История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-10-05 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МГППУ
МОСКВА
2008
УДК 159.9
ББК 88.37
Н63
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 07-06-16036^
Никольская О.С.
Н 63 Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. — М.: МГППУ, 2008. — 464 с.
ISBN 978-5-94051-041-3
Многолетнее изучение особенностей психического дизонтогене-за при детском аутизме и осмысление результатов психокоррекци-онной работы позволили автору по новому подойти к пониманию структуры и функций аффективной сферы человека в норме. Она рассматривается как многоуровневая система, организующая решение задач адаптации и саморегуляции. Реконструируются уровни регуляции поведения и сознания, каждый из них имеет уникальный жизненно важный смысл. Соответствующая ему структура переживания выступает как механизм формирующий мироощущения и поведения. Взаимодополняющие разноуровневые механизмы вступают в отношения иерархии, согласования и реципрокной организации, что обеспечивает системе целостность и управляемость. Выделены этапы ее онтогенеза, варианты индивидуального и культурного развития, признаки дисбаланса и патологических изменений, среди которых определено место детского аутизма. Предложены принципы выбора средств коррекции отклонений в аффективном развитии.
УДК 159.9 ББК 88.37
© Никольская О.С., 2008
© Московский городской психолого-
ISBN 978-5-94051-041-3 педагогический университет, 2008
Подписано в печать 31.07.2008. Бумага офсетная. Печать офсетная. Формат 60x84/16. Усл.-печ. л. 26,96. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в ООО Типография «Сарма»
142115 Московская обл., г. Подольск, ул. Правды, д.30. Тел: 979-16-33, 225-48-76
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.......................................................................................................... 6
Глава 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма..................................... 10
Глава 2. Уровни аффективной организации
сознания и поведения......................................................................... 37
Уровень пластичности...................................................................... 38
Организация адаптации к внешнему миру........................... 38
Вклад первого уровня в процессы саморегуляции............ 49
Культурное развитие первого уровня................................... 55
Уровень аффективных стереотипов............................................... 66
Особенности адаптации к внешнему миру........................... 66
Вклад второго уровня в саморегуляцию.............................. 82
Культурное развитие второго уровня................................... 91
Уровень экспансии.............................................................................. 97
Организация адаптации к внешним условиям..................... 97
Вклад третьего уровня в саморегуляцию........................... 115
Культурное развитие третьего уровня................................ 120
Уровень эмоционального контроля............................................. 126
Организация адаптации к внешней среде.......................... 126
Вклад четвертого уровня в процессы саморегуляции.... 143
Культурное развитие четвертого уровня........................... 151
Глава 3. Система аффективной организации
сознания и поведения....................................................................... 163
Особенности и функции системы.................................................. 163
Уровни в системе аффективной организации поведения....... 165
Структура переживания как аффективный
механизм организации адаптивного поведения............... 171
Ступени усложнения информационной структуры
переживания............................................................................... 173
Оглавление
Структура переживания как механизм смысловой
организации сознания.............................................................. 177
Системная организация сознания и поведения........................ 182
Развитие функциональных систем аффективной
организации сознания и поведения...................................... 187
Культурное развитие системы аффективной
|
организации поведения и сознания...................................... 195
Взаимодействие культуры и индивидуального сознания..... 197
Воспроизведение уклада................................................................ 202
Личность как присвоение произвольных форм
аффективной организации поведения и сознания............ 204
Глава 4. О шагах становления системы аффективной
организации сознания и поведения в онтогенезе..................... 206
Самый ранний период развития................................................... 209
Кризис первого года......................................................................... 238
Ранний возраст (между кризисами года и трех лет)............... 243
Кризис трех лет................................................................................. 256
Между кризисами трех лет и подросткового возраста.......... 262
Подростковый возраст..................................................................... 267
Глава 5. Конфигурации культуры как акцентуации в развитии
системы аффективной организации сознания........................... 273
«Иначе организованные души».................................................... 273
Традиционные культуры................................................................ 276
Культура нравственных ценностей............................................. 291
