Семинар № 5. «Психология жизненных кризисов  как новая отрасль психологического знания» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семинар № 5. «Психология жизненных кризисов  как новая отрасль психологического знания»

2021-10-05 122
Семинар № 5. «Психология жизненных кризисов  как новая отрасль психологического знания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Психология возрастных кризисов»

(Е.Е.Сапогова, 2020 уч.г., магистратура «ВПК», 2 курс, 4 семестр)

Дата, время Вид учебной работы, тема, содержание  
12.02.209, 10:40 Лекция № 1 Теоретические направления осмысления кризисных периодов жизни человека. Кризис как закономерное возрастное явление. Кризис как нормативное социально-психологическое явление. Кризис как индивидуальное преодоление сложной жизненной проблемы. Психология жизненных кризисов как новая отрасль психологического знания.  
1 2.02. 20, 12:30 *Семинар-«круглый стол» № 1 «Кризис: феномен, переживание, понятие». Ход занятия: продолжение лекции № 1, групповое обсуждение содержания понятия «кризис» в психологии. Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.  
12.02.20, 14:20 Лекция № 2 Исследования проблем жизненных кризисов в психологии. Основные положения концепции жизненных кризисов в отечественной психологии. Жизненный кризис, кризис развития, возрастной кризис. Лиминальные периоды в жизни человека.  
26.02.20, 10:40 *Семинар-«круглый стол» № 2. «Концепции возрастных, жизненных кризисов, кризисов развития и лиминальных периодов жизни в психологии» Ход занятия: продолжение лекции № 2, групповое обсуждение содержания концепций возрастных, жизненных кризисов, кризисов развития и лиминальных периодов жизни в психологии. Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.  
26.02.20, 12:30

Лекция № 3

Кризисы детских возрастов. Кризис отрочества. Основные характеристики и психологические смыслы кризиса молодости.

26.02.20 14:20

*Семинар-«круглый стол» № 3. «Методология детских кризисов в психологии»

Ход занятия: продолжение лекции № 3, групповое обсуждение методологии возрастных кризисов в психологии.

Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.

11.03.20, 10:40

Лекция № 4

Кризис среднего возраста как осознание «необходимости себя». Кризис старения: «ностальгия по себе». Смерть как кризис индивидуальной жизни.

11.03.20, 12:30

*Семинар-«круглый стол» № 4. «Методология кризисов взрослых возрастов в психологии»

Ход занятия: продолжение лекции № 4, групповое обсуждение методологии кризисов взрослого возраста в психологии.

Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.

11.03.20, 14:20

Семинар № 5. «Психология жизненных кризисов  как новая отрасль психологического знания»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант письменно готовит ответы на перечисленные ниже вопросы.

Ход занятия: групповая дискуссия по указанным ниже вопросам.

Вопросы для обсуждения в групповой дискуссии

1) Является ли, на ваш взгляд, понятие «кризис» столь же универсальным для современной психологии, как, например, понятия «личность» или «группа»?

2) Спрогнозируйте масштабность влияния жизненных и иных кризисов на жизнедеятельность современного человека.

3) Является ли кризис неотъемлемой частью жизни? Почему?

4) Какие и сколько кризисов приходится на обычную человеческую жизнь?

5) Можно ли вообще избежать переживания кризисов?

6) Какие факторы, на ваш взгляд, усиливают неблагоприятное течение кризисов? Почему?

7) Какие факторы, на ваш взгляд, могут смягчить переживание даже острых кризисов? Почему?

8) Как бы вы охарактеризовали содержание и предмет новой отрасли психологического знания – психологии жизненных кризисов?

9) Как вы считаете, «психология жизненных кризисов» и «кризисная психология» являются полноценными синонимами? Почему?

10) Почему исследования кризисов в основном связывают с клинической и возрастной психологией?

11) В чем разница психологического содержания понятий «стресс», «травма» и «кризис»?

12) Какой теоретический подход, на ваш взгляд, лучше всего объясняет природу и функции жизненных кризисов? Почему?

13) Какой центральный конструкт лежит в центре осмысления кризиса любой природы?

14) Почему современная психология признает кризис событием внутренней жизни человека?

15) Какое средство профилактики и преодоления кризиса, на ваш взгляд, можно считать наиболее эффективным? Почему?

25.03.20, 10:40

Ход занятия.

1. Контрольная работа № 2 в форме тестирования.

2. Обсуждение индивидуально составленных таблиц, итогом которого становится общее представление о каждом возрастном кризисе.

