В настоящее время возник новый вызов предмету «физическая культура и спорт» — массовый переход на дистанционное обучение. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

В настоящее время возник новый вызов предмету «физическая культура и спорт» — массовый переход на дистанционное обучение.

2021-11-24 20
В настоящее время возник новый вызов предмету «физическая культура и спорт» — массовый переход на дистанционное обучение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Студенческий возраст характеризуется наивысшим уровнем развития таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, моторная ловкость, скоростная выносливость и др. А значит, перед преподавателем физической культуры встала сложная задача — найти пути решения по реализации предметной образовательной программы в дистанционном формате, которые должны быть не менее эффективными, чем при очной форме обучения.

В данной ситуации технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять обучение на расстоянии, при этом не только не теряя качество обучения, а, наоборот, по­вышая его за счет индивидуализации, активных методов обучения, двусторон­него взаимодействия преподавателя и обучающегося. Кроме того, к преимуще­ствам дистанционного обучения относятся такие характерные черты как гиб­кость, модульность, технологичность, обновление роли педагога, повышение мотивации и самоорганизации студентов.

Поэтому каждый студент обязан сохранять, беречь и преумножать своё здоровье доступными средствами и методами – дистанционными занятиями физкультурно - оздоровительной деятельностью.

Необходимо помнить, что в современных условиях реализации ФГОС на занятиях физической культурой необходимо воспитывать в студенте качества самостоятельного добывания информации и находить ей правильное практическое применение. Как нельзя лучше это предполагает работа с учебно-методическим пособием. Важно, чтобы занятия физкультурой и спортом приносили радость и пользу, именно поэтому студент должен иметь не только практические навыки выполнения двигательных приемов, но и теоретическую основу знаний о своем теле, об изменениях в организме, связанных с физическими нагрузками.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В ЮУрГИИ  им. П.И. Чайковского

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Для достижения цели в процессе физического воспитания решаются соответствующие задачи, которые выражаются в требованиях к результатам освоения дисциплины. Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в основную образовательную программу подготовки будущего специалиста ВО и СПО. Учебные дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» свои образовательные и развивающие функции наиболее полно осуществляют в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, изучаются на протяжении 4 лет (8 семестров) в объѐме 400 часов и включает в себя как обязательные виды физических упражнений, так и элективные виды спорта (по выбору). Учебный процесс состоит из подразделов:

· методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;

· учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;

· контрольного, обеспечивающего информацию о степени освоения знаний, умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

Внимание! Для допуска к зачёту по физической культуре и спорту студент должен посетить в полном объёме занятия (выполнить самостоятельные задания в полисе здоровья) и выполнить все требования, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом. Задания для дистанционной работы выполняются каждый учебный семестр: заполняются соответствующие таблицы и выполняются надлежащие для этого расчёты.

В результате изучения дисциплины у студента должна быть сформирована следующая универсальная компетенция: способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

· социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

· роль физической культуры и принципы здорового образа жизни в развитии человека и его готовности к профессиональной деятельности;

· влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

· способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

· правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

Уметь:

· организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;

· использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни;

· выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики;

· выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

· преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

· выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки.

Владеть:

· опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием;

· способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;

· методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма.

· методикой повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

· методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях.

 

МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинских группы – основную, подготовительную и специальную. На основании врачебного контроля студенты относятся:

К основной медицинской группе (1 группа здоровья). Студенты без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе, разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности и норм ГТО. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях, с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям физической культурой и спортом, усугубляющими отдельные нарушения здоровья.

К подготовительной медицинской группе (2 группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная «А» и специальная «Б». Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе «А» (3 группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающими выполнению обычной учебной и воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры – инструктора ЛФК, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. При этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические, шире используют дыхательные, коррегирующие и общеразвивающие упражнения; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения на открытом воздухе.

К специальной группе «Б» (4 группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлинике, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементом здорового образа жизни (ЗОЖ).

ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Гармоничность пропорций тела является одним из критериев оценки развития и состояния здоровья. В зависимости от особенностей телосложения выделяют три типа фигуры: астеник (эктоморф), нормостеник (мезоморф) и гиперстеник (эндоморф). Человек не всегда принадлежит одному типу, чаще всего помимо основного типа заметны и черты других. Изменить телосложение так, чтобы стать похожим на другой тип, довольно сложно, поэтому лучше совершенствовать имеющуюся фигуру, подчеркивая свои индивидуальные достоинства.

Астеник (эктоморф) – отличается относительным преобладанием длины тела над поперечными размерами: конечности тонкие и длинные, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, эпигастральный угол (угол, образованный рёберными дугами) острый, мышцы развиты слабо, осанка часто нарушена (сутулость, асимметрия и т.д.), шея тонкая, голова узкая или яйцеобразная, таз узкий, жироотложение пониженное.

Нормостеник (мезоморф) – характеризуется пропорциональностью длины и поперечных размеров тела, достаточно широкими плечами и развитой грудной клеткой с прямым эпигастральным углом, хорошо развитой мускулатурой и умеренным жироотложением.

Гиперстеник (эндоморф) – характеризуется относительным преобладанием поперечных размеров над продольными: туловище длинное и плотное, конечности и пальцы рук относительно короткие и толстые, плечи широкие, грудная клетка короткая и широкая, эпигастральный угол тупой, таз широкий, мышечная система развита хорошо, костяк широкий.

Дистанционная работа 1.

Для ориентировочной оценки гармоничности телосложения можно пользоваться методом антропометрических индексов.

