноцветные, яркие, красивые.

Воспитатель: - Посмотрите, как я нарисовала звездное небо.

Воспитатель: - На моем рисунке звезды, являются главным объектом и будут занимать большую часть композиции.

Воспитатель: - Чем я рисовала звезды?

Дети: - Вы рисовали звезды восковым карандашом.

Воспитатель: - Не забывайте, что звезды разноцветные и разные по размеру.

Воспитатель: - За тем я смачиваю лист бумаги водой, используя широкую кисть и только потом поверх рисунка наношу акварель черного или синего цвета, не оставляя не закрашенных участков. Вот у художников этот прием рисования называется «По - сырому».

Воспитатель: - Как вы понимаете слово - «сырой»?

Дети: - Влажный, мокрый.

Воспитатель: - Кто знает, почему акварель не закрасила звезды?

Дети: - Потому-что в восковом карандаше есть воск, и он отталкивает любую жидкость со своей поверхности.

Воспитатель: - Прежде, чем приступить к работе разогреем ручки (шарики Суджок).

Воспитатель: - А если ваши ручки устанут, то можно отдохнуть (покатать восковые карандаши между ладонями).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.