Культура Нового времени............................................................. 303
Культура интуитивного сознания................................................ 320
Индивидуальность культуры........................................................ 337
Глава 6. Индивидуальные различия и отклонения
в развитии системы аффективной организации
сознания и поведения....................................................................... 352
Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией
в развитии уровня аффективной пластичности................ 354
Особенности развития системы сознания,
обусловленные увеличением выносливости
первого уровня.................................................................. 354
Особенности развития системы сознания,
связанные с повышением чувствительности
первого уровня.................................................................. 365
Оглавление
Изменения в системе сознания, связанные с акцентуацией
в развитии уровня аффективных стереотипов.................. 380
Особенности системы сознания, обусловленные
увеличением выносливости второго уровня............. 380
Особенности развития системы сознания,
связанные с увеличением чувствительности
второго уровня.................................................................. 389
Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией
в развитии уровня экспансии................................................. 401
|
Особенности системы сознания, обусловленные
увеличением выносливости третьего уровня............ 401
Особенности развития системы сознания,
связанные с увеличением чувствительности
уровня экспансии.............................................................. 409
Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией
в развитии уровня эмоционального контроля.................. 420
Особенности развития системы сознания,
обусловленные увеличением выносливости
четвертого уровня............................................................. 420
Особенности развития системы сознания, связанные
с увеличением чувствительности уровня
эмоционального контроля.............................................. 429
Заключение......................................................................................... 444
Литература......................................................................................... 454
Предисловие
Книга, предлагаемая читателю, является переработкой монографии, изданной в 2000 году1, а та, в свою очередь, стала развитием темы, захватившей нас еше в 1980-е годы2. Тогда нам показалось, да и сейчас кажется, что решение загадки детского аутизма может не только помочь таким детям, но и открыть что-то очень важное в общем знании о человеке.
В то время мы чувствовали себя ретроградами. В изучении проблемы детского аутизма клинические описания и классификации начинали активно тесниться психологическими работами. Трудности установления контакта с такими детьми рассматривались в контексте более общих проблем организации взаимодействия с миром, общее признание получало мнение, что детский аутизм надо рассматривать прежде всего как особый тип нарушения психического развития; менялись суждения о первопричинах аутистического диз-онтогенеза. Если классические клинические исследования в большей степени акцентировали аффективные проблемы детей, то экспериментально-психологические — сосредоточивались на особен-
1 Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М., 2000.
2Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». М., 1990.
Предисловие
ностях их когнитивного развития. Была выявлена первазивная3 недостаточность таких детей, проявляющаяся, как выяснилось, прежде всего, в их особом стиле организации информации. Мнения об исходных причинах формирования аутизма уверенно склонялись в сторону дефицитарности когнитивной сферы.
|
Вот этого последнего шага вслед за всеми мы не могли заставить себя сделать. Нам казалось, что такое заключение — это всего лишь часть правды о детском аутизме, которая не может объяснить всех проблем такого ребенка, и в том числе его тяжелого и хронического дискомфорта в отношениях с миром. К тому же вскоре стало понятно, что и сам особый когнитивный стиль детей с аутизмом связан с дефицитом возможности активной организации и гибкой реорганизации информации, а проблемы развития психических функций — с трудностями реализации существующих у ребенка возможностей, также как социальная дезадаптация — с практическим использованием уже имеющихся знаний и навыков. Все это могло свидетельствовать о нарушении возможности активного взаимодействия таких детей с миром, возможности вести диалог с меняющимися обстоятельствами, и давало основание для предположения о том, что психический дизонтогенез при детском аутизме исходно может быть обусловлен крайне малой выносливостью ребенка в контактах с миром, которая, с одной стороны, проявляется как нарушение активности, с другой — как снижение порога дискомфорта.
Мы предположили, что подобная «невыносливость» может стать причиной системного нарушения психического развития, обусловливающего проблемы и когнитивные, и социально-эмоциональные. Понимание специфики такого дизонтогенеза позволило бы раскрыть и конкретизировать мысль Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Попытками это сделать мы и занимались все эти годы, и как нам кажется, за это время и многие другие исследователи отошли от гипотез, рассматривающих лишь одну из сторон дефицитарности при аутизме.
3 Термин «pervasive disorders» часто переводится как «общее нарушение», нам кажется, что это не отражает его содержания, точнее будет — «всепроникающая недостаточность».