Длина тела (рост) определяется наследственными признаками и качеством жизни в детский и подростковый период и не изменяется у взрослого человека. По данным длины тела выделяют три группы людей:

· высокий рост – 176–185 см (мужчины) и 166–175 см (женщины);

· средний рост – 166–175 см (мужчины) и 156–165 см (женщины);

· низкий рост – 156–165 см (мужчины) и 146–155 см (женщины).

Данный показатель используется для получения других расчетных показателей.

 

1. Коэффициент пропорциональности (КП) тела, который можно найти, зная длину тела стоя и сидя.

КП = (L1–L2) / L2 × 100,

где L1 – длина тела стоя,

L2 – длина тела сидя (человек садится на стул, отсчет ведут от поверхности сиденья до верхушечной точки головы).

Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног: менее 87 % – малая длина ног; 87–92 % – пропорциональное физическое развитие; более 92 % – относительно большая длина ног. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92 %), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

 

2. Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов и определяется взвешиванием на медицинских весах. Важен не сам показатель массы, а его соотношение с длиной тела или иными параметрами.

Помимо определений массы тела на медицинских весах, существуют расчётные методы, которые предлагаются ниже.

Формулы нормального веса.

У мужчин: Р = 50+(Рост – 150) × 0,75+ ();

У женщин: Р = 50+(Рост – 150) × 0,32+(  ), где Р – масса тела.

Согласно формуле Лоренца, идеальная масса тела составляет:

М = Р–(100 – ((Р – 150) / 4), где М – идеальная масса тела, Р – рост человека.

 

3. Индекс массы тела. (ИМТ) рассчитывался по следующей формуле:

ИМТ = масса тела (кг) / рост² (м)

Значения ИМТ от 18,5 до 24,9 ед. показывают, что масса тела нормальная;

менее 18,5 ед. – масса тела сниженная;

более 25,0 ед. – масса тела избыточная.

 

4. Индекс Пирке (Бедузи) (ИПБ) – показатель относительной длины ног:

ИПБ = ((Ростстоя – Ростсидя) / Ростсидя) × 100%

Оценка индекса Пирке (Бедузи) Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног:

менее 87 % - малая длина ног;

92 % - пропорциональное развитие;

более 92 % - относительно большая длина ног.

В норме показатель составляет 87-92 %. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким ИПБ, имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий ИПБ (более 92 %), имеют преимущество перед лицами с низким ИПБ в прыжках, беге. У женщин ИПБ ниже, чем у мужчин.

 

Запишите:

Семестр Тип телосложения Длина тела (рост) Коэффициент пропорциональности (КП) Масса тела Нормальный вес ИМТ ИПБ
I              
II              
III              
IV              
V              
VI              
VII              
VIII              

Дистанционная работа 2.

Определить тип соматической конституции (морфологический тип) с помощью индекса Пинье.

Тип соматической конституции (астенический, нормостенический и гиперстенический) можно определить с помощью индекса Пинье (показатель крепости телосложения). Этот показатель отражает связь между окружностью грудной клетки в фазе выдоха (ОГК, см), ростом стоя (Р, см) и массой тела (В, кг).

ИП = Р – (В + ОГК).

При отсутствии ожирения менее высокий показатель свидетельствует о более крепком телосложении.

Оценка результата: 

- меньше 10 – крепкое телосложение (гиперстеник);

- от 10 до 20 – хорошее телосложение (нормостеник);

- от 21 до 25 – среднее телосложение (нормостеник);

- от 25 до 36 – слабое телосложение (астеник);

- более 36 – очень слабое телосложение (астеник).

Запишите:

семестр I II III IV V VI VII VIII IX X
ОКГ, см                    
Р, см                    
В, кг                    
Индекс Пинье                    

Дистанционная работа 3.

Оценивать уровень физического развития с помощью сигмальных отклонений.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т.д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (s – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы) (табл.1).

 

 

Таблица 1

Стандартные показатели физического развития студентов

Показатели

  Мужчины Женщины
возраст

М+ s

Длина тела стоя,
см

18 174,82±6,10 163,14± 5,64
19 174,24 ±5,82 162,80 ±5,12
20-25 174,23 ±6,0 162,62 ±5,45
26-30 174,00 ±5,12 162,59 ±4,98

Масса тела,
кг

18 66,91 ±8,02 59,18± 7,10
19 67,28±7,52 59,60 ±6,82
20- 25 69,31 ±7,61 60,31 ±7,31
26- 30 69,94± 7,10 61,12± 7,42

Окружность
грудной клетки,
см

18 90,20± 5,24 84,08 ±4,38
19 91,12± 5,08 84,93± 4,82
20- 5 92,32 ±5,50 85,11±5,13
26-30 92,24 ±4,94 85,32 ± 4,72

 

Так, например, если средний рост студентов 174,82 (М) ± 6,10 (s) см, то большинство обследованных (68–75)% имеют рост в пределах от 180,92 (174,82+6,10) см до 168,72 (174,82–6,10) см.

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (174,82 см при s= ± 6,10), значит рост данного студента на 6,68 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель s.

Для нашего примера получаем частное 6,68: 6,10 = 1,09 – величина сигмального отклонения.

Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного:

· меньше - 2,0 (очень низкое);

· от - 1,0 до - 2,0 (низкое);

· от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего);

· от - 0,5 до +0,5 (среднее);

· от + 0,6 до +1,0 (выше среднего);

· от +1,0 до +2,0 (высокое);

· больше +2,0 (очень высокое).

Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке «высокое».

 

семестр

I II III IV V VI VII VIII IX X

Оценка сигмального отклонения индивидуального показателя

ОКГ, s                    
Р, s                    
В, s                    

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.