Упражнение: Составление эмоциональной биографии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Упражнение: Составление эмоциональной биографии

2021-10-05 93
Упражнение: Составление эмоциональной биографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составьте свою эмоциональную биографию, очень личную, которую Вам никому не нужно показывать, по следующим критериям:

— Вызовы, с которыми Вы справились

— Пережитые кризисы

— Решенные конфликты

— Пережитые проблемы

— Неразрешимые ситуации, которые Вы выдержали.

Показательный случай из практики 1.   45-летняя мать троих детей, муж которой, главный редактор одной крупной американской ежедневной газеты, обращается к психотерапевту по поводу страхов и депрессии. Наряду с многочисленными раннедетскими и актуальными проблемами речь идет также о следующем: по ее словам, она ничего не делает, в то время как ее муж зарабатывает деньги, и т. д. Вместе с терапевтом она пытается составить «список своих успехов», причем ключ к успеху лежит в анализе отдельных событий. В нем тот факт, что у нее трое детей, комментируется так: 3 беременности (а более 25 % всех супружеских пар сегодня невольно остаются бездетными, поэтому сам факт беременности — уже успех); «вынашивание» трех беременностей; она трижды хорошо перенесла роды, детские болезни, поступление детей в детский сад, школу и т.д.

Показательный случай из практики 2.   С одним успешным 28-летним немецким бизнесменом, страдавшим нарушениями сна и страхом оказаться несостоятельным, также был составлен список, и когда он констатировал, сколько всего он до сих пор достиг, это его очень воодушевило и принесло ему большое облегчение. Можно проиллюстрировать это следующим примером: во время терапии он долго говорил о том факте, что он молодым человеком по окончании вуза приехал в Москву. Он считал это совершенно нормальным, и в его списке это было второстепенным пунктом («Это мог бы сделать каждый»). Но когда он затем вместе с терапевтом проанализировал, сколько его однокурсников действительно сделали это, сколько иностранцев не выдерживают в России, а в некоторых случаях навсегда покидают эту страну, пробыв там всего 48 часов (!), и то, что он уже четыре года здесь, он смог не только осознать и признать свои достижения, но и освободиться от «гималайского феномена» (см. Главу 3: «Гималайский вампир»). Он в свои 28 лет столько всего пережил и добился, что, наконец, научился гордиться достигнутым.

С точки зрения психодинамики, речь здесь идет не только об аспектах гималайского феномена, но и о способности принимать комплименты, радоваться личным успехам и сообщать об этом другим, хвалить самого себя, гордиться собой — обо всем том, что нас научили считать неприличным и свидетельствующим об эгоизме.

 

 

Глава 6. Терапевтический экскурс: самопощь с использованием позитивной психотерапии

 

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой.

Гёте

 

На многих терапевтических сеансах речь снова и снова идет о вопросах отношений: об отношении к другим и отношении к самому себе: «Почему этот человек меня не любит? Как так происходит, что он меня отвергает? Я опять опростоволосился перед шефом, и он своими замечаниями доконал меня. Моя жена говорит, что со мной так же трудно, как и с ее отцом».

Некоторые основные положения и техники позитивной психотерапии могут помочь нам понять влияние психовампиров и надолго защитить себя от них.

Созданная профессором Носсратом Пезешкианом позитивная психотерапия— это метод гуманистической психотерапии на основе глубинной психологии. Позитивную психотерапию можно применять в различных областях жизни: в терапии, консультировании и в коучинге, в тренинге по менеджменту, в воспитании и профилактике, для содействия взаимопониманию между различными культурами. Она базируется в основном на трех главных принципах:

— надежда

— баланс

— самопомощь

Далее они будут кратко разъяснены, а также будет представлено их значение при общении с психовампирами.

Надежда

 

 

Понятие «позитивная» относится, прежде всего, к тому, что позитивная психотерапия направлена не только на устранение определенного симптома или расстройства (симптоматическая медицина), но, и в первую очередь, на попытку понять смысл болезни и донести его до заболевшего. «Позитивная» здесь означает, в соответствии с первоначальным значением этого слова (лат.: positum, positivus) фактическое, действительное. Таким образом, фактическими и действительными бывают не только проблемы и конфликты, с которыми сталкивается человек или семья, но и способность справляться с этими конфликтами, учиться на этом опыте и выздоравливать за счет этого.

Болезнь можно рассматривать также как способность реагировать на ситуацию или на конфликт совершенно определенным образом. Она всегда представляет собой более или менее успешную попытку самоизлечения человека. Ведь пациенты страдают не только от своих болезней и расстройств, но и от безнадежности, которую они испытывают, узнав диагноз. Позитивная психотерапия — это ресурсно ориентированный подход в психотерапии, который, в первую очередь, исходит из возможностей человека и лишь потом занимается болезнью. Ее представление о человеке, наряду с другими элементами, включает в себя важнейшие положения гуманистической психологии, например такие, как предположение о способности человека к изменению, ведь терапевтические действия не имели бы смысла, если бы не определялись верой в возможность изменения человека. Позитивная психотерапия исходит из того, что человек — активный творец своего существования, что он сознательно или бессознательно ориентируется на определенные ценности, пытается наполнить свою жизнь смыслом и что самореализация может осуществиться лишь в постоянном обмене социальной средой.