25.03.20, 14:20

Кризисов взросления»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант индивидуально готовится к контрольной работе № 3; 2) каждый магистрант письменно готовит ответы на все вопросы коллоквиума.

Вопросы к коллоквиуму.

1) Как в кризисе юности обретается идентичность?

2) Что такое диффузия идентичности?

3) Каковы возрастные интервалы переживания кризиса юношеского возраста?

4) Что такое психический мораторий, по Э.Эриксону?

5) От чего зависит острота юношеского кризиса?

6) На чем и почему сосредоточено самосознание в юношеском возрасте?

7) Каким образом обретению позитивной идентичности способствует состояние юношеской влюбленности?

8) Какова роль сверхидентификаций в преодолении юношеского кризиса?

9) Почему юношеское поведение часто граничит с эпатажем?

10) В чем состоит синдром патологии идентичности?

11) Какими способами юноши пытаются самоутвердиться в современном социуме?

12) Как изменились сегодня социальные требования к взрослеющему и взрослому человеку?

13) Охарактеризуйте «синдром Питера Пэна». Почему он получает сегодня столь широкое распространение?

14) Есть ли разница в переживании кризиса молодости у мужчин и женщин?

15) Каковы временные рамки переживания кризиса молодости?

16) Могут ли кризисы взрослых возрастов сливаться в один непреходящий кризис?

17) Почему в современном социуме распространяется желание невзрослеть, если в подростковом кризисе было отвоёвано право на взросление?

18) Как бы вы охарактеризовали «бегство от взрослости»?

19) Аналогична ли природа «бегства от взрослости» природе «бегства от старости»? С чем связаны оба синдрома?

20) В каких взрослых, на ваш взгляд, нуждается современный социум?

21) Каковы общие характеристики взрослости?

22) Можно ли сегодня, вслед за В.В.Зеньковским, говорить о «раннем» и «втором» детстве? До какого возраста, по-вашему, может длиться второе детство?

23) Является ли сегодня взрослость императивом развития? Почему?

24) Почему чередуются «поколения нужды» и «поколения скуки»?

25) Как вы понимаете выражение «играть во взрослость»?

26) Чем статус «взрослеющего» отличается от статуса «взрослого»?

27) В чем проявляет себя тенденция избегаения ответственности?

28) Охарактеризуйте «синдром невзросления».

29) Охарктеризуйте такой признак кризиса молодости как «процессуальность существования».

30) Почему лица с «синдромом невзросления» стремятся действовать как коллективный субъект, а не «от первого лица»?

31) Почему в кризисе молодости обычно бывает силен элемент нарциссизма?

32) Как проявляет себя в кризисе молодости «диктат телесности»?

Ход занятия. Коллоквиум проходит без дискуссии в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ» («правильно-неправильно»).

Ответ должен быть полным и содержательным. Если на заданный вопрос коллоквиума никто не даёт ответа, он пропускается и, при наличии времени в конце занятия, к нему можно будет вернуться в групповой дискуссии. Если дается неверный ответ, право ответа переходит к другому магистранту. Вопросы заранее между учащимися не распределяются, преподаватель по ходу занятия сам выбирает, кто будет отвечать на каждый вопрос. За каждый правильный ответ магистрант может получить «зачётную карточку» или нет. Если на поставленный вопрос дан неверный ответ, право ответа передаётся другому магистранту.

8.04.20, 10:40

Семинар № 9. «Психологическое содержание

Кризиса взрослости»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант индивидуально готовится к контрольной работе № 3; 2) каждый магистрант готовит письменные ответы на каждый из обсуждаемых на семинаре вопросов.

Ход занятия: 1) контрольная работа № 3 в форме ответов на индивидуальный вопрос; 2) групповое обсуждение перечисленных ниже вопросыов.

Вопросы для обсуждения в групповой дискуссии

1) Каковы временные рамки кризиса среднего возраста? Изменились ли они за последние годы и почему?

2) Почему крисиз среднего возраста – самый известный кризис взрослости?

3) Какая психологическая теория становится основанием для осмысления механизмов и содержания кризиса среднего возраста и почему?

4) Почему часто смешивают, сближают содержание кризиса среднего возраста и кризиса старения?

5) Почему в кризисе среднего возраста люди часто испытвают «самый низкий уровень счастья»?

6) Каковы основные характеристики кризиса среднего возраста?

7) Как обычно переживается кризис среднего возраста, каковы его симптомы?

8) Каковы новообразования кризиса среднего возраста?

9) Всегда ли кризис среднего возраста переживается как состояние жизненного застоя?

10) Почему Э.Йоманс характеризует кризис среднего возраста как «время вопросов, а не ответов на них», как как «время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения»?