8
Предисловие
Аномален не сам стиль восприятия информации, с помощью которого аутичный ребенок выстраивает свою картину мира, а его жесткость и радикальная ограниченность. Трудно представить себе, что в норме существует лишь один, «правильный» способ организации информации. Мы думаем, что он должен меняться в зависимости от адаптивного смысла ситуации и определяться нашей аффективной оценкой, характером переживания происходящего с нами. Таким образом, мы приходим к тому, что функцией нормальной аффективной сферы является организация соответствующих адаптивному смыслу форм сознания и поведения, а механизмом такой организации и реорганизации — меняющаяся структура переживания.
|
Опыт, который дает работа с проблемами развития аутичных детей, позволяет представить нормальную аффективную сферу как систему разноуровневых переживаний, контролирующих решение задач адаптации — систему адаптивных смыслов, организующую, в соответствии с ними, поведение и сознание человека. Соответственно, аффективное развитие можно рассматривать не с точки зрения подчинения аффектов высшим, эмоциональным и личностным инстанциям, а как культурное развитие всей системы смыслов, этапы которого отражают шаги становления индивидуальности и социализации ребенка.
В связи с этим, нам кажется целесообразным ввести в обиход понятие аффективный возраст (наряду с интеллектуальным возрастом и эмоциональной зрелостью ребенка) и поставить задачу выработки общих ориентиров, а возможно и шкал его определения. Это позволило бы более точно квалифицировать проблемы психического развития детей и даже в самых тяжелых случаях находить возможности организации взаимодействия. Рассмотрение линий развития отдельных уровней аффективной сферы и становления их системного взаимодействия позволяет уточнить соотношение понятий аффективного и эмоционального, определить новый подход к пониманию закономерностей смены сензитивных периодов в становлении психических функций и соответственно их использования в психологической помощи ребенку.
В этой публикации представлено развитие всех направлений на этом этапе исследования. В наибольшей степени переработана
Предисловие
часть, касающаяся онтогенеза аффективной сферы, существенные изменения внесены в главу III «Система аффективной организации сознания и поведения», и главу VI «Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения».
Необходимость прояснения и исправления неточностей в изложении, открытие новых направлений стимулировались вопросами студентов МГППУ и РГГУ, которым были прочитаны курсы лекций по теме «Аффективное развитие ребенка», и я благодарю их за сотрудничество.
И, конечно, признательность и память учителям, коллегам по работе, домашним — всем, без кого все теряет всякий смысл.
Глава 1. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
П |
редметом обсуждения в этой монографии будет аффективная сфера как одна из основных систем организации сознания и поведения. Нас интересует аффективное в качестве целостного класса явлений, охватывающего и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни, все они рассматриваются здесь как необходимое условие реализации жизненной программы индивида. Поэтому понятия аффект, аффективное не могут отождествляться нами с примитивными формами психической жизни и противопоставляться высшим — рациональным, эмоциональным, личностным, связываться исключительно с патологическими состояниями, дезорганизующими человека.
В рассуждениях мы будем опираться на разработанную психологическую традицию понимания конструктивной роли аффекта. Как известно, J1.C. Выготский (1982 а, 6; 1983 а, б; 1984) проводит мысль о единстве интеллекта и аффекта в организации и самых простых, и самых сложных форм психической жизни. С.Л.Рубинштейн (1946, 1957) считает, что единица психического всегда включает в себя интеллектуальный и аффективный компоненты. Достигнуто понимание того, что с помощью аффективного переживания потребности сохраняют контроль за человеческой деятельностью. Аффект обеспечивает активность, наличное мотивационное состояние; побуждает, контролирует и направляет поведение. Он связан с различными состояниями сознания и определяет его избирательность, организует восприятие и память, интеллектуальную деятельность, адекватное поведение в ситуации
Гл а в а I. Взгляд сквозь призму детского аутизма
11
успеха и неуспеха (Обуховский, 1972; Симонов, 1975; Вилюнас, 1976; Изард, 1980 и др.).
Нашей целью не является введение в этот список какого-то нового значения аффективной сферы. Тем не менее, мы обращаемся к этой проблеме, потому что имели возможность взглянуть на аффективную сферу с необычной точки зрения, с которой, как нам кажется, совершенно по-особому предстают уже известные феномены, яснее понимаются ее функции, структура, системное строение, по-новому видится ее онтогенез, биологические основы и культурное развитие, здоровье и нарушения. Такую возможность мы получили благодаря работе с детьми, страдающими детским аутизмом. В течение многих лет мы старались понять патопсихологическую структуру этого клинического синдрома и найти способы помощи таким детям в их социализации.