«Позитивный подход» в позитивной психотерапии является результатом позитивного представления о человеке, в основе которого лежит положение о том, что каждый человек — без исключения — от природы обладает двумя базовыми способностями: способностью к любви и способностью к познанию.

Обе эти способности относятся к сущности каждого человека и заложены в нем с рождения. В зависимости от окружения (воспитания, образования и культуры) и времени, в которое он живет (дух времени, «цайтгайст»), базовые способности могут дифференцироваться и приводить к неповторимой структуре существенных признаков, которые впоследствии составят характер и неповторимость человека. Понятие «базовые способности» предполагает, что человек «хорош по сути своей». Это в свою очередь означает, что каждый из людей обладает множеством способностей, которые нужно развивать, подобно тому, как раскрываются возможности, скрытые в семенах (зернах).

На практике это позитивное представление о человеке предполагает, что мы должны принять себя и других такими, какие мы есть, а также увидеть то, чем мы можем стать. Это означает, что мы принимаем человека с его проблемами и болезнями, чтобы затем вступить в отношения с еще не известными, скрытыми и «замаскированными» болезнью способностями. Тем самым, расстройства и заболевания рассматриваются как своего рода способность реагировать на определенный конфликт именно так, а не иначе. В этом смысле картины болезни, нарушения и расстройства в позитивной психотерапии интерпретируются по-новому.

Приведем здесь некоторые картины болезни в качестве примера:

Депрессия   — это способность реагировать на конфликты глубочайшей эмоциональностью.

Страх перед одиночеством   означает потребность в том, чтобы быть вместе с другими людьми.

Алкоголизм   — это способность находить для себя самого то тепло и ту любовь, которые человек не получает от других.

Таким образом, позитивный подход в позитивной психотерапии приводит к новому пониманию и к новой точке зрения всех участников — пациента, семьи и врача, — что составляет основу терапевтического сотрудничества. Оно позволяет последовательно решать существующие проблемы и конфликты. Такой подход помогает сосредоточиться на «настоящем» пациенте и сделать «видимыми» его скрытые и по большей части бессознательные конфликты. Ведь часто истинный пациент сидит дома, а на терапию приходит лишь носитель симптома. Это также одна из причин того, почему к терапевту обращается больше женщин, что никак не связано с тем, что они болеют больше, чем мужчины.

Принцип надежды помогает даже в трудных ситуациях вспоминать о нашей внутренней (само) ценности и дает нам уверенность в том, что изменение возможно и что я могу справиться с нынешней ситуацией. И именно эта надежда высвобождает силы и энергии, так необходимые для борьбы с психовампирами.

 

Баланс

 

Наблюдения Н. Пезешкиана (1977, 1980 гг.) за различными культурами показали, что есть четыре сферы жизни, в которые мы можем вкладывать свою энергию, которые дают нам чувство собственной ценности и которые также можно назвать «четырьмя качествами жизни»:

— тело и здоровье (тело);

— профессия и достижения (дух);

— отношения и контакты (сердце);

— будущее и смысл (душа).

Эта модель баланса основана на целостном представлении позитивной психотерапии о человеке. В этой связи мы говорим о биологически-телесных, рационально-интеллектуальных, социо-эмоциональных и душевно-духовных сферах и способностях человека. Хотя потенциал всех четырех видов способностей заложен в каждом человеке, благодаря окружению и социализации какие-то из них особо подчеркиваются, а другим уделяется не достаточно внимания.

Каждый человек развивает свои собственные предпочтения при реакции на возникающие конфликты («Четыре способа переработки конфликта»): путем бегства в соматические недуги и заболевания, путем бегства в работу, путем бегства в одиночество или общительность либо путем бегства в фантазии. Каким формам реакции на конфликт отдается предпочтение, в значительной степени зависит от опыта обучения, прежде всего, приобретенного в собственном детстве. Согласно позитивной психотерапии, здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто научился адекватно разрешать возникающие конфликты.

Согласно модели баланса, здоров тот, кто старается равномерно распределить свою энергию по всем четырем сферам. Цель консультирования или психотерапевтического лечения — помочь клиенту/пациенту осознать и мобилизовать свои собственные ресурсы для того, чтобы привести 4 названные сферы в динамическое равновесие. Причем особенное значение уделяется сбалансированному распределению энергии (по 25 % на каждую область), а не равномерному распределению времени. Довольно длительная односторонность может быть одной из причин конфликтов, а вместе с ними и болезней. В этой связи важно констатировать, что нужно учитывать неповторимость и уникальность каждого человека, так, чтобы он мог обрести соответствующее ему индивидуальное равновесие в рамках четырех сфер. В то время как в индивидуалистских культурах Западной Европы и Северной Америки важную роль играют преимущественно такие сферы, как физическое здоровье и спорт (тело), а также профессия (достижения), в коллективистских культурах Востока (Ближнего Востока) преобладают такие сферы, как семья, друзья и гости (контакты), а также вопросы будущего, смысла жизни и мировоззренческие вопросы (фантазия/интуиция).

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.