11) Как в кризисе среднего возраста «работает» юнговский процесс индивидуации?

12) Какие идентификации возможны в кризисе среднего возраста?

13) Почему кризис среднего возраста может быть понят как нахождение в зазоре между первичной и вторичной социализацией?

14) Как вы считаете, кризис среднего возраста может быть рассмотрен как фаза личностного роста?

15) Как вы считаете, кризис протекает ярче и острее у состоявшихся или несостоявшихся личностей? Почему?

16) Какую характеристику следует считать «ядерной» для кризиса среднего возраста? Почему?

8.04.20, 12:30

Семинар № 10. «Психологическое содержание

Кризиса старения»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант готовит письменные ответы на каждый из обсуждаемых на семинаре вопросов.

Ход занятия: 1) обсуждение перечисленных ниже вопросов в групповой дискуссии.

Вопросы для обсуждения в групповой дискуссии

1) Какое название вам кажется более подходящим – «кризис старения» или «кризис пожилого возраста» – и почему?

2) Как связаны между собой кризис старения и жизненно-смысловая перспектива личности?

3) Каковы хронологические рамки кризиса пожилого возраста?

4) Какой момент жизни человека следует принимать за точку отсчета начала кризиса старения?

5) Какую «экзистенциальную обязанность» принимает на себя человек в кризисе старения?

6) Как в кризисе старения познаются пределы самоосуществимости личности?

7) Что означает «исчезновение доминанты дали» в кризисе старения?

8) Как вы понимаете момент «осознания принципиальной незавершенности жизни», появляющийся в кризисе пожилого возраста?

9) Почему в кризисе старения человек преимущественно обращается к собственному прошлому?

10) Могут ли кризисы среднего и пожилого возраста слиться в один непрерывный кризис? Почему?

11) Какие элементы кризиса пожилого возраста можно считать фатальными, а какие – продолжающими поддерживать развитие?

12) Почему смерть принято называть кризисом индивидуальной жизни?

8.04.20, 14:20

Рейтинг-ПЛАН

по дисциплине «Психология возрастных кризисов» (4 семестр)

Ступень образования Форма обучения Статус дисциплины в учебном плане Общая трудоемкость (в зачетных единицах и часах)
Магистратура Очная форма обучения Дисциплина вариативной части 3 з.е. (108 ч.)

 

БАЗОВая часть

Виды контроля

Тема / форма аттестационной работы

Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов

Контроль посещаемости занятий

 

- -

Посещение лекционных занятий

- -

Посещение практических занятий

- -

 

Текущий контроль работы на семинарских и практических занятиях

 

30 60

Семинар-«круглый стол» № 1. «Кризис: феномен, переживание, понятие».

2 4

Семинар-«круглый стол» № 2. «Концепции возрастных, жизненных кризисов, кризисов развития и лиминальных периодов жизни в психологии».

3 6

Семинар-«круглый стол» № 3. «Методология детских кризисов в психологии».

2 4

Семинар-«круглый стол» № 4. «Методология кризисов взрослых возрастов в психологии».

2 4

Семинар № 5. «Психология жизненных кризисов как новая отрасль психологического знания».

3 6

Интерактивный семинар № 6. «Теоретические направления в изучении кризисных периодов жизни человека».

3 6

Семинар № 7. «Психологическое содержание кризисов детских возрастов и отрочества».

3 6
 

Коллоквиум № 8. «Основные характеристики кризисов взросления».

3 6
 

Семинар № 9. «Психологическое содержание

кризиса взрослости»

3 6
 

Семинар № 10. «Психологическое содержание кризиса старения».

3 6
 

Интерактивный семинар № 11. «Смерть как кризис индивидуальной жизни».

3 6

 

Рубежный контроль

 

10 20

Контрольная работа № 1

3 6

Контрольная работа № 2

3 6
 

Контрольная работа № 3

4 8

 

Промежуточная аттестация

 

10 20

Зачет (проводится в письменной бланковой форме)

10 20
Итого

 

50 100

 

 

К промежуточной аттестации не допускаются учащиеся,набравшие в течение семестра менее 45 баллов

Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов

Выполнение заданий рубежного контроля, прохождение промежуточной аттестации является обязательным условием получения итоговой рейтинговой оценки в семестре независимо от количества накопленных баллов.

Магистранты, желающие повысить зачетные баллы, имеют право выполнить задание из дополнительной части и предоставить его преподавателю, соответствующее пропущенной теме или слабо проработанной теме не позднее 2 недель с момента прохождения семинарского/практического занятия.