Детский аутизм (Каппег, 1943; Wing, 1976; Rutter, 1978 и др.), возможно, самый загадочный тип нарушения психического развития. Оно захватывает все сферы психической жизни ребенка и одной из его характернейших черт является противоречивость, неоднозначность проявлений. Среди аутичных детей встречаются и глубоко умственно отсталые, и одаренные высокоинтеллектуальные дети, и даже один и тот же ребенок может быть и неуклюжим, и моторно ловким; мутичным и неожиданно произнести сложную фразу, он может накапливать энциклопедические знания и проявлять полную неосведомленность в самых насущных областях жизни. В отечественной литературе такой дизонтогенез определяется как искаженное психическое развитие {Лебединский, 1985).
В настоящее время общепризнанно, что это нарушение развития не психогенное, но обусловлено особой биологической де-фицитарностью ребенка. Большинство специалистов, работающих с такими детьми, утверждают, что потребность в общении у них исходно не нарушена. Проблема не в том, что они не хотят, а в том, что не могут взаимодействовать с людьми. Но если для клиницистов центральное место среди феноменов синдрома традиционно занимает врожденная неспособность к установлению аффективного контакта с другими людьми, то опыт психологических исследований и практики психокоррекционной работы скорее
12
Гл а в a I. Взгляд сквозь призму детского аутизма
'
говорит о более широкой неспособности таких детей к организации контактов с окружающим миром.
В попытке выделить первичное нарушение синдрома внимание исследователей в последние десятилетия поочередно сосредоточивалось на трудностях в развитии всех психических функций. Но каждый раз, вслед за выявлением фактов дефицитарнос-ти сенсомоторной, речевой или интеллектуальной области обнаруживалась группа типично аутичных детей, которая именно такой специфической трудности не имела. Безусловно общей же для всех аутичных детей является неспособность использовать свои знания и умения в реальной жизни, гибко переносить усвоенные навыки в новые условия. В этом смысле показательна история развития одной из последних гипотез, согласно которой важное место в дезадаптации аутичного ребенка занимают трудности символизации { Wing, 1981), ослабленная способность к обобщению, центральному объединению информации { Frith, 1989). С этим связывалась типичная при аутизме фрагментарность картины мира, конкретность, буквальность в восприятии окружающего, неспособность к генерализации навыка. В конечном итоге, однако, мнения склоняются к тому, что отсутствует, собственно, не сама способность выделять общее, а, скорее, тенденция обобщать, не сама способность к символизации, а возможность использовать символ в разных смысловых контекстах.
Стремление жить в постоянных условиях и пользоваться только стереотипными способами контакта с окружающим, нарушения избирательности и страхи, агрессивность, особые влечения и интересы, проявляющиеся как одержимость, позволяют предположить у аутичного ребенка тяжелую дезорганизацию всей системы адаптации. Эта дезорганизация касается не только механизмов социализации, но и более глубоких слоев регуляции поведения.
Наряду с нарушением эмоционального контакта страдает развитие адекватных форм самосохранения, изменено пищевое поведение, не формируется ориентировочно-исследовательская деятельность. Представляется, что и предпосылки интеллектуального развития такого ребенка не могут быть адекватно реализованы, поскольку мышление всегда мотивировано, всегда психологически обусловлено, приводится в движение и направ-
Глава I. Взгляд сквозь призму детского аутизма
13
ляется аффективным побуждением (Выготский, 1983 б). Нарушено развитие самих смысловых систем, определяющих динамику психического поля, заставляющую нас действовать и лежащую в основе организации интеллектуальных процессов.
В попытке выстроить патопсихологическую структуру синдрома мы исходили из необходимости и возможности выявления закономерности искаженного развития, построения его целостной картины, в которой разноречивость проявлений сможет обрести устойчивый порядок. Мы отталкивались оттого, что целостность и адаптационный смысл являются неотъемлемыми свойствами любой живой системы. Психическая система даже в патологических условиях остается живой системой. Она может ограничить глубину и активность контактов с миром, редуцировать систему адаптационных задач, но, по своей сущности, в отличие от поврежденного механизма, останется целостной и целесообразно самоорганизующейся в соответствии со стоящей перед ней адаптационной задачей. Поэтому, анализируя особенности поведения аутичного ребенка, даже самые нелепые и вычурные, мы вправе ставить перед собой вопросы: какие адаптационные цели он преследует и с помощью каких средств решаются поставленные задачи. Стремясь ответить на них, мы пытались развести проявления ограниченных возможностей ребенка и специально разработанных им приемов защиты и гиперкомпенсации (Николь ская, 1985; Лебединская, Никольская, 1988; Лебединский, Никольская, Баенская, Либлинг, 1990).
