Виды и формы адаптации персонала — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Виды и формы адаптации персонала

2021-10-05 22
Виды и формы адаптации персонала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    После приема нового работника следует провести специальную работу по включению его в новую для него трудовую ситуацию. Этот первый период заботы о новичке и помощи ему называется периодом адаптации и совпадает с периодом испытательного срока. Период адаптации включает следующие действия: общий инструктаж, который содержит информацию об организации, об условиях труда и отдыха; производственный инструктаж; подготовку рабочей группы к приходу нового работника; закрепление наставника; подведение итогов испытательного срока, в ходе которого принимается решение о форме найма работника и определяется его статус.[7]

    Выделяют следующие виды адаптации: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационно-административную, экономическую и санитарно-гигиеническую.

    Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности и положительного отношения к работе.[8]

В процессе психофизиологической, санитарно-гигиенической и социально-психологической адаптации происходит освоение рабочего места в аспекте воздействия на работника физических, психологических и социальных факторов: физических и психических нагрузок, санитарно-гигиенических условий труда, деловых и личных взаимоотношений в коллективе и др. Работник адаптируется к требованиям и правилам организации, знакомится с техникой безопасности производства.

Организационно-административная адаптация формирует у работника понимание собственной роли в организации с учетом собственной должности и местом своего подразделения в общей организационной структуре.

Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труду и различных выплат.[9]

В организационном плане управление профессиональной адаптацией состоит из трех элементов. Это – структурное закрепление функции управления адаптацией; разработка технологии процесса управления адаптацией; информационное обеспечение этого процесса.[10]

Известны следующие организационные формы адаптации:

1. Проведение семинаров, курсов по различным аспектам адаптации. Наиболее оптимальный вариант такой: вручение новичку пакета рекламных и самых необходимых документов. Это могут быть брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии, должности.

Если организация обладает соответствующими ресурсами, то в течение первого месяца организуется семинар для всех вновь принятых работников, в ходе которого им излагают основы философии организации, перспективы ее развития, ситуацию на рынке.

2. Подготовительные процедуры. Собственно, процесс адаптации работника начинается уже в отделе кадров при оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит с претендентом краткую беседу, в ходе которой в общих чертах знакомит его с организацией, с подразделением, где предстоит тому работать. После этого представляет новичка его куратору (не обязательно прямому руководителю) и затем уже отводит на рабочее место и представляет непосредственному руководителю. Тот, в свою очередь, знакомит новичка с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению он может прикрепить к новичку наставника из числа опытных и старших работников.

3. Введение в должность. В каждом коллективе свои отношения взаимной зависимости, требовательности, ответственности за совместно выполняемую работу, взаимопомощи, свои формальные и неформальные законы. Приход в новый трудовой коллектив - непростое морально-психологическое испытание, связанное, прежде всего с необходимостью переоценки прежнего своего образа жизни, отказа от определенных привычек и установок и принятия устоявшихся традиций и обычаев нового трудового коллектива.

4. Индивидуальные беседы - с линейным руководителем, куратором, менеджером по обучению. Суть этих бесед - разработка индивидуального плана обучения новичка.

5. Неформальное общение. В ходе неофициального общения новые работники познают неписаные правила организации: кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности труда считается достаточным.

Эффективная адаптация работников позволяет уменьшить издержки, сократить текучесть рабочей силы, сэкономить время руководителя и сотрудников, а также сформировать позитивное отношение нового сотрудника к работе.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.