Расчет итоговой рейтинговой оценки

От 0 до 49 баллов

«не зачтено»

От 50 до 100 баллов

«зачтено»

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ часть

Форма аттестационной работы

Тема

Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов

Не отрабатывается

Семинар-«круглый стол» № 1. «Кризис: феномен, переживание, понятие».

- -

Не отрабатывается

Семинар-«круглый стол» № 2. «Концепции возрастных, жизненных кризисов, кризисов развития и лиминальных периодов жизни в психологии».

- -

Не отрабатывается

Семинар-«круглый стол» № 3. «Методология детских кризисов в психологии».

- -

Не отрабатывается

Семинар-«круглый стол» № 4. «Методология кризисов взрослых возрастов в психологии».

- -

1. Подготовка иллюстрированного глоссария по психологии возрастных кризисов (не менее 20 терминов).

Семинар  № 5. «Анализ содержания термина “кризис” в психологии».  

1 2

2. Подготовка схемы содержания и структуры «психологии жизненных кризисов»

Семинар № 5. «Психология жизненных кризисов как новая отрасль психологического знания».

1 2

3. Подготовка сравнительной таблицы, иллюстрирующей концепции возрастных, жизненных кризисов, кризисов развития и лиминальных периодов жизни (по 1 странице на понятие 14 кеглем через 1 интервал)

Интерактивный семинар № 6. «Теоретические направления в изучении кризисных периодов жизни человека».

1 2

4. Подготовка 5-страничного эссе (14 кеглем через 1 интервал) на тему «Теоретические направления в исследовании возрастных кризисов».

Семинар № 6. «Исследование проблем возрастных и жизненных кризисов в психологии».

1 2

5. Подбор коллекции из 10 литературных примеров, иллюстрирующих кризисы детских возрастов и отрочества (10 фрагментов литературных текстов с постраничными ссылками на источник). Аннтации книг не считаются анализом и не засчитываются!

Семинар № 7. «Психологическое содержание кризисов детских возрастов и отрочества».

1 2

6. Подбор коллекции из 10 фильмов, иллюстрирующих кризисы детских возрастов и отрочества (10 названий фильмов с комментариями по персонажу, переживающему возрастной кризис, в объеме не менее 0,5 страниц 14 кеглем через 1 интервал). Анонсы фильмов не считаются анализом и не засчитываются!

Семинар  № 7. «Психологическое содержание кризисов детских возрастов и отрочества».

1 2

7. Подготовка 5-страничного эссе (14 кеглем через 1 интервал) на тему «Почему методология исследования возрастных кризисов детства оказывается недостаточной для анализа кризисов взрослых возрастов?»

Коллоквиум № 8. «Основные характеристики кризисов взросления».

1 2

8. Подбор коллекции из 10 фильмов, иллюстрирующих кризисы взрослых возрастов (10 названий фильмов с комментариями по персонажу, переживающему возрастной кризис, в объеме не менее 0,5 страниц 14 кеглем через 1 интервал). Анонсы фильмов не считаются анализом и не засчитываются!

Семинар № 9. «Психологическое содержание

кризиса взрослости»

1 2

9. Подготовка 5-страничного эссе (14 кеглем через 1 интервал) на тему «Чем кризис среднего возраста отличается от кризиса старения?»

Семинар № 10. «Психологическое содержание кризиса старения».

1 2

10.Подготовка библиографического списка научной литературы по проблематике семинара (не менее 30 источников не старше 2000 года издания).

Интерактивный семинар № 11. «Смерть как кризис индивидуальной жизни».

1 2

Итого:

10 20
           

ВНИМАНИЕ!

 

    1. При выполнении отработок заданий необходимо указывать номер и тему пропущенного и подготовленного аудиторного занятия из основного рейтинг-плана.

2. При выполнении заданий для увеличения количества семестровых баллов необходимо указывать номер занятия в дополнительном рейтинг-плане.

Темы для подготовки к зачету

(проводится в письменной бланковой форме)

1.Психологическая природа кризисов человеческой жизни.

2. Основные трактовки термина «кризис» в психологии.

3. Кризис как закономерное возрастное явление.

4. Кризис как нормативное социально-психологическое явление.

5. Кризис как индивидуальное преодоление сложной жизненной проблемы (ситуации).

6. Структура критического периода.

7. Трактовка природы и механизмов возрастных кризисов в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

8.  Лиминальные периоды жизни и кризисы.

9. Психологическое содержание возрастных кризисов.

10. Кризис новорожденности.

11. Кризис первого года жизни.

12. Кризис трех лет. Кризис 6-7 лет.