В патопсихологической структуре этого клинического синдрома как первичное условие, наиболее близкое к биологической дефицитарности, мы выделяем характерное для всех аутичных детей стойкое сочетание двух факторов: нарушение активности и снижение порога аффективного дискомфорта во взаимодействии со средой. Безусловно, на психофизиологическом уровне можно было бы рассматривать факторы чуткости и выносливости как две стороны одного и того же нарушения интегральной функции реагирования на интенсивность среды (Теплое, 1961, 1963; Небыли- цын, 1966; Данилова, Крылова, 1989). Однако в данном случае нам важно подчеркнуть специфический вклад каждого из них в формирование психического дизонтогенеза.
14
Гл а в а I. Взгляд сквозь призму детского аутизма
Нарушение активности во взаимоотношениях со средой проявляется у аутичных детей в разных формах: как явная недостаточность психического тонуса — общая вялость, пассивность, или как резкие перепады в распределении активности — «то бежит, то лежит», что особенно типично для раннего возраста аутичного ребенка. Подростковый период тоже часто характеризуется выраженной вялостью, пассивностью такого ребенка, она может проявиться даже в нарастающем нежелании подниматься с постели и включаться в самую простую домашнюю жизнь.
Особый, характерный для таких детей «когнитивный стиль», выявленный в экспериментальных психологических исследованиях (Hermelin, O ' Connor, 1970; Hermelin, 1976; Frith, 1989 и др.) также может рассматриваться в связи с трудностью активного восприятия и переработки информации. Детям трудно активно оперировать информацией (сукцессивно кодировать, редуцировать, переводить из одной модальности в другую), поэтому они стремятся механически воспроизводить ее в одной, раз и навсегда заданной извне форме.
Точно так же недостаток активности такого ребенка проявляется в неумении гибко выстраивать адаптивное поведение, в стремлении оставаться в привычных условиях, где можно использовать навыки, модели поведения только в исходно заданном им виде. Всех аутичных детей отличает «отсутствие энтузиазма» в обследовании среды { Wing, Attwood, 1887), отказ от преодоления трудностей, тормозимость в социальных контактах, крайняя сложность организации наиболее энергоемких диалогических и произвольных форм поведения.
Снижение порога аффективного дискомфорта в контактах со средой проявляется у большинства таких детей в сенсорной ранимости по отношению к звуку, запаху, свету, цвету, прикосновению. Характерно, что снижение порога дискомфорта может проявляться не только в особой чувствительности к интенсивности сенсорных воздействий, но и в слишком чутком, гораздо более чутком, чем в норме, внимании к признакам витальной угрозы, в выделении это-логических сигналов опасности в обычных бытовых ситуациях. Например, в паническом восприятии резких встречных движений, малейшей задержки ворота при одевании через голову, перекры-
Гл а в а 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма
15
вания дыхания при умывании. Все это особенно характерно для раннего возраста аутичного ребенка. И самое важное, что для такого ребенка типична тенденция долго фиксироваться на неприятных впечатлениях, формировать жесткую отрицательную избирательность в контактах с миром: множественные ограничения, запреты, страхи. Возможно быстрое пресыщение даже приятными впечатлениями, резкая смена положительной окраски контакта переживанием дискомфорта.
Оба эти фактора — стойкий дискомфорт и нарушение активности, — действуя в одном направлении, создают предпосылки для формирования вторичных признаков дизонтогенеза. Прежде всего, это выражается в оформлении в течение первых 2 — 2,5 лет жизни основных феноменов клинического синдрома детского аутизма: аутизма и стереотипности в отношениях с миром и людьми.
Аутизм развивается, во-первых, как результат дискомфорта, легко возникающего у такого ребенка в контактах с человеком, который, как известно, является для него наиболее этологически значимым фактором среды. Доказано (Hermelin, O ' Connor, 1985), что в свободной, неформальной ситуации аутичный ребенок, так же, как и другие дети, предпочитает человека другим элементам среды, однако он значительно менее вынослив в контакте, время фиксации им лица человека значительно меньше, чем в норме. Это создает особый загадочный паттерн поведения ребенка — не просто сензитивности и тормозимости, но постоянного сверхдозирования — приближения и ускользания от контакта. Особенно явно, по воспоминаниям родителей, это может проявляться на первом году жизни таких детей и значительно затрудняет развитие эмоционального контакта.
