Свойства, обеспечивающие безопасность транспортных  средств — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Свойства, обеспечивающие безопасность транспортных  средств

2021-10-05 372
Свойства, обеспечивающие безопасность транспортных  средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Безопасность транспортного средства включает в себя комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств, снижающих вероятность возникновения ДТП, тяжесть их последствий и отрицательное влияние на окружающую среду. Различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность транспортного средства.

 

Система «водитель — автомобиль» обладает активной безопасностью —свойствами, снижающими вероятность возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций и ДТП, позволяющими водителю уверенно управлять автомобилем, разгоняться и тормозить с необходимой интенсивностью и совершать маневры без значительных затрат физических сил.

 

Сущность функций активной безопасности заключается в соответствии тяговой и тормозной динамики дорожным условиям, а также в надежном функционировании автомобиля и водителя.

К основным свойствам активной безопасности автомобиля относят следующие: тягово-скоростные и тормозные, а также устойчивость, управляемость, проходимость, информативность и обитаемость автомобиля.

Под пассивной безопасностью транспортного средства понимаются его свойства, снижающие тяжесть последствий ДТП. Различают внешнюю и внутреннюю пассивную безопасность автомобиля.

Внешняя пассивная безопасность уменьшает травматизм других участников движения: пешеходов, водителей и пассажиров других транспортных средств, вовлеченных в ДТП, а также уменьшает механические повреждения самих автомобилей.

К внутренней пассивной безопасности автомобиля предъявляются два основных требования: создание условий, при которых человек мог бы безопасно выдержать значительные перегрузки;

исключение травмоопасных элементов в салоне автомобиля

 

Водитель и пассажиры при столкновении и резкой остановке автомобиля  продолжают двигаться вперед по инерции.

 

Именно в это время происходит большая часть травм в результате ударов головой — о ветровое стекло, грудью — о рулевое колесо и рулевую колонку, коленями — о нижнюю кромку панели приборов.

 

Конструкция и жесткость кузова автомобиля изготавливаются такими, чтобы при столкновениях деформировались передняя и задняя части кузова, а центральная часть кузова, в которой находятся пассажиры, должна иметь достаточную жесткость и как можно меньше деформироваться, с сохранением минимально необходимого пространства для исключения сдавливания тел пассажиров (рис. 3).

 

Чем больше деформация передней и задней части автомобиля, тем меньшие перегрузки, возникающие при столкновениях, будут воздействовать на пассажиров.

 

 

Рис. 4 Конструкции травмобезопасных рулевых колонок

 

При лобовых ударах серьезную опасность для водителя представляет рулевое колесо, которое часто причиняет тяжелые ранения.

 

Поэтому ступицу рулевого колеса глубоко утапливают и обкладывают мягкими материалами. Рулевую колонку часто выполняют из перфорированного металла, так что при ударе она деформируется, поглощая пластическую энергию

(рис. 4,а).

Предусматриваются и другие меры защиты, снижающие тяжесть последствий столкновения: возможность перемещения рулевого колеса и рулевой колонки (рис.4, б) и поглощения ими энергии удара, а также равномерного распределения удара рулевого колеса по поверхности груди водителя (рис. 4, в).

 

 

Чтобы в результате ДТП не произошло самопроизвольного открывания дверей при большой деформации кузова и человек не выпал из автомобиля (в этом случае веро-
ятность смертельного исхода увеличивается в несколько раз), устанавливаются безопасные замки.

Какой бы ни была совершенной конструкция автомобиля с точки зрения пассивной безопасности, необходимо фиксировать ремнями безопасности едущих в автомобиле (рис. 5),

использовать подголовники сидений (рис. 6)

 

 

 

и применять надувные подушки безопасности (рис. 7).

 

Ремни безопасности получили широкое распространение, и их применение предписано Правилами дорожного движения.

Недостатком ремней является то, что они стесняют подвижность и водителя, и пассажиров.

Использование ремней безопасности не только уменьшает количество травм

(на 62 —75%), но и снижает их тяжесть.

Эффективным является применение пневматических подушек безопасности, которые при столкновении автомобиля с препятствием  наполняются сжатым газом за 0,03—0,04 с и принимают на себя удар человека. Для смягчения удара головой о ветровое стекло устанавливают травмобезопасные стекла, стремятся использовать его упругую и пластическую деформацию. Это требует особого исполнения стекла, склеенного из нескольких слоев.

 

Послеаварийная безопасность — свойства транспортного средства, уменьшающие тяжесть последствий аварии, позволяющие быстро эвакуировать пассажиров, погасить пожар, ликвидировать последствия ДТП и предотвратить возникновение новых аварийных ситуаций.

 

В основе обеспечения послеаварийной безопасности лежат противопожарные мероприятия, мероприятия по эвакуации людей, аварийная сигнализация.

 

Наиболее тяжелым последствием ДТП является возгорание автомобиля.

Чаще всего возгорание происходит при опасных происшествиях:

столкновениях автомобилей, наездах на неподвижные препятствия, а также при опрокидывании.

 

В таких происшествиях топливо выливается из поврежденного бака или из заливной горловины. Возгорание может произойти от горячих деталей системы выпуска отработавших газов, от искры при неисправной системе зажигания или возникшей в результате трения деталей кузова о дорогу или о кузов другого  автомобиля.

 

Несмотря на небольшую вероятность возгорания (0,03 — 1,2 % от общего количества происшествий), их последствия тяжелейшие - они нередко связаны с гибелью людей.

 

При опрокидывании автомобиля в воду его салон должен по крайней мере некоторое время сохранять герметичность (до полного заполнения салона должно пройти не менее 5 мин).

Замки дверей не должны заклиниваться. Все устройства для дополнительного выхода водителя и пассажиров из салона автомобиля должны открываться не только  изнутри, но и снаружи.

Под экологической безопасностью ТС понимается свойство снижать степень отрицательного влияния на людей и окружающую среду.

Экологическая безопасность охватывает все области использования автомобиля.

 

Основными факторами при этом являются:

потеря полезной площади земли, необходимой для производства и использования автомобилей;

загрязнение атмосферы отработавшими газами  двигателей внутреннего сгорания (ДВС);

шум и вибрации, вызываемые движением автомобилей.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.