13. Подростковый кризис.

14.  Кризис юности.

15. Кризис молодости.

16. Кризис среднего возраста.

17. Кризис старения (пожилого возраста).

18.  Смерть как кризис индивидуальной жизни.

19. Экзистенциальная методология как инструмент анализа кризисов взрослых возрастов.

20. Психология жизненных кризисов как новая область психологического знания.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Психология возрастных кризисов»

(Е.Е.Сапогова, 2020 уч.г., магистратура «ВПК», 2 курс, 4 семестр)

Дата, время Вид учебной работы, тема, содержание  
12.02.209, 10:40 Лекция № 1 Теоретические направления осмысления кризисных периодов жизни человека. Кризис как закономерное возрастное явление. Кризис как нормативное социально-психологическое явление. Кризис как индивидуальное преодоление сложной жизненной проблемы. Психология жизненных кризисов как новая отрасль психологического знания.  
1 2.02. 20, 12:30 *Семинар-«круглый стол» № 1 «Кризис: феномен, переживание, понятие». Ход занятия: продолжение лекции № 1, групповое обсуждение содержания понятия «кризис» в психологии. Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.  
12.02.20, 14:20 Лекция № 2 Исследования проблем жизненных кризисов в психологии. Основные положения концепции жизненных кризисов в отечественной психологии. Жизненный кризис, кризис развития, возрастной кризис. Лиминальные периоды в жизни человека.  
26.02.20, 10:40 *Семинар-«круглый стол» № 2. «Концепции возрастных, жизненных кризисов, кризисов развития и лиминальных периодов жизни в психологии» Ход занятия: продолжение лекции № 2, групповое обсуждение содержания концепций возрастных, жизненных кризисов, кризисов развития и лиминальных периодов жизни в психологии. Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.  
26.02.20, 12:30

Лекция № 3

Кризисы детских возрастов. Кризис отрочества. Основные характеристики и психологические смыслы кризиса молодости.

26.02.20 14:20

*Семинар-«круглый стол» № 3. «Методология детских кризисов в психологии»

Ход занятия: продолжение лекции № 3, групповое обсуждение методологии возрастных кризисов в психологии.

Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.

11.03.20, 10:40

Лекция № 4

Кризис среднего возраста как осознание «необходимости себя». Кризис старения: «ностальгия по себе». Смерть как кризис индивидуальной жизни.

11.03.20, 12:30

*Семинар-«круглый стол» № 4. «Методология кризисов взрослых возрастов в психологии»

Ход занятия: продолжение лекции № 4, групповое обсуждение методологии кризисов взрослого возраста в психологии.

Отчетная форма: 1) перечень ключевых понятий темы (10-15 слов или словосочетаний); 2) составление «синопсиса» темы из 10 предложений.

11.03.20, 14:20

Семинар № 5. «Психология жизненных кризисов  как новая отрасль психологического знания»

Подготовка к занятию: 1) каждый магистрант письменно готовит ответы на перечисленные ниже вопросы.

Ход занятия: групповая дискуссия по указанным ниже вопросам.

Вопросы для обсуждения в групповой дискуссии

1) Является ли, на ваш взгляд, понятие «кризис» столь же универсальным для современной психологии, как, например, понятия «личность» или «группа»?

2) Спрогнозируйте масштабность влияния жизненных и иных кризисов на жизнедеятельность современного человека.

3) Является ли кризис неотъемлемой частью жизни? Почему?

4) Какие и сколько кризисов приходится на обычную человеческую жизнь?

5) Можно ли вообще избежать переживания кризисов?

6) Какие факторы, на ваш взгляд, усиливают неблагоприятное течение кризисов? Почему?

7) Какие факторы, на ваш взгляд, могут смягчить переживание даже острых кризисов? Почему?

8) Как бы вы охарактеризовали содержание и предмет новой отрасли психологического знания – психологии жизненных кризисов?

9) Как вы считаете, «психология жизненных кризисов» и «кризисная психология» являются полноценными синонимами? Почему?

10) Почему исследования кризисов в основном связывают с клинической и возрастной психологией?

11) В чем разница психологического содержания понятий «стресс», «травма» и «кризис»?

12) Какой теоретический подход, на ваш взгляд, лучше всего объясняет природу и функции жизненных кризисов? Почему?

13) Какой центральный конструкт лежит в центре осмысления кризиса любой природы?

14) Почему современная психология признает кризис событием внутренней жизни человека?

15) Какое средство профилактики и преодоления кризиса, на ваш взгляд, можно считать наиболее эффективным? Почему?

25.03.20, 10:40

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.