Во-вторых, аутистические тенденции закрепляются в поведении такого ребенка в результате трудностей организации его взаимодействия со взрослым, которое требует большой активности: длительной концентрации внимания, произвольного сосредоточения, возможности принимать и учитывать новую информацию, преодолевать трудности. Наиболее ярко аутизм уже как активный негативизм, уход от контакта начинает проявляться, как правило, именно после двух лет на фоне первых настойчивых попыток близких организовать поведение ребенка.
16
Гл а в а I. Взгляд сквозь призму детского аутизма
Стереотипность в контактах со средой также двояко обусловлена. С одной стороны, ребенок скрупулезно требует сохранения постоянства в окружающем, потому что иначе чувствует себя дискомфортно. Он вырабатывает особую избирательность в сенсорных контактах, фиксирует в быту множество неприятных, страшных для него моментов, жестко отстаивает соблюдение привычных способов удовлетворения потребностей и начинает бояться самой возможности изменения жизненной среды. С другой — стремится жить в уже освоенных им стереотипных коридорах и потому, что не способен активно и гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Любая новизна вызывает панику, так как неминуемо ведет к дезадаптации.
Таким образом, мы видим, что вместо форм активного взаимодействия с миром развиваются средства отстранения и защиты от него. Устанавливается неадекватная дистанция в контактах; не создается система положительной избирательности, опредмечивания своих потребностей и, наоборот, детально разрабатывается система отрицательной избирательности, фиксируются многочисленные страхи, запреты, защитные действия, ритуалы, предотвращающие опасность.
У таких детей не развивается исследовательское поведение, уверенность в себе, позволяющая конструктивно взаимодействовать с препятствием, зато разрабатываются формы стереотипного поведения, помогающие избежать трудностей, не допустить в свою жизнь новые обстоятельства. Недоразвитие живого эмоционального контакта, произвольного взаимодействия сочетается со стремлением ограничить общение стереотипными штампами, педантически соблюдаемыми социальными нормами.
В условиях исходного нарушения активности и дискомфорта и вторичной сенсорной и эмоциональной депривации у всех аутич-ных детей развивается тенденция дополнительной аутостимуля-ции приятными впечатлениями. Эти впечатления поддерживают необходимый минимум психического тонуса и заглушают дискомфорт, страхи ребенка. Однако даже аутостимуляция у такого ребенка развивается в механической, стереотипной форме, новизна не допускается даже в качестве приятного разнообразия.
Гл а в а 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма
17
Сенсомоторные, речевые, интеллектуальные формы аутости-муляции крайне значимы для аутичного ребенка, монотонность его однообразного поведения окрашена напряженной страстностью. Эта «захваченность», погруженность в стереотипы аутости-муляции усиливается при возникновении угрозы: изменении обстановки, появлении объекта страха, попытке взрослого произвольно организовать ребенка.
Дисбаланс в развитии средств защиты и активного контакта с миром, способов реальной адаптации и саморегуляции определяет искажение в формировании психических функций. Они развиваются преимущественно как средства разрешения задач аутости-муляции.
Поэтому двигательное развитие аутичного ребенка — это не столько развитие моторных навыков реальной адаптации к миру, сколько накопление арсенала стереотипных способов извлечения приятных вестибулярных, проприоцептивных, тактильных, мышечных ощущений. Глубокая задержка развития бытовых навыков, неловкость, неуклюжесть при выполнении любого предметного действия сочетается с почти цирковой ловкостью движений в стереотипе аутостимуляции. Такой ребенок часто годами не в состоянии научиться простейшим навыкам самообслуживания, но может выкладывать сложные узоры из мелких предметов, ловко карабкаться, передвигаться по комнате, крутя тарелку на пальце вытянутой руки, избирательно напрягать и расслаблять отдельные мышцы, сосредоточиваясь на возникающих ощущениях. Впечатления, которые в норме составляют ориентировочную основу для построения целенаправленного действия, здесь приобретают самоценность.
Перцептивное развитие также отличается сочетанием одаренности и беспомощности. Наряду с задержкой формирования реальной бытовой картины мира характерно особое внимание к отдельным ощущениям и «чистым» перцептивным формам. Разрабатываются приемы механического раздражения уха и глаза, стимуляция себя отдельными звуками, одержимое пристрастие к музыке, раннее выделение цветов и форм. Так, двухлетний ребенок по непонятным для окружающих перцептивным признакам
18
Гл а в а I. Взгляд сквозь призму детскою аутизма
безошибочно выделяет из груды других любимую пластинку, видит окружающие предметы составленными из шаров. Возможно раннее увлечение стереотипным составлением рядов-орнаментов, первые слова таких детей могут отражать эти пристрастия — «бледно-золотистый», «параллелепипед».
Речевое развитие аутичных детей также своеобразно. Наряду с нарушением коммуникации и трудностью построения активного целенаправленного и гибко адресуемого речевого действия (вместо этого дети используют штампы, «попугайную речь», называют себя во втором или третьем лице), у них часто отмечается особое чувство языка. Они стереотипно играют отдельными звукосочетаниями, словами, фразами, рифмуют, поют, одержимо декламируют стихи. Таким образом, то, что в норме является материалом для организации целенаправленного речевого действия, у аутичных детей становится объектом особого внимания, средством стереотипной аутостимуляции.
Дети произносят изощренные звуки, но их вокализация не обязательно становится лепетом фонетически близким родному языку, часто она напоминает щебет, скрип, звучание музыкальных инструментов. Они могут напряженно повторять отдельные сложные, аффективно звучащие слова: «суперрримперрщишзм» и оставаться мутичными в ситуации общения. В других случаях аг-рамматизмы, смазанность, трудность произвольной организации речи, невозможность диалога сочетаются со сложной правильной речью при аутостимуляции.
Развитие мышления обнаруживает те же тенденции. При конкретности, буквальности и фрагментарности в понимании окружающего аутичные дети в рамках стереотипной игры могут проявлять способность к символизации, одержимо выполнять отдельные сложные мыслительные операции. Иногда это могут быть не по возрасту трудные математические вычисления, стереотипное построение схем движения транспорта и устройства электроприборов, проигрывание типичных шахматных композиций.
Эти стереотипные интеллектуальные игры могут быть достаточно изощренны, но в действительности не являются настоящим активным взаимодействием со средой. Они служат средством воспроизведения одного и того же приятного впечатления, в данном
Гл а в а 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма
19
случае — искусного осуществления одной и той же интеллектуальной операции.
Такой ребенок получает наслаждение от определения дней недели среди дат отдаленных лет, но в реальной жизни практически не соотносит прошлое и будущее; в стереотипной игре он представляет себя виноградной лозой, но в ответ на вопрос, о том, что ему напоминает золотой купол, отчаянно кричит: «Ни что ни на что не похоже, ни что ни на что не может быть похоже»; самозабвенно проигрывает знакомые композиции из учебника по шахматам и не может ответить на простейший ход реального противника в реальном взаимодействии.
Нам представляется, что такое понимание психического ди-зонтогенеза при аутизме вбирает в себя типичные черты синдрома и позволяет объяснить противоречия его клинической картины. Психическое развитие здесь происходит в условиях нарушения возможности адекватного активного взаимодействия с окружением, что изменяет нормальную иерархию адаптивных задач: защита и саморегуляция становятся более важными, чем активная адаптация к миру, именно это и обусловливает искажение в развитии психических функций.
Ситуации аутостимуляции и решения реальных адаптивных задач принципиально различны для каждого аутичного ребенка, поэтому он закономерно проявляет то одаренность, то полную беспомощность в контактах с людьми и средой. Этого могут не понимать даже близкие люди и, ориентируясь на высшие достижения ребенка в ситуации аутостимуляции, они закрепляют его аутис-тические тенденции.
Вместе с тем, при едином типе искаженного развития аутич-ные дети значительно различаются между собой. Можно выделить характерные модели поведения таких детей, в рамках которых формируется единство доступных ребенку средств активного контакта со средой и окружающими людьми, с одной стороны, и форм зашиты и аутостимуляции, с другой.
Согласно этим специфическим образцам поведения мы выделяем четыре основных группы аутичных детей, которые отличаются тяжестью и характером аутизма, степенью дезадаптации и мерой искажения развития, возможностями социализации. В про-
20
Гл а в а 1. Взгляд сквозь призму детского аутизма
цессе психокоррекционной практики мы можем наблюдать, как при успешной работе ребенок в определенном порядке поднимается по этим ступеням и, наоборот, при ухудшении состояния прослеживается обратный процесс.
В приведенном ниже описании выделенных групп для нас важ
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!